Автор: Наталья Александровна Григорович
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: Детский сад № 44
Населённый пункт: г. Новочеркасск
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Сказки Тетушки-Загадушки
Раздел: дошкольное образование
Сказки Тетушки - -Загадушки.
Цель: Автоматизация звука (Ш) в слогах, словах и фразовой речи.
Задачи:
-развивать тонкую моторику пальцев рук и артикуляционный аппарат, фонематический
слух, зрительное и фонематическое восприятие, внимание;
-закреплять навык автоматизации звука (Ш) в логах, словах, фразах;
-повышать общий тонус организма путем мышечной стимуляции;
-воспитывать усидчивость, аккуратность.
Оборудование: книга со сказкой М,Гаршина «Лягушка-путешественница», сюжетная
картинка по сказке, дидактические игры «Синоптик», «Утки», «Большие и маленькие».
1.Организационные момент.
Логопед
Тётушка-Загадушка
: Здравствуйте, ребятки! Вот спасибо, что пришли ко мне в
гости. Вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? У меня есть новая сказка хочу ее вам
рассказать. О ком она узнаете если отгадаете загадку.
1) Выпучив глаза сидит, во все стороны глядит,
Родилась в воде, а живет на земле.
2)Рот как ловушка, глаза на макушке.
Узнаете вы квакушку, лупоглазую … (лягушку).
2. Основная часть.
- Сегодня я расскажу вам об одной лягушке. Послушайте, как звучит слово: «Лягуш-ш-
шка». Какой звук я выделила? (Ш).
Какой это звук? (твердый, согласный, глухой). Будем правильно его произносить и
помнить, что при произнесении звука (Ш) губы немного округлены и выдвинуты вперед, а
язык – «чашечкой». Выходящая воздушная струя – теплая.
- «Жила-была на свете лягушка-квакушка… давайте покажем»
Артикуляционная гимнастика
Свои губы прямо к ушкам растяну я как лягушка. «Улыбка»
А теперь комарик я, хоботок есть у меня. «Хоботок»
На лист кувшинки сели, друг на друга поглядели. «Лопатка»
Налили в чашки чай, его ты пей и не скучай. «Чашечка»
И вкусное варенье дадим на угощенье. «Варенье»
На качелях мы качались и друг другу улыбались. «Качели»
Покатаем шарик дружно, делать всем зарядку нужно. «Катание шарика».
- «…Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе
со своими подругами. Хорошо ей было…»
Самомассаж «Лягушата»
Лягушата дружно встали, (протягивают согнутые в локтях руки вперед)
Свои лапки показали (пальцы широко раздвинули)
Спинки прогибаются, (слегка прогибаются назад)
Лягушки улыбаются.
Лапками похлопали, (хлопки в ладоши)
Ладошками пошлепали.
Шлеп по грудке, по руке, (хлопки по груди, по одной руке, бокам, спине)
По бокам и по спине.
По другой руке стучали (хлопаем по второй руке от кисти к плечу)
И нисколько не устали.
Застучали по ногам - (хлопки по ногам снизу вверх)
Шлеп-шлеп-шлеп,
Тарам-пам-пам!-
А потом, потом, потом (кулачками растираем руки, грудь, бока,
спину, ноги)
Кулачком все разотрем,
Ладошками себя погладим (погладить себя мягкими движениями
ладоней)
И спинку свою распрямим.
- «…Подружки-лягушки очень любят дождик и ждут не дождутся, когда он
начнется…»
Д/и «Синоптик» (раздаем детям листики с заданиями и карандаши)
Подскажите лягушкам, пойдет дождик или нет. Посмотри слоги на всех облаках.
Облака, на которых написаны слоги АШ (на экране туча со слогом АШ), превратятся в
тучи, и из них пойдет дождь. Раскрась их серым цветом и проведи стрелочки к лягушкам.
А из облаков, на которых написаны остальные слоги, дождик не пойдет. Обведи их
голубым цветом и нарисуй за ними солнышко.
- «…Но однажды с нашей лягушкой случилось одно происшествие. Однажды она
сидела на листе кувшинки высунувшейся из воды коряги и наслаждалась теплым мелким
дождиком. Вдруг на это болото залетела стая диких уток…»
Игра «Утки»
У нас есть кувшинки, в каждой кувшинке картинка, посветите фонариком на
кувшинки и увидите что в них спрятано. Оставим только те кувшинки где в названии
картинки есть звук (Ш). Тогда утка сможет сесть на лист кувшинки.
«…Утки приземлились на озеро, увидели лягушку и заговорили между собой…»
Игра «Утки».
На полу разложены кувшинки, детям необходимо попасть лягушкой на кувшинку, стать
на нее и повторить чистоговорку. Все дети должны занять кувшинки.
Автоматизация звука (Ш) в чистоговорках
Ушка-ушка-ушка – вот лягушка.
Ушка-ушка-ушка – лягушка-квакушка.
Ушка-ушка-ушка – ловко прыгает лягушка.
Ушка-ушка-ушка – мы увидели лягушку.
Ушка-ушка-ушка – живет на болоте лягушка.
Ушка-ушка-ушка – скажем «Здравствуйте!» лягушке.
-
Физкультминутка «Лягушка».
«…Лягушка захотела показать уткам очень умной и рассказать им стихотворение, но
сильно разволновалась и все перепутала…»
Давайте поможем лягушке исправить ошибки:
С другом мы играли в …ЧАШКИ,
Пили чай из белой …ШАШКИ!
Вылезла из норки … ШИШКА,
На нее упала … МЫШКА!
Мы с сестрой посуду … ШИЛИ
И наряды куклам … МЫЛИ!
Модница надула … ШУБЫ –
Не подходят ей все … ГУБЫ!
Горько плачет бедный … ШАРИК,
Улетел воздушный … Гарик!
«…Утки рассказали лягушке, что собираются на юг. Ей очень захотелось с ними. «Я
придумала», - сказала лягушка. – Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я
прицепилась за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать…» Так и сделали…»
Автоматизация звука (Ш) во фразах
Наша лягушка-путешественница полетела с утками, а остальные лягушки ей
завидовали. Послушай, что они из зависти говорили улетающим уткам, и повтори:
Наши квакуши вашей краше.
Ваша квакуша тише наших.
Рот у нашей квакуши шире вашей.
Наши квакуши выше вашей.
В этот раз лягушка-путешественница долетела до юга. Сегодня, помогая нашей
квакушке, какой звук ты старался правильно произносить? Наша героиня прислала своим
подружкам письмо. В нем она нарисовала всех, кого встретила по дороге.