Напоминание

"Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ"


Автор: Машина Татьяна Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 10 "Белочка"
Населённый пункт: город Кулебаки, Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование кинезиологических упражнений на коррекционных

занятиях с детьми с ОВЗ»

Автор публикации: Машина Татьяна Николаевна

(учитель - логопед,

МБДОУ детский сад №10 «Белочка»,

г.Кулебаки, Нижегородская область)

В настоящее время растет число детей с ограниченными возможностями здоровья

(ОВЗ). Кроме трудностей в усвоении нового материала, у таких детей наблюдаются и

другие нарушения: неумение правильно читать и писать, перестановка слов, знаков. Дело

в том, что у большинства современных детей, а особенно с ОВЗ отмечается общее

отставание, а отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы,

снижает

концентрацию

внимания,

координационных

способностей,

выносливости,

проблемы с речевым развитием. В результате, у таких детей проявляется низкая

работоспособность,

повышенная

утомляемость,

низкий

уровень

произвольности

психических процессов – все эти трудности, возможно, преодолеть только через создание

правильного выбора методов педагогической коррекции.

Эта ситуация ставит перед нами задачу поиска эффективных методов профилактики и

коррекции трудностей интеллектуального развития у детей с ОВЗ в условиях

дошкольного образовательного учреждения.

Кинезиологические упражнения, по моему мнению, являются наиболее результативными

и эффективными средствами коррекции и помогают достичь успехов в преодолении

трудностей детей с ОВЗ.

Цель моего выступления: познакомить педагогов с кинезиологическим методом через

организацию системы специальных движений, упражнений в коррекционной работе с

детьми с ОВЗ.

Кинезиология наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный

метод

развития

умственных

способностей

через

определенные

двигательные

упражнения. Она

существует

уже

2000

лет

и

используется

во

всем

мире.

Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ, Аристотель, Клеопатра.

Учёные доказали тесную взаимосвязь между тонкими движениями пальцев и функции

высшей

нервной

деятельности.

Речевая

деятельность

развивается

под

влиянием

импульсов, поступающих от пальцев рук.

По словам немецкого философа И. Канта - «Рука является вышедшим наружу головным

мозгом».В. А. Сухомлинский утверждал, что «Ум ребенка находится на кончиках его

пальцев».

Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а

не наоборот.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющие улучшить работу

головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, интеллекта и развитию

физического здоровья. Они дают возможность задействовать те участки мозга, которые

раньше не принимали участия в учении и решить проблему неуспеваемости.

Известно,

что

мозг

человека

представляет

собой

«содружество»

функционально

ассиметричных полушарий – левого и правого. Каждое из них является не зеркальным

отображением другого, а необходимым дополнением.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между

собой системой нервных волокон (мозолистое тело), которое находится между

полушариями головного мозга в теменно-затылочной части. Оно необходимо для

координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Для успешного обучения в школе и развития интеллекта ребенка необходима работа

обоих

полушарий.

Так,

например,

по

исследованиям

физиологов правое

полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое, отвечает за тело,

координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое

полушарие головного мозга – математическое, знаковое, отвечает за языковые способности,

контролирует речь, а также способности к чтению и письму, логическое, аналитическое –

отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на

себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без

связи, что искажает познавательную деятельность детей.

В результате нарушаются:

-пространственная ориентировка,

-адекватное эмоциональное реагирование,

-координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки,

-ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух

или глазами.

Доказано, что систематическое использование кинезиологического комплекса детьми,

отнесёнными как к психической норме, так и имеющими мозговые дисфункции с задержкой

или нарушением психического развития, способствует:

-развитию межполушарного взаимодействия;

-развитие межполушарной специализации;

-синхронизируют работу полушарий;

-повышают стрессоустойчивость организма;

-снижают утомляемость;

-улучшают мыслительную деятельность;

-развивают мелкую и крупную моторику;

-формируют пространственные представления;

- способствуют улучшению памяти, внимания, речи;

-устранение дислексии, дисграфии.

Кинезиологические упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и

накапливающийся эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя

психоэмоциональное состояние. Применение специальных кинезиологических упражнений

возможно как на предметных, так и на специальных уроках кинезиологии. Под влиянием

кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные

изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем

значительнее эти изменения. Самый благоприятный период для интеллектуального развития

– это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована,

пластична и поддаётся коррекции.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать

определенные условия:

-занятия проводятся утром, днём, ежедневно;

-продолжительность занятий — 10 – 15 минут;

-от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

-упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;

-занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

-упражнения проводятся стоя или сидя за столом.

Что включают в себя комплексы упражнений?

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить

восприятие, профилактика глазных заболеваний. Однонаправленные и разнонаправленные

движения

глаз

и

языка

развивают

межполушарные

взаимодействия

и

повышают

энергетизацию организма, включают структуры мозга, контролирующие мышление, речь и

поведение, активизируют процесс обучения.

Двигательные упражнения развивают тонкую моторику. Чем больше задействуются

мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами

мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются

непроизвольные движения и мышечные зажимы.

Упражнения на дыхание развивают самоконтроль и произвольность, а также помогут

вам развить у детей правильное дыхание, сформировать сильную воздушную струю,

которая

необходима

для

произношения

многих

звуков,

а

еще

доставят

детям

положительные эмоции.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Самомассаж направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления,

интеллекта, развитие речи, тонкой моторики.

В своей практике я использую программу Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта

дошкольников»,

в

которую

входят

растяжки,

дыхательные

и

глазодвигательные

упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, когнитивные и коммуникативные

упражнения и релаксации.

Кинезиологические упражнения, которые я использую на коррекционных занятиях:

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо

с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в

прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному

пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола,

последовательно сменяющих друг друга. Ребенок повторяет 8-10 раз. Выполнение сначала

руками поочередно, затем совместно.

«Фонарики».Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе

ладонью. По очереди менять положение рук. Совмещать с движением языка влево, вправо.

8-10 повторений.«Фонарики зажглись (пальцы выпрямить), фонарики погасли (пальцы

сжать в кулак)».

«Лезгинка».Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак

разверните

пальцами

к

себе.

Правой

рукой

прямой

ладонью

в

горизонтальном

положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение

правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены

положений.

«Домик с трубой». Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить друг с

другом. Указательный палец одной руки выпрямить – это труба.

Сначала мы с воспитанниками разучиваем упражнения, отрабатывая технику. А затем,

используем их в сюжете кинезиологических сказок.

Это лишь некоторые примеры использования кинезиологических упражнений в моей

работе.

Творческий

подход,

использование

альтернативных

методов

и

приемов

способствуют

более

интересному,

разнообразному

и

эффективному

проведению

коррекционной деятельности психолога.

Умелыми дети становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: упражнения должны

проводиться систематически, тогда дети достигают хорошего развития. Поэтому я

рекомендую шире использовать кинезиологические упражнения в своей практической

работе любому педагогу, потому что они дают не только хороший коррекционный

результат, но и массу положительных эмоций.

Литература:

1.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.- М: ТЦ Сфера, 2016.

2.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для

учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2018



В раздел образования