Авторы: Обжелянская Светлана Петровна, Ступина Наталия Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с 7
Населённый пункт: г. Североморск, Мурманской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Социально – коммуникативное развитие детей 2-3 лет с ОВЗ посредством дидактических игр»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
ЗАТО г. Североморск детский сад № 7
Социально-коммуникативное развитие детей раннего
возраста в игровой деятельности
Воспитатель^
Обжелянская Светлана Петровна
Ступина Наталия Николаевна
Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста
в игровой деятельности
Первые положительные отношения со сверстниками складываются в
процессе игры. С ней связанно возникновение интереса к играм других детей,
желание включиться в игру, первые совместные игры, умение считаться с
интересами окружающих. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем
богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее
жизнь.
Интенсивное развитие социально-коммуникативной сферы
происходит в возрасте до 3 лет. Именно в общении с другими людьми
складываются самосознание ребенка, его отношение к другим.
ИГРЫ в ПАРАХ
Цель: привлечение внимания к сверстнику, формирование понимания
того, что другой ребенок похож на меня, что он может делать то же, что и я.
Примеры: «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока», …..
«Прилетела птичка»
Цель: развивать внимание к сверстнику.
Материал: игрушечная птичка.
Ход: педагог показывает птичку и выполняет действия в соответствии с текстом:
Прилетела птичка,
Синичка-невеличка.
К Соне прилетела (сажает птичку на ручку Соне и по очереди другим детям).
На деток посмотрела,
Дальше полетела.
Эмоционально-практическое взаимодействие со сверстниками и взрослым -
помогает возникнуть ощущению единства между сверстниками. Это игры с
какими-то одинаковыми и одновременными движениями, выполняемых по ходу
игры и в эмоциональном состоянии участников игры.
«Пожалей зайку»
Цель: Развитие коммуникативного общения; воспитание эмоциональной отзывчивости.
Ход: Появление игрового персонажа Зайки, который плачет и рассказывает, как ему плохо, оттого, что его
бросила хозяйка. Обсуждение с детьми, как можно помочь зайке, как его пожалеть. Детям предлагаются
речевые формы высказываний, как можно обратиться к зайке, пожалеть его. Затем дети по очереди жалеют
зайку.
«Мы капусту рубим…»
Цель: сплочение коллектива, снятие телесных зажимов.
Игра «Платочек»
Цель: создание условий для развития двигательной реакции, умения действовать
вместе со всеми, повторяя действия воспитателя, закрепления знания своих имен и
имен сверстников, формирования положительных взаимоотношений.
Текст игры.
Вот платочек Ванечке, вот платочек Танечке, вот платочек Анечке….
Все платочки вверх подняли И друг другу помахали.
Вот так, вот так помахали. Молодцы!
Спрятали платочки. Где платочек Анечки?
Где платочек Ванечки? Спрятались платочки!
Вот они! Все платочки вверх подняли
И друг другу помахали. Вот так, вот так помахали.
СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ
Цель: формирование чувства общности, воспитание умения вступать в
эмоционально-практическое взаимодействие со сверстниками.
Эти игры подготавливают ребенка к принятию роли, ролевому общению и
содержательному игровому взаимодействию.
«Кто пришел к нам в гости?»
Цель: способствовать развитию самоуважения детей;
активизировать доброжелательное отношение детей к
сверстникам.
«Вот мы в автобусе сидим»
Цель: Учить детей повторять слова и движения за воспитателем. Развивать речевую и двигательную
активность детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
Игра «Паровозик»
Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля,
умения подчиняться правилам других. Описание игры: дети строятся друг за другом, держась за плечи.
«Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия.
СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ
Цель: создание ситуаций, в которых совмещались бы предметные игры и
общение.
Примеры: игры с мячами, составление пирамидок, постройки из кубиков,
совместное рисование на больших листах бумаги и другие.
Совместное рисование
Общие игры с предметами
Задача: научить детей совместным играм с использованием предметов; учить выражать свои желания и
выслушивать желания другого, договариваться; учить видеть в сверстнике не соперника по борьбе за
право обладания игрушкой, партнера по игре.
"Угостим кукол чаем"
Задача: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые
действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки). Угостить куклу чаем. Накрывать
стол для куклы.
Ход: взрослый говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол,
угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в
чашки. Напои чаем наших гостей". Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо
действовать. В конце игры взрослый подытоживает: "Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай".
Результат: Правильно накрытый стол.
"Делаем прическу"
Задача: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.
Научиться расчёсываться.
Ход: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри,
у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе
сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем
просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом
помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит
ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым,
как кукла.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Необходимым условием успешной организации совместных игр является
эмоциональная включенность в них взрослого. Воспитатель не только
демонстрирует нужные действия, а является эмоциональным центром
игры, объединять детей и заражать своим настроем.
Мы лишь направляем детей к выполнению действий, но не требуем
точного повторения. И главное - как можно чаще восхищаться тем, как
хорошо дети играют вместе.