Напоминание

"Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"


Автор: Сомова Тамара Вениаминовна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МДОАУ Детский сад № 37 "Золотой петушок"
Населённый пункт: город Новотроицк, Оренбургской области
Наименование материала: статья
Тема: "Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Классические здоровьесберегающие технологии

в физическом развитии дошкольников
Автор Сомова Тамара Вениаминовна, воспитатель высшей категории МДОАУ «Детский сад № 37 «Золотой петушок» г. Новотроицка Оренбургской области»
Содержание
Введение. Раздел I. Педагогические условия. Раздел II. Педагогическая диагностика Раздел III. Развитие движений Раздел IV. Лечебно-профилактическая работа Раздел V. Закаливание Раздел VI. Здоровый образ жизни. Раздел VII. Взаимодействие с родителями Раздел VIII. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ. Результативность работы. Заключение. Развивающая педагогика оздоровления - в действии! Приложение. Конспект спортивного праздника «Путешествие на Волшебный остров» (Веселые старты на воде среди семейных команд ДОУ №№ 21, 22, 24).
ВВЕДЕНИЕ

«Актуальной

задачей

физического

воспитания,
— говорится в Концепции дошкольного воспитания, —
является

поиск

эффективных

средств

совершенствования

и

развития

двигательной

сферы

детей

дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в

движениях».
Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении. В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит
самому человеку
. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:  знание правил гигиены и ухода за своим телом;  знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;  знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;  знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Актуальность.
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Это и привело к необходимости
организовать
физическое воспитание

в ДОУ
таким образом, чтобы оно  обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие,  помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня;  приобщало детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.
Сущность опыта.
Успешное решение поставленных задач и выполнение требований Госстандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья). Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья, составляет содержание физического воспитания, что обеспечивает малышу физическое развитие. Подвижные игры и игровые движения - естественные спутники жизни ребенка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребенка.
Мы

применяем

народные

подвижные

игры

и

и г р ов ы е

подражательные движения, как на физкультурных занятиях, так и во

всех

режимных

моментах;

используем

народные

подвижные

игры

в

дыхательной

гимнастике,

оздоровительной

аэробике, йогу

в

игровой

форме,

фольклор

при

проведении

игрового

массажа,

закаливающих

процедур,

в

утренней

гимнастике

и

в

самостоятельной

детской

деятельности.
При этом семья является активным участником воспитательно- образовательного процесса в ДОУ.
Актуальность.
Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Практическая

значимость.
Валеологические знания, массаж, йога
приучают ребенка сознательно относиться к своему здоровью; утренняя гимнастика, бег, физзанятия, аэробика, дыхательные упражнения - к ежедневным занятиям физической культурой, народные подвижные игры способствуют развитию речи, физических качеств, формированию патриотических чувств; просмотр презентаций знакомит дошкольника с разнообразием мира информационных технологий.
Инновационная

направленность.
Использование указанных оздоровительных технологий в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго. Н о в и з н а и в формировании нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающая корректно влиять на воспитательную позицию семьи. В результате в течение последних пяти лет была разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием народных игр, инновационных здоровьесберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.
Ожидаемый результат:
 Снижение уровня заболеваемости.  Повышение уровня физической подготовленности.  Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.  Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.
Научная основа опыта:
В основе построения воспитательно-образовательной работы в ДОУ лежит уровень развития детей, заданный Программой воспитания и обучения детей в детском саду «От рождения до школы» (Н.Е. Веракса, М.А. Васильева, Т.С. Комарова), а главным фактором является учет состояния физического здоровья детей и их потенциала; использованы идеи Змановского Ю. Ф., Алямовской Н. Н., Казаковцевой Т. о воспитании здорового ребенка. Концепция опыта основана на междисциплинарном научно-практическом направлении В. Т. Кудрявцева - развивающей педагогике оздоровления. Работа по воспитанию здорового ребенка осуществляется через
систему

физкультурно-оздоровительной

работы,

включающей

в

себя

восемь взаимосвязанных блоков.

РАЗДЕЛ I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в дошкольном учреждении созданы определенные условия:
1.

Спортивный

зал

для

физкультурных

занятий
, оборудование которого
o Обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия; o Способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной активности и координации движений; o Повышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр; o Положительно влияет на психоэмоциональную сферу. Такой набор оборудования позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий. Особое внимание мы уделили размещению оборудования: оно не загромождает полезную площадь помещения; дети могут свободно пользоваться любыми спортивными снарядами. Большего эффекта можно достичь, если разнообразить имеющееся оборудование нестандартным, которое способствует повышению интереса. Мы изготовили универсальное нестандартное оборудование, которое легко трансформируется при минимальной затрате времени: дорожки разной ширины, шнуры и дуги для подлезания; дорожка – «следы»; бруски; мягкие мячи; тренажеры для профилактики плоскостопия, массажеры, «сухой дождь», передвижная волейбольная сетка. 2. Для того чтобы дети могли пользоваться физкультурным оборудованием не только в спортзале, мы пересмотрели содержание центра двигательной активности в каждой группе. Разработали рекомендации по содержанию двигательных центров в соответствии с возрастными и полоролевыми особенностями детей, чтобы они стали основой для их самостоятельной двигательной деятельности. 3 .
Плавательный

бассейн.

Плавание
содействует разностороннему физиче скому развитию, стимулирует деятельно сть н е р в н о й , сердечнососудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата, является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка. Эти занятия в большей мере имеют оздоровительную направленность и акцентируются на индивидуальном подходе к каждому ребенку; целью занятий в бассейне для детей старшего дошкольного возраста является
обучение плаванию, закаливание и укрепление организма. К концу старшей группы дети осваивают правильное положение тела в воде, владеют основными элементами плавания, ныряют, доставая игрушки со дна бассейна. В подготовительной группе отрабатывается координация движений при плавании облегченными способами на спине и на груди с задержкой дыхания. Начала работать группа раннего плавания (дети от года до трех лет). 4. На участке детского сада оборудована
физкультурная площадка
с зонами для подвижных и спортивных игр, несколькими беговыми дорожками длиной 30 и 60 метров. 5. В ДОУ имеется
физиотерапевтический

кабинет
со следующими аппаратами: УВЧ, тубусный кварц, ингаляторы, УФО (общее и миндалин), лампа Чижевского (ионизация воздуха), кварцевые банки, облучатель бактерицидный, аппарат для приготовления кислородного коктейля; действуют соляная комната, массажный кабинет. Итак, условия, созданные в ДОУ, позволяют обеспечить физическую активность детей и организацию оздоровительной работы.
РАЗДЕЛ II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Вся работа по физическому воспитанию детей строится с учетом их
физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Основой являют ся
результаты

медико-педагогической

диагностики.
Уровень физической подготовленности дошкольников определяется в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май) с помощью специально разработанного пакета диагностик (тестов). В ДОУ на каждого ребенка оформляется индивидуальная карта. Это позволяет планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Используя свои наблюдения, мы определили, что в работе с детьми необходимо соблюдать следующее: 1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребенка, уровню физического развития, биологическому портрету и группе здоровья. 2. Необходимо сочетание двигательной активности с закаливающими процедурами. З. Обязательное включение в комплекс физического воспитания классических оздоровительных техник в игровой форме (релаксации, дыхательной и пальчиковой гимнастики, оздоровительной аэробики, игрового массажа, гимнастики для глаз, упражнений йоги). 4. Проведение циклических движений для повышения выносливости (медленный бег, продолжительная ходьба, плавание, оздоровительная аэробика). Именно эти сведения служат основанием для конкретных рекомендаций педагогам и родителям. В процессе работы с детьми предусматривается систематический медико-педагогический контроль.
РАЗДЕЛ III. РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ
Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности. Организованной двигательной деятельности детей ежедневно отводится не менее 2 - 2,5 часов, из них особое внимание – 30 - 40 минут коррекционной работе.
Утренняя гимнастика
– это заряд бодрости на весь день. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней:  оздоровительный (дозированный) бег;  дыхательная гимнастика и игры;  упражнения на коррекцию осанки и стопы и народные подвижные игры;  гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;  оздоровительная аэробика и упражнения йоги;  гимнастика по интересам и игры по желанию детей.
Особое

значение

в

воспитании

здорового

ребенка
мы придаем развитию движений и физической культуры детей на
физкультурных

занятиях
. Форма организации занятий гибка и разнообразна (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, в спортзале, в группе, на
воздухе, в бассейне). Физкультурные занятия, сохраняя традиционную структуру, проводятся в сюжетной (игровой) форме и включают в себя такие элементы:  оздоровительная аэробика, массаж и самомассаж,  дыхательные упражнения, йога и восточная гимнастика,  упражнения на коррекцию осанки и стопы,  веселый тренинг и элементы психогимнастики. Это отражено в перспективном планировании, составленном на все возрастные группы. Причем в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:  малышам они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием;  в среднем возрасте развить физические качества (скорость, выносливость, силу);  в старших группах - сформировать потребность в движении, развить двигательные способности и самостоятельность. Чтобы физкультурные занятия были эффективны, при их проведении мы придерживаемся следующих условий:  построение занятий в соответствии с задачами на данный период, уровнем подготовленности детей;  использование различных способов организации детей для выполнения упражнений с целью увеличения двигательной активности;  распределение нагрузки на организм на протяжении всего занятия;  использование разнообразного спортивного инвентаря, музыкального сопровождения, повышающих эмоциональное состояние и активность детей. Однако занятия становятся эффективными только в том случае, если они не ущемляют индивидуальность ребенка, реализацию его склонностей, интересов, а также учитываются индивидуальные различия детей. В соответствии с этим занятия строятся на двух основаниях:  планировании, направленном на усвоение детьми определенного
содержания,  педагогической импровизации, посредством которой варьируется содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком. Сочетание этих подходов возможно только при тесном взаимодействии с воспитателями дошкольных групп. Часть занятий, проводимых воспитателем, являются подготовительными к освоению нового двигательного материала, который дает воспитатель по физической культуре. А двигательный опыт, который дети накопили с воспитателем по физической культуре, затем используется воспитателями групп в различных физкультурных мероприятиях.
РАЗДЕЛ IV. ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Обеспечить эффективную физкультурно-оздоровительную работу можно только при условии содружества медицины и педагогики. Лечебно - профилактическая работа в нашем детском саду строится на основе анализа заболеваемости в предыдущие годы, чтобы проследить степень эффективности принимаемых профилактических м е р , диагностических данных состояния здоровья детей, уровня их физического развития, физической подготовленности. Эта работа имеет три этапа:  подготовительный,  интенсивной профилактики,  восстановительный. Н а к а ж д о м и з н и х и с п о л ь з у ю т с я с в о и с п е ц и ф и ч е с к и е физиотерапевтические и общеукрепляющие процедуры.
Первый период
готовит детей к самому неблагоприятному времени в сезоне. Поэтому используется ультрафиолетовое облучение, массаж, курс приема элеутерококка.
Во втором периоде
есть необходимость использовать систему мер для предупреждения ОРВИ, ангин. Дети полощут рот и горло лечебными растворами, им закладывают оксолиновую мазь в нос, используется витаминизация третьего блюда, кислородный коктейль.
В

восстановительный

период
желательно укрепить защитные силы детей, вернувшихся после заболевания. Им предлагается травяной чай, витаминотерапия (витамин С), оздоровительные напитки. У этих детей несколько иной режим дня, снижаются физические нагрузки в двигательной деятельности, закаливающие процедуры строго индивидуализируются. Мероприятия комплексного плана лечебно-профилактической работы осуществляется медицинскими работниками.
РАЗДЕЛ V. ЗАКАЛИВАНИЕ

Развитие движений в полной мере не обеспечивает укрепление здоровья. Поэтому особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур. Закаливающие мероприятия содействуют созданию привычек здорового образа жизни. Мы разработали
систему закаливания
, предусматривающую разнообразные формы и методы, а также изменения в связи со временем года, возрастом и индивидуальными особенностями здоровья детей. Это обеспечивает постепенное увеличение мер воздействия – в течение года.
Младший дошкольный возраст
1. Воздушные ванны продолжительностью до 5 мин. во время переоде- вания ко сну. 2. Ходьба и бег в трусиках, босиком ежедневно в течение 10-15 мин. с последующим растиранием сухой салфеткой. 3. Контрастные ванночки для рук и ног (температура воды 18ºС и 35ºС) с последующим массажем пальцев ног и стоп. 1. Самостоятельное обливание и обтирание тела. 4. Водный массаж стопы, солнечного сплетения, позвоночной области. 5. Игровой водный самомассаж (рисование струей воды на теле). 6. Игра с закаливанием «Поездка за город». 7. Полоскание слизистых оболочек носоглотки 1,5% раствором морской соли. 8. Самомассаж БАТК (биологически активных точек кожи) в целях профилактики респираторных заболеваний. Массаж передней и бо- ковой части шеи.
Старшая группа.
1. Ходьба и бег в трусиках в проветренной групповой комнате - 5-10 мин. (после сна). 2. Растирание рук, ног, туловища влажной, а затем сухой тканевой салфеткой. 3. Сон на свежем воздухе в любое время года (при открытых форточках). 4. Поглаживающий массаж. 5. Игровые упражнения «Заряжаем водичку», «Левушка». 6. Самомассаж БАТК.
Подготовительная к школе группа.
Растирание рук и ног охлажденной водой до появления ощущения сильного тепла, а затем - сухой тканевой салфеткой. Игровой аутотренинг «Я здоров». Самомассаж БАТК.
ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ


Нельзя проводить закаливающие процедуры, которые не нравятся

Нельзя проводить закаливающие процедуры, которые не нравятся

малышу. Они должны вызывать радость!

малышу. Они должны вызывать радость!

I. Воздушные ванны для тела
1. Дети ежедневно в любое время года 15-20 мин. играют босиком в одних трусиках в простые подвижные игры. 2. Ребенок сам растирает сухой салфеткой или рукавичкой руки, ноги, плечи, грудь. 3. Воспитатель растирает раздетого ребенка сухой салфеткой, слегка пощипывает и похлопывает кожу, позволяет малышу расслабленно повисеть у себя на вытянутых руках. 4.Игра «Я массажист!» Дети попарно делают друг другу массаж спины, «рисуя» на ней различные фигуры; 5.Влажное растирание. Раздетого ребенка взрослые быстро обтирают влажным полотенцем, после чего ему предлагается 5-10 мин быстро побегать («Догонялки», «Обгонялки»). Через 10 мин. процедура повторяется, а затем ребенка растирают сухим полотенцем. 6.Поглаживающий массаж во время приема воздушных ванн.
II. Контрастные ванночки для рук и ног
с последующим самомассажем пальцев ног и стоп. 1. Проводятся при температуре воды в ванночках 18ºС и 30ºС. 2. Растирание рук и ног снегом или охлажденной водой до ощущения сильного тепла с последующим вытиранием насухо и самомассажем.
III.

Солевые дорожки
Стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используют массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки, корригирующие упражнения для стоп, прыжки и т.д. Эффект солевых дорожек заключается в том, что соль раздражает стопу ребенка, богатую нервными окончаниями. Солевой раствор: на 1 л воды 90 г соли.
IV. Закаливание носоглотки. Полоскание рта и горла
1. Полоскание горла минеральной водой. 2. Игра «Волшебный напиток» (температура воды понижается от 36-38ºС до 8-10 в С). 3. Игра «Левушка»; Рычание с напряжением нижней части челюсти, языка, малого язычка.
V. Комплекс оздоровительных упражнений для горла
1. Игровые упражнения: «Маленькие волшебники».
VI.
Игры: «Буратино», «Солнечные зайчики», «Птичка», «Покачай малышку». Дыхательные и звуковые упражнения.
VII.

Точечный массаж


РАЗДЕЛ VI. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по нескольким направлениям. Одно из направлений программы - минимум по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни – формирование культурно- гигиенических навыков (полоскать рот после приема пищи; ежедневно мыть лицо, шею, руки до локтя; ежедневно бегать в медленном темпе длительное время, разминаться после пробуждения, уметь расслабляться, уметь избегать опасности, мыть руки перед едой и после посещения туалета). Вся серия мероприятий, направленных на реализацию программы минимум, носит название “Программа здоровья”. На первом месте в ней стоят занятия, которые помогают выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью, умению определить свое состояние – это занятия по формированию привычки к ЗОЖ и ОБЖ. Такие занятия проводятся по формуле: «помоги осознать ребенку, зачем ему это нужно — научи в увлекательной форме — приучай выполнять эти действия ежедневно»
РАЗДЕЛ VII. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Представленная система работы ориентирована на использование новых форм работы с родителями на основе родительского договора. У нас реализуются следующие формы работы: семейные клубы; семейные праздники; диспуты, почтовый ящик, передвижные библиотеки. В планировании и проведении такой работы большую помощь оказывает анкетирование в начале учебного года, помогающее изучить особенности внутрисемейного воспитания и наметить эффективные формы взаимодействия. В соответствии с этим планирование работы с семьей предусматривает;  о з н а ком л е н и е р од и т е л е й с р е зул ьт ат а м и д и а г н о с т и к и ; целенаправленную работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима, оптимальной двигательной активности, полноценного питания, закаливания и т. д.;  формирование основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы, с инновациями в организации работы по оздоровлению детей;  обучение основным методам профилактики детской заболеваемости (закаливания, дыхательной гимнастики, массажа, йоги, фитотерапии и т. д.). Кроме традиционных форм работы с семьей, большое влияние оказывают открытые показы занятий и праздников с использованием указанных техник, совместные занятия детей и родителей типа «Самая спортивная семья», «Веселые старты на воде», которые организуются в детском саду, а также Дни Открытых Дверей для родителей, где родители могут принять участие в занятии.
ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ НА ВОДЕ СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК «ЛЕТО В ДЕРЕВНЕ»


В ПОХОД С РОДИТЕЛЯМИ

РАЗДЕЛ VIII. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с ИКТ, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и развивающей направленности. Далее идут электронные презентации различной направленности. Мы знакомим дошкольников с электронными презентациями по теме
«Спорт», «ОБЖ», «ЗОЖ». Используем электронные презентации во всех образовательных областях, на музыкальных и физкультурных занятиях. Мы используем детские электронные презентации (в электронном и печатном вариантах) во всех видах деятельности, на занятиях по развитию речи, ОБЖ, во время спортивных и музыкальных праздников. На занятиях по физической культуре используем презентации по темам «Виды спорта», «ОБЖ», «ЗОЖ», «Йога». Создана медиа-коллекция презентаций для дошкольников, которая постоянно пополняется. Создан сайт детского сада, где родители могут задать свои вопросы, поделиться опытом семейного воспитания, повысить уровень педагогических знаний.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ

I. Диагностика и анализ показателей 2015 г. по сравнению с 2012 г.
1. Физическая подготовленность – возрастание на 10, 7%. 2. Скоростные качества – возрастание на 1.7% 3. Показатели гибкости – возрастание на 9 % 4. Скоростно-силовые качества – возрастание на 6 % 5. Диагностика дыхательной системы – возрастание на 7,9 % 6. Простудная заболеваемость – снижение на 1,5%. 7. Посещаемость – повышение на 3,1%. 8. Индекс здоровья – возрастание на 10 %.
II. Разработаны:
1) Модифицированная программа «Школа раннего плавания»; 2) перспективное планирование по физическому воспитанию с применением оздоровительных методик на все возрастные группы; 3) система дыхательных упражнений в игровой форме по возрастам; 4) серия комплексов оздоровительной аэробики в игровой форме; 5) методика применения игрового массажа в ДОУ в течение дня; 6) методика применения упражнений йоги и восточной гимнастики в
группах ДОУ; 7) игровые комплексы упражнений по профилактике нарушений осанки и стопы; 8) серия комплексов гимнастики пробуждения: 9) пакет диагностик физической подготовленности дошкольников; 10) серия семейных спортивных праздников и мероприятий (в спортивном зале, бассейне, на спортплощадке): 11) создана медиа-коллекция детских электронных презентаций по темам: «Спорт», «ОБЖ» «Йога», «Адрес - планета Земля»; «Счет», Грамота»; 12) создан сайт детского сада в интернете.
III. Определенность перспектив продолжения работы,

обоснованность необходимых для этого условий:
 Повышение качества образования методом совершенствования методики проведения занятий и использования ИКТ;  расширение возможностей проекта за счет использования
фитбола
(укрепление мышц спины и профилактика нарушений осанки) и
степов
(укрепление дыхательной системы и всех групп мышц);  разработка пакета диагностик оздоровления, физического и психического развития, физической подготовленности дошкольников.
Степень распространения представленного проекта:
 внедрение инновационных технологий проекта на едином здоровье сберегающем пространстве МДОУ № 21;  консультации по содержанию проекта на педсовете, на родительских собраниях МДОАУ № 21, методических объединениях города,  защита проекта в городском конкурсе «Инновационные проекты в сфере дошкольного воспитания» (1 место),  защита проекта в Областном конкурсе «Инновационные проекты в сфере дошкольного воспитания» (призер),  участие в Областном конкурсе «Инновационные проекты в сфере дошкольного образования» на получение гранта Губернатора Оренбургской области – 2008 (лауреат),
Публикации:
 проект на Российском общеобразовательном портале:  Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»  Инновационная деятельность ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования: сборник информационно-методических материалов/ сост. Н. С. Баранова. – Оренбург: ГУ «РЦРО», 2007. Инновационный проект «Нетрадиционное использование классических здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников». Сомова Т. В., воспитатель.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


РАЗВИВАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА ОЗДОРОВЛЕНИЯ -

В ДЕЙСТВИИ!
Оздоровительные мероприятия, проводимые педагогами в ДОУ, нацелены на функциональное совершенствование детского организма, на повышение его работоспособности, на формирование защитных способностей к неблагоприятным природно-климатическим факторам, т.е. создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми. Это и разнообразные виды самомассажа (точечный массаж, массаж тела, лица, ушей и кистей рук), динамические разминки, подвижные игры, посещение бассейна, оздоровительный бег, дыхательные гимнастики и упражнения, упражнения йоги, гимнастика босиком и гимнастика в постели, обширное умывание, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, горла, физкультурные минутки, игры-упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и сколиоза. Занятия обеспечивают сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей посредством реализации современных и адаптированных к условиям дошкольного учреждения оздоровительных технологий. Эти технологии носят сугубо профилактический характер и направлены на поддержание эмоционально-положительного тонуса воспитанников. Работу по воспитанию у ребенка отношения к собственному здоровью как высшей и духовной сути, от которой зависит его будущее благополучие, формирование знаний и практических действий по обеспечению здоровой жизнедеятельности мы осуществляем в системе: “Семья - дошкольное учреждение - школа”. Это послужило созданию и внедрению проекта комплексно-целевой программы преемственности в работе МДОУ № 21 «Сказочный теремок» и средней школы № 23 по формированию здорового образа жизни у детей. Благодаря этой программе стали традицией встречи детей подготовительной группы и первоклассников на спортивных соревнованиях и конкурсно-игровых образовательных программах. Основным результатом целенаправленной работы должна стать реализация единой линии формирования здорового образа жизни на этапах дошкольного и начального школьного образования, осуществление перспективного, целостного и последовательного педагогического процесса. Создание модели развивающей педагогики оздоровления стало бы невозможно без поддержки этого начинания не только всем педагогическим коллективом ДОУ, но и родителями воспитанников. Следовательно, сотрудничество с семьей является еще и одним из важнейших условий физкультурно-оздоровительной работы. В ДОУ создан консультационный центр “Азбука здоровья”, в рамках которого подготовлен цикл консультаций и памяток для родителей. Традиционными в нашем ДОУ являются спортивные мероприятия с участием родителей и детей: спартакиады, праздники, турниры, конкурсно- игровая программа «Мама, Папа и Я – спортивная семья!», «Старты на воде». В детском саду регулярно при поддержке женсовета профкома
«Уральская Сталь» проводятся спортивные праздники «Старты на воде», «Мама, папа и я – спортивная семья» с участием семей из близлежащих детских садов (№№ 14, 22, 5, 10), в ходе которых родители на практике проявляют свои спортивные и организаторские способности. Начала работу группа раннего плавания «Малышок». Дети от года до трех лет получают первые навыки общения со сверстниками в совместной игре, проходят курс закаливания и адаптации к условиям детского сада. После плавания мамы с ребятишками отдыхают в спортивном зале и с удовольствием играют в волейбол, бадминтон или находят себе другое занятие по душе. Результаты работы убеждают, что объединение семьи, дошкольного учреждения и школы поможет нам на практике создать и реализовать в нашем ДОУ свою модель педагогики оздоровления, основанную на принципах здоровьесберегающих технологий. Все это позволит говорить о развитии здоровья наших детей. Приложение
Конспект спортивного праздника

«Путешествие на волшебный остров»

(«Веселые

старты

на

воде»
среди семейных команд ДОУ №№ 21, 22, 24) П ОЛ О Ж Е Н И Е о проведении «Веселых стартов на воде» среди семейных команд детских дошкольных учреждений (МДОУ №№ 21, 22, 24)
1.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Соревнования проводятся с целью укрепления здоровья детей, привлечения детей и родителей к систематическим занятиям физической культурой и спортом; привлечения родителей к участию в жизни детского сада; выявления сильнейших семейных спортивных команд среди ДОУ.
2.

ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ
Соревнования проводятся 5.04.2009 года в бассейне МДОУ № 21. Регистрация участников за 10 минут до начала соревнований. Начало соревнований в 11.00 час.
3.

УЧАСТНИКИ СОРЕВНОВАНИЙ
В соревнованиях принимают участие воспитанники данных дошкольных учреждений и их родители, допущенные по состоянию здоровья. Состав команды 3 человека (ребенок старшей или подготовительной группы + его мама + его папа). Капитан команды – ребенок. Предполагаемое число команд – 3.

4… РУКОВОДСТВО И ОРГАНИЗАЦИЯ
Общее руководство осуществляет женский совет ОАО «Уральская Сталь» совместно с администрацией МДОУ № 21. Непосредственное проведение соревнований осуществляет судейская коллегия в составе: Чернова Р.А. – председатель женсовета ОАО «Уральская Сталь», председатель судейской коллегии. Гладырь С. М. – специалист ГОРуо г. Новотроицка, Михеева Е.М. – заведующая МДОУ №21, Сомова Т. В. – воспитатель по физической культуре, организатор, сценарист, Ведущий праздника «Семейные старты на воде».
5.НАГРАЖДЕНИЕ
Все участники соревнований награждаются призами от ОАО «Уральская Сталь».
6. ПРОГРАММА СОРЕВНОВАНИЙ
6.1. Визитная карточка команды (эмблема, название команды, приветствие жюри, приветствие соперникам и болельщикам) - 5 баллов. 6.2. «Веселые старты на воде» оцениваются по каждому конкурсу (1 место- 3 очка, 2 место-2очка, 3 место – 1 очко). 6.3. Соревнования  бег с мячом до ориентира (поочередно все члены команды);  эстафета «Дружная семья» (папа бежит до ориентира и возвращается назад, берет за руку маму, бегут вместе до ориентира и возвращаются назад, берут ребенка любым способом, все вместе возвращаются на линию старта;  обруч + мячи: конкурс «Самый меткий» (метание мячей в горизонтальные обручи):  конкурс «Водоносы» (все члены команды поочередно переплавляют до ориентира на плотике сосуд, наполненный водой);  «Чья команда наберет больше шаров»  конкурс капитанов «Достань со дна сокровища» 6.4. Зрители: все желающие.
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

Ведущий:

-
Сегодня у нас необыкновенный день – веселый водный праздник, праздник силы, смелости и здоровья, праздник самой спортивной семьи. Честь открыть городской семейный спортивный конкурс «Веселые старты на воде» предоставляется председателю женсовета ОАО «Уральская Сталь» председателю судейской коллегии Черновой Р.А. Выступление председателя женсовета ОАО «Уральская Сталь» Черновой Р.А. Выбор судейской коллегии (3 человека).
Ведущий:

- Итак, команды готовы? Праздник начинается!
Парад участников. Команды заходят в воду.
1. Визитная карточка команды (эмблема, название команды, приветствие жюри, приветствие соперникам и болельщикам). 2. Разминка.
Ведущий:
- Мы отправляемся на Прекрасный Волшебный Остров на корабле. o Сначала наш корабль идет тихо («Тихий ход»), o набираем скорость («Средний ход»), o помогаем руками («Налегаем на весла»), o двигаемся спиной вперед («Задний ход»), o набрали скорость («Полный вперед»), o замедляем ход («Тихий ход»), o остановились («Стоп, машина»). - Вот мы и добрались до Острова. Какая здесь тишина! Тише, кто-то сюда идет! Под музыку входит Русалочка.
Русалочка:
- Добрый день вам, господа! Вы откуда и куда?
Ведущий:

- Здравствуй, Русалочка. Нам очень понравился ваш чудесный остров, и мы решили здесь провести соревнования.
Русалочка:
- А вы у отца моего, морского царя Нептуна, разрешение получили? Он был сегодня очень сердит! Если хотите, чтобы он вас помиловал, позовите его. Да кричите погромче – он в своем замке на дне морском, отдыхает. Все громко зовут Нептуна. Звучит тревожная музыка, входит Нептун.
Нептун:
- Гордый я морей властитель, Рыб, дельфинов повелитель. Мой дворец на дне морском Весь усыпан янтарем. Что за шум? Что за вой? Кто нарушил мой покой?
Ведущий:
- Царь-батюшка Нептун! Не вели казнить, вели слово молвить!
Нептун:
- Говори!
Ведущий:
- Собрались здесь добры молодцы да красны девицы проявить свою быстроту и ловкость, сноровку да умение!
Нептун:
- Быстроту, говоришь? А вот сейчас мы и посмотрим, какие вы быстрые!
Эстафета 1.

Бег с мячом до ориентира
(поочередно все члены команды).
Нептун:
- Быстро бегать – дело нехитрое, вы покажите мне, какие вы дружные.
Эстафета 2. «Дружная семья»
(папа бежит до ориентира и возвращается назад, берет за руку маму, бегут вместе до ориентира и возвращаются назад, берут ребенка любым способом, бегут вместе до ориентира, и все вместе возвращаются на линию старта).

Нептун:
- Дружба дружбой, а как насчет меткости?
Эстафета 3. Конкурс «Самый меткий»
(обруч + мячи: метание мячей в горизонтальные обручи).


Нептун:
- Что-то жажда меня замучила! Хочу испить чистой водицы, холодной, ключевой! А кругом – морская вода, соленая! - Царь-батюшка Нептун! Мы тебе поможем!
Эстафета

4. Конкурс «Водоносы»
(все члены команды поочередно переплавляют до ориентира на плотике сосуд, наполненный водой). Чья команда довезет больше воды?
Нептун:
Большое вам спасибо! Выручили вы меня, не дали в море-океане от жажды помереть! А теперь проявите свою сноровку, покажите, какие вы спорые да скорые!
Эстафета 5. «Чья команда наберет больше шаров (мячей)».
Каждая команда собирает в свой обруч как можно больше шаров (мячей).


Нептун:
- Вижу я, вы и быстрые, и смелые, и ловкие, и умелые! Может, вы сможете моему горю помочь? Намедни я малость побушевал, потопил несколько кораблей, а там сокровищ видимо-невидимо, а вместе с ними утонул и ключ от моего волшебного сундука.

Ведущий:
- С таким трудным заданием справиться смогут только капитаны команд. (К детям): Сможете выполнить задание морского царя?


Эстафета 6. Конкурс капитанов «Достань со дна сокровища».

1.

Ключ нашелся. 2. Нептун и Русалочка 3. Нептун доволен




Нептун вручает приз тому, кто нашел ключ, благодарит всех детей за найденные сокровища. Подведение итогов, награждение команд. Нептун прощается и уходит вместе с Русалочкой. Свободное плавание участников. Фиточай для участников и желающих.



В раздел образования