Авторы: Зорикова Антонина Александровна, Чепурных Елена Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "Дмитриевский аграрный колледж"
Населённый пункт: с. Дмитриевка, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Значение педагогов - тьюторов в формировании профессиональных навыков выпускников
Раздел: среднее профессиональное
Зорикова Антонина Александровна
преподаватель
Чепурных Елена Михайловна
преподаватель
ОГАПОУ «Дмитриевский аграрный колледж»,
Белгородская область
ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ - ТЬЮТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ
Современная система образования требует педагогов нового формата –
педагогов
тьюторов
с
акмеологическим
вектором
профессиональной
направленности.
«Тьютор» в переводе с английского – педагог-наставник. Этимология
слова «тьютор» (от латинского глагола tueor – «смотреть», «надзирать»).
Тьюторское
сопровождение
заключается
в
организации
такого
образовательного движения, которое строится на постоянном рефлексивном
соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и
устремлениями (образом будущего).
Цель работы тьютора – персональное сопровождение студента в
образовательном пространстве для становления у него устойчивых мотивов в
формировании профессиональных навыков, самоопределения, осознанного и
ответственного выбора жизненного пути.
Осознанный выбор профессии или специальности во многом зависит от
оптимального сочетания в образовательном процессе теоретических и
практических занятий – дуальное обучение.
Концепция
современной
системы
образования
позволяет
иначе
подойти к вопросу профессиональной подготовки педагога.
Прежде всего на этапе первичной профориентации при определении
направления будущей профессиональной деятельности в педагогической
сфере нужно исходить из трех основных мотивов принятия решения:
- эгоистический;
- прагматический;
- идеалистический.
Эгоистический
мотив
обусловлен
стремлением
субъекта
к
удовлетворению потребностей в установлении новых контактов, в рамках
которых обеспечивается большая свобода в поведении, меньшая степень
ответственности, ослабление морально-этических ограничений.
Прагматический
мотив
обусловлен
стремлением
соответствовать
общепринятым нормам и правилам, а также желанием сформировать
образовательные,
общекультурные
и
профессиональные
компетенции
будущей жизненной траектории.
Идеалистический
мотив
обусловлен
стремлением
изменить
окружающий мир в соответствии с собственными представлениями о добре,
порядочности, чести, справедливости, целесообразности.
Выпускники,
которые
прошли
тьюторскую
школу,
отличаются
большей самостоятельностью, так как событийность (насыщенная, целевая,
рефлексируемая) ставит их в состояние преодолеваемой неопределенности,
осмысленности действий.
Определяя в общем виде суть современной системы подготовки
кадров, следует отметить, что она усиливает практическую направленность
подготовки специалистов путем интеграции в учебный процесс большого
объема
производственной
практики,
что
значительно
повышает
профессиональную мобильность выпускников. Вместе с тем, внедрение
тьютерской
системы
предусматривает
принципиальное
изменение
организации учебного процесса, в основе которого рациональное сочетание в
течение всего учебного года индивидуальной теоретической подготовки и
расширенной производственной практики на предприятиях и в организациях.
Тьютор
реформирует
образовательное
пространство
под
задачи
индивидуализации образования. Обучающемуся образования необходим
наставник,
как
посредник
между
культурным
и
индивидуальным,
индивидуальным
и
корпоративным,
большой
историей
знающих
и
индивидуальной историей начинающего освоение.
Педагог
-
тьютор
–
посредник
между
разными
субъектами
образовательного пространства (колледжем, работодателем, обучающимися,
родителями и т.д.).
В современных условиях экономики и подготовки кадров новой
формации тьютерство, как метод обучения стала гибким, эффективным
механизмом подготовки специалистов в новых условиях хозяйствования.
Таким образом, для развития, тьюторской системы подготовки кадров
необходимо ориентироваться на следующее - кураторство за каждым
обучающимся по индивидуальному учебному плану, наставничество, как во
время обучения, так и во время практик и во время адаптации после
окончания учебного заведения.
Список литературы
1.
Организация тьюторского сопровождения в образовательном
учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности
тьютора:
Материалы
Всероссийского
научно-практического
семинара
«Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», Москва, 18–19 мая
2009 г. – М.: АПКиППРО, 2009. – 188 с.
2.
Тьюторство как новая профессия в образовании: сборник
методических материалов. – Томск,2001.
3.
Эльконин Б.Д. Проба как конструкт образовательной системы. В
сб.: Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. –
Красноярск, 2003.