Автор: Хлебников Анатолий Геннадьевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Школа имени Ярослава Василенко"
Населённый пункт: г. Губкинский
Наименование материала: г. Губкинский
Тема: Рабочая программа курса внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Общая физическая подготовка» для 10-11 класса
Раздел: полное образование
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА ИМ. ЯРОСЛАВА ВАСИЛЕНКО»
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель МС Директор МБОУ «Школа
Донцова Л.А
им. Ярослава Василенко»
________________
Л.И. Попович
Протокол № от __________ ___________________
«____» _____________
Срок реализации 1 год
Составитель:
Хлебников А.Г. учитель физкультуры
высшей
квалификационной категории
2024 год
Рабочая программа курса внеурочной
деятельности по спортивно-
оздоровительному направлению
«Общая физическая подготовка» для 10-11
класса
Пояснительная записка
Настоящая
программа
внеурочной
деятельности
спортивно-оздоровительного
направления «ОФП (легкая атлетика, оздоровительная ФК, функциональная тренировка)» для
обучающихся 10–11 классов создана на основе нормативных документов, обеспечивающих
реализацию программы:
Законом «Об Образовании РФ» (ФЗ РФ от 29.12.2012 года, № 273);
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
основного
общего образования (приказ МО РФ от 17.12.2010 г., № 1897)
Данная
программа
разработана
в
соответствии
с
требованиями
Федерального
Государственного стандарта.
Внеурочная деятельность осуществляется через учебный план общеобразовательного
учреждения,
а
также
дополнительные
образовательные
программы
общеобразовательного
учреждения (внутришкольная система дополнительного образования).
Сроки реализации программы – 3 года.
Курс реализуется в плане внеурочной деятельности в количестве 34-35 часов (1 час в
неделю).
Цель: Создание условий для полноценного физического развития и укрепления
здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом,
формирование навыков здорового образа жизни, воспитание спортсменов.
Задачи:
1.
Образовательные:
- Познакомить обучающихся с ОФП, освоить технику выполнения упражнений, тактику,
правилами
выполнения
упражнений,
а
также
уметь
организовать
судейство
и
проведение
соревнований;
- Углубить и дополнить ЗУН, получаемые обучающимися на уроках физической культуры;
2.
Развивающие:
-
Укрепить опорно-двигательный аппарат обучающихся;
-
Способствовать разностороннему физическому развитию обучающихся;
-
Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические
качества;
3. Воспитательные:
-
Сформировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные
задачи, воспитывать культуру поведения;
- Привить любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям ОФП, физкультурой
и спортом;
- Пропагандировать здоровый образ жизни.
Сроки реализации программы – 3 года.
Программа рассчитана на детей и подростков
Формы организации обучения:
-
командная, малыми группами, индивидуальная.
Формы проведения занятий:
Тренировочные занятия, беседы, соревнования, тестирования, спортивные конкурсы,
праздники, просмотры соревнований.
Контрольные
тесты
и
упражнения
проводятся
в
течении
всего
учебно-
тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.
Тестирование проводят в начале учебно-тренировочного года – в сентябре – октябре;
затем в его середине – в декабре – январе и – в апреле – мае.
Контрольные тренировки проводятся регулярно в учебных целях как более высокая
ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные тренировки незаменимы при
подготовке к соревнованиям
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Данный курс рассчитан на обучающихся, которые проявляют интерес к физической
культуре, спорту, и при этом обладают физическими способностями, а также не имеют
противопоказаний для активных занятий физической культурой. Для более глубокого
усвоения содержания указанных тем, особое внимание уделяется практическим занятиям,
индивидуальной
и
групповой
работе,
сочетанию
осознанной
познавательной
работы
на
занятиях с домашней работой. Решение тактических задач по общей физической подготовке
необходимо для развития внимания, понимания и оценки целесообразности применяемых
технических действий. Игровые тактические задачи позволяют поддерживать постоянный
интерес к ОФП, умению принимать решения в сложных ситуациях. Обучающиеся получают
практические
навыки,
знакомятся
с
основными
историческими
составляющими,
а
также
теоретическим материалом, не входящим в курс основной школы.
Особо
важным
моментом
в
реализации
данного
курса
является
развитие
у
обучающихся
умений
самостоятельно
работать,
думать,
решать
задачи,
а
также
совершенствовать физические, технические и тактические навыки и т.д.
Основными формами организации учебно-познавательной деятельности обучающихся
являются:
1)
решение технико-тактических задач;
2)
участие в соревнованиях;
3)
знакомство с литературой, связанной с физической культурой и спортом;
4)
индивидуальная работа, работа в группах, в команде;
Методы обучения:
1)
словесный
2)
игровой
3)
частично поисковый, исследовательский,
4)
объяснительно-иллюстративный.
Во внеурочной учебной деятельности базовыми являются следующие технологии,
основанные на: уровневой дифференциации обучения, реализации деятельностного подхода.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
обучающихся, которые проявляются прежде всего в положительном отношении обучающихся к
занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а
также в умении использовать занятия ОФП для удовлетворения индивидуальных интересов и
потребностей,
достижения
личностно
значимых
результатов
в
физическом
совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
владение
знаниями
об
индивидуальных
особенностях
физического
развития
и
физической
подготовленности,
о
соответствии
их
возрастным
и
половым
нормативам
(признакам);
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных
возможностях
организма,
способах
профилактики
заболеваний
средствами
физической
культуры;
владение
знаниями
по
основам
организации
и
проведения
занятий
физической
культурой
оздоровительной
и
тренировочной
направленности,
составлению
содержания
занятий в соответствии с частными задачами по ОФП, индивидуальными особенностями
физического развития и физической подготовленности обучающихся.
В области нравственной культуры:
способность
управлять
своими
эмоциями,
проявлять
культуру
общения
и
взаимодействия
в
процессе
занятий
физической
культурой,
игровой
и
соревновательной
деятельности;
способность
активно
включаться
в
совместные
физкультурно-оздоровительные
и
спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий
физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и
доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
умение планировать режим дня обучающихся, обеспечивать оптимальное сочетание
нагрузки и отдыха;
умение
содержать
в
порядке
спортивный
инвентарь
и
оборудование,
спортивную
одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения
и передвижений;
умение передвигаться красиво легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
владение
умением
осуществлять
поиск
информации
по
вопросам
развития
современных
оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять
полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить
адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой
деятельности.
В области физической культуры:
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег,
прыжки,
лазанья
и
др.)
различными
способами,
в
различных
изменяющихся
внешних
условиях;
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной
функциональной направленности, технических и тактических действий, а также применения
их в игровой и соревновательной деятельности;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении
тестовых упражнений по общей физической подготовке.
Метапредметные результаты в области физической культуры
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий по ОФП,
их планирования и содержательного наполнения;
владение
широким
арсеналом
двигательных
действий
и
физических
упражнений,
активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и
физкультурно-оздоровительной деятельности;
владение
способами
наблюдения
за
показателями
индивидуального
здоровья,
физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в
организации и проведении самостоятельных форм занятий по ОФП.
Освоение курса: учебного курса внеурочной деятельности
10–11 классов
Обучающийся научится:
рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические
этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в
современном обществе;
характеризовать
содержательные
основы
здорового
образа
жизни,
раскрывать
его
взаимосвязь
со
здоровьем,
гармоничным
физическим
развитием
и
физической
подготовленностью,
формированием
качеств
личности
и
профилактикой
вредных
привычек;
раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в
процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками,
излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических
упражнений, развития физических качеств;
разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями,
определять
их
направленность
и
формулировать
задачи,
рационально
планировать
режим дня и учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий,
правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных
условий;
руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время
самостоятельных занятий физическими упражнениями; использовать спортивные игры
и
спортивные
соревнования
для
организации
индивидуального
отдыха
и
досуга,
укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
составлять
комплексы
физических
упражнений
оздоровительной,
тренирующей
и
корригирующей
направленности,
подбирать
индивидуальную
нагрузку
с
учетом
функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности,
планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий
по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
самостоятельно
проводить
занятия
по
обучению
двигательным
действиям,
анализировать
особенности
их
выполнения,
выявлять
ошибки
и
своевременно
устранять их;
тестировать
показатели
физического
развития
и
основных
физических
качеств,
сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в
процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения
организма,
повышению
его
работоспособности
в
процессе
трудовой
и
учебной
деятельности;
выполнять
общеразвивающие
упражнения,
целенаправленно
воздействующие
на
развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и
координации движений);
выполнять основные технические действия в условиях учебной деятельности;
выполнять
тестовые
упражнения
для
оценки
уровня
индивидуального
развития
основных физических качеств.
Обучающийся получит возможность научиться:
характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения,
великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на
укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и
основных систем организма;
вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов
проведения
самостоятельных
занятий
с
физическими
упражнениями
разной
функциональной
направленности,
данные
контроля
динамики
индивидуального
физического развития и физической подготовленности;
осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса
«Готов к труду и обороне»;
получат теоретические сведения о правилах игры, о влиянии физических упражнений
на самочувствие;
ознакомятся с правилами техники безопасности и пожарной безопасности;
улучшат общую физическую подготовку;
освоят упражнения СФП;
ознакомятся с азами технико-тактической подготовки;
обучатся игровой ориентации в спортивных играх;
улучшат общее внимание, дисциплину, почувствуют интерес к регулярным занятиям
спортом, приобщатся к здоровому образу жизни;
Содержание учебного курса внеурочной деятельности для 10–11 классов:
1. Общие основы общей физической подготовки
-
Исторический аспект. Основные понятия, правила.
-
Основы анатомического и физиологического строения организма человека.
-
Влияние физической нагрузки на организм спортсмена.
-
Обоснованность разминки перед началом занятий и после них.
-
Правила техники безопасности.
-
Правила пожарной безопасности и поведения на спортивной площадке.
-
Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.
-
Основная терминология.
-
Подведение итогов года.
-
Методика тренировки.
-
Техническая подготовка.
-
Психологическая подготовка.
2. Общая физическая подготовка
- Строевые упражнения
- Упражнения для мышц рук
- Упражнения для мышц ног
- Упражнения для шеи и туловища
- Упражнения для всех групп мышц
- Подвижные игры
- Упражнения для развития быстроты
- Упражнения для развития координационных способностей
-Упражнения для развития гибкости
- Упражнения для развития прыгучести.
3. Специальная физическая подготовка
- Упражнения для развития быстроты: ускорения, рывки на отрезках от 3 до 60 м. (из
различных исходных положений) лицом, левым и правым боком, спиной вперед.
- Бег с максимальной частотой на месте и в движении.
-Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперед, челноком, с
поворотом).
-Упражнения для развития специальной прыгучести: многократные прыжки с ноги на
ногу, выпрыгивания вверх с доставанием ориентира, прыжки на одной ноге и толчком двух
ног (вперед, вверх, в стороны).
- Прыжки с подтягиванием бедра толчковой ноги.
- Упражнения для развития скорости реакции по зрительным и звуковым сигналам.
- Упражнения для развития чувства мяча. Жонглирование одним, двумя мячами.
-
Подбрасывания и ловля на месте, в движении, бегом.
- Метание различных мячей в цель.
- Эстафеты с разными мячами. Имитация.
4. Техническая подготовка
- Передвижение в стойке.
- Техника остановок прыжком и двумя шагами.
- Прыжки толчком двух ног и одной ноги.
- Повороты вперед и назад.
- Работа на месте, в движении, в прыжке, при встречном и параллельном движении.
- Работа на различных тренажерах, с инвентарём.
- Подстраховка.
5. Тактическая подготовка
6. Игровая подготовка
-
Основные приемы техники игры и тактическим действиям в игровой обстановке
подвижных игр.
-
Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами
соревнований по ОФП.
7. Контрольные и календарные игры
- Итоговые контрольные тренировки.
- Соревнования (внутри лицейские, городские, среди ГУ).
Учебно-тематический план для 10–11 классов по ОФП (функциональная тренировка)
№
п/п
Тема
10–11
теория
практика
всего
1
Общие основы ОФП (легкой
атлетике)
ПП и ТБ. Правила
10–11
1
10–11
10–11
1
2
Общефизическая подготовка
В процессе
21
21
3
Специальная подготовка
В процессе
2
2
4
Техническая подготовка
В процессе
В процессе
В процессе
5
Тактическая подготовка
В процессе
В процессе
В процессе
6
Игровая подготовка
В процессе
4
4
7
Контрольные и
календарные игры
В процессе
8
8
Общее количество
часов в год
В процессе
35
35
Методическое обеспечение образовательной программы
№
Тема
программы
Форма орган
изации и прове
дения занятия
Методы и приёмы организации
учебно-воспитательного
процесса
Дидактический материал,
техническое оснащение
занятий
Вид и форма
контроля, форма
предъявления
результата
Графа
учёта
1
Общие основы
ОФП (легкой
атлетике,
функциональной
тренировке,
оздоровительной
ФК). ПП и ТБ.
Правила
и методика
судейства
Групповая,
индивидуальная,
подгрупповая,
фронтальная
Словесный, объяснение, рассказ,
беседа практические задания,
объяснение нового материала.
Конспекты занятий для педагога.
Специальная литература,
справочные материалы,
картинки, плакаты. Правила
судейства.
Вводный,
положение о
соревнованиях по
ОФП (легкой
атлетике,
функциональной
тренировке,
оздоровительной
ФК).
2
Общефизическая
подготовка
Индивидуальная,
групповая,
подгрупповая,
поточная,
фронтальная
Словесный,
наглядный показ,
упражнения в парах, тренировки
Таблицы, схемы, карточки,
мячи на каждого обучающего
Тестирование,
карточки судьи,
протоколы
3
Специальная
подготовка
Индивидуальная,
групповая,
подгрупповая,
фронтальная,
коллективно-
групповая, в парах
Словесный, объяснение нового
материала, рассказ, практические
занятия, упражнения в парах,
тренировки, наглядный показ
педагогом.
Литература, схемы,
справочные материалы,
карточки, плакаты, инвентарь
на каждого обучающего
Тестирование,
промежуточный
тест.
4
Техническая
подготовка
Индивидуальная,
индивидуально –
фронтальный,
групповая,
подгрупповая,
Словесный, объяснение, беседа,
практические занятия,
упражнения в парах, тренировки,
наглядный показ педагогом.
Учебная игра.
Дидактические карточки,
плакаты, мячи на каждого
обучающего
Тестирование,
промежуточный
тест,
соревнования
коллективно-
групповая, в парах
5
Игровая
подготовка
групповая,
подгрупповая,
коллективно-
групповая
практические занятия,
упражнения в парах, тренировки,
Учебная игра.
Дидактические карточки,
плакаты, мячи на каждого
обучающего, видеозаписи
Промежуточный
отбор
V. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности для 10 – 11 класса
ОФП (функциональная тренировка)
№
Тема
Планируемые результаты
(личностные, метапредметные,
предметные)
Кол-
во
часов
1
Инструктаж по ТБ, одежда,
подбор инвентаря. Правила
проведения соревнований
по ОФП.
Беседа о ТБ. Ознакомление с
инвентарем: тренажеры, утяжелители,
эспандеры, гантели, грифы, и прочий
вспомогательный инвентарь
Правильный подбор спортивного
инвентаря.
1
2
История развития
атлетизма.
Общеразвивающие
упражнения на основные
группы мышц.
Обучение основным правилам
построения и проведения
тренировочного процесса.
1
3
Основы знаний физической
культуры.
Общеразвивающие
упражнения на основные
группы мышц.
Основные виды инвентаря.
Применение в зависимости от задач
занятия.
1
4.
Здоровый образ жизни.
Общеразвивающие
упражнения на основные
группы мышц.
Развитие умения выполнения
комбинированной работы с разным
инвентарем.
1
5.
Развитие выносливости,
гибкости, координации.
Ходьба в чередовании с
бегом по пересечённой
местности, ОРУ в
кругу, СФП с
использованием скамей,
подтягивание
лесенкой.
Бег, передвижения с изменением
направления,
повороты. Индивидуальная работа
над ОФП.
1
6.
Развитие выносливости,
кросс, ОРУ с
дополнительным
инвентарем.
Индивидуальная работа над СФП.
1
7.
Изучение техники
подтягиваний на высокой и
низкой перекладине,
сгибания и разгибания рук
в упоре лежа, поднимание
туловища на пресс на
различных тренажерах
Бег, передвижения с изменением
направления,
повороты. Индивидуальная работа
над ОФП.
1
8.
Длительный бег по
пересечённой местности,
развитие координации,
ОФП с собственным весом.
Выполнение длительной работы на
выносливость.
1
9.
ОРУ в парах, резиновый
амортизатор, развитие
скоростно-силовых
качеств.
Имитация различных стилей силовой
работы.
1
10
Силовая подготовка.
Подтягивание на
перекладине различными
способами, жимы штанги;
лёжа, сидя, стоя. Футбол.
Делать правильный подбор
упражнений по своему типу
телосложения.
1
11.
Гигиена, закаливание,
режим тренировочных
занятий и отдыха. Питание,
самоконтроль . Оказание
первой помощи при
травмах.
Основы первой помощи
1
12 -
13.
Развитие специальной
выносливости, скоростно-
силовой подготовки
(резиновый амортизатор,
полоса препятствий).
Развитие выносливости,
гибкости, координации.
Ходьба в чередовании с
бегом по пересечённой
местности, ОРУ в
кругу, СФП с
использованием скамей,
подтягивание лесенкой.
Бег, передвижения с изменением
направления,
повороты. Индивидуальная работа
над ОФП, СФП
2
14.
Развитие выносливости,
гибкости, координации.
Ходьба в чередовании с
бегом по пересечённой
местности, ОРУ в
кругу, СФП с
использованием скамей,
подтягивание
лесенкой.
Индивидуальная отработка главных
технических элементов.
1
15 -
16.
Изучение техники упр.:
становая тяга, жим штанги
лежа на грудь, тяга штанги
на широчайшую мышцу.
ОФП с собственным весом.
Игры.
Развитие скоростной
выносливости. Бег 1200 с
ускорением.
Закрепление выполнения технических
приемов.
2
17.
Тестирование.
Тестирование технических умений.
1
18.
Упр. на развитие силы
мышц рук.
Делать правильный подбор
упражнений по своему типу
телосложения.
1
19 -
21.
Методика самостоятельных
занятий. Упр. на развитие
силы мышц плечевого
пояса, трапециевидной
мышцы.
Выполнение технико-тактических
приемов в зависимости от ситуаций.
3
22 -
26
Развитие общей
выносливости.
Упр. на развитие силы
мышц груди и пресса.
Делать правильный подбор
упражнений по своему типу
телосложения.
5
Развитие общей
выносливости.
Упр. на развитие силы
мышц спины.
Упр. на развитие силы
мышц ног.
27-
28
Упражнения на развитие
выносливости.
Упражнения на развитие
силовой выносливости.
Упражнения на работу ног и рук:
перемещение в различных
направлениях, упражнения на частоту
движений ног и рук.
2
29-
30
Технико-тактическая
подготовка: отработка
стартового ускорения,
финишного рывка,
передача эстафеты.
Развитие специальной
выносливости. ОРУ с
гимнастической скамейкой,
ОФП с партнером.
Делать правильный выбор техники и
тактики в различных ситуациях.
2
31
Упражнения на развитие
скорости.
Обучение простейшему владению
техникой.
1
32.
Итоговое тестирование.
Тестирование физических качеств.
1
33.
Упражнения на развитие
скоростной выносливости.
Делать правильный выбор
имитационных упражнений для
корректировки техники.
1
34–
35.
Соревнования.
Участие в соревнованиях различного
уровня.
2
Список
.
литературы
1.
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная
деятельность
школьников
[Текст]:
Методический
конструктор.
Москва:
«Просвещение», 2010. – 321с.
2.
Красикова И.С, Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений
осанки. 2-е изд. – СПб.: КОРОНА принт., 2009. – 176 с.: ил.
3.
Хрипкова О.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для
студентов пед. ин-тов. /А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А.Фарбер. – М.: Просвещение,
1990. – 319 с.
4.
Науль Р. (Naul R.)
Концепции
физического
воспитания
в
Европе /
под.
ред. К. Хардман // Физическое воспитание: деконструкция и реконструкция — вопросы
и решения. — Нюрндорф: Хофман, 2001. — С. 35–52 (на англ. яз.).
5.
Евсеев, Ю.И. Физическая культура: Учебное пособие / Ю.И. Евсеев. - Рн/Д:
Феникс, 2012. - 444 c
6.
Каинов,
А.Н.
Физическая
культура
1-11классы:
комплексная
программа
физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича. / А.Н. Каинов, Г.И.
Курьерова. - М.: Советский спорт, 2013. - 171 c.
7. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник / Под ред. В.Я.
Кикотя, И.С. Барчукова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 431 c.