Автор: Елена Владимировна Подойницына
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: КГА ПОУ "Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж имени Героя Советского Союза Д.М. Карбышева"
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: Повышение качества знаний по дисциплине Математика
Раздел: среднее профессиональное
Повышение качества знаний по дисциплине Математика
Подойницына Е.В., преподаватель
КГА ПОУ «ДВГГТК имени Д.М. Карбышева»
г. Владивосток
Вопросы качества знаний учащихся при обучении любому предмету, в
том числе и математике, всегда находятся в центре внимания и это
непрерывно ставит перед нами всё новые и новые задачи.
Необходимость качественного обучения подрастающего поколения,
вытекает из «Основных направлений реформы общеобразовательной и
профессиональной школы» и определяется её ролью в развитии общества в
целом и формированием личности каждого отдельного человека.
Математическое образование ставит следующие цели обучения:
-
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми
для применения в практической деятельности, для изучения смежных
дисциплин, для продолжения образования;
-
интеллектуальное
развитие
учащихся,
формирование
качеств
мышления, характерных для математической деятельности и необходимых в
будущей профессии и для повседневной жизни;
-
формирование представлений об идеях и методах математики, о
математике как форме описания и методе познания действительности;
- формирование
представлений
о
математике
как
части
общечеловеческой
культуры,
понимания
значимости
математики
для
общественного прогресса.
Требования к уровню подготовки студентов определяют необходимый
уровень знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть каждый
выпускник колледжа.
Хотелось
бы
здесь
поделится
размышлениями
о
преподавании
математики в нашем учебном заведении. Сегодня на всех отделениях,
преподается математика. Конечно, преподавание математики в разных
группах и на разных специальностях обусловлено спецификой и уровнем
подготовленности
студентов.
Тем
не
менее,
качество
необходимо
и
необходимы усилия направленные на повышение качества обучения.
Все
это,
безусловно,
должно
сопровождаться
разработкой
соответствующей
системы
контроля
за
математической
подготовкой
студентов.
Ряд прогрессивных изменений в современных программах и учебниках,
к сожалению, приводит иногда к тому, что изучаемые темы совсем оторвано
от изучаемой специальности. Не связаны с профнаправленностью и в
конечном счете это влияет на качество обучения, т.к. ребята не видят для чего
им это необходимо знать.
Прежде
всего
стоит
назвать
то
обстоятельство,
которое
уже
почувствовали преподаватели гуманитарных дисциплин, — изменение места
и роли преподавателя в системе получаемой студентами информации по
учебному предмету. Относительно недавно учитель был едва ли не
единственным источником информации с непререкаемым авторитетом. Ныне
учителя гуманитарных предметов делят свою роль с видеокультурой,
Интернетом, реже с книгой и образованными родителями.
То же самое происходит и с нашим предметом.
Нередко сведения о математике, приемы решения задачи, примеры
приложений математики к решению практических задач студент ныне
находит в многочисленных и вполне доступных всевозможных пособиях в
помощь обучающимся, дисках с программами, Интернете. С одной стороны
это может быть и неплохо, если изучаются гуманитарные предметы, но для
изучения математики это принимает другие формы. Студенты разучились
математически мыслить, очень тяжело заставить их плодотворно работать.
Может быть, именно поэтому сейчас немало весьма противоречивых
рекомендации, которые иногда с неоправданной поспешностью ставятся под
сомнение давно установленные принципы дидактики, отдельные учебные
пособия оказываются недостаточно доброкачественными в методическом
отношении. Мне кажется, что по этому поводу не всегда следует впадать в
излишний гнев и обрушиваться с резкой критикой в адрес ученых,
методистов, авторов учебников — все происходящее есть естественное
проявление развития нашего общества.
«Грандиозные задачи конца нынешнего и начала грядущего столетий
будут решать те, кто сегодня садится за школьную парту. На их плечи ляжет
ответственность за всесторонний прогресс общества» - так сказано в
«Основных направлениях реформы».
В решении поставленной задачи существенную долю составляют
вопросы, относящиеся к педагогике и, вообще говоря, выходящие за рамки
преподавания математики Мне хотелось бы поделиться проблемами,
непосредственно относящимся к нашей дисциплине и представляющими
интерес при изучении:
1)
Преподавание
математики
должно
являться
основой
всей
технической культуры в условиях работы при подготовке молодого
поколения к труду. Преподавание должно быть связано с жизнью, практикой,
2)
Связь преподавания математики с физикой, вычислительной
техникой и информатикой, химией и другими учебными предметами,
включая и гуманитарные. Должно быть определено место математики в
системе получения среднего образования. Количество учебных часов по
некоторым специальностям просто мизерно.
3)
Опыт
организации
работы
с
математической
литературой
с
учебником математики в частности. Подчеркну здесь особо, создание единой
системы непрерывного образования и это требует от нас специального
внимания к воспитанию навыков чтения математической и, следовательно,
научно- технической литературы с ее особым языком, абстрактностью и
лаконизмом
изложения,
символикой
и
связью
с
иллюстративным
материалом, со свойственным такой литературе отсутствием эмоционального
воздействия на читателя. Возможности такой работы необходимо – и в
библиотеке, конечно, имеется небольшое количество математической и
популярной литературы, но все же её очень мало, в основном это учебники.
4)
Планирование
(календарное,
поурочное
и
др.)
с
учетом
специфики специальности, по которой обучаются студенты и особенностей
группы и т. п.
5)
Приемы, методы, формы изложения преподавателем тех и или
иных фактов, доказательств теорем, решения задач, опыт применения
анализа и синтеза, сочетания индуктивного и дедуктивного подходов.
Особенно это относится к вопросам, являющимся более или менее новыми
для ребят (некоторые вопросы математического анализа, пределы функции,
полярные и декартовы системы координат, определители и матрицы и т. п.).
6)
Опыт обеспечения разумного сочетания строгости изложения с
его доступностью, приемы дифференцированного подхода к учащимся, в
частности к учащимся, проявляющим особый интерес к предмету и,
напротив, испытывающим к нему явную или скрытую неприязнь.
7)
Организация контроля за усвоением знаний, система учета и оценки
знаний, анализ и классификация ошибок, допускаемых учащимися, работа по
устранению этих ошибок, организация самостоятельной работы учащихся ни
уроке и дома.
8)
Опыт внеклассной работы — предметные недели, различного
рода олимпиады, конкурсы, соревнования
Не последнюю роль в этой работе играет и тестирование.
1)
Тесты на проверку достижения уровня обязательной подготовки,
состоящие из заданий с выбором ответа или свободными ответами в виде
числа, выражения, формулы и т.п. Выполнение таких тестов оценивается
одной оценкой «зачет» или «незачет».
2)
Тесты, направленные на выявление разного уровня подготовки
студентов и иллюстрирующие возможности дифференциации уровней
требований. Этот тест является комбинированным по форме предъявления
заданий.
Его
первая
часть,
соответствующая
уровню
обязательной
подготовки, содержит задания с готовыми или свободными ответами. Вторая
часть, соответствующая повышенному уровню подготовки, предполагает
полную запись решения.
3) Зачетные тесты, практические работы, охватывающие весь материал
по изученной теме, где студенты должны показать все свои знания, умения и
навыки воспроизводя все этапы выполнения работы.
Проводя такие тестовые проверочные уроки, это позволяет более
качественно и конкретно оценивать каждого студента. Т.к. в группе нет
повторного такого же задания и всем приходится выполнять эти работы.
Одним из обязательных условий, что в конце семестра студент будет
аттестован, это наличие всех практических работ, не зависимо не от чего.
Обычно, говоря о работе, мы подчеркиваем необходимость анализа,
обобщения опыта.
Разумеется, распространять и пропагандировать надо именно передовое.
Но сегодня крайне необходим и анализ опыта негативного. Конечно, каждый
педагог учится сам, а самый ценный опыт добывается собственным трудом.
Однако, ошибки в нашей работе очень часто повторяются именно потому,
что
их
вовремя
не
заметили,
не
проанализировали,
не
сделали
соответствующих выводов
Все понимают, что сам учитель – должен работать над анализом своего
собственного опыта и опыта своих коллег как передового, так и негативного.
Но, к сожалению, так называемая «текучка» часто не оставляет нам ни
времени, ни сил для того, чтобы подвести итог уроку, дню, неделе,
фиксировать
свои
сомнения, размышления, наблюдения и выводы.
И в заключении хотелось бы напомнить, что хорошее знание своей
профессии делает человека счастливым. А математические знания, навыки и
умения помогают каждому, кто ими владеет, стать счастливыми.