Напоминание

"Педагогическая технология формирования фонематических представлений"


Автор: Габдрахимова Лариса Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Комарик"
Населённый пункт: п. Хулимсунт
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Педагогическая технология формирования фонематических представлений"
Раздел: дошкольное образование





Назад





ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

ФОРМИРОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

ЗНАКОМИМ ДЕТЕЙ С ПОНЯТИЯМИ ЗВУК-СЛОГ-СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНЕ

Восприятие звука
– это формирование фонематических процессов с опорой на вспомогательные средства, дей- ствия с символами звуков. Всем хорошо известно, что звуки толь- ко слышаться и произносятся. Малышам очень хочется их увидеть. Это весёлые чело- вечки. Мы их называем гласные девочки-зву- ки, согласные мальчики-звуки. У каждого звука есть свой домик Буква.(символы из книги «Речецветик» Г.А. Ванюхина). Живут они на планете Звуков и Букв, в кассах, и очень любят гулять. Когда они выходят, то встают друг за другом и поют свои песенки. 
Упражнение 1.

Находим символ звука по артикуляции
Вспомни и назови звуки по порядку А,О,У,И. Сколько звуков? Какой первый? Какой второй? Какой звук стоит первый, последний, в середине? 
Упражнение 2.

Читаем первое слово
У каждого звука, есть свой домик – буква. По- ставь под звуком «а» букву А. Поставь под звуком «у» букву У. Девочки любят петь песенки а-а-у-у. Покажи указательный пальчик, он будет дирижер, поставь под букву А. Поём а-а—у-у. Как интерес- но, где можно услышать АУ, АУ (в лесу). Молодец, ты прочитал первое слово. Погуляли звуки и бук- вы, пора отдыхать. Убери звук «а», буквуУ, звук «у», что осталось (буква А).  Звуки мы слышим и произносим (ребёнок показывает пальцами ушки, рот), а буквы видим, пишем, читаем ( показывает пальцами глаза,пишет в воздухе).

Упражнение 3.

Учим составлять слова
Вводится зрительный символ слова – домик, части слова - это окошки в домике. Наступили холода звуки и буквы поселились в домик. Домик – это слово. Слова бывают разные. Я назову слово «кукла», теперь ты назови слова (ребёнок называет предметы). Будем заселять домик жильцами. Поставь под домик букву О, рядом букву П. Поставь под букву О звук «о», под букву П звук «п». Звуки дружат, дер- жатся за руки. Прочитай – ОП. Где можно услышать ОП! Правильно, так говорит дрессировщик тигру, тренер спортсмену перед прыжком. Это короткое слово, а бывают слова длинные. Расскажи, всё, что ты знаешь о звуке «а» (его можно петь, это гласный звук). Погуляли звуки,пора отдыхать. Убери звук «о», букву П, букву О, что осталось (звук «а»). Скажи, что есть у домика (крыша, стены). Как ты думаешь, чего нет у нашего домика (окошка). У нас не просто домик, а домик слово, чтобы строи- телям узнать, сколько вставить окошек, надо разде- лить слово на части, как апельсин на дольки (обу- чаем делению слов на слоги, прохлопывая в ладоши). ДОМ – сколько слов (одно), сколько слогов (одно), сколько звуков (три), а сколько букв (три), сколько гласных (один), назови согласные звуки (д,м). Убери согласные звуки, буквы Д и М, что осталось гласный звук и буква О 
Упражнение 4.

Учим составлять предложение
Посмотри на картинку (город, улица
).
Мы будем строить улицу в кассе из слов – домиков. Первый домик высокий, потому что предложение пишется с большой буквы (рассматриваем текст в книге, находим заглавные буквы). Посмотри на картинку и придумай предложение (Вот дом.) Сколько в предло- жении слов?(два). Построй два домика-слова. Первый низкий или высокий? Расскажи всё, что знаешь о предложении.  Предложение состоит из слов (ребёнок показывает пальчики) и о чём, то нам рассказывает. Предложение пишется с большой буквы (поднимает руки над головой); в конце ставится точка (делает рукой сжатой в кулачёк движение вперед).
Прочитай предложение (Вот мама.). Сколько слов в предложении? (два). Какое первое слово, какое второе? Сколько окошек – слогов во втором слове? (два). Назови первый слог второго слова. Составь звуковую схему слов (в подготовительной группе меняем символы звуков на квадраты синего, зелёного, красного цвета). 
Упражнение 5.

Итоговое задание
Убери: гласные звуки, согласные звуки,букву Т, букву В, букву О, букву А. Какие буквы остались (буква М). Убери: первый, второй слог -окошко в сло- ве мама, слог- окошко в слове «Вот», Что осталось на улице? (два домика – слова и точка) Молодец. Упражнения тренинга предлагаю включать в подгрупповые и индивиду- альные занятия.


В раздел образования