"Педагогическая технология формирования фонематических представлений"
Автор: Габдрахимова Лариса Николаевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Комарик" Населённый пункт: п. Хулимсунт Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Педагогическая технология формирования фонематических представлений" Раздел: дошкольное образование
ЗНАКОМИМ ДЕТЕЙ С ПОНЯТИЯМИ ЗВУК-СЛОГ-СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНЕ
Восприятие звука – это формирование фонематических процессов с
опорой
на
вспомогательные
средства,
дей-
ствия с символами звуков.
Всем хорошо известно, что звуки толь-
ко слышаться и произносятся.
Малышам
очень хочется их увидеть. Это весёлые чело-
вечки. Мы их называем гласные девочки-зву-
ки,
согласные
мальчики-звуки.
У
каждого
звука
есть
свой
домик
Буква.(символы
из
книги «Речецветик» Г.А. Ванюхина).
Живут они на планете Звуков и Букв, в кассах, и очень любят гулять.
Когда они выходят, то встают друг за другом и поют свои песенки.
Упражнение 1.
Находим символ звука по артикуляции
Вспомни и назови звуки по порядку А,О,У,И. Сколько звуков? Какой
первый? Какой второй? Какой звук стоит первый, последний, в середине?
Упражнение 2.
Читаем первое слово
У каждого звука, есть свой домик – буква. По-
ставь под звуком «а» букву А. Поставь под звуком
«у» букву У. Девочки любят петь песенки а-а-у-у.
Покажи указательный пальчик, он будет дирижер,
поставь под букву А. Поём а-а—у-у. Как интерес-
но, где можно услышать АУ, АУ (в лесу). Молодец,
ты прочитал первое слово. Погуляли звуки и бук-
вы, пора отдыхать. Убери звук «а», буквуУ, звук «у», что осталось (буква А).
Звуки мы слышим и произносим (ребёнок показывает пальцами ушки, рот),
а буквы видим, пишем, читаем ( показывает пальцами глаза,пишет в воздухе).
Упражнение 3.
Учим составлять слова
Вводится зрительный символ слова – домик, части слова - это окошки в
домике.
Наступили холода звуки и буквы поселились
в домик. Домик – это слово. Слова бывают разные.
Я назову слово «кукла», теперь ты
назови слова
(ребёнок называет предметы).
Будем заселять домик жильцами. Поставь под
домик букву О, рядом букву П. Поставь под букву О
звук «о», под букву П звук «п». Звуки дружат, дер-
жатся за руки. Прочитай – ОП. Где можно услышать
ОП! Правильно, так говорит дрессировщик тигру,
тренер спортсмену перед прыжком. Это короткое
слово, а бывают слова длинные.
Расскажи, всё, что ты знаешь о звуке «а» (его
можно петь, это гласный звук). Погуляли звуки,пора
отдыхать. Убери звук «о», букву П, букву О, что
осталось (звук «а»).
Скажи, что есть у домика (крыша, стены). Как
ты думаешь, чего нет у нашего домика (окошка). У
нас не просто домик, а домик слово, чтобы строи-
телям узнать, сколько вставить окошек, надо разде-
лить слово на части, как апельсин на дольки (обу-
чаем делению слов на слоги, прохлопывая в ладоши).
ДОМ – сколько слов (одно), сколько слогов (одно), сколько звуков (три), а
сколько букв (три), сколько гласных (один), назови согласные звуки (д,м).
Убери согласные звуки, буквы Д и М, что осталось гласный звук и буква О
Упражнение 4.
Учим составлять предложение
Посмотри на картинку (город, улица ). Мы будем строить улицу в кассе
из слов – домиков. Первый домик высокий, потому что предложение пишется
с большой буквы (рассматриваем текст в книге, находим заглавные буквы).
Посмотри на картинку и придумай предложение (Вот дом.) Сколько в предло-
жении слов?(два). Построй два домика-слова. Первый низкий или высокий?
Расскажи всё, что знаешь о предложении.
Предложение состоит из слов (ребёнок показывает пальчики) и о чём, то
нам рассказывает. Предложение пишется с большой буквы (поднимает руки над
головой); в конце ставится точка (делает рукой сжатой в кулачёк движение
вперед).
Прочитай предложение (Вот мама.). Сколько
слов в предложении?
(два). Какое первое слово, какое второе? Сколько окошек – слогов во втором
слове? (два). Назови первый слог второго слова. Составь звуковую схему слов
(в подготовительной группе меняем символы
звуков на квадраты синего,
зелёного, красного цвета).
Упражнение 5.
Итоговое задание
Убери: гласные звуки, согласные звуки,букву Т, букву В, букву О, букву А.
Какие буквы остались (буква М). Убери: первый, второй слог -окошко в сло-
ве мама, слог- окошко в слове «Вот», Что осталось на улице? (два домика –
слова и точка) Молодец.
Упражнения тренинга предлагаю включать в подгрупповые и индивиду-
альные занятия.