Напоминание

"Развитие связной речи у детей дошкольного возраста "


Автор: Довженко Алла Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1(дошкольное отделение )
Населённый пункт: Московская область г.Егорьевск
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста "
Раздел: дошкольное образование





Назад




Содержание

Введение …………………………………………………………………………

3

Глава I. Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей

дошкольного возраста посредством картинки…………………………………..

6

1.1.Современные представления о связной речи………………………………

6

1.2. Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте……………

10

1.3.Картинка как средство развития связной речи в дошкольном возрасте….

14

Выводы по 1 главе………………………………………………………………..

18

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование развития связной речи у

детей дошкольного возраста посредством картинки………………………….

19

2.1.Первичная диагностика уровня сформированности связной речи у

дошкольников……………………………………………………………………

19

2.2.Экспериментальная работа по развитию связной речи у дошкольников

посредством сюжетных картинок……………………………………………….

24

2.3.Анализ результатов экспериментальной работы…………………………

26

Выводы по 2 главе……………………………………………………………….

28

Заключение……………………………………………………………………….

30

Список литературы……………………………………………………………

31

Приложения…………………………………………………………………….

35

Введение

3

Речь – это главное орудие человеческого общения и является основным

аспектом развития личности ребенка. Способность правильно и грамотно

говорить – необходимый компонент гармоничного развития личности

ребенка, а развитая связная речь – гарантия успешного обучения в школе.

Проблема развития связной речи у дошкольников – актуальная проблема для

педагога,

так

как

несформированность

связной

речи

затрудняет

коммуникативный

процесс,

и

вызывает

сложности

в

установлении

взаимоотношений с окружающими людьми[2].

Несформированность связной речи у дошкольников приводит к

отрицательным последствиям и деформации межличностных отношений.

Это

препятствует

полноценному

развитию

речемыслительной

и

познавательной деятельности детей, их социальной адаптации.

Низкий

уровень развития связной речи у дошкольников приводит к отрицательным

последствиям и деформации межличностных отношений. Это препятствует

полноценному развитию речемыслительной и познавательной деятельности

детей, их социальной адаптации [5]. Поэтому так важно акцентировать

внимание именно на развитии связной речи.

На сегодняшний день существует разнообразное множество приемов и

методов для развития связной речи в дошкольном возрасте: пересказ,

составление

описательных

и

сюжетных

рассказов.

Для

достижения

эффективного результата при использовании данных методов, необходимо

использовать наглядный материал, одним из которых является картинка или

серию сюжетных картинок. Использование наглядных картинок в работе с

дошкольниками при развитии связной речи необходимый атрибут, так как

особенность дошкольного возраста состоит в том, что они мыслят образно.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью проведения

своевременной диагностики нарушений связной речи у детей дошкольного

возраста для дальнейшей

их грамотной коррекции, с использованием

картинок, что в свою очередь будет способствовать речевому развитию

дошкольников

и

налаживанию

коммуникационного

общения

со

4

сверстниками и взрослыми.

Связная

речь

изучается

в

аспекте

разных

наук:

лингвистики,

психолингвистики, психологии, педагогики др. А среди ученых, изучающих

связную речь, можно выделить таких как А.М. Бородич [6],А.Н. Гвоздева

[9],В.П. Глухова [10], Р.И. Лалаеву [15], А.А. Леонтьева [18], Ф.А. Сохина

[30], Е.И. Тихееву [32], Т.Б. Филичеву [33], Г.В. Чиркину [37].

Объект исследования

– процесс развития связной речи у детей

дошкольного возраста.

Предмет исследования

– коррекционно-развивающая работа по

развитию связной речи у детей дошкольного возраста посредством картинки.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально

проверитьсистему коррекционной работы поразвитию связной речи у

дошкольников посредством картинки.

Задачи исследования:

1.Проанализировать научно-методическую литературы по проблеме

исследования.

2.Провести первоначальную диагностику сформированности связной

речи у детей дошкольного возраста.

3.Разработать и апробировать коррекционно-развивающую работу по

развитию связной речи у детей дошкольного возраста с использованием

картинок.

4.Проанализировать результаты экспериментальной работы и оценить

ее эффективность.

Гипотеза исследования – предполагается, что развитие связной речи у

детей дошкольного возраста будет проходить успешно, если в коррекционно-

развивающей работе с дошкольниками будут использоваться картинки или

серии сюжетных картинок.

Методы

исследования:

теоретический

анализ

литературы,

педагогический

эксперимент

(констатирующий,

формирующий,

контрольный), беседа, количественный и качественный анализ данных.

5

Теоретическая

значимость

исследования

состоит

в

том,

что

проанализированы, систематизированы и обобщены теоретические знания и

концепции по проблеме механизмов и закономерностей развития связной

речи в детском возрасте. Проанализированы научные знания и практика

использования картинок в работе с дошкольниками с целью формирования у

них связной речи.

Практическая

значимость

исследования

состоит

в

том,

что

полученные результаты могут быть использованы работниками дошкольных

учреждений, психологами, педагогами, а также родителями в работе с детьми

по формированию у них связной речи.

Структура курсовой работы:работат стсоти из введения, двух глав

(одной

теоретической,

одной

практической),

заключения,

списка

использованной литературы, состоящий из 40 источников, приложения.

ГлаваI. Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей

дошкольного возраста посредством картинки

6

1.1.Современные представления о связной речи

Изучением проблемы связной речи занимались многие деятели науки,

такие как А.М. Бородич [6],А.Н. Гвоздева [9],В.П. Глухова [10], Р.И. Лалаеву

[15], А.А. Леонтьева [18], Ф.А. Сохина [30], Е.И. Тихееву [32],

По мнению ФА Сохина, связная речь – это последовательность

связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в

правильно построенных предложениях. По его мнению, связная речь

свидетельствует об овладении ребенком родным языком, его звуковым и

грамматическим строем, а также словарем. Ф.А.Сохин считает, что связная

речь включает в себя все стороны овладения родным языком: фонетико-

фонематическая, лексическая, грамматическая стороны речи, связная речь

[30].

По

определению

В.П.

Глухова,

«связная

речь

совокупность

тематически

объединенных

фрагментов

речи,

находящихся

в

тесной

взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное

целое» [10].

По определению С.Л. Рубинштейна, связной называют такую речь,

«которая может быть понята на основе ее собственного предметного

содержания»[27].В своей работе С.Л. Рубинштейн указывал, что связность -

это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с

точки зрения ее понятности для слушателя или читателя»[27]. Таким

образом, можно говорить, что основной характеристикой связной речи

является ее понятность для собеседника.

Н.И. Левшина занималась исследованием закономерностей развития

связной речи. Она отмечала, что «сначала ребенок овладевает ситуативной

речью,

а

затем

постепенно

переходит

к

контекстной

речи»

[17].

Формирование связной речи и ее функции зависят от содержания, от

условий, в которых происходит развитие ребенка, от того, как малыш

общается с окружающими.

7

По мнению М.М.Алексеева и В.И.Яшина связная речь представляет

собой «наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер

последовательного систематического развернутого изложения. Основная

функция связной речи –коммуникативная. Она осуществляется в двух

основных формах – диалоге и монологе» [1].

Одним из основных средств человеческого общения выступает диалог,

как одна из самых ранних форм речевой коммуникации. Под диалогом

понимается обмен высказываниями репликами между партнерами. Н.В.

Новотворцева отмечает важность сформированности связной диалогической

речи у дошкольников, так как общение со сверстниками и установление

взаимоотношений с другими людьми являются одним из важных условий

психического развития личности ребенка [24]. Вместе с тем, как отмечают

О.М.Вершина, В.П.Глухов, О.Я.Гойхман, диалогическая речь является одним

из основных способов активизации познавательно-мыслительных процессов

[10].

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление

коммуникативной

функции

языка.

Е.И.Тихеева

[31]

называет

диалог

первичной естественной формой языкового общения, классической формой

речевого общения.

Л.П. Якубинский выделяли диалог как форму речи, состоящую из

реплик, из цепи речевых реакций. Он осуществляется либо в виде

сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы)

двух или нескольких участников. Опирается диалог на общность восприятия

собеседников, общность ситуации, знание того, о чем идет речь [40].

В трудах С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурия отмечается, что диалогическая

форма речи (диалог) – первичная по происхождению, которая возникает при

непосредственном общении двух или более собеседников и в основном

состоит в обмене репликами. Отличительными чертами диалога, по мнению

ученых, являются: эмоциональный контакт говорящих, их непосредственное

8

воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса;

ситуативность [20, 27].

М.И. Лисина также выделяла диалог как первичную форму речи у

ребенка. Автор проводила исследования и накопила достаточный материал,

содержащий многообразие высказываний детей в разнообразных условиях и

при разных задачах [16].

По Л.С. Выготскому, высшей формой развития речи является монолог,

которая является более сложной формой речи, по сравнению с диалогом [8].

Монолог отличается сложной организацией и структурой. Одним из первых

ученых, который выделил эту форму речи как самую длительную форму,

был Л.П. Якубинский. Также он охарактеризовал монолог с точки зрения,

его

связанности,

одностороннего

характера

высказывания,

наличия

заданности и предварительного обдумывания [40]. Л.С. Выготский видел

специфику монолога «в особой структурной организации, композиционной

сложности, необходимости максимальной мобилизации слов, сознательности

и намеренности речи» [8].

Как отмечают А.Р. Лурия, монологическая речь понимается как

«связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о

каких-либо фактах действительности» [20]. Важной особенностью этой

формы речи является то, что ее содержание, как правило, заранее продумано

и предварительно планируется. По мнению А.А. Леонтьева, «монологическая

речь, являясь особым видом речевой деятельности, отличается спецификой

выполнения речевых функций» [18].

Основным условием коммуникативной функции вне зависимости

монологическая это речь или диалогическая является связность речи. В

результате связной речи формулируется высказывание или текст говорящего.

Для овладения связной речи детям требуется специальное развитие этой

стороны речи.

А.А. Леонтьев выделил основополагающие черты монолога, как формы

речи – это целостность, логичность и последовательность. В литературных

9

источниках выделяют следующие признаки монологического высказывания:

наличие смысловых звеньев между частями текста;

логичность и последовательность между предложениями;

законченность мысли оппонента [18].

Еще

одной

существенной

чертой

монолога

является

связность

изложения, которая отрежется на связности речи. Несоблюдение связности

высказывания

негативно

отражается

на

изложении

говорящего.

Последовательность изложения - это логика мышления ребенка, логика его

речи, умение его выражать мысли логично.

Критерии связности развернутой диалогической речи – достаточное

раскрытие предмета речи, смысловая законченность и структурное единство,

определяемое адекватным использованием языковых и внеязыковых средств

в конкретной ситуации речевого общения [7].

Таким образом, связная речь – это умение человека грамотно и логично

излагать

свои

мысли,

последовательно

и

целостно

оформлять

свои

высказывания в отдельные фразы и текст. Связная речь – это связность

мыслей, где отражается логика мышления, оформленное в грамматически и

лексически правильной речи.

Связная речь выступает в двух формах: монологе и диалоге.

Диалогическая речь реактивна и непроизвольна, в большей степени зависит

от ситуации. Диалог представляет собой разговор

двух или более

собеседников и в основном состоит в обмене репликами. Монолог более

сложная форма общения, возникает он

на основе диалогической речи.

Монологическая речь представляет собой развернутое высказывание одного

человека этот вид связной речи показывает в какой степени говорящий

владеет

словом,

словосочетанием,

предложением,

синтаксической

конструкцией языка. Монологическая речь произвольна и избирательна.

1.2.Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте

10

Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста

рассматриваются в трудах педагогов и логопедов (А.М. Бородича,

В.П.

Глухова, Р.И. Лалаевой, А.М. Леушиной, Е.И. Тихеевой, Т.А.Ткаченко,

О.С.Ушаковой,

Т.Б.Филичевой)

[6;10;15;19;32;33],психологов

(Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б. Эльконина) [8; 18;

27; 38].

Ф.А. Сохин отметил, что связная речь в дошкольном возрасте – это

результат освоения детьми всех аспектов родного языка (звуковая структура,

лексическая сторона, грамматический строй) [30].

В процессе речевого онтогенеза без речевых патологий развитие

связной речи происходит постепенно параллельно развитию деятельности и

мышления. Уже в младенческом возрасте закладываются основы будущего

связного высказывания у ребенка в процессе его эмоционального общения с

родителями.

К

концу

первого

года

жизни

уже

появляются

первые

осознанные слова, которые отражают основные потребности ребенка [35].

Как отмечает А.М. Леушина, к двум годам появляются связные фразы,

которые в дальнейшем перерастают в простые

предложения. Начинает

формироваться коммуникативная функция речи. Речь двухлетнего ребенка

ситуативна и экспрессивна, его словарь достигает примерно около 200 слов.

[15].

Как отмечает О.С. Ушакова, Е.А. Смирнова, в три года дети начинают

связывать между собой слова с помощью грамматических конструкций

языка,

повышается

словарный

запас,

активизируется

речь,

простые

предложения усложняются, очень интенсивно развивается понимание речи,

дети начинают выстраивать диалоги между собой и взрослыми. В три года

речь детей ситуативна, они допускают ошибки при построении предложений,

их диалог отличается простотой, словарный запас достигает 1000 слов [32].

По данным М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, в четыре-пять лет у детей

расширяется

словарный

запас,

достигающий

2500

слов.

Дети

активновступают в диалог, пересказывают сказки, составляют небольшие

11

рассказы. Речь детей становится последовательной и развернутой. Но их речь

еще не совершенна и связность речи отстает от идеала. Чаще всего для

связности дети используют слова «еще», «потом». Возникают трудности в

формулировке вопросов, а рассказы копируют образец взрослого [9]. По

мнению О.С. Ушаковой речь детей данного возраста носит ситуативный

характер, но по мере усложнения содержания и функции речи, ребенок

начинает овладевать контекстной речью. Это происходит в основном в

старшем дошкольном возрасте [32].

В

старшем

дошкольном

возрасте

дети

начинают

постигать

монологическую речь, так как в этот период, как отмечают А.Н. Гвоздев,

О.С. Ушакова, заканчивается процесс

формирования грамматического,

морфологического и синтаксического строя родного языка [9; 32]. По началу,

связная речь детей 5-6 лет представляет собой короткий рассказ. В старшем

дошкольном

возрасте

дети

постепенно

начинают

использовать

констатирующую речь, тогда как, характерная для младших дошкольников

ситуативная речь, снижается. Это проявляется, во-первых, в сокращении

наречий места и указательных частиц, заменявших другие части речи, во-

вторых, в сокращении роли изображающих жестов при рассказывании.

Сильное воздействие оказывает словесный образец на формирование

связных форм речи и на исключение ситуативности. Но опора на наглядный

образец усиливает ситуативные моменты в речи детей, снижает элементы

связности и увеличивает моменты экспрессивности [11].

В старшем дошкольном возрасте дети используют высказывания,

которые

отличаются

достаточной

информированностью

и

логикой

изложения. В рассказах детей можно заметить элементы фантазии или

эпизоды их повседневной жизни [29].

Ф.А. Сохина, О.С. Ушакова отмечают, что в шесть-семь лет у детей

речь совершенствуется, они уже охотно отвечают на вопросы и сами без

труда формулируют вопросы. Словарный запас достигает около 4000 слов.

Дети

все

больше

усваивают

разнообразные

типы

связных

речевых

12

высказываний, в основном это описание или повествование, с опорой на

наглядный материал и без него. Совершенствуется монологическая речь.

Дети могут составлять небольшие рассказы-рассуждения, усвоены разные

типы связных высказываний (описание, повествование) [31;32].

С началом школьного обучения у нормально развивающихся детей

связная речь развита уже достаточно хорошо, и дети овладевают основными

формами устной речи.

Формирование связной речи детей происходит в речевом окружении

взрослых с первых дней жизни, так как речь – это не врожденное явление.

Она развивается в процессе онтогенеза синхронно с физическим и

умственным развитием ребенка и является одним из основных критериев его

общего развития. Взаимодействие детей дошкольного возраста происходит в

основном в форме диалога, с небольшими монологическими вставками,

которые представляют собой небольшое развернутое высказывание из

нескольких

предложений,

несущие

в

себе

различную

информацию

(сообщение, дополнение или уточнение сказанного) [36]. Как показывают

исследования Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна в дошкольном возрасте

дети сначала овладевают элементарной диалогической речью и ее качество

зависит от умения детей вести монолог [8;27].

Развитие связной монологической и диалогической речи занимает

центральное и важное место в речевом развитии ребенка. Развитие связной

речи дает возможность ребенку практически овладеть родным языком,

использовать

отдельные

слова

во

взаимосвязи

с

синтаксическими

конструкциями речи [7].

О.С. Ушакова отмечает, что овладение связной речью требует

специального речевого воспитания, включающее в себя специальные

условия, обеспечивающие развитие связной речи у дошкольников [31]. К

основному

и

главному

условию

овладения

связной

речью

относят

М.С.Лаврик, Л.П. Федоренко, И.А.Зимняя формирование специальных

мотивов и потребности употреблять в речи монологические высказывания

13

[24]. Также среди основных педагогических условий для эффективного

развития связной речи у детей дошкольного возраста выделяют: наличие

предметно-развивающей речевой среды, повышение профессиональной

компетенции педагогов, наличие набора эффективных и современных

средств и методов.

Поэтому одна из основных задач дошкольного учреждения

- это

развитие связной речи у детей. Практика показывает, что свободно без

специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом

речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь,

так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-

обиходная речь.Имеется серия методических разработок, направленных на

развитие связной речи у дошкольников (А.М. Алексеева [1], А.М.Бородич

[6], В.П. Глухов [10], Ф.А. Сохин[30], Т.Б.Филичева [33], Е.И. Флерина [34],

Г.В.Чиркина [37], Е.И.Тихеева [31], О.С. Ушакова [32], В.И. Яшина [1]).

Таким образом, дошкольный возраст – это период активного развития

связной речи. Если в начале дошкольного возраста речь детей носить еще

ситуативный характер, то к его концу речь становится контекстной. Сначала

дошкольники овладевают диалогической речью, а потом монологической,

при

этом

качество

диалога

будет

зависеть

от

уровня

развития

монологического высказывания.

Связная речь развивается в процессе

социального развития ребенка в первый год в ходе эмоционального общения

с взрослым, в последующие годы в процессе практического с социумом.К 4-

5 годам у ребенка появляется связная развернутая речь, обогащенная

мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией. Овладение связной речи

происходит постепенно в процессе познания ребенком окружающего мира.

С началом школьного обучения у нормально развивающихся детей связная

речь развита уже достаточно хорошо [35]. Кроме того овладение связной

речью требует специального речевого воспитания, включающее в себя

специальные условия, методы и средства.

14

1.3.Картинка как средство развития связной речи в дошкольном

возрасте

Формирование связной речи является одной из важнейших задач

работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без

специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом

речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь,

так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-

обиходная речь.

Существует ряд методик, методических разработок, научных трудов,

статей по развитию речи дошкольников (А.М.Бородич [6], И.А. Вишневская

[7], В.П. Глухов [10], Л.Э.Минкина [23], Т.А. Сидорчук [29], Т.Б.Филичева

[33], Г.В.Чиркина [37], Е.И.Тихеева [31], О.С. Ушакова [32]).

Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически

правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время

речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Одним из средств развития связной речи является рассказывание по

картине. Е.И.Тихеева писала, что «картинам как фактору умственного

развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его

жизни. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы,

представления, ими называемые, конечно, менее ярки, чем те, которые дает

реальная жизнь, но они несравненно более ярки и определенны, чем образы,

называемые голым словом» [30].

Согласно мнению К.Д. Ушинского, польза картинки заключается в том,

что дети связывают слово с представлением о предмете, учатся логично и

последовательно выражать свои мысли, то есть картинка, одновременно

развивает ум и речь [39].

Т.И.Репиной доказано, что картинка является стимулом, побуждающим

ребенка

к

высказыванию,

позволяет

обогатить

содержание

рассказа,

логически выстроить его [25].

Рассматривание картины в дошкольном детстве преследует следующие

15

цели:

упражнение способности к наблюдению;

поощрение

сопутствующих

наблюдению

интеллектуальных

процессов (мышления, воображения, логического суждения).

развитие языка ребенка.

Сюжетная

картина

является

важным

средством

наглядности

в

дошкольном возрасте.

Но не каждую картину можно использовать в работе с дошкольниками.

В обучении и воспитании детей дошкольного возраста важную роль играет

процесс восприятия сюжетных изображений.

Интерпретация сюжетных

изображений, понимание изображенных на них ситуаций, событий зависят

как от правильности восприятия, так и от характера изображенного сюжета -

его сложности, известности ребенку, доступности его пониманию. Для того

чтобы воспринимать сюжетное изображение необходимо узнавать все

объекты, изображенные на картине, выделять сенсорные и временные

характеристики

предметов,

определять

местоположение

объектов

в

пространстве, воспринимать перспективу, человека (позу, эмоциональное

состояние), устанавливать причинно-следственные связи между объектами

[22].

Проблема восприятия и понимания картинки была рассмотрена в

работах А.А. Люблинской [21], В.С. Мухиной, С.Л. Рубинштейна [27], Е.А.

Флериной [34] и др. В исследованиях отмечалось, что уже в младшем

возрасте ребенок с удовольствием рассматривает картинки и называет их

вслед за взрослым.

Е.А. Флеринасчитает, что рассматривание картинок дает возможность

ребенку увидеть цвет, форму, построение изображаемого объекта или

предмета. Однако, ребенку трудно воспринимать рисунок в светотеневом

цвете [34].

Развитие

восприятия

рисунка,

в

исследованиях

В.С.Мухиной,

различают по трем направлениям: изменение отношения к рисунку как к

16

отображению действительности; развитие умения правильно соотносить

рисунок с действительностью, видеть именно то, что на нем изображено;

совершенствование интерпретации рисунка, т.е. понимание его содержания

[16].

А.А. Люблинская утверждает, что учить детей воспринимать картинки

необходимо постепенно, давая понять, что на ней изображено. Сначала детям

предлагается узнать отдельный предмет или объект (людей животных),

потом они учатся выделять позы и места положения каждой фигуры, учатся

устанавливать связи между основными персонажами, выделять детали (фон,

выражение лица) [21].

Воспринимая картины, дошкольники могут успешно определять, что

делают люди, которые на них изображены, догадываются, что происходит с

ними, если сюжет картинки не выходит за рамки жизненного опыта ребенка.

В развитии восприятия сюжетных изображений дошкольниками

основное значение имеет речь ребенка. Когда называют разные качества или

признаки предметов, которые изображены на сюжетной картине, ребенок,

таким образом, выделяет их; называет предметы, отделяет их друг от друга;

определяет в речи их состояния или действия, ребенок понимает реальные

отношения между предметами. Основным фактором развития осмысленного

восприятия является обогащение детской речи словами - названиями качеств,

признаков, состояний предметов и отношений между ними [13].

В основе рассказывания по картине находится опосредованное

восприятие

окружающей

жизни.

Картина

расширяет

и

углубляет

представления ребенка о социальных и природных явлениях, может

воздействовать на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию[28].

В.П. Глухов отмечал, что картинки развивают детское мышление,

развивают

зрительную

память,

они

помогают

ребенку

правильно

воспринимать содержание художественного произведения или сказки, так

как конкретизируют образы, описанные события. Чтобы ребенок заговорил -

лучшее средство показать ему красивую и яркую картинку [10].

17

Г.Т.Овсепян, С.Л.Рубинштейн, изучающие вопрос восприятия детьми

картинки, считали, что ответы детей по содержанию картинки зависят от

многих факторов: содержание картины, доступность сюжета картины,

детский опыт, умение рассматривать рисунок. Ответы детей зависят от

вопросов, которые определяют умственную задачу. К одной и той же картине

можно задать несколько

вопросов. Например, задавая вопрос «Что

нарисовано?» дети перечислят предметы и объекты, нарисованные на

картине; задав вопрос по-другому «Что делают на этой картине?» - дети

назовут действия, которые изображены на картине. Если предложить детям

рассказать про то, что нарисовано, дадут связное высказывание. Очень

важно, чтобы педагог не злоупотреблял вопросом «Что это?», требующим

лишь перечисления предметов [27].

При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и

развития языка следует соблюдать строгую постепенность, переходя от

доступных, простых сюжетов к более трудным и сюжетным. По своему

содержанию картина должна соответствовать возрасту детей и уровню их

развития,

но

она

достигает

своего

назначения

только

тогда,

когда

предоставляет простор для расширения их умственного кругозора и для

увеличения запаса слов.

В формировании умений описывать картины и составлять рассказы-

повествования используют серии дидактических картин разных типов,

отличающиеся форматом (демонстрационные и раздаточные), тематикой

(мир природный или предметный, мир отношений и искусства), содержанием

(художественные, дидактические; предметные, сюжетные), характером,

(реальное,

символическое,

фантастическое,

проблемно-загадочное,

юмористическое изображение) [13].

Таким образом, для детей дошкольного возраста в развитии связной

речи особую роль играет картинка, так как дети мыслят конкретными

образами. Она помогает выразить словесно то, что изображено на картинке.

Одним из приемов, помогающим детям рассказывать по картинке, является

18

беседа по содержанию иллюстрации.

Выводы по первой главе

Анализ литературных источников показал, что речь является главным

инструментом межличностного взаимодействия людей, основным средством

через которое человек может получать безграничное количество информации

и опыт от других людей. Человеческая речь наполнена конкретным смыслом,

эмоциями, чувствами, образами, которые характеризуют личность индивида.

Основной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста

является развитие связной речи.Способность правильно и грамотно говорить

– необходимый компонент гармоничного развития личности ребенка, а

развитая связная речь – гарантия успешного обучения в школе.

На сегодняшний день существует разнообразное множество приемов и

методов для развития связной речи в дошкольном возрасте, среди которых

можно отметить картинку. Для того, чтобы ребенок говорил, ему необходимо

показать картинку, так как она помогает выразить словесно то, что

изображено

на

картинке.

Одним

из

приемов,

помогающим

детям

рассказывать по картинке, является беседа по содержанию иллюстрации.

19

ГлаваII. Опытно-экспериментальное исследование развития связной

речи у детей дошкольного возраста посредством картинки

2.1.Первичная диагностика уровня сформированности связной

речи у дошкольников

Организация исследования. Опытно-экспериментальное исследование

проходило в несколько этапов.

1 этап – констатирующий эксперимнет –

первичная диагностика

уровня

сформированности

связной

речи

у

дошкольников

в

начале

эксперимента.

2 этап – формирующий эксперимент – организация и проведение

коррекционно-развивающей

работы

по

развитию

связной

речи

у

дошкольников посредством картинки.

3 этап – контрольный эксперимент – выявление эффективности

проведенной экспериментальной работы по развитию связной речи у

дошкольников посредством картинки в конце эксперимента.

База

и

выборка

исследования.

Опытно-экспериментальное

исследование проводилось на базе МБДОУ № 32 «Семицветик» с октября

2019г по февраль 2020 года. В эксперименте участвовали дети старшей

группы в возрасте 5-6 лет в количестве 20 человек.

Нами были отобраны методики для исследования, подготовлены

бланки, выбраны группы респондентов и определено место исследования,

которое включало в себя входную диагностику, анализ полученных данных,

формулирование выводов и составление плана коррекционно-развивающей

работы с дошкольниками.

Методы

исследования:

эксперимент,беседа,

количественный

и

качественный анализ данных.

Методики исследования:

1.Изучение связной описательной речи по картинке из серии времена

года «Зима».

20

2. Изучение связной повествовательной речи по серии сюжетных

картинок «Мальчик и ласточка». (приложение 1)

Рассказ оценивается с учетом следующих критерий:

соответствие его изображаемой ситуации;

целостность:

наличие

всех

смысловых

звеньев,

правильной

их

последовательности;

характер языкового оформления:

грамматической правильности предложений, наличия связующих

элементов между предложениями.

На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент, цель

которого организация и проведение первоначальной диагностики уровня

сформированности связной речи у дошкольников в начале эксперимента.

Задачи констатирующего эксперимента:

1.Подобрать методы и методики исследования сформированности

связной речи у дошкольников.

2.Организовать и провести исследование с помощью подобранных

методик.

3.Проанализировать

и

обобщить

результаты

проведенного

исследования.

10%

20%

45%

25%

Высокий уровень

Выше среднего уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Рисунок 1. Уровень сформированности связной описательной речи у

дошкольников в начале эксперимента

21

Результаты исследования связной описательной речи у дошкольников

в начале эксперимента показали, что у 45% детей наблюдается средний

уровень, 25% детей с низким уровнем, у 20% детей выявлен уровень выше

среднего, у 10% детей – высокий уровень.

Результаты способности составлять связный описательный рассказ по

сюжетной картинке у дошкольников показали, что многие дети получили

средние оценки,что говорит о том, что они в незначительной степени умеют

составлять сюжетный рассказ по картинке.Дети смогли составить рассказ

только с помощью педагога по наводящим вопросам. Описание звучит

несвязно,

а

смысл

раскрыт

с

ошибками.

Наблюдались

лексико-

грамматические ошибки. Дети используют в основном простые предложения.

Вот примеры, их рассказов: «Зима. Дерево, засыпанное снегом. Птички ищут

себе корм. Дети играют в снежки». «Это зима. Снег выпал. Голые деревья

стоят. Птицы большие летают, корм искают»

Дети снизким уровнем справились с заданием только по наводящим

вопросам, их рассказ несвязный, упущены многие важные детали. Смыл

рассказа-описания не понятен, дети в основном перечисляли действия.

Ответы детей представляли собой простые перечисления признаков зимы,

которые были знакомы детям и они отсутствовали на картинке: «Ветер

дует»,«Зима, потому что холодно», «Идет снег».

Дети

с

высоким

уровнем

смогли

самостоятельно

составить

описательный рассказ по картинке «Зима». В их рассказах была замечена

логически

обусловленная

последовательность

описания.

Лексико-

грамматические ошибки не наблюдались. Вот пример рассказа ребенка с

высоким уровнем: «На картине нарисована зима. В этот зимний день дети

вышли на прогулку.Они лепят из снега снеговиков. Детям весело, у них

радостные лица, они улыбаются. Снеговик большой и красивый. На голове у

него ведро. Нос у снеговика сделан из моркови, глазки из пуговки, вместо рук

веточка дерева. Замечательный получился снеговик».

Дети с уровнем выше среднего также справились с заданием, они

22

смогли

описать

события,

нарисованные

на

картинке,

но

допустили

незначительные ошибки, в описании дети опускали некоторые детали и

допускали грамматические и лексические ошибки. Вот пример описания у

данных детей: «Наступила зима. На деревьях сидят птицы. Дети вышли на

улицу. Дети лепят снеговика. Им весело».

В исследовании было замечено, что все дети без исключения не

называют названий птиц (синица, воробей, ворона), а обобщают их одним

словом «птицы». Также дети вовсе не описывают одежду детей, характерную

для этого времени года. Мало используют прилагательные (например,

пушистый, рассыпчатый снег; настроение веселое, радостное;

утро

прекрасное, зимнее и т.д).

5%

15%

50%

30%

Высокий уровень

Выше среднего уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Рисунок 2. Уровень сформированности связной повествовательной речи у

дошкольников в начале эксперимента

Результаты

исследования

связной

повествовательной

речи

у

дошкольников в начале эксперимента показали, что у 50% детей наблюдается

средний, 30% детей с низким уровнем, у 1% детей выявлен уровень выше

среднего, у % детей – высокий уровень.

Результаты способности составлять связный сюжетный рассказ по

сюжетным картинкам у дошкольников показали, что многие дети получили

средние оценки. Их рассказ в целом соответствует серии картинок, имеются

основные смысловые звенья, но нарушена последовательность некоторых

событий, не отражены некоторые причинно-следственные отношения,

незначительно страдает смысловая целостность.

23

У детей с уровнем выше среднего наблюдается, что они

в

значительной степени умеют составлять сюжетный рассказ по серии

картинок, хоть и с незначительными ошибками. Дети смогли передать смысл

и логическую целостность рассказа. Их рассказы соответствовали серии

сюжетных

картинок,

имелись

все

смысловые

звенья,

но

их

последовательность отдельных событий была нарушена. Некоторые дети

допустили некоторые незначительные искажения в виде неправильного

воспроизведения причинно-следственных связей. Многие дети лексически и

грамматически правильно оформили свой сюжетный рассказ.

У дошкольников с высокими оценками наблюдается умение составлять

логический и целостный рассказ по серии сюжетных картинок. В их рассказе

имелись

все

смысловые

звенья,

расположенные

в

правильной

последовательности. Дети лексически и грамматически правильно оформили

свой сюжетный рассказ, также они смогли самостоятельно составить

сюжетный рассказ без подсказок педагога.

У детей с низким уровнем наблюдается искажение смысла в сюжетном

рассказе, их рассказ частично соответствует изображенным картинкам. У них

пропущено

большое

количество

смысловых

звеньев.

Дети

смогли

воспроизвести лишь отдельные

фрагменты ситуации без определения

взаимоотношений. У детей наблюдалась стереотипность грамматического

оформления рассказа, для многих детей потребовалась стимулирующая

подсказка педагога.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали,

что в начале эксперимента у дошкольников наблюдется средний уровень

развития связной речи.Описание и повествование многих детей звучит

несвязно,

а

смысл

раскрыт

с

ошибками.

Наблюдались

лексико-

грамматические ошибки. Дети используют в основном простые предложения.

В

целом

при

выполнении

задания

некоторые

дети

испытывали

коммуникативные трудности, и им требовалась помощь экспериментатора.

24

2.2.Экспериментальная работа по развитию связной речи у

дошкольников посредством сюжетных картинок

Результаты констатирующего эксперимента показали, что у некоторых

дошкольников наблюдается низкий и средний уровень развития связной

речи. Среди основных нарушений связной речи были выявлены следующие:

нарушения логической целостности повествования, логические пропуски,

потеря смысловых звеньев, длительные паузы между предложениями,

лексико-грамматические нарушения, повторения фраз, бедный словарный

запас,

несамостоятельность

в

составлении

и

повествовании

текста.

Результаты

констатирующего

эксперимента

привели

к

надобности

организации и проведения коррекционно-развивающей работы по развитию

связной речи у дошкольников.

Поэтому был организован и проведен

формирующий эксперимент.

Цель формирующего эксперимента

– организация и проведение

коррекционно-развивающей

работы

по

развитию

связной

речи

у

дошкольников посредством картинки.

Задачи формирующего эксперимента:

1.Разработать цикл занятий поразвитию связной речи у дошкольников

с использованием сюжетных картинок.

2.Апробировать

программу

развития

связной

речи

у

старших

дошкольников.

Формирующий эксперимент проходит три месяца в период с октября

2019г по февраль 2020г. На основе методических разработок А.М. Бородич,

В.П. Глухова, Е.И. Тихеевой, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В.

Чиркиной [6;10;30; 33; 37] был

разработан цикл занятий по развитию

связной речи у дошкольников с использованием сюжетных картинок.

Были поставлены следующие задачи:

1.Повышать

уровень

развития

связной

монологической

речи

у

дошкольников.

2.Способстсвовать формированию умения у дошкольников логически

25

и последовательно составлять сюжетные рассказы на основе серии сюжетных

картинок.

3.Развитие связного высказывания при составлении рассказа-описания

по сюжетной картинке.

4.Учить

дошкольников

грамматически

и

лексически

правильно

составлять высказывания и рассказы.

5.Учить

детей

самостоятельности

при

работе

над

речевыми

высказываниями.

6.Расширять словарный запас.

Коррекционно-развивающая работа проходила в виде занятий 1 раз в

неделю, длительность занятий составляла 25-30 мин. Всего было проведено

12 занятий в течение 3-х месяцев.

Каждое занятие включало в себя три этапа:

1.Вводная часть – приветствие, установление контакта, создание

благоприятного психологического климата.

2.Основная часть – развитие связной речи.

3.Заключительный этап – подведение итогов, рефлексия, прощание

Принципы реализации формирующего эксперимента:

1. Принцип наглядности – предлагаемый материал должен быть

наглядным, красочным.

2. Принцип доступности – материал должен подбираться с учетом

возрастных и индивидуальных особенностей.

3. Принцип интеграции – активное использование средств музыки,

искусства,

художественной

литературы

в

целях

создания

у

ребенка

целостной картины мира.

4. Принцип систематичности – обучение происходит от известного к

неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное

накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей

детей.

5. Принцип

комфортности

создание

благоприятной

и

26

доброжелательной атмосферы.

Тематический план развивающих занятий, а также конспекты занятий

представлены в приложении 3-4.

После

проведения

данных

занятий

мы

ожидаем

следующих

результатов:

1.У детей сформировано умение составлять сюжетный рассказ по серии

сюжетных картинок или по одной сюжетной картинке.

2.У детей сформировано умение составлять описательный рассказ по

картинке или по предмету.

3.У детей сформирована самостоятельная монологическая речь.

4.У

детей

сформировано

умение

лексически

и

грамматически

правильно оформлять составленный рассказ.

5.У детей расширяется словарный запас, развивается творческое

воображение.

Таким образом, на основе экспериментальной работы с детьми

дошкольного возраста с использованием сюжетных картиноку детей будет

эффективно формироваться связная речь, развивается монологическая речь,

появляются навыки логического рассказа, составления связного сюжетного и

описательного рассказа.

2.3.Анализ результатов экспериментальной работы

Для

выявления

эффективности

проведенной

коррекционно-

развивающей работы по развитию связной речи у дошкольников был

проведен контрольный эксперимент, с применением тех же диагностических

методик.

В данном параграфе представлены сравнительные данные

констатирующего и контрольного экспериментов, где наглядно показана

положительная динамика

процесса развития связной речи у детей.

Результаты контрольного эксперимента представлены в Приложении 2 и

нижеследующих рисунках.

27

Высокий уровень

Выше среднего

уровень

Средний уровень

Низкий уровень

0%

5%

10%

15%

20%

25%

30%

35%

40%

45%

50%

10%

20%

45%

25%

25%

35%

30%

10%

В начале эксперимента

В конце эксперимента

Рисунок 3. Уровень сформированности связной описательной речи у

дошкольников в конце эксперимента

В конце эксперимента были получены результаты, отличающиеся от

результатов констатирующего эксперимента, что говорит о динамике

развития и положительном сдвиге в развитии связной описательнойречи у

дошкольников. На рис. 3 видно, что количество детей с низким уровнем

уменьшилось на 15%, а количество детей с высоким уровнем увеличилось на

15%, с уровнем выше среднего также увеличилось на 15%.

Высокий уровень

Выше среднего

уровень

Средний уровень

Низкий уровень

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

5%

15%

50%

30%

15%

30%

40%

15%

В начале эксперимента

В конце эксперимента

Рисунок 4. Уровень сформированности связной повествовательной речи у

дошкольников в конце эксперимента

В конце эксперимента были получены результаты, отличающиеся от

результатов констатирующего эксперимента, что говорит о динамике

развития

и

положительном

сдвиге

в

развитии

связной

повествовательнойречи у дошкольников. На рис. 4 видно, что количество

детей с низким уровнем уменьшилось на 15%, а количество детей с высоким

28

уровнем увеличилось на 10%, с уровнем выше среднего также увеличилось

на 15%.

В конце эксперимента выявлено, что дети стали более логически и

последовательно составлять рассказы по сюжетной картинке и по серии

сюжетных

картинок,

стало

меньше

логических

пропусков

и

потерь

смысловых звеньев, дети стали больше проявлять самостоятельность в

составлении рассказа по сюжетным картинкам.

Таким образом, в конце эксперимента после проведения коррекционно-

развивающей работы мы видим изменения в развитии связной речи у

дошкольников. Дети стали более уверенно составлять рассказ по сюжетным

картинкам, наблюдалось меньше грамматических и лексических ошибок,

повысилась самостоятельность при формировании предложений, рассказов.

В конце эксперимента дети более полно и самостоятельно и логично стали

излагать материал, правильно оформлять предложения, соблюдая интонацию

вопросительную и повествовательную.

Выводы по второй главе

Опытно-экспериментальное исследование позволило сформулировать

следующие выводы:

1.Результаты констатирующего эксперимента показали, что в начале

эксперимента у дошкольников наблюдется средний уровень развития

связной речи.Описание и повествование многих детей звучит несвязно, а

смысл раскрыт с ошибками. Наблюдались лексико-грамматические ошибки.

Дети используют в основном простые предложения.

В целом при

выполнении

задания

некоторые

дети

испытывали

коммуникативные

трудности, и им требовалась помощь экспериментатора.

2.В конце эксперимента после проведения коррекционно-развивающей

работы мы видим изменения в развитии связной речи у дошкольников. Дети

стали более уверенно составлять рассказ по

сюжетным картинкам,

наблюдалось меньше грамматических и лексических ошибок, повысилась

самостоятельность при формировании предложений, рассказов.

В конце

29

эксперимента дети более полно и самостоятельно и логично стали излагать

материал,

правильно

оформлять

предложения,

соблюдая

интонацию

вопросительную и повествовательную.

Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапа можно

сделать вывод: экспериментальная работа по формированию связной речи у

дошкольников

с

использованием

сюжетных

картинок

привела

к

положительным количественным и качественным изменениям. Повторная

диагностика подтвердила, что в конце эксперимента были получены

результаты, отличающиеся от результатов констатирующего эксперимента,

что говорит о динамике развития и положительном сдвиге в развитии

связной речи у дошкольников.

30

Заключение

Таким образом, связная речь – это умение человека грамотно и логично

излагать

свои

мысли,

последовательно

и

целостно

оформлять

свои

высказывания в отдельные фразы и текст. Связная речь – это связность

мыслей, где отражается логика мышления, оформленное в грамматически и

лексически правильной речи. Связная речь как один из критериев речевой

деятельности, выполняет важную роль в развитии и воспитании ребенка.

Важность овладения связной речью обусловлена социальной значимостью и

той ролью, которую она играет в личностном развитии дошкольников.

Способность к связной речи является главным условиям успешного обучения

в школе.

Дошкольный

возраст

является

сенситивным

периодом

для

своевременной

коррекции

и

формирования

связной

речи

у

детей,

закладывания у них основ грамотного оформления своих мыслей. На

сегодняшний день существует разнообразное множество приемов и средств

для развития связной речи в дошкольном возрасте, среди которых можно

отметить сюжетную картинку и составление по ней рассказа.

В рамках данной работе была проведена опытно-экспериментальная

работа по развитию связной речи. Среди основных приемов, которые были

использованы в процессе работы,было использование картинок при обучении

рассказыванию.

В конце эксперимента после проведения коррекционно-развивающей

работы мы видим изменения в развитии связной речи у дошкольников. Дети

стали

более

уверенно

составлять

рассказ

по

сюжетным

картинкам,

наблюдалось меньше грамматических и лексических ошибок, повысилась

самостоятельность при формировании предложений, рассказов.

В конце

эксперимента дети более полно и самостоятельно и логично стали излагать

материал, стали правильно оформлять предложения, соблюдая интонацию

31

вопросительную и повествовательную.

Список литературы

1.

Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева,

В.И. Яшина. – М.: Академия, 2014. – 400 с.

2.

Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития

дошкольника

/

А.Г.

Арушанова

//

Проблемы

речевого

развития

дошкольников и младших школьников: сб. научных статей / Отв. ред. А.М.

Шахнарович. – М.: Институт национальных проблем образования МОРФ,

2005. – С. 4-16.

3.

Балабанова,

В.П.

Диагностика

нарушений

речи

у детей

и организация

логопедической

работы

в условиях

дошкольного

образовательного учреждения /Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова.– СПб.:

Детство-пресс, 2011. – 237 с.

4.

Бизикова, О.А. Развитие монологической речи у дошкольников:

Учебное пособие / О.А. Бизикова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос.

ун-та, 2014.– 235 с.

5.

Болотова, И. О. Современные педагогические методы и технологии

по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста /И.О.

Болотова // Молодой ученый. – 2016. – №7.6. – С. 35-38

6.

Бородич, А.М. Методика развития речи детей /А.М. Бородич.– М.:

Академия, 2011. – 384с.

7.

Вишневская, И.А. Методика развития связной речи у старших

дошкольников /И.А. Вишневская // Обучение и воспитание: методики и

практика. – 2014. – № 17. – С.263-267.

8.

Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика,

2006. – 420 с.

9.

Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи /А.Н. Гвоздев. – М.:

УРСС, 2014. – 226 с.

10. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию

32

связной

речи

детей

с ОНР

дошкольного

возраста

/В.П.

Глухов

//

Дефектология. – 2009. – № 4. – С. 68−75.

11. Гризик, Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. пособие для

воспитателей дошк.образоват.учреждений. / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. –

М., Просвещение, 2007. – 224с.

12. Ефимова, О.В. Развитие связной описательной речи у детей

дошкольного возраста /О.В. Ефимова, Л.Г. Шадрина // Вектор науки

Тольяттинского

государственного

университета.

Серия:

Педагогика,

психология.

2016.

№2.

С. 43-47.

13. Ивчатова, Е.Г. Развитие связной речи дошкольников через обучение

составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок /Е.Г.

Ивчатова, О.П. Галкина // Молодой ученый.

2015.

№ 23 (103).

С. 958-

960.

14. Камалеева,

И.Ю.

Развитие

связной

повествовательной

речи

дошкольников

/И.Ю.

Камалеева,

Т.Г.

Кульбашник

//

В

сборнике:

Современные технологии в дошкольном образовании: реалии и перспективы.

Материалы

межрегиональной

научно-практической

конференции.

Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова, 2015. – С. 66-69.

15. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у

дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 2011. – 224

с.

16. Лебедева, И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Учебно-

методическое пособие /И.Н. Лебедева. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой,

2009. – 175 с.

17. Левшина, Н.И. Современные подходы к методике развития связной

речи дошкольников /Н.И. Левшина, Л.В. Градусова // Фундаментальные

исследования. – 2015. – № 2-9. – С. 1988-1992.

33

18. Леонтьев, А.А. Исследования детской речи / А.А. Леонтьев. – М.:

Просвещение, 2004. – 268 с.

19. Леушина,

А.М.

Развитие

связной

речи

у

дошкольника.

//

Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного

возраста. – М.: Академия, 2012. – 369 с.

20. Лурия, А.Р. Язык и сознание // Под ред. Е.Д. Хомской. – М.:

Академия, 2010. – 80 с.

21. Люблинская,

А.А.

Воспитателю

о

развитии

ребенка

/А.А.

Люблинская. – М.: Академия, 2012. – 256 с.

22. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Под ред.

Ушаковой

О.С.,

Струниной

Е.М.:

Учебно-методическое

пособие

для

воспитателей ДОУ. – М.: Владос, 2004. – 288 с.

23. Минкина, Л.Э. Современные технологии в обучении дошкольников

связной речи /Л.Э. Минкина // Современное образование: традиции и

инновации. – 2015. – № 4. – С. 66-72.

24. Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей /Н.В. Новотворцева. –

Ярославль: Гринго, 2005. – 236 с.

25. Овсянникова, С.А. Изучение связной монологической речи у детей

дошкольного возраста /С.А. Овсянникова // Специальное образование.

2015. – №1. – С. 225-228.

26. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения,

конспекты занятий / под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с.

27. Рубинштейн, С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у

детей / С.Л. Рубинштейн.

СП.: Питер, 2002. – 720 с.

28. Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет / авт.-сост. Л.М.

Граб. – Волгоград: Учитель, 2010. – 136с.

29. Сидорчук, Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников

/Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. – М.: Академия, 2014. – 126 с.

34

30. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи

дошкольников. – М.: Издательство Московского психолого-социального

института, 2012. – 224с.

31. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей /Е.И. Тихеева.

М.: Академия,

2011.

111с.

32. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников /О.С. Ушакова. – М.:

Институт Психотерапии, 2011. – 256 с.

33. Филичева, Т.Б. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста /Т.Б.

Филичева. – М.: Айрис-Пресс, 2012. – 224 с.

34. Флёрина,

Е.А.

Художественное

рассказывание

детям.

Художественное слово дошкольникам /Е.А. Флёрина. – М.: Академия, 2012.

– 256 с.

35. Халилова, Л.Б. Онтогенез речевой деятельности: норма и патология

/Л.Б. Халилова // Логопедия. – 2011. – № 2. – С.83−84.

36. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи /С.Н.

Цейтлин. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 240 с.

37. Чиркина, Г.В. Основные направления совершенствования системы

дошкольной логопедической помощи /Г.В. Чиркина // Дефектология. – 2009.

– № 1. – С. 23−32.

38. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте // Избр. псих.

труды. / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2009. – 560 с.

39. Юшинская, Ж.А. Развитие связной речи старших дошкольников как

условие успешного обучения в школе /Ж.А. Юшинская // В сборнике:

Развитие образования, педагогики и психологии в современном мире.

Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической

конференции. – Воронеж, 2015. – С. 227-229.

40. Якубинский, Л.П. О диалогической речи / под ред. Л.В. Щербы.

– СПб.: Питер, 2007. – 259 с.

35

Статья на тему:

«Развитие

связной

речи

у

детей

дошкольного возраста»

36

Воспитатель: Довженко А.Б.



В раздел образования