Автор: Нина Михайловна Анаприенко
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Теремок»
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: конспект занятия по развитию речи в средней группе
Тема: "Сказка в гости к нам приди"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия
по развитию речи в средней группе
на тему: "Сказка в гости к нам приди"
Цель: Учить детей пересказывать сказку, при помощи театра.
Программные задачи:
-Учить отвечать полным предложением, активизировать словарь;
-Совершенствовать грамматический строй речи, образование существительных
с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
-Формировать умение отвечать на вопросы и отгадывать загадки;
-Развивать умение следить за развитием действий, мышление, воображение;
-Воспитывать эмоционально - образное восприятие содержания сказки;
-Воспитывать любовь к русским народным сказкам, желание помочь.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки "Лисичка со
скалочкой", рассматривание иллюстраций.
Материал и оборудование:
-Фланелеграф, магнитофон;
-Иллюстрации к сказкам "Волк и семеро козлят", "Репка", "Гуси-лебеди"
"Лисичка со скалочкой";
-Фигурки персонажей по сказке "Лисичка со скалочкой" -"Лиса", " Курочка",
"Гусочка", "Собачка";
- Волшебный сундучок;
-Игрушки- лиса, волк, зайчик, медведь;
-Игрушка - скалка.
Словарная работа: Лисичка-сестричка, лисонька, рыжая, хитрая, пушистая,
ловкая, быстрая, скалочка, нора.
Ход занятия:
Воспитатель: -Ребята, а вы любите слушать сказки? (Ответы детей)
А чем сказка отличается от других литературных произведений? (Ответы
детей)
-Правильно, в сказке есть волшебство, разные чудеса, животные разговаривают
человеческим голосом.
-А какие сказки вы знаете (Ответы детей)
Воспитатель: -А сейчас я предлагаю вам поиграть со мной в игру "Отгадай
загадку про какую это сказку?":
Сказка "Волк и семеро козлят" (Приложение 1 Картинка №1)
"Жили-были семь ребят -
Белых маленьких ... (козлят).
Мама их любила,
Молочком ... (поила).
Тут зубами щёлк да щёлк,
Появился серый ... (волк)".
Сказка "Репка" (Приложение 1 Картинка №2)
"Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали?"
Сказка "Гуси-лебеди" (Приложение 1 Картинка №3)
"У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят".
(Ответы детей) (Демонстрация картинок по сказкам)
Воспитатель: -Молодцы ребята, все сказки угадали!
Воспитатель: -Слышите, ребята, кто-то стучится? Ребята посмотрите вот
волшебный сундучок, в котором спрятались волшебные игрушки из сказки. А
какие? Вы сейчас будите отгадывать загадки. (Звучит музыка)
Воспитатель: "Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет". ( Лиса)
(Воспитатель достаёт из сундучка - лисичку).
-Правильно ребята это лисичка.
-Скажите, а какая она? (хитрая, рыжая, пушистая, умная, ловкая, быстрая)
- Где живет лиса? Как называется её домик? (нора)
- Эта лисичка, наверное, она попала к нам из сказки.
Воспитатель: -Здравствуй, лисонька, а что ты такая грустная?
Лиса: "Здравствуйте, ребята, через лес и поле я к вам бежала, скалочку свою
потеряла. Помогите, ребята скалочку найти".
Воспитатель: -Как же мы тебе поможем? В лес же мы не пойдем, ребята у нас
еще маленькие, еще заблудимся.
Воспитатель: -Не расстраивайся лисичка, у нас в группе тоже есть скалка, мы
тебе её подарим.
-Таня принеси лисичке нашу скалочку и подари ей.
Лиса: "Да, нет, мне ваша скалочка не нужна, мне нужна моя скалочка ведь
скалочка-то у меня волшебная. Она очень любит, когда про нее сказку
рассказывают. Если дети расскажут о ней сказку, тогда она сама домой ко мне
вернется".
Воспитатель: -Ребята, а вы помните сказку про скалочку?
Дети: -Да, помним, она так и называется "Лисичка со скалочкой".
Воспитатель: -Давай, лисонька, помогай нам сказку вспоминать. Я буду
рассказывать, а ты картинки выставляй, чтобы дети лучше ее запомнили.
А перед этим, давайте немного ручки разогреем.
Пальчиковая гимнастика: "Лиса" (Приложение 2)
Шла лисичка по дороге, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше.
Воспитатель: -Где шла лисичка?
-Что нашла лиса, когда шла в деревню? (выставляем картинку на
фланелеграфе). (Ответы детей). (Приложение 3 Картинка №1)
-Пришла в деревню и стучится в избу:
-Стук-стук-стук!
-Кто там?
-Я лисичка-сестричка! Пустите переночевать!
-У нас и без тебя тесно.
-Да я вас не потесню: сама лягу на лавочку, хвостик- под лавочку, скалочку -
под печку.
Воспитатель: -Куда пришла лисичка? Ребята, а как обещала ложиться лисичка,
чтобы не стеснить хозяев дома? (Ответы детей).
Воспитатель: -Правильно (выставляем картинку)
(Приложение 3 Картинка №2)
-Рано поутру лисичка встала, сожгла свою скалочку, а потом и спрашивает:
-Где же моя скалочка? Давайте мне за неё ....
-Ой ребята, снова кто-то стучит в волшебном сундучке? А кто? Отгадайте
загадку: (Звучит музыка)
"Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает". (Курочка)
Воспитатель: -Куда лисичка дела свою скалочку? На кого поменяла, хитрая
лиса, свою скалку. (Ответы детей).
-Правильно ребята - курочку! (выставляем картинку на фланелеграфе).
(Приложение 3 Картинка №3)
-Пришла лиса в другую деревню:
-Стук-стук-стук!
-Кто там?
-Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!
-У нас и без тебя тесно!
- Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик-под лавочку, а курочку -
под печку.
-Рано поутру лисичка потихоньку встала, схватила курочку, съела, а после и
говорит:
-Где же моя курочка? Давайте мне за нее...
- Ой ребята, снова кто-то стучит в сундучке? А кто там? Отгадайте загадку:
(Звучит музыка)
"Он шагает по дороге,
У него, как ласты, ноги.
Шея длинная, дугой,
Защипает, если злой". (Гусь, гусочка)
-Правильно ребята, давайте мне за нее гусочку!
Ничего не поделаешь, пришлось хозяину отдать ей за курочку гусочку.
Воспитатель: -Что хитрая лиса сделала с курочкой?
-На кого поменяла лиса курочку? (Ответы детей)
Воспитатель: -На гусочку (выставляем картинку).
(Приложение 3 Картинка №4)
-Взяла лиса гусочку и пошла в соседнюю деревню:
-Стук-стук-стук! -Кто там?
-Я, лисичка-сестричка!
-Пустите переночевать!
-Да у нас и без тебя тесно.
-А я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик-под лавочку, гусочку -под
печку.
-Рано утром, пока хозяева не проснулись, лисичка встала и гусочку съела.
-Проснулись хозяева, а лисичка - к ним с вопросом:
- Куда подевали мою гусочку. Давайте теперь мне за нее вашу девочку!
-Хозяевам жалко было отдавать девочку.
- Бери, лиса, девочку! Посадили они в мешок вместо девочки...
Воспитатель: -Ой ребята, снова кто-то стучит в волшебном сундучке? А кто?
(Звучит музыка)
Отгадайте загадку:
"С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост колечком" (Собака)
Воспитатель: -Правильно ребята -собака.
Воспитатель: -Кого просила лиса взамен съеденной гусочки? (Ответы детей).
Воспитатель: -А дали хозяева лисе девочку? (выставляем картинку)
(Приложение 3 Картинка №5)
-Нет, а кого дали? (Ответы детей) Собака в мешке (выставляем картинку).
-Несет лиса мешок и говорит: "Девочка, пой!". А собака в мешке как зарычит.
Бросила лиса мешок и бежать. А собака выскочила из мешка да за ней. Лиса от
собаки бежала, бежала да под пенек в нору и юркнула.
Воспитатель: -Что говорила лиса по дороге? А что сделала собака? (Ответы
детей)
Воспитатель: -Куда спряталась лиса от собак? (Ответы детей)
-Сидит лиса в норе и приговаривает:
-Ушки мои, ушки! Что вы делали?
-Мы все слушали.
-А вы что, ножки, делали?
-Мы всё бежали!
-А вы глазки?
-Мы всё глядели.
-А ты, хвост?
-А я всё мешал тебе.
-Ну постой же, я тебе задам! -И высунула хвост из норы. - Ешь его, собака!
Воспитатель: -На кого обиделась лиса и выгнала из норы? (выставляем
картинку) (Приложение 3 Картинка №6)
Воспитатель: -Что сделала собака с лисьим хвостом?
(Ответы детей)
Воспитатель: -Как вы думаете, за что заслужила, лиса такой конец?
(Ответы детей)
Воспитатель: -Конечно, она же обманывала людей, которые ее пожалели,
приютили, накормили, напоили.
Лиса: "Я больше так не буду ребята, честное слово, я уже исправилась и стала
доброй, веселой и честной. Предлагаю вам со мной поиграть в игру".
Игра "Хоровод с лисичкой" (Приложение 4)
"По лесочку мы гуляли, там лисичку повстречали.
Лиска, с нами поиграй, в хоровод к нам забегай".
Воспитатель: -Играла лисонька, ты честно, теперь мы видим, что ты
исправилась.
- За это, ребята, тебе вернут твою волшебную скалочку.
-Давайте ребята подойдем к волшебному сундучку и дружно скажем
волшебные слова: "Раз, два, три - волшебная скалочка приди".
(Дети повторяют эти слова, воспитатель открывает сундучок, достаёт скалочку
и отдаёт лисе).
Лиса: "Спасибо, вам ребята, с вами было очень интересно и весело. И за это я
вам свою волшебную скалочку подарю, чтобы вы с ней играли и меня добрым
словом вспоминали. А себе я еще одну найду. До свидания, ребята!"
Дети: -До свидания лисичка! Будь всегда доброй и честной.
Воспитатель: -Какие вы ребята молодцы. Кому вы помогали? А из какой она
сказки? (Приложение 1 Картинка №4)
Список используемой литературы:
1. Андрей, Артюхов 100 скороговорок, загадок, потешек . - М.: Росмэн, 2018.
2. Загадки и пословицы для малышей. - М.: Академия Развития, Харвест, 2018.
3. Кто это? Загадки. - М.: Росмэн, 2019.
4. Русские народные сказки для детей до 5 лет.- М. Просвещение, 2017.
5. Утрубина К.К. Подвижные игры для детей 3-5 лет.-М.Гном, 2019.
Приложение 1:
Картинка №1 Сказка "Волк и семеро козлят"
Картинка №2 Сказка
"
Репка
"
Картинка №3 Сказка
"
Гуси-лебеди
"
Картинка №4 Сказка
"
Лисичка со скалочкой
"
Приложение 2:
Пальчиковая гимнастика: "Лиса"
"Лиса, лисонька, красавица, Потирают руки.
Всем она очень нравится. Показывают всем свои кисти с
растопыренными пальцами.
Хвост пушистый, Поворачивая кисти рук, загибают
пальчики.
Мех золотистый.
По лесу важно бродит, "Ходят" пальцами по столу.
Страх на зайцев наводит". Стучат пальцами по столу.
Приложение 3:
Картинка №1
Картинка №2
Картинка №3
Картинка №4
Картинка №5
Картинка №6
Приложение 4:
Подвижная игра "Хоровод с лисичкой"
(песня исполняется на мотив р.н.п. "Во саду ли, в огороде")
Дети возят хоровод и поют песню, "лисичка" гуляет за хороводом.
"По лесочку мы гуляли
Там лисичку повстречали.
Лисичка, с нами поиграй
В хоровод к нам забегай".
(Хоровод останавливается, дети поднимают сцепленные руки, "лисичка"
проходит в хоровод, дети снова поют и ведут хоровод, а лиса выполняет
движения)