Напоминание

" Основы безопасности"


Авторы: Соколова Ольга Евгеньевна, Ольга Евгеньевна Соколова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Золушка"
Населённый пункт: ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, НОЯБРЬСК
Наименование материала: Проект в средней группе
Тема: " Основы безопасности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект в средней группе « Основы безопасности»

Актуальность

Вопрос

о

формировании

основ

безопасности

жизнедеятельности

является

актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально

адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не

только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного

поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному

выполнению

этой

важной

жизненной

функции

благоприятствуют

характерные

способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность,

наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.

Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения

транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за руку взрослого?

Не преждевременна ли работа по знакомству детей с правилами обращения с

пожароопасными предметами? Может

не стоит забивать голову детям правилами

поведениями при контактах с незнакомыми людьми? Ведь пока еще они не ходят

самостоятельно по улице, не остаются одни дома и всегда находятся под вашим

наблюдением?

Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения

– процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручкой с мамой, а завтра он

станет самостоятельным.

Итак, работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице, на

природе и дома – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты,

недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической.

И еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических знаний, они

должны применять их на практике, опираясь на примеры взрослого.

И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то их

практическое проявление целиком ложится на плечи родителей.

Продолжительность проекта: Долгосрочный проект сентябрь – декабрь 2024 г.

Тип проекта: познавательно-творческий, практико-ориентированный

Участники проекта: воспитатели, дети среднего дошкольного возраста с 4 до 5

лет, родители.

Цель проекта: Формирование у детей навыков безопасного поведения, умения

адекватно действовать в неординарных ситуациях.

Задачи проекта:

Для детей:

1. Формировать навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на

улице, в общественных местах, в природе;

2. Закреплять правила дорожного движения и практические навыки поведения в

условиях игрового пространства;

3. Познакомить с правилами поведения при пожаре и средствами пожаротушения;

4. Содействовать осознанию каждым ребёнком безопасной жизнедеятельности;

5. Развивать умение наблюдать за поведением людей, их умением вести себя в

различных ситуациях, проявлять сочувствие, помощь;

6. Обучать детей применять свои знания в конкретных ситуациях;

7. Развивать такие интегративные качества личности, как любознательность, активность,

способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе

первичных, ценностных представлений о собственной безопасности;

Для педагогов:

1. Создать информационную базу: ознакомление с методическими разработками по

данной теме.

2. Создать условия: для благополучного и комфортного состояния детей при

реализации данного проекта.

Для родителей:

1.Повышать активность родителей воспитанников и других членов семей в участии

в различных формах партнерства с ДОУ

2.Активизировать родителей к совместной деятельности.

3.Расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного

поведения.

Продукты проекта

1. Участия творческих конкурсах, викторинах и олимпиадах по ОБЖ

2.Организация выставки творческих работ «Безопасность глазами детей».

3. Совместно с родителями создание книги «Правила безопасности»

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей:

1.У детей сформированы навыки безопасного поведения в различных ситуациях

дома, на улице, в общественных местах, в природе;

2. Имеются устойчивые знания о правилах дорожного движения и практические

навыки поведения в условиях игрового пространства.

3. Дети имеют представления о средствах и способах пожаротушения.

4. Каждый ребёнок осознанно стремится к безопасной жизнедеятельности.

5. Способны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе

первичных, ценностных представлений о собственной безопасности.

Для воспитателя:

1.Улучшение работы по взаимодействию с родителями.

Для родителей:

1.Активное участие родителей в жизни детского сада.

2.Положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами.

3.Родители утверждаются в необходимости знакомства детей с правилами

безопасного поведения

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Подбор

материала

педагогом

для

реализации

проекта.

Беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству.

Разработка

материала

беседы

(фото,

сюжетные

картинки,

серия

вопросов).

Подбор литературы: познавательной, публицистической, художественной для взрослых и

детей.

2.ОСНОВНОЙ ЭТАП

Перспективное планирование по ОБЖ в средней группе.

Тема недели.

Цель.

Ребенок на улице.

Тема № 1.

Безопасность на дороге

Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, ПДД,

рассказать о светофоре

Рассматривание иллюстраций «На улице города».

Дидактические игры и упражнения: «Собери картинку», «Можно – нельзя»

Конструирование: «Наша улица»

Чтение: С. Михалков «Моя улица»;

Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Автобус»

Подвижные

игры: «Воробушки

и

автомобиль», «Цветные

автомобили»,

«

Светофор», «Автомобиль и светофор»

Тема № 2

Я потерялся на улице

Дать детям знания, как вести себя в ситуации, если они потерялись или

заблудились, к кому можно и нужно обратиться в этом случае. Помочь детям осознать

важность знания своего домашнего адреса и телефона

Беседа «Если ты потерялся на улице»

Безопасность возле дома: колодцы, ямы, доски с гвоздями, игры на стройке,

опасность высоты, крыши, лестничные пролеты и др.

Обыгрывание проблемной ситуации

Тема № 3.

Ребенок и общественный транспорт

Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском

транспорте, на дороге рядом с транспортом, развивать внимание, усидчивость, терпение

Беседа «В транспорте»

Рассматривание иллюстраций

Подвижные игры: «Веселый трамвайчик»

Дидактическая игра «Мы - пассажиры»

Цели: Уточнить знания детей о том, что все мы бываем пассажирами; закрепить правила

посадки в транспорт и высадки из него.

Тема № 4

Наш помощник – светофор. Самокат и велосипед на улице

Расширять знания детей о светофоре. Закреплять знания о значении его сигналов

(на красный свет пешеходы и автомобили стоят, на желтый — готовятся к движению, на

зеленый — двигаются). Закреплять знания детей о ПДД: переходить улицу только со

взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора.

Беседа:«Как переходить улицу по светофору»

Дидактические игры и упражнения: «Сломанный светофор», «Можно – нельзя»

Чтение: С. Михалков «Светофор»;

М. Дружинина «Наш друг светофор».

С/р игра: «Улица»

Игровая ситуация: «Улица»

Подвижные игры:«Светофор», «Стоп!»

Аппликация «Светофор»

Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть на улице при

катании детей на велосипеде (самокате, роликовых коньках, научить детей правилам

поведения в таких ситуациях)

Беседа «Я катаюсь на самокате (велосипеде)»

Обсуждение проблемной ситуации

Рассматривание иллюстраций

Настольные игры

Беседа

Опасное вокруг нас.

Тема№1.

Ребёнок и лес. Правила поведения в лесу. Съедобные и ядовитые грибы

Познакомить детей с элементарными правилами поведения в лесу, учить находить

выход из сложных ситуаций

Чтение русской народной сказки «Маша и медведь»

Съедобные и ядовитые грибы

Научить детей различать грибы (съедобные и несъедобные по внешнему виду,

уточнить их названия.

Настольные игры

Словарная игра «Съедобное - несъедобное»

Беседа: «Съедобные и несъедобные грибы»

Дидактическая игра: «Источники опасности в лесу»

Беседа: «Машенька заблудилась»

Будем беречь природу!

Воспитывать у детей природоохранное поведение; развивать представления о том,

какие действия вредят природе (костер, а какие способствуют её восстановлению

Дидактические экологические игры

Беседа «Будем беречь и охранять природу»

Тема№2

Осторожно, злая собака!

Объяснить детям, что контакты с животными могут быть опасны. Развивать

способность

описывать,

устанавливать

простейшие

причинно-следственные

связи.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным.

Беседа: «Животные – это не игрушка»

Обыгрывание игровых ситуаций

Тема№3

Бытовые опасности и Опасные предметы

Познакомить детей с тем, как может быть опасно самим открывать окна и

выглядывать из них, выходить одним на балкон.

Беседа

Дидактические игры: «Можно – нельзя

Познакомить детей с опасными предметами и правилами обращения с ними.

Беседа:«Колючие опасности», «Правила безопасности при работе с ножницами»

Рассматривание предметов: ножницы, иголки, кнопки и пр.

Опытно-исследовательская деятельность:

что

можно

делать

с

опасными

предметами.

Дидактические игры: «Можно – нельзя», «Отбери опасные предметы

Тема№4

Не играй с огнем!

Помочь детям хорошо запомнить основные группы пожароопасных предметов,

которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Дать детям элементарные знания о

необходимости безопасного обращения с огнём.

Познавательное занятие «Огонь добрый, огонь злой»

Беседа «Спички детям не игрушка»

Один дома. Незнакомцы.

Тема№1

«Звонят! Откройте дверь!»

Дать знания о том, как вести себя, если в дверь позвонил незнакомый человек и как

вести себя, если ребёнок подошёл к своей квартире, а дверь приоткрыта или сломан замок.

Беседа,

чтении

художественных

произведений

(например,

русская

народная

сказка «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др. по выбору воспитателя)

Тема№2

Чужая машина

Дать детям знания о том, что нельзя садиться в чужую машину и вступать в

разговор с водителем, даже, если это женщина — ласковая и приветливая.

Познавательная беседа «Меня позвал дядя из машины»

«Знакомые и незнакомые люди»

Тема№3

Не разговаривай с незнакомцами!

Дать детям знания о том, что нельзя вступать в разговоры с незнакомцами, идти с

ними; и, что бы они не предлагали, отвечать: «нет» и сразу уходить туда, где много

людей, при необходимости кричать и звать на помощь

Беседы: «Знакомые и незнакомые люди», «Опасность непослушания»

Занятие – игра

Беседа «У меня зазвонил телефон…»

Сюжетные игры

Взаимодействие с родителями

1.Оформление папок – передвижек, памяток.

- Памятка для родителей: «Причины детского дорожного – травматизма».

- Консультация для родителей по правилам дорожного движении, антитеррору.

- Памятка для родителей водителей «Правила перевозки детей в автомобиле».

2.Заключительная диагностическая беседа.

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

В ходе подготовки и реализации социального проекта по безопасности «Страна

безопасности» в группе среднего дошкольного возраста с 4 до 5 лет у детей

сформировались навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в

общественных местах, в природе; отмечаются устойчивые знания о правилах дорожного

движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства; дети

имеют представления о средствах и способах пожаротушения; каждый ребёнок стремится

к безопасной жизнедеятельности; умеют и стремятся управлять своим поведением и

планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о

собственной безопасности.

На

протяжении

всего

проекта

были

выполнены

творческие

работы

с

изображениями правил поведения на воде, в лесу, на дороге, с огнем и т.д.. Дети так

же приняли участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах викторинах:

Продукт данного проекта – выставка творческих работ «Безопасность глазами

детей» и книга « Правила безопасности»

Обучающий комплекс мультфильмов.

Для родителей были оформлены папки– передвижки, памятки, консультации по

безопасности: папка-передвижка «Скользко! Как устоять в гололед?», памятка для

родителей: «Причины детского дорожного – травматизма», консультация для родителей

по правилам дорожного движении, антитеррору, памятка для родителей водителей

«Правила перевозки детей в автомобиле». « Как рассказать детям о правилах

«Просвещение родителей дало большой плюс в социальном воспитании детей группы.

Данный проект позволил сделать процесс приобщения детей к правилам

безопасности более интересным, доступным, значимым.

Познавательное развитие

1. Беседа: «Правила дорожного движения достойны уважения»

Цель: выяснить, что дети знают о том, где и как следует переходить улицу;

уточнить их представления о правилах уличного движения, убедить в необходимости

соблюдать их.

2. Беседа: «В мире опасных предметов»

Цели: продолжать ознакомление детей с электричеством, электроприборами;

закреплять правила осторожного обращения с электричеством, предостерегать от

несчастных случаев

3. Беседа «Осторожно сосульки!».

Цель: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для здоровья человека,

учить

беречься

от

сосулек,

уметь

предвидеть

опасность.

4.

Рассматривание

иллюстраций

«Правила

маленького

пешехода»

Цель: закрепить знания о правилах пешехода, познакомить с новыми правилами.

5. Викторина «Знаете ли вы правила пожарной безопасности?».

Цель: уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, учить слышать и

отвечать на вопрос воспитателя.

6. Беседа «Внешность человека может быть обманчива»

Цель: объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда

означает его добрые намерения.

7.

Викторина

«Осторожно,

огонь!».

Цель: закрепить знания о предметах, которыми пользоваться детям категорически

запрещено, продолжать учить поведению в экстремальных ситуациях.

Речевое развитие

1. Практическое занятие «Не откроем волку дверь»

Цель: рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с

чужими

людьми,

научить

их

правильно

себя

вести

в

таких

случаях.

2.

Моделирование

ситуации

«Один

дома».

Цель:

прививать

чувство

собственной

безопасности

находясь

дома.

3. Чтение стихотворения В. Алексеева «Три друга – пешехода в любое время года».

Цель: закреплять умение отвечать на вопросы в ходе обсуждения произведения. («Основы

безопасности поведения дошкольников», О.В. Чермашенцева).

4. Загадки «Об опасных предметах в доме», «Бытовые приборы», «Дорога»,

«Пожарные загадки».

Цели: уточнение и закрепление у детей представлений об опасных предметах в

доме, бытовых предметах, о помощниках на дороге, о пожароопасных предметах ;

развивать логическое мышление, внимание, память.

5. Поучительная сказка «Как у наших у ворот очень важный знак живёт».

Цели: закреплять правила дорожного движения; учить применять свои знания на

практике; пропаганда правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста.

6. Чтение

сказки Т. Александровой «Трехцветик», чтение стихотворения С.

Михалкова «Шагая осторожно»

Задачи: познакомить детей с произведениями различных авторов, с помощью

художественного слова показать ответственность за правильное поведение людей на

дороге; учить выделять из текста главный смысл, воспитывать чувство безопасности.

7.

Чтение

художественной

литературы

«Пир

мышей».

Цель: учить на примере литературных героев понимать, что бытовые приборы могут быть

опасны и без взрослых ими пользоваться нельзя

8. Ситуация «Что делать если…».

Цель: закрепить умение вызвать пожарную машину по телефону (предложить

детям набрать номер телефона пожарной части, сообщить о пожаре, назвать свой адрес)

9. Стихи о безопасности для детей - автор Ирина Гурина.

Социально-коммуникативное развитие

1. Сюжетно-ролевые игры

«Пешеходы»

Информационная часть. Рассказать детям: об обязанностях пешеходов; о том, где

разрешается ходить; о правилах перехода в установленных местах; о том, что запрещается

пешеходам; о классификации дорожных знаков (предупреждающие, запрещающие,

информационно-указательные и др.)

Атрибуты:

Набор

дорожных

знаков,

пешеходных

дорожек;

накидки,

обозначающие различные виды транспорта; иллюстрации по дорожным знакам

Создание проблемной ситуации: Дети отправились на экскурсию по городу

Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения.

Что случится, если не будет дорожных знаков

Задача детей: вспомнить значение дорожных знаков

«Службы спасения»

Информационная часть. Рассказать детям о дорожно-транспортных происшествиях

и их причинах: движение и переход дороги в неустановленных местах; погодные условия;

неожиданный выход пешеходов на проезжую часть; переход на запрещающий знак

светофора; игры в неустановленных местах. Познакомить, со специальным транспортом и

его отличительными признаками (проблесковые маячки синего, красного или оранжевого

цвета, специальные звуковые сигналы)

Атрибуты: набор дорожных знаков, пешеходных дорожек; накидки, обозначающие

различные виды обычного и специального транспорта; иллюстрации специального

транспорта.

Создание проблемной ситуации: На вызов едет пожарная машина

Задача детей: организовать движение других транспортных

«Мы — пожарные»

Задачи: закрепление знаний и умений о труде пожарных, на основе которых ребята

смогут развить сюжетную, творческую игру; развитие интереса к игре; формирование

положительных взаимоотношений между детьми; воспитание у детей уважения к труду

пожарных, к людям разных профессий и желание оказывать помощь другим.

«Автобус»

Цель. Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе

которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Знакомство с правилами

поведения в автобусе. Развитие интереса в игре. Формирование положительных

взаимоотношений между деть ми. Воспитание у детей уважения к труду водителя и

кондуктора.

Игровой материал. Стулья, игрушечный автобус, руль, фуражка, палка милиционера-

регулировщика, куклы, деньги, билеты, кошельки, сумка для кондуктора.

Игровые роли. Водитель, кондуктор, контролер, милиционер-регулировщик, пассажиры.

Ход игры. Дети распределяют роли. Конструируют автобус.

Так, надо сделать автобусную остановку, где автобус будет замедлять ход, и

останавливаться, после чего снова отправляться в путь. Маленьких куколок можно сажать

на остановке в автобус и везти до следующей остановки в другом конце комнаты. Дети

заходят в автобус, покупают билеты, едут, выходят на остановке, уступают место

пассажирам с детьми и т. Д.

2.

Игровой

тренинг

«Эвакуация

при

пожаре».

Цель: закрепить знания эвакуации при пожаре. Учить внимательно слушать указания

педагога и исполнять их.

Игровой тренинг « Непрошенные гости»

Цель: закрепить знания о правилах поведения при появлении « непрошенных

гостей», соблюдать спокойствие и выполнять команды воспитателя.

3. Дидактические игры

«Знакомый, свой, чужой»

Цель: Развивать у детей способность различать людей по определённым

признакам. Воспитывать быстроту реакции на словесный сигнал.

«Чем пожар я потушу»

Цель: пояснить, что для тушения пожара подходят не все предметы и способы. Учить

называть детей называть средства пожаротушения: огнетушитель, песок, вода и т.д.

«Вопросы и ответы»

Цель: закрепить знания о ПДД, дорожных знаках, поведения на улице; развивать

мышление, память, сообразительность, речь.

«Дорожная азбука»

Цель: Закреплять знание дорожных знаков, умение правильно ориентироваться в них,

классифицировать по видам: запрещающие, предписывающие, предупреждающие,

информационно-указательные.

5. Обучающий комплекс мультфильмов «Уроки осторожности» с тетушкой Совой и

домовенком Непослухой.

Эта развлекательно-обучающая программа с мультфильмами в простой и

доступной форме с помощью сказочных персонажей легко и быстро расскажет и покажет

детям об основах безопасности жизни и поможет избежать многих опасных ситуаций!

Художественно – эстетическое развитие

1.Выполнение творческих работ на Международный творческий конкурс «Страна

безопасности»

Цель: создания условий для развития творческих способностей детей и воспитания

любви к искусству.

2.Раскрашивание раскрасок «Специальные машины».

3.Аппликация «Светофор»

4.Пение и слушание песен

- «Уроки о дороге» - подборка песен по Правилам дорожного движения.

- «Отважный пожарный»

5. Прослушивание аудиоэнциклопедии Дяди Кузи и Чевостика «Как себя вести»

Веселый и увлекательный спектакль расскажет маленьким слушателям о том, как

воспитанно и правильно вести себя в разных местах и ситуациях.

Физическое развитие

1. Подвижная игра: «Цветные автомобили» (бег в разных направлениях)

Цель: познакомить с новой игрой, закрепить умение различать цвета и действовать

по сигналу воспитателя.

2. Подвижные игры: «С кочки на кочку», «Затуши пожар», «Кто быстрее подаст

сигнал», «Построй укрытие». Спортивные игры «Стоп», «Юные спасатели», «Светофор».

Игровые упражнения «Потуши огонь», «Незнакомец», «Попади в цель».

Цель: совершенствовать ловкость и точность движений, улучшать внимание,

память; научиться усидчивости, терпению.

3. Психогимнастика: «Водители и пешеходы».



В раздел образования