Автор: Наплёков Сергей Михайлович
Должность: Мастер п/о
Учебное заведение: ОГАПОУ "Яковлевский политехнический техникум"
Населённый пункт: г. Строитель, Белгородская обл., Яковлевский район.
Наименование материала: Статья
Тема: Обучение и воспитание на занятиях производственного обучения
Раздел: среднее профессиональное
Обучение и воспитание на занятиях производственного обучения
Наплёков Сергей Михайлович
ОГАПОУ «Яковлевский политехнический техникум»
Автомобили с каждым годом завоёвывают авторитет у любителей транспорта всего
мира. Жизнь современного человека немыслима без автомобиля. Появляются новые модели,
за рулём можно видеть подростков, девушек, людей пожилого возраста. Благодаря
удобствам, которые создаёт автомобиль, он стал основным транспортным средством. В.
этом есть свои плюсы и минусы. Увеличение автопарка влечёт опасности на дорогах.
Автомобиль при неправильном его использовании, халатном отношении к его эксплуатации
несёт смерть, травматизм, увечья, материальные потери, загрязнение окружающей среды.
Решение проблем отрицательного влияния автомобиля на жизнь человека в большей мере
определяется мастерством водителя.
Мастерство включает в себя три непременные составляющие: навыки выполнения
операций с органами управления, регулирование движения автомобиля (разгон, торможение,
поворот в соответствии с поставленной задачей) и умение управлять, т.е. выбирать режим
движения так, чтобы не возникали экстремальные ситуации, чтобы экологическое
воздействие и затраты на эксплуатацию были минимальные.
Для достижения необходимого уровня мастерства нужны знания и практика вождения.
Знание теории ускоряет приобретение практических навыков и умений. Отсутствие
теоретических знаний приводит к неправильным приёмам управления автомобиля, к
опасностям на дорогах и для водителя, и для пешехода.
Часто можно слышать мнение, что автомобиль не только средство передвижения, он
является источником радости. Эта радость заключается в ощущении скорости, что приводит
к авариям на дорогах. Испытывать эмоции, вызванные скоростной ездой, следует только на
закрытых для нормального движения трассах, где отсутствует опасность причинения вреда
третьим лицам.
Большую роль в подготовке будущих водителей играет мастер производственного
обучения, его опыт, стремление научить своих подопечных правильному и безопасному
вождению автомобиля, убедить, что стремление к высоким скоростям не принесёт счастья,
успеха, а создаст непоправимые аварийные ситуации, опасные и для водителя, и для
окружающих. Знание дорожных знаков – залог успеха, безопасности движения. Будущие
водители готовятся для перевозки различных грузов, людей на различные расстояния и в
различных дорожных и погодных условиях.
Кому-то придётся распрощаться с вредными привычками, что касается любителей
алкогольных напитков, так как пьяный водитель – потенциальный преступник на дорогах.
Каждое занятие должно быть и познавательным, и воспитательным. Начиная занятие,
новую тему, новые упражнения, следует обращаться к повторению изученного на прошлых
занятиях.
Занятия проходят на автодроме техникума, где есть все необходимые разметки, условия
для проведения практических заданий и упражнений. Здесь обучающиеся знакомятся с
автомобилем, закреплённым за их группой, на котором придётся сдавать экзамен. Они
осуществляют технический уход, частичный ремонт транспортного средства, которое
помогает им почувствовать себя водителями, ответственными за его техническое состояние,
готовность к безопасному вождению.
Перед занятиями даётся инструктаж по технике безопасности, обучающиеся отвечают на
вопросы, касающиеся знаний устройства автомобиля, дорожных знаков, морального облика
водителя, отвечающего за сохранность груза, за безопасность пассажира, за экологию. Затем
вспоминаем задания прошлого занятия, выполняем их, анализируем. После этого приступаем
к новой теме, ставим цели, задачи, даю
инструктаж по выполнению упражнений,
демонстрирую выполнение упражнения,
после чего к этим упражнениям приступает
обучающийся, я же помогаю правильно овладеть техникой выполнения того или иного
элемента вождения, исправляю ошибки и т.д.
Большое внимание уделяю этике водителя, так как повышение этики водителей будет
способствовать повышению общей культуры поведения в обществе. Для водителя поступать
этично – это уважать права других участников дорожного движения, доброжелательно
относиться к их возможным ошибкам и помогать им исправлять допущенные ошибки.
Этичное поведение соответствует Правилам дорожного движения. Основой этики водителя
является его разумное поведение.
Одно дело – выполнять задания на автодроме, а другое – на дороге, где обучающихся
ожидают различные непредвиденные ситуации, множество знаков и препятствий. Именно на
незнакомом участке магистрали, часто в городе, придётся сдавать экзамен по практической
части, вождению автомобиля. Рядом не будет инструктора или мастера, который всегда
готов помочь в трудную минуту, поддержать добрым словом, рекомендациями. Рядом сидит
инспектор ГАИ, следит за действиями выпускника, даёт задания по правилам дорожного
движения, задания на знание знаков на дороге, что приводит к растерянности и
неуверенности обучающихся, к ошибкам, к пересдаче.
Когда обучающиеся овладели основами вождения автомобиля на автодроме, появилась
уверенность, они выучили дорожные знаки, правила уличного движения, изложенные в
учебных пособиях, частично проверенные при выполнении упражнений на площадке, мы
выезжаем в город, где проверяем знания и умения по вождению автомобиля.
На дороге, представляющей оживлённую часть улицы, у обучающегося формируется
внимание, способность распределять его, переключать, концентрировать. Будущий водитель
вырабатывает быстроту реакции, что очень важно на дороге. Здесь, на дороге, проходит
обучение автомобильной культуре, заключающейся в умении своевременно и правильно
изменять скорость и траекторию движения, чтобы не возникала необходимость экстренного
торможения, что может привести к ДТП. Это свойственно любителям скорости.
Занимаясь вождением на дороге, обучающиеся приобретают уверенность в своих
знаниях, способностях, чувствуют свою ответственность за порядок и безопасность на
данном участке, успешно преодолевают испытания при сдаче на права.
Литература
1.Бабков В. Д. Дорожные условия и безопасность движения. Учебник для вузов, - М.:
Транспорт, 1993. –и 271с.
2.Ваганов А.И., Рывкин А. А. Вождение автотранспортных средств. Учебник водителя. – М.
Транспорт, 1990. – 224с.
3.Вайсман А. И. Здоровье водителей и безопасность дорожного движения: Учебник для
вузов. – М.: Транспорт,1979, - 137с.