Автор: Танзиля Дугуевна Асанова
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКОУ СОШ им.Р.А.Батчаевой
Населённый пункт: с.п.Бабугент Черекского муниципального района
Наименование материала: статья
Тема: "К проблеме формирования здорового образа жизни у старших дошкольников "
Раздел: дошкольное образование
Асанова Танзиля Дугуевна старший воспитатель ДО МКОУ СОШ им.
Р. А. Батчаевой,с.п. Бабугент Черекского муниципального района КБР e-
mail: chinara8765gmail/com
Asanova
Tanzilya
Duguevna
senior
educator
of the
MKOU
Secondary
School
named
after
R.
A.
Batchayeva,S.P.
Babugent
of the
Chereksky
municipal
district
of the
CBD
e-mail:
chinara8765gmail/com
К проблеме формирования здорового образа жизни у старших
дошкольников
Аннотация.
Статья посвящена проблеме формирования здорового
образа жизни у старших дошкольников. Обосновывается актуальность
использования
традиционного
опыта
физического
воспитания
подрастающего поколения в современной системе воспитания.
Annotation. The article is devoted to the problem of forming a healthy lifestyle in older
preschoolers. The relevance of using the traditional experience of physical education of the younger
generation in the modern education system is substantiated.
Ключевые слова: здоровье, образ жизни, здоровый образ жизни.
Keywords: health, lifestyle, healthy lifestyle.
Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья
населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. В
законе РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным
направлениям государственной политики в области образования. В послании
президента В.В. Путина Федеральному Собранию (декабрь, 2012 г.)
говорится о том, «...что важнейшим направлением государственной политики
в области образования является развитие физической культуры и спорта,
особенно среди молодежи». Далее президент отметил, что востребованы
новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и
оздоровительных занятий, прежде всего для младших школьников младшего
возраста, так как именно в этом возрасте на всю жизнь закладываются
привычки и интересы, которые необходимо начинать формировать в ДОУ.
Анализ сведений о здоровье детского населения демонстрирует
высокую степень заболеваемости детей. М.В. Поляничко утверждает, что это
обуславливает смещение в худшую сторону социально-экономической
ситуации, обострение трудностей с рациональным питанием, понижение
уровня здоровья детей и родителей. Для того чтобы решить данные
проблемы, нужна систематическая работа с детьми по формированию
представлений и знаний о здоровом образе жизни, а также по формированию
взглядов у детей, что избежать заболевания гораздо легче, нежели лечить его
в течение продолжительного времени. Дошкольное обучение не может
вылечить или остановить болезнь детей, но в силах снизить риск развития
заболеваний, а также достигнуть и суметь поддержать высокий уровень
физического состояния [2, с.60].
Здоровье каждого человека, прежде всего, зависит от усилий, которые
он
прилагает
для
укрепления
своего
здоровья,
необходимо
осознал
необходимость укрепления здоровья и не нарушал нормы здорового образа
жизни. Известно, что здоровые привычки формируются уже в дошкольном
возрасте. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом
процессе трудно переоценить.
Основная цель начального образования - развитие ребенка при
сохранении здоровья, т.е. развитие ребенка в соответствии с принципом
природосообразности. В.А.Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том,
что примерно у 50% всех непосещающих воспитанников главная причина
плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание,
чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только
совместными усилиями матери, отца, врачей, воспитателей
и учителя»
[4,с.16].
Серьезные нарушения в состоянии здоровья детей возникают в
результате несбалансированного питания, недостатка белков, витаминов,
аминокислот,
не
восполняющих
энерготраты
организма
ребенка.
На
физическое и психологическое самочувствие ребенка большое влияние
оказывают
также
генетические
особенности,
социально-экономический
фактор, микроклимат в семье, досуг.
Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими
кружками, секциями, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях,
неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами
резкого ухудшения здоровья детей. Ученые отмечают, что первый скачок в
увеличении ребят, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в
возрасте 6-10 лет. К распространенным заболеваниями, относятся болезни
дыхательных органов, уха, горла, носа, расстройства обмена веществ,
нарушение
осанки.
В
рамках
реализации
здоровьесберегающих
образовательных технологий воспитатели должны использовать различные
методы и формы организации занятий .[3,с.18]. Самый эффективный вид
деятельности - игра. Игра позволяет дольше сохранять продуктивную
работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные отношения:
сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. В упражнениях и
подвижных
играх
воспитывается
творческое
отношение
детей
к
двигательной деятельности. Творческий подход к педагогическому процессу
включает, в том числе использование игровых технологий, где проявляется
креативный подход к решению оптимального решения поставленных задач
[5, с. 97]. В связи с этим актуализируется проблема формирования у них
здорового образа жизни.
На наш взгляд формирование здорового образа жизни у дошкольников
будет более эффективным при условии использования средств традиционной
культуры кабардинского и балкарского народов в практике дошкольного
воспитания.
Ребенок должен осознать, что здоровье для человека важнейшая
ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам
несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы
мотивировать
его
на
здравоохранительное
поведение,
необходимо
заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать
почувствовать
удовольствие
от
методов
оздоровления,
использовать
положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.
Изучение
фольклорных
материалов,
историко-этнографической
литературы, наблюдений русских, иностранных путешественников и ученых
приводит к выводу, что физическое воспитание у кабардинцев и балкарцев
преследовало
разрешения
следующих
задач:
укрепление
здоровья
и
содействие правильному физическому развитию и закаливанию молодежи;
формирование двигательных навыков и умений, необходимых для овладения
трудовыми навыками и защиты Родины; воспитание основных физических
качеств - силы, быстроты, выносливости и ловкости; воспитание морально-
волевых качеств [6,с.227].
В устном народном творчестве немало говорится о том, что сохранение
здоровья и трудоспособности до самой смерти считалось трудящимися
большим
счастьем.
Об
этом
свидетельствуют
выражения
о
людях,
сохранивших здоровье и трудоспособность до глубокой старости: несмотря
на престарелый возраст «ни один зуб не выпал», «еще нитку в иголье ушко
может втянуть» и др. Здоровье считали самым большим счастьем человека-
«здоровье выше всякого богатства, дороже здоровья нет ничего на свете».
Призывали беречь его - «болезнь приходит легко, а уходит трудно» - гласит
народная мудрость.
Во многих произведениях фольклора содержится мысль о том, что
хорошая физическая подготовка не принесет пользы без высоких моральных
качеств. У кабардинского и балкарского народов были свои средства и
формы физического воспитания. К средствам физического воспитания в
народной педагогике относились колыбельные песни. Основная цель
колыбельных песен усыпление ребенка. Поэтому коренными мотивами их
являются сон, покой, питание, рост. Народ из многовекового опыта знал, что
сон имеет важное значение для здоровья. Г.Добряков анализирует влияние
ритма и музыки на младенца, а также способности его восприятия и
приходит к выводу, что «жизнь дитяти в первые дни и месяцы после
рождения отличается внешним характером, растительными процессами». Это
обусловило, по его мнению, и поэтические особенности колыбельных песен,
в которых, как он считает, «коренными мотивами являются: сон, покой,
питание, рост». [1,с.145]. Осознавая важность сна кабардинцы и балкарцы
оберегали сон детей. «Сон, не нарушаемый ничем, очень важен для
здоровья» - гласит народная мудрость.
Большое значение
имели и прибаутки, потешки, многочисленные
физические упражнения и игры, среди которых важное место занимали бег,
борьба, прыжки, стрельба из лука, верховая езда, метание камней, катание
зимой на деревянных и костяных коньках. Широко были распространены
среди адыгов скачки на конях, джигитовки, борьба за кожу, стрельба на
скаку. Кабардинцы и балкарцы создали формы, методы и способы
использования этих физических упражнений, обусловленные своеобразием
исторического пути их развития. Выше изложенное позволяет сделать вывод
о том, что кабардинцы и балкарцы имели свою самобытную систему
физического воспитания, которая характеризовалась наличием определенной
цели, заключавшейся в содействии всестороннему развитию человека,
подготовке молодежи к жизни и труду, к защите Родины.
Осуществление этой цели требовало решения ряда задач: укрепления
здоровья и содействие правильному физическому развитию и закаливанию
молодежи; развитие физических качеств и т.д. Согласно этой системе забота
народа о физическом воспитании начиналась с создания физически здоровой
морально крепкой семьи. Физическое воспитание начиналось вместе с
рождением ребенка и продолжалось всю жизнь.
Этому способствовали - обычаи и обряды, связанные с рождением
ребенка, забота о здоровье и физическом развитии детей: упражнения с
целью массажа, развития и укрепления различных частей тела; закаливание с
использованием сезонно-природных факторов; система упражнений и игр
для активного вовлечения в деятельность, формирующую у ребенка
физическую культуру с ранних лет; занятия традиционным видом спорта и
военного дела, участие в соревнованиях и праздниках; усвоение опыта
традиций народной гигиены и врачевания.
Таким образом, самобытная культура физического воспитания была
направлена на укрепление физических сил молодежи, ее воли, характера, на
воспитание способности переносить всевозможные трудности и лишения и
на привитие прикладных навыков, необходимых в труде и военном деле.
Выработанные этими народами в течение веков, богатые по
содержанию, многообразные по форме традиции физического воспитания
обладали
глубоким
духовным
содержанием.
Они
осуществляли
преемственность поколений, играли решающую роль в физическом развитии
и трудовой подготовке подрастающего поколения. Вместе с тем, мы видим
параллельное
и
самостоятельное
существование
современной
педагогической теории, практики и народных традиций, в том числе и
игровых.
Современная теория физического воспитания и народные традиции,
взаимно дополняя
друг друга, должны стать основой формирования
здорового образа жизни подрастающего поколения.
1.
Добряков Г. О колыбельных песнях. // Вестник воспитания. -М., 1914.-
№8.- С.145-156.
2.
Поляничко, М.В. Организация дополнительного урока физической
культуры в младших классах // Ученые записки университета имени
П.Ф. Лесгафта. – 2007. – № 3 (25). – С. 60-63.
3.
Сергеева Б.В. Средства формирования здорового образа жизни
младших школьников // Проблемы педагогики: научно-методический
журнал, 2017 – № 1 (24). – С.18–20
4.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа,
1974. - 288 с.
5.
Ярлыкова
О.
В.
Некоторые
аспекты
игровых
технологий
в
образовательном
процессе
вуза.
//Материалы
I
Международной
научно-практической
конференции
«Методика
и
практика
преподавания в XXI веке». - Варна, Болгария, 2015. - С. 97-100.
6.
Шоров И.А.Адыгская народная педагогика.-Майкоп,1989.-336с.