Напоминание

Значение педагогов - тьюторов в формировании профессиональных навыков выпускников


Авторы: Зорикова Антонина Александровна, Чепурных Елена Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "Дмитриевский аграрный колледж"
Населённый пункт: с. Дмитриевка, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Значение педагогов - тьюторов в формировании профессиональных навыков выпускников
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Зорикова Антонина Александровна

преподаватель

Чепурных Елена Михайловна

преподаватель

ОГАПОУ «Дмитриевский аграрный колледж»,

Белгородская область

ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ - ТЬЮТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ

Современная система образования требует педагогов нового формата –

педагогов

тьюторов

с

акмеологическим

вектором

профессиональной

направленности.

«Тьютор» в переводе с английского – педагог-наставник. Этимология

слова «тьютор» (от латинского глагола tueor – «смотреть», «надзирать»).

Тьюторское

сопровождение

заключается

в

организации

такого

образовательного движения, которое строится на постоянном рефлексивном

соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и

устремлениями (образом будущего).

Цель работы тьютора – персональное сопровождение студента в

образовательном пространстве для становления у него устойчивых мотивов в

формировании профессиональных навыков, самоопределения, осознанного и

ответственного выбора жизненного пути.

Осознанный выбор профессии или специальности во многом зависит от

оптимального сочетания в образовательном процессе теоретических и

практических занятий – дуальное обучение.

Концепция

современной

системы

образования

позволяет

иначе

подойти к вопросу профессиональной подготовки педагога.

Прежде всего на этапе первичной профориентации при определении

направления будущей профессиональной деятельности в педагогической

сфере нужно исходить из трех основных мотивов принятия решения:

- эгоистический;

- прагматический;

- идеалистический.

Эгоистический

мотив

обусловлен

стремлением

субъекта

к

удовлетворению потребностей в установлении новых контактов, в рамках

которых обеспечивается большая свобода в поведении, меньшая степень

ответственности, ослабление морально-этических ограничений.

Прагматический

мотив

обусловлен

стремлением

соответствовать

общепринятым нормам и правилам, а также желанием сформировать

образовательные,

общекультурные

и

профессиональные

компетенции

будущей жизненной траектории.

Идеалистический

мотив

обусловлен

стремлением

изменить

окружающий мир в соответствии с собственными представлениями о добре,

порядочности, чести, справедливости, целесообразности.

Выпускники,

которые

прошли

тьюторскую

школу,

отличаются

большей самостоятельностью, так как событийность (насыщенная, целевая,

рефлексируемая) ставит их в состояние преодолеваемой неопределенности,

осмысленности действий.

Определяя в общем виде суть современной системы подготовки

кадров, следует отметить, что она усиливает практическую направленность

подготовки специалистов путем интеграции в учебный процесс большого

объема

производственной

практики,

что

значительно

повышает

профессиональную мобильность выпускников. Вместе с тем, внедрение

тьютерской

системы

предусматривает

принципиальное

изменение

организации учебного процесса, в основе которого рациональное сочетание в

течение всего учебного года индивидуальной теоретической подготовки и

расширенной производственной практики на предприятиях и в организациях.

Тьютор

реформирует

образовательное

пространство

под

задачи

индивидуализации образования. Обучающемуся образования необходим

наставник,

как

посредник

между

культурным

и

индивидуальным,

индивидуальным

и

корпоративным,

большой

историей

знающих

и

индивидуальной историей начинающего освоение.

Педагог

-

тьютор

посредник

между

разными

субъектами

образовательного пространства (колледжем, работодателем, обучающимися,

родителями и т.д.).

В современных условиях экономики и подготовки кадров новой

формации тьютерство, как метод обучения стала гибким, эффективным

механизмом подготовки специалистов в новых условиях хозяйствования.

Таким образом, для развития, тьюторской системы подготовки кадров

необходимо ориентироваться на следующее - кураторство за каждым

обучающимся по индивидуальному учебному плану, наставничество, как во

время обучения, так и во время практик и во время адаптации после

окончания учебного заведения.

Список литературы

1.

Организация тьюторского сопровождения в образовательном

учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности

тьютора:

Материалы

Всероссийского

научно-практического

семинара

«Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», Москва, 18–19 мая

2009 г. – М.: АПКиППРО, 2009. – 188 с.

2.

Тьюторство как новая профессия в образовании: сборник

методических материалов. – Томск,2001.

3.

Эльконин Б.Д. Проба как конструкт образовательной системы. В

сб.: Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. –

Красноярск, 2003.



В раздел образования