Напоминание

Техническому проекту-"Да"!


Автор: Наговицына Елена Алексеевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Школа №48"
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Техническому проекту-"Да"!
Раздел: среднее образование





Назад




Техническому проекту - «Да»!

Наговицына Елена Алексеевна, учитель химии высшей категории

МБОУ «Школа №48» г.Нижнего Новгорода.

Обучение по своей природе и по особенностям его организации -

процесс сложный и многогранный, предполагающий, с одной стороны,

вооружение учащихся суммой действенных знаний (разумеется, здесь не

обойтись без традиционных, классических форм, таких как урок). С

другой стороны, вооружиться необходимым багажом знаний мало, реалии

сегодняшнего дня все более и более требуют развития учебно-

интеллектуальных, информационно- коммуникативных и личностных

умений каждого учащегося.

Такие умения прежде всего реализуются в нетрадиционных формах

обучения, таких как предметные олимпиады, интернет – викторины,

различные конференции. Одной из интереснейших форм работы являются

технические олимпиады, проводимые Нижегородским государственным

техническим университетом им. Р.Е. Алексеева. Техническая олимпиада

школьников в полном объёме способствует развитию всех

вышеперечисленных навыков, при этом углубляя понимание и

осмысление базовых понятий, расширяя кругозор знаний сразу в

нескольких областях науки, развивая творческое начало и

исследовательскую пытливость и, в конечном счёте, являясь средством

самовыражения каждого участника.

Существует мнение, что самое лучшее образование – это

самообразование. Процесс создания технического проекта долог и

трудоёмок. На первых этапах, ещё только при зарождении

идеи,

предполагается самостоятельная работа школьников с самой разной

научно-популярной

литературой.

Для

многих

из

них

это

первое

знакомство

со

специальной

литературой.

Следующий

этап

-

переосмысление огромного информационного материала, собираемого

участниками. И это не только научные журналы и интернет – сайты, это

ещё и консультации со специалистами, прослушивание тематических

лекций, встречи и беседы с людьми самых разных профессий.

Обсуждения, обмен информацией и бесконечные споры в конечном

итоге приводят к рождению идеи, а вместе с ней к возникновению самой

важной причины, определяющей во все времена развитие прогресса, –

появлению интереса. Исходя из

собственного желания, сам ученик

выбирает наиболее интересный для себя вид деятельности, в котором он

может

успешно

проявить

свои

творческие

способности:

создание

компьютерных

моделей,

выполнение

инженерных

расчетов,

компьютерную графику, разработку теоретических предпосылок проекта,

обоснование экономической окупаемости. Таким образом, каждый ученик

выполняет свою задачу, являющуюся частью общей проблемы проекта.

Именно интерес заставляет участников максимально углубиться в

предлагаемую ими же проблему, теперь уже осознанно, согласно законам

природы, стараться максимально приблизить выдвинутые идеи к реально

существующим возможностям, изучать и исследовать абсолютно разные,

до этого момента незнакомые сферы, анализировать, предполагать и

выдвигать самые смелые идеи. И в этот момент наступает главное:

полностью раздвигаются границы отдельных наук, нет уже ни физики, ни

химии, ни математики, а есть стремление единого понимания мира. Это

увлекает, насыщает и одновременно обогащает. В конечном итоге

ученикам

хочется

знать

больше,

придумывать

лучше,

создавать

глобальнее, и самое главное – появляется желание объяснить это другим,

так как сам это понимаешь и принимаешь. Именно в такой атмосфере

происходит формирование уникальных личностных позиций: «Я хочу»,

«Я знаю», «Я могу», «Я докажу».

Одним из наиболее важных позитивных моментов работы над

проектом является умение работать в команде. Современная педагогика и

психология все чаще и чаще ориентируют нас прежде всего на

индивидуальные качества личности. Многочисленные тренинги лидеров,

методики воспитания успешности индивидуумов совсем оттеснили

представления о чувстве долга перед товарищами, ответственности за

выполненное дело. В работе над проектом каждый член команды видит,

как часть его труда «вливается» в общий, коллективный труд.

Один из главных этапов – подготовка текста проекта. Школьники,

вооруженные современной компьютерной техникой, имеющие доступ к

различным интернет-ресурсам, порой не умеют выделить главную

информацию, отказаться от компиляции, самостоятельно пересказать

текст. Для многих учеников – это первое самостоятельное исследование,

пусть и реферативного характера. А умение грамотно и научно оформить

текст в дальнейшем позволит учащимся работать над курсовыми и

дипломными проектами – так или иначе, первые навыки уже получены.

Таким образом, значение работы над проектом и его публичной защиты

трудно переоценить. Участие в проекте рассчитано на наиболее активную,

думающую часть ученического коллектива. Каждый получает прекрасную

возможность реализовать себя: и в небольшом научном исследовании, и

составлении текста и презентации, и в публичной акции защиты работы. И

нам, учителям, очень радостно (и одновременно трогательно) видеть в

своих учениках, прошедших более чем полугодовой путь подготовки

проекта, творчески озадаченных людей, осознанно понимающих, что мир

– единая целостная структура, что именно такие, как они, могут его

изменять, развивать и, в конце концов, с огромным желанием познавать

дальше, лучше, глубже!



В раздел образования