Напоминание

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Общая физическая подготовка» для 10-11 класса


Автор: Хлебников Анатолий Геннадьевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Школа имени Ярослава Василенко"
Населённый пункт: г. Губкинский
Наименование материала: г. Губкинский
Тема: Рабочая программа курса внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Общая физическая подготовка» для 10-11 класса
Раздел: полное образование





Назад




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА ИМ. ЯРОСЛАВА ВАСИЛЕНКО»

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель МС Директор МБОУ «Школа

Донцова Л.А

им. Ярослава Василенко»

________________

Л.И. Попович

Протокол № от __________ ___________________

«____» _____________

Срок реализации 1 год

Составитель:

Хлебников А.Г. учитель физкультуры

высшей

квалификационной категории

2024 год

Рабочая программа курса внеурочной

деятельности по спортивно-

оздоровительному направлению

«Общая физическая подготовка» для 10-11

класса

Пояснительная записка

Настоящая

программа

внеурочной

деятельности

спортивно-оздоровительного

направления «ОФП (легкая атлетика, оздоровительная ФК, функциональная тренировка)» для

обучающихся 10–11 классов создана на основе нормативных документов, обеспечивающих

реализацию программы:

Законом «Об Образовании РФ» (ФЗ РФ от 29.12.2012 года, № 273);

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

основного

общего образования (приказ МО РФ от 17.12.2010 г., № 1897)

Данная

программа

разработана

в

соответствии

с

требованиями

Федерального

Государственного стандарта.

Внеурочная деятельность осуществляется через учебный план общеобразовательного

учреждения,

а

также

дополнительные

образовательные

программы

общеобразовательного

учреждения (внутришкольная система дополнительного образования).

Сроки реализации программы – 3 года.

Курс реализуется в плане внеурочной деятельности в количестве 34-35 часов (1 час в

неделю).

Цель: Создание условий для полноценного физического развития и укрепления

здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом,

формирование навыков здорового образа жизни, воспитание спортсменов.

Задачи:

1.

Образовательные:

- Познакомить обучающихся с ОФП, освоить технику выполнения упражнений, тактику,

правилами

выполнения

упражнений,

а

также

уметь

организовать

судейство

и

проведение

соревнований;

- Углубить и дополнить ЗУН, получаемые обучающимися на уроках физической культуры;

2.

Развивающие:

-

Укрепить опорно-двигательный аппарат обучающихся;

-

Способствовать разностороннему физическому развитию обучающихся;

-

Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические

качества;

3. Воспитательные:

-

Сформировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные

задачи, воспитывать культуру поведения;

- Привить любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям ОФП, физкультурой

и спортом;

- Пропагандировать здоровый образ жизни.

Сроки реализации программы – 3 года.

Программа рассчитана на детей и подростков

Формы организации обучения:

-

командная, малыми группами, индивидуальная.

Формы проведения занятий:

Тренировочные занятия, беседы, соревнования, тестирования, спортивные конкурсы,

праздники, просмотры соревнований.

Контрольные

тесты

и

упражнения

проводятся

в

течении

всего

учебно-

тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.

Тестирование проводят в начале учебно-тренировочного года – в сентябре – октябре;

затем в его середине – в декабре – январе и – в апреле – мае.

Контрольные тренировки проводятся регулярно в учебных целях как более высокая

ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные тренировки незаменимы при

подготовке к соревнованиям

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Данный курс рассчитан на обучающихся, которые проявляют интерес к физической

культуре, спорту, и при этом обладают физическими способностями, а также не имеют

противопоказаний для активных занятий физической культурой. Для более глубокого

усвоения содержания указанных тем, особое внимание уделяется практическим занятиям,

индивидуальной

и

групповой

работе,

сочетанию

осознанной

познавательной

работы

на

занятиях с домашней работой. Решение тактических задач по общей физической подготовке

необходимо для развития внимания, понимания и оценки целесообразности применяемых

технических действий. Игровые тактические задачи позволяют поддерживать постоянный

интерес к ОФП, умению принимать решения в сложных ситуациях. Обучающиеся получают

практические

навыки,

знакомятся

с

основными

историческими

составляющими,

а

также

теоретическим материалом, не входящим в курс основной школы.

Особо

важным

моментом

в

реализации

данного

курса

является

развитие

у

обучающихся

умений

самостоятельно

работать,

думать,

решать

задачи,

а

также

совершенствовать физические, технические и тактические навыки и т.д.

Основными формами организации учебно-познавательной деятельности обучающихся

являются:

1)

решение технико-тактических задач;

2)

участие в соревнованиях;

3)

знакомство с литературой, связанной с физической культурой и спортом;

4)

индивидуальная работа, работа в группах, в команде;

Методы обучения:

1)

словесный

2)

игровой

3)

частично поисковый, исследовательский,

4)

объяснительно-иллюстративный.

Во внеурочной учебной деятельности базовыми являются следующие технологии,

основанные на: уровневой дифференциации обучения, реализации деятельностного подхода.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах

обучающихся, которые проявляются прежде всего в положительном отношении обучающихся к

занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а

также в умении использовать занятия ОФП для удовлетворения индивидуальных интересов и

потребностей,

достижения

личностно

значимых

результатов

в

физическом

совершенстве.

Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:

владение

знаниями

об

индивидуальных

особенностях

физического

развития

и

физической

подготовленности,

о

соответствии

их

возрастным

и

половым

нормативам

(признакам);

владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных

возможностях

организма,

способах

профилактики

заболеваний

средствами

физической

культуры;

владение

знаниями

по

основам

организации

и

проведения

занятий

физической

культурой

оздоровительной

и

тренировочной

направленности,

составлению

содержания

занятий в соответствии с частными задачами по ОФП, индивидуальными особенностями

физического развития и физической подготовленности обучающихся.

В области нравственной культуры:

способность

управлять

своими

эмоциями,

проявлять

культуру

общения

и

взаимодействия

в

процессе

занятий

физической

культурой,

игровой

и

соревновательной

деятельности;

способность

активно

включаться

в

совместные

физкультурно-оздоровительные

и

спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;

владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий

физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и

доброжелательного отношения к окружающим.

В области трудовой культуры:

умение планировать режим дня обучающихся, обеспечивать оптимальное сочетание

нагрузки и отдыха;

умение

содержать

в

порядке

спортивный

инвентарь

и

оборудование,

спортивную

одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:

умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения

и передвижений;

умение передвигаться красиво легко и непринужденно.

В области коммуникативной культуры:

владение

умением

осуществлять

поиск

информации

по

вопросам

развития

современных

оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять

полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;

владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить

адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой

деятельности.

В области физической культуры:

владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег,

прыжки,

лазанья

и

др.)

различными

способами,

в

различных

изменяющихся

внешних

условиях;

владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной

функциональной направленности, технических и тактических действий, а также применения

их в игровой и соревновательной деятельности;

умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении

тестовых упражнений по общей физической подготовке.

Метапредметные результаты в области физической культуры

владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий по ОФП,

их планирования и содержательного наполнения;

владение

широким

арсеналом

двигательных

действий

и

физических

упражнений,

активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и

физкультурно-оздоровительной деятельности;

владение

способами

наблюдения

за

показателями

индивидуального

здоровья,

физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в

организации и проведении самостоятельных форм занятий по ОФП.

Освоение курса: учебного курса внеурочной деятельности

10–11 классов

Обучающийся научится:

рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические

этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в

современном обществе;

характеризовать

содержательные

основы

здорового

образа

жизни,

раскрывать

его

взаимосвязь

со

здоровьем,

гармоничным

физическим

развитием

и

физической

подготовленностью,

формированием

качеств

личности

и

профилактикой

вредных

привычек;

раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в

процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками,

излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических

упражнений, развития физических качеств;

разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями,

определять

их

направленность

и

формулировать

задачи,

рационально

планировать

режим дня и учебной недели;

руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий,

правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных

условий;

руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время

самостоятельных занятий физическими упражнениями; использовать спортивные игры

и

спортивные

соревнования

для

организации

индивидуального

отдыха

и

досуга,

укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;

составлять

комплексы

физических

упражнений

оздоровительной,

тренирующей

и

корригирующей

направленности,

подбирать

индивидуальную

нагрузку

с

учетом

функциональных особенностей и возможностей собственного организма;

классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности,

планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий

по укреплению здоровья и развитию физических качеств;

самостоятельно

проводить

занятия

по

обучению

двигательным

действиям,

анализировать

особенности

их

выполнения,

выявлять

ошибки

и

своевременно

устранять их;

тестировать

показатели

физического

развития

и

основных

физических

качеств,

сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в

процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;

выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения

организма,

повышению

его

работоспособности

в

процессе

трудовой

и

учебной

деятельности;

выполнять

общеразвивающие

упражнения,

целенаправленно

воздействующие

на

развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и

координации движений);

выполнять основные технические действия в условиях учебной деятельности;

выполнять

тестовые

упражнения

для

оценки

уровня

индивидуального

развития

основных физических качеств.

Обучающийся получит возможность научиться:

характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения,

великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;

определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на

укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и

основных систем организма;

вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов

проведения

самостоятельных

занятий

с

физическими

упражнениями

разной

функциональной

направленности,

данные

контроля

динамики

индивидуального

физического развития и физической подготовленности;

осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;

выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса

«Готов к труду и обороне»;

получат теоретические сведения о правилах игры, о влиянии физических упражнений

на самочувствие;

ознакомятся с правилами техники безопасности и пожарной безопасности;

улучшат общую физическую подготовку;

освоят упражнения СФП;

ознакомятся с азами технико-тактической подготовки;

обучатся игровой ориентации в спортивных играх;

улучшат общее внимание, дисциплину, почувствуют интерес к регулярным занятиям

спортом, приобщатся к здоровому образу жизни;

Содержание учебного курса внеурочной деятельности для 10–11 классов:

1. Общие основы общей физической подготовки

-

Исторический аспект. Основные понятия, правила.

-

Основы анатомического и физиологического строения организма человека.

-

Влияние физической нагрузки на организм спортсмена.

-

Обоснованность разминки перед началом занятий и после них.

-

Правила техники безопасности.

-

Правила пожарной безопасности и поведения на спортивной площадке.

-

Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.

-

Основная терминология.

-

Подведение итогов года.

-

Методика тренировки.

-

Техническая подготовка.

-

Психологическая подготовка.

2. Общая физическая подготовка

- Строевые упражнения

- Упражнения для мышц рук

- Упражнения для мышц ног

- Упражнения для шеи и туловища

- Упражнения для всех групп мышц

- Подвижные игры

- Упражнения для развития быстроты

- Упражнения для развития координационных способностей

-Упражнения для развития гибкости

- Упражнения для развития прыгучести.

3. Специальная физическая подготовка

- Упражнения для развития быстроты: ускорения, рывки на отрезках от 3 до 60 м. (из

различных исходных положений) лицом, левым и правым боком, спиной вперед.

- Бег с максимальной частотой на месте и в движении.

-Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперед, челноком, с

поворотом).

-Упражнения для развития специальной прыгучести: многократные прыжки с ноги на

ногу, выпрыгивания вверх с доставанием ориентира, прыжки на одной ноге и толчком двух

ног (вперед, вверх, в стороны).

- Прыжки с подтягиванием бедра толчковой ноги.

- Упражнения для развития скорости реакции по зрительным и звуковым сигналам.

- Упражнения для развития чувства мяча. Жонглирование одним, двумя мячами.

-

Подбрасывания и ловля на месте, в движении, бегом.

- Метание различных мячей в цель.

- Эстафеты с разными мячами. Имитация.

4. Техническая подготовка

- Передвижение в стойке.

- Техника остановок прыжком и двумя шагами.

- Прыжки толчком двух ног и одной ноги.

- Повороты вперед и назад.

- Работа на месте, в движении, в прыжке, при встречном и параллельном движении.

- Работа на различных тренажерах, с инвентарём.

- Подстраховка.

5. Тактическая подготовка

6. Игровая подготовка

-

Основные приемы техники игры и тактическим действиям в игровой обстановке

подвижных игр.

-

Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами

соревнований по ОФП.

7. Контрольные и календарные игры

- Итоговые контрольные тренировки.

- Соревнования (внутри лицейские, городские, среди ГУ).

Учебно-тематический план для 10–11 классов по ОФП (функциональная тренировка)

п/п

Тема

10–11

теория

практика

всего

1

Общие основы ОФП (легкой

атлетике)

ПП и ТБ. Правила

10–11

1

10–11

10–11

1

2

Общефизическая подготовка

В процессе

21

21

3

Специальная подготовка

В процессе

2

2

4

Техническая подготовка

В процессе

В процессе

В процессе

5

Тактическая подготовка

В процессе

В процессе

В процессе

6

Игровая подготовка

В процессе

4

4

7

Контрольные и

календарные игры

В процессе

8

8

Общее количество

часов в год

В процессе

35

35

Методическое обеспечение образовательной программы

Тема

программы

Форма орган

изации и прове

дения занятия

Методы и приёмы организации

учебно-воспитательного

процесса

Дидактический материал,

техническое оснащение

занятий

Вид и форма

контроля, форма

предъявления

результата

Графа

учёта

1

Общие основы

ОФП (легкой

атлетике,

функциональной

тренировке,

оздоровительной

ФК). ПП и ТБ.

Правила

и методика

судейства

Групповая,

индивидуальная,

подгрупповая,

фронтальная

Словесный, объяснение, рассказ,

беседа практические задания,

объяснение нового материала.

Конспекты занятий для педагога.

Специальная литература,

справочные материалы,

картинки, плакаты. Правила

судейства.

Вводный,

положение о

соревнованиях по

ОФП (легкой

атлетике,

функциональной

тренировке,

оздоровительной

ФК).

2

Общефизическая

подготовка

Индивидуальная,

групповая,

подгрупповая,

поточная,

фронтальная

Словесный,

наглядный показ,

упражнения в парах, тренировки

Таблицы, схемы, карточки,

мячи на каждого обучающего

Тестирование,

карточки судьи,

протоколы

3

Специальная

подготовка

Индивидуальная,

групповая,

подгрупповая,

фронтальная,

коллективно-

групповая, в парах

Словесный, объяснение нового

материала, рассказ, практические

занятия, упражнения в парах,

тренировки, наглядный показ

педагогом.

Литература, схемы,

справочные материалы,

карточки, плакаты, инвентарь

на каждого обучающего

Тестирование,

промежуточный

тест.

4

Техническая

подготовка

Индивидуальная,

индивидуально –

фронтальный,

групповая,

подгрупповая,

Словесный, объяснение, беседа,

практические занятия,

упражнения в парах, тренировки,

наглядный показ педагогом.

Учебная игра.

Дидактические карточки,

плакаты, мячи на каждого

обучающего

Тестирование,

промежуточный

тест,

соревнования

коллективно-

групповая, в парах

5

Игровая

подготовка

групповая,

подгрупповая,

коллективно-

групповая

практические занятия,

упражнения в парах, тренировки,

Учебная игра.

Дидактические карточки,

плакаты, мячи на каждого

обучающего, видеозаписи

Промежуточный

отбор

V. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности для 10 – 11 класса

ОФП (функциональная тренировка)

Тема

Планируемые результаты

(личностные, метапредметные,

предметные)

Кол-

во

часов

1

Инструктаж по ТБ, одежда,

подбор инвентаря. Правила

проведения соревнований

по ОФП.

Беседа о ТБ. Ознакомление с

инвентарем: тренажеры, утяжелители,

эспандеры, гантели, грифы, и прочий

вспомогательный инвентарь

Правильный подбор спортивного

инвентаря.

1

2

История развития

атлетизма.

Общеразвивающие

упражнения на основные

группы мышц.

Обучение основным правилам

построения и проведения

тренировочного процесса.

1

3

Основы знаний физической

культуры.

Общеразвивающие

упражнения на основные

группы мышц.

Основные виды инвентаря.

Применение в зависимости от задач

занятия.

1

4.

Здоровый образ жизни.

Общеразвивающие

упражнения на основные

группы мышц.

Развитие умения выполнения

комбинированной работы с разным

инвентарем.

1

5.

Развитие выносливости,

гибкости, координации.

Ходьба в чередовании с

бегом по пересечённой

местности, ОРУ в

кругу, СФП с

использованием скамей,

подтягивание

лесенкой.

Бег, передвижения с изменением

направления,

повороты. Индивидуальная работа

над ОФП.

1

6.

Развитие выносливости,

кросс, ОРУ с

дополнительным

инвентарем.

Индивидуальная работа над СФП.

1

7.

Изучение техники

подтягиваний на высокой и

низкой перекладине,

сгибания и разгибания рук

в упоре лежа, поднимание

туловища на пресс на

различных тренажерах

Бег, передвижения с изменением

направления,

повороты. Индивидуальная работа

над ОФП.

1

8.

Длительный бег по

пересечённой местности,

развитие координации,

ОФП с собственным весом.

Выполнение длительной работы на

выносливость.

1

9.

ОРУ в парах, резиновый

амортизатор, развитие

скоростно-силовых

качеств.

Имитация различных стилей силовой

работы.

1

10

Силовая подготовка.

Подтягивание на

перекладине различными

способами, жимы штанги;

лёжа, сидя, стоя. Футбол.

Делать правильный подбор

упражнений по своему типу

телосложения.

1

11.

Гигиена, закаливание,

режим тренировочных

занятий и отдыха. Питание,

самоконтроль . Оказание

первой помощи при

травмах.

Основы первой помощи

1

12 -

13.

Развитие специальной

выносливости, скоростно-

силовой подготовки

(резиновый амортизатор,

полоса препятствий).

Развитие выносливости,

гибкости, координации.

Ходьба в чередовании с

бегом по пересечённой

местности, ОРУ в

кругу, СФП с

использованием скамей,

подтягивание лесенкой.

Бег, передвижения с изменением

направления,

повороты. Индивидуальная работа

над ОФП, СФП

2

14.

Развитие выносливости,

гибкости, координации.

Ходьба в чередовании с

бегом по пересечённой

местности, ОРУ в

кругу, СФП с

использованием скамей,

подтягивание

лесенкой.

Индивидуальная отработка главных

технических элементов.

1

15 -

16.

Изучение техники упр.:

становая тяга, жим штанги

лежа на грудь, тяга штанги

на широчайшую мышцу.

ОФП с собственным весом.

Игры.

Развитие скоростной

выносливости. Бег 1200 с

ускорением.

Закрепление выполнения технических

приемов.

2

17.

Тестирование.

Тестирование технических умений.

1

18.

Упр. на развитие силы

мышц рук.

Делать правильный подбор

упражнений по своему типу

телосложения.

1

19 -

21.

Методика самостоятельных

занятий. Упр. на развитие

силы мышц плечевого

пояса, трапециевидной

мышцы.

Выполнение технико-тактических

приемов в зависимости от ситуаций.

3

22 -

26

Развитие общей

выносливости.

Упр. на развитие силы

мышц груди и пресса.

Делать правильный подбор

упражнений по своему типу

телосложения.

5

Развитие общей

выносливости.

Упр. на развитие силы

мышц спины.

Упр. на развитие силы

мышц ног.

27-

28

Упражнения на развитие

выносливости.

Упражнения на развитие

силовой выносливости.

Упражнения на работу ног и рук:

перемещение в различных

направлениях, упражнения на частоту

движений ног и рук.

2

29-

30

Технико-тактическая

подготовка: отработка

стартового ускорения,

финишного рывка,

передача эстафеты.

Развитие специальной

выносливости. ОРУ с

гимнастической скамейкой,

ОФП с партнером.

Делать правильный выбор техники и

тактики в различных ситуациях.

2

31

Упражнения на развитие

скорости.

Обучение простейшему владению

техникой.

1

32.

Итоговое тестирование.

Тестирование физических качеств.

1

33.

Упражнения на развитие

скоростной выносливости.

Делать правильный выбор

имитационных упражнений для

корректировки техники.

1

34–

35.

Соревнования.

Участие в соревнованиях различного

уровня.

2

Список

.

литературы

1.

Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная

деятельность

школьников

[Текст]:

Методический

конструктор.

Москва:

«Просвещение», 2010. 321с.

2.

Красикова И.С, Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений

осанки. 2-е изд. – СПб.: КОРОНА принт., 2009. – 176 с.: ил.

3.

Хрипкова О.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для

студентов пед. ин-тов. /А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А.Фарбер. – М.: Просвещение,

1990. – 319 с.

4.

Науль Р. (Naul R.)

Концепции

физического

воспитания

в

Европе /

под.

ред. К. Хардман // Физическое воспитание: деконструкция и реконструкция — вопросы

и решения. — Нюрндорф: Хофман, 2001. — С. 35–52 (на англ. яз.).

5.

Евсеев, Ю.И. Физическая культура: Учебное пособие / Ю.И. Евсеев. - Рн/Д:

Феникс, 2012. - 444 c

6.

Каинов,

А.Н.

Физическая

культура

1-11классы:

комплексная

программа

физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича. / А.Н. Каинов, Г.И.

Курьерова. - М.: Советский спорт, 2013. - 171 c.

7. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник / Под ред. В.Я.

Кикотя, И.С. Барчукова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 431 c.



В раздел образования