Автор: Машина Татьяна Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 10 "Белочка"
Населённый пункт: город Кулебаки, Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование
«Использование кинезиологических упражнений на коррекционных
занятиях с детьми с ОВЗ»
Автор публикации: Машина Татьяна Николаевна
(учитель - логопед,
МБДОУ детский сад №10 «Белочка»,
г.Кулебаки, Нижегородская область)
В настоящее время растет число детей с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ). Кроме трудностей в усвоении нового материала, у таких детей наблюдаются и
другие нарушения: неумение правильно читать и писать, перестановка слов, знаков. Дело
в том, что у большинства современных детей, а особенно с ОВЗ отмечается общее
отставание, а отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы,
снижает
концентрацию
внимания,
координационных
способностей,
выносливости,
проблемы с речевым развитием. В результате, у таких детей проявляется низкая
работоспособность,
повышенная
утомляемость,
низкий
уровень
произвольности
психических процессов – все эти трудности, возможно, преодолеть только через создание
правильного выбора методов педагогической коррекции.
Эта ситуация ставит перед нами задачу поиска эффективных методов профилактики и
коррекции трудностей интеллектуального развития у детей с ОВЗ в условиях
дошкольного образовательного учреждения.
Кинезиологические упражнения, по моему мнению, являются наиболее результативными
и эффективными средствами коррекции и помогают достичь успехов в преодолении
трудностей детей с ОВЗ.
Цель моего выступления: познакомить педагогов с кинезиологическим методом через
организацию системы специальных движений, упражнений в коррекционной работе с
детьми с ОВЗ.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный
метод
развития
умственных
способностей
через
определенные
двигательные
упражнения. Она
существует
уже
2000
лет
и
используется
во
всем
мире.
Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ, Аристотель, Клеопатра.
Учёные доказали тесную взаимосвязь между тонкими движениями пальцев и функции
высшей
нервной
деятельности.
Речевая
деятельность
развивается
под
влиянием
импульсов, поступающих от пальцев рук.
По словам немецкого философа И. Канта - «Рука является вышедшим наружу головным
мозгом».В. А. Сухомлинский утверждал, что «Ум ребенка находится на кончиках его
пальцев».
Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а
не наоборот.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющие улучшить работу
головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, интеллекта и развитию
физического здоровья. Они дают возможность задействовать те участки мозга, которые
раньше не принимали участия в учении и решить проблему неуспеваемости.
Известно,
что
мозг
человека
представляет
собой
«содружество»
функционально
ассиметричных полушарий – левого и правого. Каждое из них является не зеркальным
отображением другого, а необходимым дополнением.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между
собой системой нервных волокон (мозолистое тело), которое находится между
полушариями головного мозга в теменно-затылочной части. Оно необходимо для
координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Для успешного обучения в школе и развития интеллекта ребенка необходима работа
обоих
полушарий.
Так,
например,
по
исследованиям
физиологов правое
полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое, отвечает за тело,
координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое
полушарие головного мозга – математическое, знаковое, отвечает за языковые способности,
контролирует речь, а также способности к чтению и письму, логическое, аналитическое –
отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на
себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без
связи, что искажает познавательную деятельность детей.
В результате нарушаются:
-пространственная ориентировка,
-адекватное эмоциональное реагирование,
-координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки,
-ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух
или глазами.
Доказано, что систематическое использование кинезиологического комплекса детьми,
отнесёнными как к психической норме, так и имеющими мозговые дисфункции с задержкой
или нарушением психического развития, способствует:
-развитию межполушарного взаимодействия;
-развитие межполушарной специализации;
-синхронизируют работу полушарий;
-повышают стрессоустойчивость организма;
-снижают утомляемость;
-улучшают мыслительную деятельность;
-развивают мелкую и крупную моторику;
-формируют пространственные представления;
- способствуют улучшению памяти, внимания, речи;
-устранение дислексии, дисграфии.
Кинезиологические упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и
накапливающийся эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя
психоэмоциональное состояние. Применение специальных кинезиологических упражнений
возможно как на предметных, так и на специальных уроках кинезиологии. Под влиянием
кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные
изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем
значительнее эти изменения. Самый благоприятный период для интеллектуального развития
– это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована,
пластична и поддаётся коррекции.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать
определенные условия:
-занятия проводятся утром, днём, ежедневно;
-продолжительность занятий — 10 – 15 минут;
-от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
-упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
-занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
-упражнения проводятся стоя или сидя за столом.
Что включают в себя комплексы упражнений?
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить
восприятие, профилактика глазных заболеваний. Однонаправленные и разнонаправленные
движения
глаз
и
языка
развивают
межполушарные
взаимодействия
и
повышают
энергетизацию организма, включают структуры мозга, контролирующие мышление, речь и
поведение, активизируют процесс обучения.
Двигательные упражнения развивают тонкую моторику. Чем больше задействуются
мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами
мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются
непроизвольные движения и мышечные зажимы.
Упражнения на дыхание развивают самоконтроль и произвольность, а также помогут
вам развить у детей правильное дыхание, сформировать сильную воздушную струю,
которая
необходима
для
произношения
многих
звуков,
а
еще
доставят
детям
положительные эмоции.
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Самомассаж направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления,
интеллекта, развитие речи, тонкой моторики.
В своей практике я использую программу Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта
дошкольников»,
в
которую
входят
растяжки,
дыхательные
и
глазодвигательные
упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, когнитивные и коммуникативные
упражнения и релаксации.
Кинезиологические упражнения, которые я использую на коррекционных занятиях:
«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо
с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в
прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному
пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола,
последовательно сменяющих друг друга. Ребенок повторяет 8-10 раз. Выполнение сначала
руками поочередно, затем совместно.
«Фонарики».Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе
ладонью. По очереди менять положение рук. Совмещать с движением языка влево, вправо.
8-10 повторений.«Фонарики зажглись (пальцы выпрямить), фонарики погасли (пальцы
сжать в кулак)».
«Лезгинка».Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак
разверните
пальцами
к
себе.
Правой
рукой
прямой
ладонью
в
горизонтальном
положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение
правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены
положений.
«Домик с трубой». Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить друг с
другом. Указательный палец одной руки выпрямить – это труба.
Сначала мы с воспитанниками разучиваем упражнения, отрабатывая технику. А затем,
используем их в сюжете кинезиологических сказок.
Это лишь некоторые примеры использования кинезиологических упражнений в моей
работе.
Творческий
подход,
использование
альтернативных
методов
и
приемов
способствуют
более
интересному,
разнообразному
и
эффективному
проведению
коррекционной деятельности психолога.
Умелыми дети становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: упражнения должны
проводиться систематически, тогда дети достигают хорошего развития. Поэтому я
рекомендую шире использовать кинезиологические упражнения в своей практической
работе любому педагогу, потому что они дают не только хороший коррекционный
результат, но и массу положительных эмоций.
Литература:
1.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.- М: ТЦ Сфера, 2016.
2.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для
учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2018