Авторы: Разманова Надежда Алексеевна, Надежда Алексеевна Разманова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №442
Населённый пункт: г.Новосибирск Новосибирская область
Наименование материала: Познавательно-информационный проект
Тема: "Хлеб - всему голова"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №442 «Кораблик»
Познавательно – информационный проект
в старшей группе №11
«Хлеб – всему голова»
Автор: Разманова Н.А
Новосибирск 2024г
Технологическая карта проекта
Название проекта
«Хлеб – всему голова»
Разработчики и
составители
проекта
Воспитатель Разманова Н.А
Участники
Воспитанники,
воспитатель
Разманова
Н.А
и
музыкальный руководитель Семенихина Л.В
Актуальность,
основания для
разработки
проекта
У современных детей нет понимания ценностного
отношения к труду человека, работающего на
сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является
обыденным продуктом, который можно купить в любом
магазине или супермаркете. Дети перестали ценить хлеб,
как главный продукт питания для русского человека. И
чтобы его вырастить необходимо, приложить много сил и
труда. Поэтому мы решили уделить этому вопросу
особое внимание в нашей работе с детьми. Самое главное
в предстоящей работе способствовать формированию у
детей четкого понимания роли человеческого труда в
современном обществе и воспитывать уважительное,
бережное отношение к результату его деятельности.
Цель
Формирование целостного представления о процессе
выращивания хлеба у детей старшего дошкольного
возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к
труду людей, которые его выращивают.
Задачи
Образовательные:
• изучить историю возникновения хлеба;
• познакомить детей со старинными русскими обычаями,
связанными с хлебом;
• расширить знания у детей о значении хлеба в жизни
человека, и его
изготовлении.
Развивающие:
• развивать познавательно – исследовательскую
деятельность;
• развивать умение логически мыслить, рассуждать,
делать выводы и
умозаключения.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство
благодарности и уважения к людям
сельскохозяйственного труда;
• воспитывать желание делиться полученными знаниями.
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Социально-коммуникативное развитие;
• Художественно-эстетическое развитие.
Сроки
реализации
краткосрочный.
1 неделя с 24.10.2022 по 28.10.2022
Тип проекта:экологический, познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: 1 неделя
Участники проекта: воспитанники группы, воспитатель, музыкальный
руководитель.
Возраст детей:5-6 лет.
Предполагаемый результат:
• сформировать у детей представления о ценности хлеба;
• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это
происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой
работы многих людей;
• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей,
участвующих в производстве хлеба;
• воспитывать бережное отношения к хлебу.
Этапы проекта.
Подготовительный этап:
- определение объектов изучения;
- подбор пословиц и поговорок, загадок о хлебе;
- определение уровня знаний детей о хлебе;
- постановка целей и задач проекта.
Основной этап.
Комплексно-тематическое планирование по теме проекта. Непосредственное
внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребёнка всех
образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по
темепроекта.
Познавательное развитие:
Беседы:
«Как на наш стол хлеб пришел»;
«Кто такой хлебороб? Труд хлеборобов в старину и в современном мире»
«Хлеб всему голова! Традиции русского народа, связанные с хлебом»
«Какой бывает хлеб»;
НОД. Ознакомление с окружающим «Хлеб – всему голова»
Рассматривание иллюстраций и репродукций:
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»;
Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;
Просмотр мультфильмов:
«История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Г. Х.
Андерсена;
«Чудо – мельница!» русская народная сказка.
Знакомство с профессиями:
• Агроном;
• Комбайнер;
• Пекарь;
• Кондитер;
• Продавец.
Исследовательская деятельность:
Рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы,
ячменя,овса).
Опытно – экспериментальная деятельность:
Превращение зерна в муку (кофемолка ручная, электрическая).
Замешивание теста.
Чтение художественной литературы о хлебе:
• Сказки: «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный»,«Колосок»
• М. Глинская «Хлеб»;
• В. Ремизов «Хлебный голос»;
• Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», «Хлеб хлебу брат», сказка «Сто колобков»,
«Какой хлеб лучше»,«Сказка о пшеничном зернышке»;
• Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;
• И. Токмакова «Что такое хлеб»;
• С. Погореловский «Вот он хлебушек душистый»
• С. Михалков «Булка»
• Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе.
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья»;
«Хлебный магазин»;
«Кулинария».
Дидактические игры:
• «Назови профессию»;
• «Что, где растет»;
• «Что из какой муки испекли?»;
• «Четвертый лишний»;
• «Что сначала, что потом»;
• «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
• «Как превратить муку в тесто?»;
• «Назови ласково».
Художественно-эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность:
• рассматривание картин и иллюстраций о хлебе;
• НОД. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми;
•НОД. Рисование «Золотые колоски»
Физическое развитие:
Пальчиковые игры:«Копна», «Как у деда Ермолая»
Физкультурные минутки: «Каравай», «Колосок и зернышки»
Заключительный этап:
• обобщение результатов работы;
• оформление экспозиции поделок из теста;
• памятка для родителей правила обращения с хлебом;
•Создание мини-музея «Хлеб – всему голова».
•Развлечение «Хлеб всему голова»
Список используемой литературы:
1. Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ
Сфера,2016. – 80 с.
2. Расскажите детям о хлебе. Умные карточки для занятий в детском саду и
дома, Мозаика-Синтез.
Приложения.
1. Памятка для родителей.
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!
Людей, какие пришли с чистым сердцем, хорошей миссией или
хорошей новостью, на нашей земле всегда встречали хлебом солью.
Караваем благословляли молодых, без ковриги нельзя было зайти в
новый дом, рождался ребенок — тоже шли с хлебом.
Отдадим же почет тем, кто вырастил его, рукам, которые подарили
душистые, похожие на солнце, караваи. Снимем перед ним шляпы,
уклонимся, чтобы извечно он был на нашем столе, чтобы не
черствел, потому что, как молвил народные уста, когда черствеет
хлеб — черствеют души.
«Хлеб — всему голова, — так говорят у нас. Хлебом клянутся, как
именем матери, Родины. Потому что хлеб — это жизнь, он вечен,
как мать, как Родина.
Человек выращивает хлеб. А хлеб выращивает человека.
«Хлеб – всему голова»
Воспитывает и проверяет его на зрелость и мужество. И это также
вечно, как мир. Хлеб нельзя заменить ничем. Старые люди любят
говорить; «Хлеб — это святое». По-видимому, потому, чтобыли на
их судьбе годы, когда было слово «хлеб», но не было самого хлеба
Хлеб — это богатство нашей страны. И его нужно беречь и
уважать. Ведь так приятно видеть на своем столе высокий,
душистый каравай. В хорошей семье хлеб никогда не будет
черстветь. Но есть люди, которые не уважают хлеб, выбрасывают
его, когда он очерствеет. Они не уважают тот длинный путь,
который прошел хлеб, прежде, чем попасть к столу, тот тяжелый
труд, который вложен у него, самого человека. Поэтому берегите
хлеб — мерило нашей воспитанности и духовности.
Хлеб – дар Божий, говорили наши предки. Они считали хлеб
главным богатством.
Хлеб – это символ благополучия и достатка.
Давайте будем беречь хлеб и учить этому своих детей. Человек,
который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться
уважением окружающих.
Игра «Договори пословицу»
Горька работа… (да хлеб сладок)
Хочешь есть калачи (не сиди на печи)
Пироги не растут… (на кустах)
На чужой каравай (рта не разевай)
Пот на спине (так и хлеб на столе)
Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пошел,
С поля даже в магазины
Хлебу ехать рановато.
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.
Проверка и оценивание
Дети отвечают на вопросы по сказкам.
В какой русской народной сказке пекут хлебное изделие?(«Колобок»)
Что несла Красная Шапочка бабушке? (Пирожок)
Что съедала за день Дюймовочка, живя у мыши? (Зернышко)
В сказке «Маша и медведь» Маша приготовила своим бабушке и дедушке
гостинец из муки. Какой? (Пирожки).
Конспект рисование «Хлеб – всему голова»
Цель: Обучить детей нетрадиционным способам рисования пшеничного
колоса.
расширить и углубить знание детей о пшеничном колосе, его внешнем виде.
закрепить навыки рисования с помощью ворса кисточки.
- повышать мотивацию изобразительной деятельности через осознание ее
нравственной значимости; совершенствовать общую и мелкую моторику.
активизировать в речи детей прилагательные (желтый, колючий,
золотистый).
Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность и
целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца,
аккуратность при работе с красками. Воспитывать бережное отношение к
хлебу.
Ход занятия
Воспитатель рассказывает древнюю легенду о хлебном колосе:
- В далекие времена, когда сам Бог ходил по земле, жизнь людей была легкой
и сытой. Круглый год стояло лето. Когда нужно шел дождик, когда нужно –
светило солнце. В лесах росли плодовые деревья. Звери были смирными, и
все кормились травой. Люди не знали ни болезней, ни бед, ни голода.
Хлебный колос был очень большим – стебля почти не было, зерна
начинались от самой земли, и каждое зерно было размером с боб. Хлеба было
так много, что его никто не ценил. Один раз Бог ходил по земле и увидел, как
мать подтерла краюшкой только что испеченного хлеба обмаравшегося
ребенка и при этом отказала в пище страннику. Бог рассердился, поднялся на
небо и лишил людей хлеба. Стала земля как камень, реки высохли, трава
завяла. Наступил голод. Тогда кошка и собака пошли к Богу просить хлеба.
Тот сжалился и выделил на кошачью и собачью долю маленький колос на
длинном стебле. Бог сделал так, что лето стало занимать только половину
года. Зима – для людей, а лето – для зверей. Люди, выпекая свежий хлеб,
первый кусок отдавали кошкам и собакам. А теперь скажите, чему учит
легенда?
Воспитатель:
ребята, отгадайте загадку, «вырос в поле дом, полон дом зерном» (колос).
Вот колосок у нас сегодня в гостях, давайте расскажем, что мы про него
знаем. Где растет колосок? Какие растения еще растут в поле, у которых есть
колоски?
Дети:
пшеница, рожь, ячмень.
Воспитатель:
ребята, давайте посмотрим на картинку, где изображено поле пшеницы. Что
находится на колоске?
Дети:
зерна (воспитатель демонстрирует натуральный пшеничный колос)
Воспитатель:
дети, давайте присядем за стол и попробуем нарисовать пшеничное поле (в
начале рисуем стебелек, а затем промакиваем ворса кисточки.
Воспитатель просит детей представить, что он – колосок, а они – зернышки.
Дети медленно собираются в кружок на ковре, в центре находится
воспитатель.
- Ребята, скажите, что делают из пшеничных зерен? (муку разных сортов)
- Что делают из муки? (хлебобулочные изделия)
- Сегодня наш колосок приготовил для вас хлеб.
- Когда будете кушать, вспомните легенду о хлебном колосе.
Итоговое музыкальное мероприятие с детьми старшей группы по
проекту
«Хлеб – всему голова»
Цель: закрепить с детьми полученные ранее знания о хлебе и людях,
которые его выращивают.
Задачи: расширять и углублять представление о содружестве человека и
природы, обобщать словарный запас, закрепить понятие детей о ценности
хлеба и уважительном отношении к нему и людям, его вырастившим.
Ход мероприятия:
Дети заходят под музыку в группу. Садятся на стульчики полукругом.
Ведущий:
Ребята, отгадайте загадку:
«Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет».
Дети:
хлеб!
Ведущая:
- Как вы думаете, как хлеб появился на столе? (детские ответы)
Ведущий:
Сейчас я предлагаю поиграть. Для этого мы пройдем на ковер и встанем в
круг. Я буду вам кидать мяч и задавать вопрос, а вы должны, ответив на мой
вопрос, вернуть мне мяч. И так:
— Назови хлеб ласково (Хлебушек)
— Как называются крошки хлеба? (Хлебные)
— Квас из хлеба как называется? (Хлебный)
— Название прибора для резки хлеба (Хлеборезка)
— Посуда для хлеба (Хлебница)
— Как называется завод, где пекут хлеб? (Хлебозавод)
— Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные изделия)
- Без какой игры не обходится ни один день рождения?
Хороводная игра «Каравай»
Как на наш весёлый праздник,
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Каравай приехал к детям.
Как его, ребята, встретим?
Пышной коркой похрустим.
Всех на свете угостим.
В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки
Вырастай богатырём!
Ведущая:
Молодцы, ребята, хороший каравай у нас получился! Присаживаемся на
стульчики. У меня для вас загадки.
Есть такие слова:
"Он всему голова"
Хрустящей корочкой одет
Мягкий черный, белый.. . (Хлеб)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Мы ржаные Кирпичи
В жаркой испекли печи.
На машину загрузили-
Покупайте в магазине! (Хлеб)
Весной в земле,
А весь год на столе. (Хлеб)
На одном большом заводе,
Он - и не кирпичный вроде,
В огнедышащей печи
Выпекают кирпичи.
Я кирпич купил в обед,
Ведь к обеду нужен ... (Хлеб)
Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)
- Молодцы ребята.
Песня «О хлебе»
А сейчас я хочу вас познакомить со стихотворением
С. Михалкова «Булка»
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
- Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь!- человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Ведущий:
- Ребята, как поступили мальчики?
- Что они сделали не верно?
- Что такое бережливость?
- Кого вы считаете бережливыми?
- Ребята, во время приема пищи, у вас на столе есть хлеб? (Да)
Танец «С колосками»
Ведущий:
Ребята давайте сыграем еще в одну игру.
Мы знаем, что прежде, чем хлеб попадает на наш стол, люди многих
профессий работают не покладая рук. И работа каждого из них очень важна.
Игра « Назови профессию»
Кто работает на тракторе – (тракторист)
Кто работает на комбайне - (комбайнер)
Кто выпекает хлеб – (пекарь)
Кто следит за урожаем – (агроном)
Кто перемалывает муку – (мельник)
Кто продает хлеб – (продавец)
Он науку изучил.
Землю — словно приручил,
Знает он, когда сажать,
Сеять как и убирать.
Знает всё в краю родном
И зовётся ...(Агроном)
Упрятав чёлку под фуражку,
Веду я с папой в поле вспашку.
Я горд работой на земле,
От пота вымокла рубашка.
Зато ладони – на руле. (Тракторист.)
В поле вызреет пшеница,
день и ночь уборка длится.
Дорог очень каждый день,
всем трудиться там не лень.
Кто в уборке хлеба скор?
Дети это -….(комбайнер)
Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекари)
Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом. (Хлеб)
- А в каком же магазине можно купить хлеб? (ответы детей)
- А какие хлебобулочные изделия вы еще знаете?
- Молодцы ребятки все так старались, с заданиями справились, много знаний
получили о хлебе, давайте с вами договоримся, что с сегодняшнего дня у
нас с вами есть такие правила.
Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб друзья!
Договорились?
Рефлексия.
-О чем мы сегодня говорили? (о хлебе)
-Какой путь у хлеба от поля к столу? (повторить цепочку)
-Как нужно относиться к хлебу?