Напоминание

Направление: Человек путешествующий: дорога в жизни


Автор: Коваленко Татьяна Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 64 им. Б. Ручьёва"
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Подготовка к итоговому сочинению
Тема: Направление: Человек путешествующий: дорога в жизни
Раздел: полное образование





Назад




Тематическое направление «Человек путешествующий: дорога в жизни

человека»

Темы сочинений:

1.

Каким путем идет человек к самому себе?

2.

Как обрести счастье?

3.

Возможен ли жизненный путь без ошибок?

Работа с таблицей.

Тема

Ключевые слова

Ответ на вопрос

Аргументы

Возможен

ли

жизненный путь

без ошибок?

Возможен, путь,

без ошибок

На мой взгляд,

путь без ошибок

невозможен. Это

связано

прежде

всего с тем, что

человек

всегда

будет

искать

смысл жизни и

не

останавливаться

на

достигнутом.

В

противном

случае

ему

грозит духовное

обнищание

и

бессмысленность

существования.

Даже если путь

будет тернист и

трагичен,

все

равно

человек

ради

чего-то

жил.

А. С. Пушкин

«Евгений

Онегин»

Ф.М.

Достоевский

«Преступление и

наказание»

М.

Горький

«Старуха

Изергиль»

А.Н.

Островский

«Гроза»

1.Вступление.

«Обыгрывание» ключевых слов темы сочинения,

формулировка своей позиции (тезис), его комментарий. Переход к

анализу первого аргумента. (50-70)

Варианты переходов к основной части:

- В правильности такой точки зрения меня убеждает

художественная литература.

-Могу доказать свою точку зрения, обратившись к произведениям

(произведению) художественной (публицистической) литературы.

-За доказательствами обратимся (обращусь) к произведениям

художественной литературы.

-В произведении (назвать) я нашла (нашёл) отражение

(подтверждение) своим мыслям...

2. Основная часть

1. Первый аргумент.

Писатель повествует ……………………..

Автор

пытается

убедить

читателей

в

том,

что……….

…………………………

Не

может

не

обратить

на

себя

внимание

эпизод,

в

котором……………..

Понять

авторскую

позицию

помогает……..

…………………………….

МИКРОВЫВОД по первому аргументу. (100-110)

2. Второй аргумент.

В

качестве

следующего

аргумента

можно

привести

…………………….

Повествование начинается с того, что ……..

Кроме того, писатель обращает внимание читателей на ………..

Проследим за взаимоотношениями ………..

Эта сцена свидетельствует о том, что……

МИКРОВЫВОД по второму аргументу. (100-110)

3.Заключение. (50-70)

В заключение хочу сказать, что……………….

Я думаю, что ……………………………

Хочется вспомнить строки …………………..

Образец сочинения.

Жизненный путь… Человек… Что связывает эти понятия? Наверное,

попытка обрести счастье.

Но всегда ли оно может быть достигнуто

достойными средствами? Конечно же, не всегда, так или иначе человеку

свойственно ошибаться. На мой взгляд, путь без ошибок невозможен. Это

связано прежде всего с тем, что человек постоянно будет искать смысл

жизни и не останавливаться на достигнутом. В противном случае ему грозит

либо духовное обнищание, либо бессмысленное существование. Даже если

судьба

будет

тернистой,

все

равно

человек

ради

чего-то

жил.

Действительно, жизненный опыт, который приобретается нами благодаря

ошибкам, помогает

стать мудрее, оценить себя и свои поступки,

пересмотреть свои жизненные принципы.

И

в литературе немало

примеров героев, которые способны были измениться благодаря

пройденному жизненному пути.

Обратимся к роману в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Автор прослеживает судьбу героя на протяжении нескольких лет. Поэт

намеренно акцентирует внимание читателей на биографии Онегина. Именно

она помогает им понять поступки героя. Рано познавший страсть, Евгений

пресытился этим чувством. К сожалению, он не смог разглядеть в Татьяне

тонкую натуру, хотя в реплике Ленскому заметил, что выбрал бы не Ольгу, а

её сестру. Боязнь брать на себя ответственность, усталость от светской жизни

не позволили ему стать счастливым с Татьяной. На мой взгляд, герой

совершил опрометчивую ошибку, пренебрегая чувствами героини.

Кроме того, Пушкин нередко ставит героя перед выбором. Этому

свидетельство- дуэль с Ленским, которую тоже можно считать ошибкой.

Испугавшись «мнений света», Онегин не отменяет поединок, хотя именно от

него многое зависело. Более того, Пушкин подчеркивает, что для Онегина

произошедшее стало серьёзным испытанием: он научился анализировать

свои действия, страдать, раскаиваться в содеянном. Через катарсис герой

вернулся

в

«свет»

возродившимся

человеком.

Жизненный

опыт

и

переосмысление ценностей помогли ему по-другому взглянуть на Татьяну в 8

главе. Появилась возможность исправить ошибку: герой влюбился в неё и не

смог совладать с собой. Но за все ему приходится платить. Несмотря на

взаимность, Татьяна отвергает его, оставаясь верной супружескому долгу.

Пушкин, возможно, гордится поступком Татьяны, но, к сожалению, ничего

исправить нельзя. Герой остается в одиночестве…

Таким образом, на примере Евгения Онегина очевидно, что судьба

героя немыслима без ошибок. Именно они помогли ему научиться

сопереживать, сострадать и, наконец, любить. Пушкин финал произведения

оставляет «открытым», надеясь, что Онегин найдет свое место среди

передовых людей общества.

А способны ли были герои драмы А.Н. Островского «Гроза»

избежать ошибок? Как сложилась их судьба? Ответить на эти вопросы

поможет анализ произведения. Драматург акцентирует внимание читателей

на судьбе Катерины. Через её мысли и чувства он подмечает, что она вышла

замуж не по любви. Оказавшись в семье Кабанихи,

она

переживает

душевное смятение: ей чужды обман, лицемерие. Кроме того, Катерина

испытывает угрызения совести, потому что полюбила Бориса. Островский

ставит героиню. перед непростым выбором: следовать супружескому долгу

или пойти на поводу страсти. Безусловно, она совершает ошибку,

поддавшись своим

чувствам. Однако автор создает образ Катерины,

неспособной жить во лжи. Поэтому её самоубийство нельзя воспринимать

однозначно. С одной стороны, это поступок слабой натуры, не сумевшей

найти выход из ситуации, но с другой- это её протест против «темного

царства», доведенный до конца. Её гибель пробудила город Калинов от «

застоя». Даже Тихон в финале драмы бунтует против матери, осознавая, что

совершил ошибку, не поняв, в каком положении оказалась Катерина.

Так, герои пьесы проходят свой тернистый жизненный путь через

«пробы» и ошибки, становясь сильнее и, к сожалению, обретя духовную

свободу через самопожертвования.

Жизненный путь… Человек… Что связывает их? Скорее всего,

ошибки, которые совершают люди в поисках счастья. Не случайно

вспоминается пословица: «Жизнь прожить-не поле перейти». Её смысл

заключается в том, что жизнь каждого из нас многогранна. Как бы мы ни

старались, не уберечься от бед, разочарований и несчастий. Главное- уметь

сохранить в себе достоинство и честь, оставаться верными своим жизненным

принципам

и

учиться

на

ошибках

других,

чтобы

не

совершать

собственные…



В раздел образования