Напоминание

"Тестовый контроль на уроках информатики как метод диагностики результатов обучения"


Автор: Выборцева Юлия Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 86
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Тестовый контроль на уроках информатики как метод диагностики результатов обучения"
Раздел: среднее образование





Назад




"Тестовый контроль на уроках информатики как метод

диагностики результатов обучения"

Современное образование все больше ориентируется на использование

различных методов оценки и диагностики результатов обучения учащихся.

Одним из наиболее распространенных и эффективных методов является

тестовый контроль. В рамках уроков информатики тесты становятся важным

инструментом для оценки не только знаний, но и умений, навыков и уровня

понимания материала, что в свою очередь позволяет педагогам более точно

адаптировать учебный процесс под потребности учеников.

Цель данной методической разработки — показать, как использование

тестового

контроляна

уроках

информатики

помогает

диагностировать

достижения учащихся, выявлятьпробелы в знаниях, а также планировать

дальнейшую работу по совершенствованию образовательного процесса.

Задачи:

1.

Рассмотреть виды тестового контроля и их особенности.

2.

Описать этапы организации тестирования на уроках информатики.

3.

Продемонстрировать

преимущества

и

недостатки

использования тестов в учебной практике.

4.

Представить примеры тестовых заданий для диагностики знаний

по информатике.

Виды тестового контроля

Тестирование может быть различным по форме и содержанию, в

зависимости от целей урока и учебного материала:

Текущий тестовый контроль — проводится регулярно

для мониторинга усвоения пройденного материала.

Тематический

тестовый

контроль

проводится

по

окончании изучения раздела или темы.

Итоговый тест — направлен на проверку знаний за большой

учебный период (четверть, полугодие, год).

Тестовые задания могут быть разного типа:

Закрытые

вопросы

выбором

одного

или

нескольких

правильных ответов).

Открытые вопросы (требуют развернутого ответа).

Задания на соответствие.

Задания с выбором правильного порядка.

Организация тестового контроля

Организация тестирования на уроках информатики включает несколько

этапов:

Подготовка тестовых материалов. Учителю необходимо разработать

тесты, которые соответствуют требованиям учебной программы, учитывают

возрастные и психологические особенности учеников.

Проведение

тестирования.

Важно

заранее

проинструктировать учащихся, объяснить правила выполнения заданий и

организовать

процесс

таким

образом,

чтобы

минимизировать

возможность списывания.

Анализ результатов тестирования. После выполнения теста

учитель должен проанализировать результаты, выявить темы, которые

вызвали наибольшие затруднения, и построить дальнейший учебный процесс

с четом этих данных.

Преимущества и недостатки тестового контроля

Преимущества:

Объективность. Тесты позволяют объективно оценить знания

учащихся.

Экономия

времени.

Проверка

тестов,

особенно

в

электронном виде, осуществляется быстро.

Диагностика пробелов. Тестирование помогает выявить

темы, которые требуют повторного изучения.

Недостатки:

Не всегда отражает глубину знаний. Тестовые задания, особенно

закрытого типа, могут

не позволить оценить творческое мышление и

глубокое понимание материала.

Возможность случайных ответов. Учащиеся могут угадать

правильные ответы, что исказит результаты тестирования.

Пример теста для проверки знаний по теме "Алгоритмы и их

исполнители"

1.

Выберите правильное определение алгоритма:

o

а) Последовательность действий, выполняемая компьютером.

o

б)

Четкое

указание

действий,

приводящих

к

достижению

результата.

o

в) Набор случайных действий.

2.

Укажите исполнителя, который может выполнять только

определенный наборкоманд:

o

а) Робот.

o

б) Человек.

o

в) Компьютер.

3.

Составьте алгоритм для решения задачи: "Найти сумму чисел от 1

до 100".

Анализ и интерпретация результатов

После проведения тестирования следует провести анализ результатов и

оценить, насколько успешно учащиеся усвоили материал. Например, если

более 30% учеников несправились с вопросом по алгоритмам, это может

указывать на необходимость повторного объяснения данного раздела.

Да, тестовый контроль на уроках информатики, как и любой другой

метод оценки, имеет свои недостатки. Ниже приведены основные минусы

тестового контроля:

1. Ограничение на оценку глубины знаний: тесты, особенно с выбором

ответа, могут не отражать полноту понимания темы. Ученики могут правильно

ответить на вопросы, не обладая достаточными знаниями или способностью

применять их на практике.

2. Стресс и давление: для некоторых учащихся тесты могут быть

источником стресса. Это может негативно сказаться на их показателях. Страх

перед ошибками может вызвать у учащихся сопротивление к обучению и

снижению интереса к предмету.

3. Мошенничество: при использовании тестового контроля существует

риск списывания или других форм нечестной игры, что ставит под сомнение

объективность получаемых результатов.

4. Не учитывает индивидуальные особенности: тесты могут не

учитывать различия в способностях и стилях обучения учащихся. Некоторые

студенты могут нуждаться в более глубоком объяснении материала или

альтернативных формах оценки.

5. Слишком узкий фокус: тестовый контроль может сосредоточиться на

запоминании фактов, а не на развитии умений, таких как критическое

мышление или креативность. Это может привести к формированию у

учащихся узкого взгляда на предмет.

6. Ограниченное время на выполнение: тесты часто имеют жесткие

временные рамки, что может быть проблемой для учащихся, которые

нуждаются в большем времени для обдумывания и формирования ответов.

7. Нехватка обратной связи: тесты могут не предоставлять достаточной

обратной связи для учеников. Они могут не понять, где именно они ошиблись

и какие области требуют внимания и улучшения.

8. Неполное отражение учебного процесса: тесты не всегда способны

отразить все аспекты учебного процесса, такие как проектная работа, участие в

групповых дискуссиях и другие активные формы обучения.

Несмотря на эти недостатки, тестовый контроль может быть полезным

инструментом, если его использовать в сочетании с другими методами оценки,

что позволит добиться более комплексного и объективного подхода к

диагностике результатов обучения.

Тестовый

контроль

является

важным

и

эффективным

методом

диагностики результатов обучения на уроках информатики. Он позволяет не

только объективно оценить знания учащихся, но и проводить глубокий анализ

их успеваемости. При правильном использовании тесты могут служить

мощным инструментом для улучшения качества образования и помощи

учителям в поиске наиболее эффективных методов обучения. Важно помнить,

что тестирование должно быть только одним из элементов комплексной

системы оценки, включающей различные формы и методы контроля знаний.

Литература

1.

Беспалько В.П. Образование и педагогические технологии. —

Москва: Просвещение, 2010.

2.

Полат

Е.

С.

Современные

педагогические

и

информационные

технологии

в

системеобразования.

—Москва:

Академия, 2012.

3.

Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе

тестового контроля. — Москва: Народноеобразование, 2015.



В раздел образования