Авторы: Соколова Ольга Евгеньевна, Ольга Евгеньевна Соколова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Золушка"
Населённый пункт: ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, НОЯБРЬСК
Наименование материала: Проект в средней группе
Тема: " Основы безопасности"
Раздел: дошкольное образование
Проект в средней группе « Основы безопасности»
Актуальность
Вопрос
о
формировании
основ
безопасности
жизнедеятельности
является
актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально
адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не
только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного
поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному
выполнению
этой
важной
жизненной
функции
благоприятствуют
характерные
способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность,
наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.
Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения
транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за руку взрослого?
Не преждевременна ли работа по знакомству детей с правилами обращения с
пожароопасными предметами? Может
не стоит забивать голову детям правилами
поведениями при контактах с незнакомыми людьми? Ведь пока еще они не ходят
самостоятельно по улице, не остаются одни дома и всегда находятся под вашим
наблюдением?
Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения
– процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручкой с мамой, а завтра он
станет самостоятельным.
Итак, работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице, на
природе и дома – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты,
недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической.
И еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических знаний, они
должны применять их на практике, опираясь на примеры взрослого.
И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то их
практическое проявление целиком ложится на плечи родителей.
Продолжительность проекта: Долгосрочный проект сентябрь – декабрь 2024 г.
Тип проекта: познавательно-творческий, практико-ориентированный
Участники проекта: воспитатели, дети среднего дошкольного возраста с 4 до 5
лет, родители.
Цель проекта: Формирование у детей навыков безопасного поведения, умения
адекватно действовать в неординарных ситуациях.
Задачи проекта:
Для детей:
1. Формировать навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на
улице, в общественных местах, в природе;
2. Закреплять правила дорожного движения и практические навыки поведения в
условиях игрового пространства;
3. Познакомить с правилами поведения при пожаре и средствами пожаротушения;
4. Содействовать осознанию каждым ребёнком безопасной жизнедеятельности;
5. Развивать умение наблюдать за поведением людей, их умением вести себя в
различных ситуациях, проявлять сочувствие, помощь;
6. Обучать детей применять свои знания в конкретных ситуациях;
7. Развивать такие интегративные качества личности, как любознательность, активность,
способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе
первичных, ценностных представлений о собственной безопасности;
Для педагогов:
1. Создать информационную базу: ознакомление с методическими разработками по
данной теме.
2. Создать условия: для благополучного и комфортного состояния детей при
реализации данного проекта.
Для родителей:
1.Повышать активность родителей воспитанников и других членов семей в участии
в различных формах партнерства с ДОУ
2.Активизировать родителей к совместной деятельности.
3.Расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного
поведения.
Продукты проекта
1. Участия творческих конкурсах, викторинах и олимпиадах по ОБЖ
2.Организация выставки творческих работ «Безопасность глазами детей».
3. Совместно с родителями создание книги «Правила безопасности»
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей:
1.У детей сформированы навыки безопасного поведения в различных ситуациях
дома, на улице, в общественных местах, в природе;
2. Имеются устойчивые знания о правилах дорожного движения и практические
навыки поведения в условиях игрового пространства.
3. Дети имеют представления о средствах и способах пожаротушения.
4. Каждый ребёнок осознанно стремится к безопасной жизнедеятельности.
5. Способны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе
первичных, ценностных представлений о собственной безопасности.
Для воспитателя:
1.Улучшение работы по взаимодействию с родителями.
Для родителей:
1.Активное участие родителей в жизни детского сада.
2.Положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами.
3.Родители утверждаются в необходимости знакомства детей с правилами
безопасного поведения
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Подбор
материала
педагогом
для
реализации
проекта.
Беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству.
Разработка
материала
беседы
(фото,
сюжетные
картинки,
серия
вопросов).
Подбор литературы: познавательной, публицистической, художественной для взрослых и
детей.
2.ОСНОВНОЙ ЭТАП
Перспективное планирование по ОБЖ в средней группе.
Тема недели.
Цель.
Ребенок на улице.
Тема № 1.
Безопасность на дороге
Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, ПДД,
рассказать о светофоре
Рассматривание иллюстраций «На улице города».
Дидактические игры и упражнения: «Собери картинку», «Можно – нельзя»
Конструирование: «Наша улица»
Чтение: С. Михалков «Моя улица»;
Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»
Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Автобус»
Подвижные
игры: «Воробушки
и
автомобиль», «Цветные
автомобили»,
«
Светофор», «Автомобиль и светофор»
Тема № 2
Я потерялся на улице
Дать детям знания, как вести себя в ситуации, если они потерялись или
заблудились, к кому можно и нужно обратиться в этом случае. Помочь детям осознать
важность знания своего домашнего адреса и телефона
Беседа «Если ты потерялся на улице»
Безопасность возле дома: колодцы, ямы, доски с гвоздями, игры на стройке,
опасность высоты, крыши, лестничные пролеты и др.
Обыгрывание проблемной ситуации
Тема № 3.
Ребенок и общественный транспорт
Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском
транспорте, на дороге рядом с транспортом, развивать внимание, усидчивость, терпение
Беседа «В транспорте»
Рассматривание иллюстраций
Подвижные игры: «Веселый трамвайчик»
Дидактическая игра «Мы - пассажиры»
Цели: Уточнить знания детей о том, что все мы бываем пассажирами; закрепить правила
посадки в транспорт и высадки из него.
Тема № 4
Наш помощник – светофор. Самокат и велосипед на улице
Расширять знания детей о светофоре. Закреплять знания о значении его сигналов
(на красный свет пешеходы и автомобили стоят, на желтый — готовятся к движению, на
зеленый — двигаются). Закреплять знания детей о ПДД: переходить улицу только со
взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора.
Беседа:«Как переходить улицу по светофору»
Дидактические игры и упражнения: «Сломанный светофор», «Можно – нельзя»
Чтение: С. Михалков «Светофор»;
М. Дружинина «Наш друг светофор».
С/р игра: «Улица»
Игровая ситуация: «Улица»
Подвижные игры:«Светофор», «Стоп!»
Аппликация «Светофор»
Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть на улице при
катании детей на велосипеде (самокате, роликовых коньках, научить детей правилам
поведения в таких ситуациях)
Беседа «Я катаюсь на самокате (велосипеде)»
Обсуждение проблемной ситуации
Рассматривание иллюстраций
Настольные игры
Беседа
Опасное вокруг нас.
Тема№1.
Ребёнок и лес. Правила поведения в лесу. Съедобные и ядовитые грибы
Познакомить детей с элементарными правилами поведения в лесу, учить находить
выход из сложных ситуаций
Чтение русской народной сказки «Маша и медведь»
Съедобные и ядовитые грибы
Научить детей различать грибы (съедобные и несъедобные по внешнему виду,
уточнить их названия.
Настольные игры
Словарная игра «Съедобное - несъедобное»
Беседа: «Съедобные и несъедобные грибы»
Дидактическая игра: «Источники опасности в лесу»
Беседа: «Машенька заблудилась»
Будем беречь природу!
Воспитывать у детей природоохранное поведение; развивать представления о том,
какие действия вредят природе (костер, а какие способствуют её восстановлению
Дидактические экологические игры
Беседа «Будем беречь и охранять природу»
Тема№2
Осторожно, злая собака!
Объяснить детям, что контакты с животными могут быть опасны. Развивать
способность
описывать,
устанавливать
простейшие
причинно-следственные
связи.
Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным.
Беседа: «Животные – это не игрушка»
Обыгрывание игровых ситуаций
Тема№3
Бытовые опасности и Опасные предметы
Познакомить детей с тем, как может быть опасно самим открывать окна и
выглядывать из них, выходить одним на балкон.
Беседа
Дидактические игры: «Можно – нельзя
Познакомить детей с опасными предметами и правилами обращения с ними.
Беседа:«Колючие опасности», «Правила безопасности при работе с ножницами»
Рассматривание предметов: ножницы, иголки, кнопки и пр.
Опытно-исследовательская деятельность:
что
можно
делать
с
опасными
предметами.
Дидактические игры: «Можно – нельзя», «Отбери опасные предметы
Тема№4
Не играй с огнем!
Помочь детям хорошо запомнить основные группы пожароопасных предметов,
которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Дать детям элементарные знания о
необходимости безопасного обращения с огнём.
Познавательное занятие «Огонь добрый, огонь злой»
Беседа «Спички детям не игрушка»
Один дома. Незнакомцы.
Тема№1
«Звонят! Откройте дверь!»
Дать знания о том, как вести себя, если в дверь позвонил незнакомый человек и как
вести себя, если ребёнок подошёл к своей квартире, а дверь приоткрыта или сломан замок.
Беседа,
чтении
художественных
произведений
(например,
русская
народная
сказка «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др. по выбору воспитателя)
Тема№2
Чужая машина
Дать детям знания о том, что нельзя садиться в чужую машину и вступать в
разговор с водителем, даже, если это женщина — ласковая и приветливая.
Познавательная беседа «Меня позвал дядя из машины»
«Знакомые и незнакомые люди»
Тема№3
Не разговаривай с незнакомцами!
Дать детям знания о том, что нельзя вступать в разговоры с незнакомцами, идти с
ними; и, что бы они не предлагали, отвечать: «нет» и сразу уходить туда, где много
людей, при необходимости кричать и звать на помощь
Беседы: «Знакомые и незнакомые люди», «Опасность непослушания»
Занятие – игра
Беседа «У меня зазвонил телефон…»
Сюжетные игры
Взаимодействие с родителями
1.Оформление папок – передвижек, памяток.
- Памятка для родителей: «Причины детского дорожного – травматизма».
- Консультация для родителей по правилам дорожного движении, антитеррору.
- Памятка для родителей водителей «Правила перевозки детей в автомобиле».
2.Заключительная диагностическая беседа.
3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
В ходе подготовки и реализации социального проекта по безопасности «Страна
безопасности» в группе среднего дошкольного возраста с 4 до 5 лет у детей
сформировались навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в
общественных местах, в природе; отмечаются устойчивые знания о правилах дорожного
движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства; дети
имеют представления о средствах и способах пожаротушения; каждый ребёнок стремится
к безопасной жизнедеятельности; умеют и стремятся управлять своим поведением и
планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о
собственной безопасности.
На
протяжении
всего
проекта
были
выполнены
творческие
работы
с
изображениями правил поведения на воде, в лесу, на дороге, с огнем и т.д.. Дети так
же приняли участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах викторинах:
Продукт данного проекта – выставка творческих работ «Безопасность глазами
детей» и книга « Правила безопасности»
Обучающий комплекс мультфильмов.
Для родителей были оформлены папки– передвижки, памятки, консультации по
безопасности: папка-передвижка «Скользко! Как устоять в гололед?», памятка для
родителей: «Причины детского дорожного – травматизма», консультация для родителей
по правилам дорожного движении, антитеррору, памятка для родителей водителей
«Правила перевозки детей в автомобиле». « Как рассказать детям о правилах
«Просвещение родителей дало большой плюс в социальном воспитании детей группы.
Данный проект позволил сделать процесс приобщения детей к правилам
безопасности более интересным, доступным, значимым.
Познавательное развитие
1. Беседа: «Правила дорожного движения достойны уважения»
Цель: выяснить, что дети знают о том, где и как следует переходить улицу;
уточнить их представления о правилах уличного движения, убедить в необходимости
соблюдать их.
2. Беседа: «В мире опасных предметов»
Цели: продолжать ознакомление детей с электричеством, электроприборами;
закреплять правила осторожного обращения с электричеством, предостерегать от
несчастных случаев
3. Беседа «Осторожно сосульки!».
Цель: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для здоровья человека,
учить
беречься
от
сосулек,
уметь
предвидеть
опасность.
4.
Рассматривание
иллюстраций
«Правила
маленького
пешехода»
Цель: закрепить знания о правилах пешехода, познакомить с новыми правилами.
5. Викторина «Знаете ли вы правила пожарной безопасности?».
Цель: уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, учить слышать и
отвечать на вопрос воспитателя.
6. Беседа «Внешность человека может быть обманчива»
Цель: объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда
означает его добрые намерения.
7.
Викторина
«Осторожно,
огонь!».
Цель: закрепить знания о предметах, которыми пользоваться детям категорически
запрещено, продолжать учить поведению в экстремальных ситуациях.
Речевое развитие
1. Практическое занятие «Не откроем волку дверь»
Цель: рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с
чужими
людьми,
научить
их
правильно
себя
вести
в
таких
случаях.
2.
Моделирование
ситуации
«Один
дома».
Цель:
прививать
чувство
собственной
безопасности
находясь
дома.
3. Чтение стихотворения В. Алексеева «Три друга – пешехода в любое время года».
Цель: закреплять умение отвечать на вопросы в ходе обсуждения произведения. («Основы
безопасности поведения дошкольников», О.В. Чермашенцева).
4. Загадки «Об опасных предметах в доме», «Бытовые приборы», «Дорога»,
«Пожарные загадки».
Цели: уточнение и закрепление у детей представлений об опасных предметах в
доме, бытовых предметах, о помощниках на дороге, о пожароопасных предметах ;
развивать логическое мышление, внимание, память.
5. Поучительная сказка «Как у наших у ворот очень важный знак живёт».
Цели: закреплять правила дорожного движения; учить применять свои знания на
практике; пропаганда правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста.
6. Чтение
сказки Т. Александровой «Трехцветик», чтение стихотворения С.
Михалкова «Шагая осторожно»
Задачи: познакомить детей с произведениями различных авторов, с помощью
художественного слова показать ответственность за правильное поведение людей на
дороге; учить выделять из текста главный смысл, воспитывать чувство безопасности.
7.
Чтение
художественной
литературы
«Пир
мышей».
Цель: учить на примере литературных героев понимать, что бытовые приборы могут быть
опасны и без взрослых ими пользоваться нельзя
8. Ситуация «Что делать если…».
Цель: закрепить умение вызвать пожарную машину по телефону (предложить
детям набрать номер телефона пожарной части, сообщить о пожаре, назвать свой адрес)
9. Стихи о безопасности для детей - автор Ирина Гурина.
Социально-коммуникативное развитие
1. Сюжетно-ролевые игры
«Пешеходы»
Информационная часть. Рассказать детям: об обязанностях пешеходов; о том, где
разрешается ходить; о правилах перехода в установленных местах; о том, что запрещается
пешеходам; о классификации дорожных знаков (предупреждающие, запрещающие,
информационно-указательные и др.)
Атрибуты:
Набор
дорожных
знаков,
пешеходных
дорожек;
накидки,
обозначающие различные виды транспорта; иллюстрации по дорожным знакам
Создание проблемной ситуации: Дети отправились на экскурсию по городу
Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения.
Что случится, если не будет дорожных знаков
Задача детей: вспомнить значение дорожных знаков
«Службы спасения»
Информационная часть. Рассказать детям о дорожно-транспортных происшествиях
и их причинах: движение и переход дороги в неустановленных местах; погодные условия;
неожиданный выход пешеходов на проезжую часть; переход на запрещающий знак
светофора; игры в неустановленных местах. Познакомить, со специальным транспортом и
его отличительными признаками (проблесковые маячки синего, красного или оранжевого
цвета, специальные звуковые сигналы)
Атрибуты: набор дорожных знаков, пешеходных дорожек; накидки, обозначающие
различные виды обычного и специального транспорта; иллюстрации специального
транспорта.
Создание проблемной ситуации: На вызов едет пожарная машина
Задача детей: организовать движение других транспортных
«Мы — пожарные»
Задачи: закрепление знаний и умений о труде пожарных, на основе которых ребята
смогут развить сюжетную, творческую игру; развитие интереса к игре; формирование
положительных взаимоотношений между детьми; воспитание у детей уважения к труду
пожарных, к людям разных профессий и желание оказывать помощь другим.
«Автобус»
Цель. Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе
которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Знакомство с правилами
поведения в автобусе. Развитие интереса в игре. Формирование положительных
взаимоотношений между деть ми. Воспитание у детей уважения к труду водителя и
кондуктора.
Игровой материал. Стулья, игрушечный автобус, руль, фуражка, палка милиционера-
регулировщика, куклы, деньги, билеты, кошельки, сумка для кондуктора.
Игровые роли. Водитель, кондуктор, контролер, милиционер-регулировщик, пассажиры.
Ход игры. Дети распределяют роли. Конструируют автобус.
Так, надо сделать автобусную остановку, где автобус будет замедлять ход, и
останавливаться, после чего снова отправляться в путь. Маленьких куколок можно сажать
на остановке в автобус и везти до следующей остановки в другом конце комнаты. Дети
заходят в автобус, покупают билеты, едут, выходят на остановке, уступают место
пассажирам с детьми и т. Д.
2.
Игровой
тренинг
«Эвакуация
при
пожаре».
Цель: закрепить знания эвакуации при пожаре. Учить внимательно слушать указания
педагога и исполнять их.
Игровой тренинг « Непрошенные гости»
Цель: закрепить знания о правилах поведения при появлении « непрошенных
гостей», соблюдать спокойствие и выполнять команды воспитателя.
3. Дидактические игры
«Знакомый, свой, чужой»
Цель: Развивать у детей способность различать людей по определённым
признакам. Воспитывать быстроту реакции на словесный сигнал.
«Чем пожар я потушу»
Цель: пояснить, что для тушения пожара подходят не все предметы и способы. Учить
называть детей называть средства пожаротушения: огнетушитель, песок, вода и т.д.
«Вопросы и ответы»
Цель: закрепить знания о ПДД, дорожных знаках, поведения на улице; развивать
мышление, память, сообразительность, речь.
«Дорожная азбука»
Цель: Закреплять знание дорожных знаков, умение правильно ориентироваться в них,
классифицировать по видам: запрещающие, предписывающие, предупреждающие,
информационно-указательные.
5. Обучающий комплекс мультфильмов «Уроки осторожности» с тетушкой Совой и
домовенком Непослухой.
Эта развлекательно-обучающая программа с мультфильмами в простой и
доступной форме с помощью сказочных персонажей легко и быстро расскажет и покажет
детям об основах безопасности жизни и поможет избежать многих опасных ситуаций!
Художественно – эстетическое развитие
1.Выполнение творческих работ на Международный творческий конкурс «Страна
безопасности»
Цель: создания условий для развития творческих способностей детей и воспитания
любви к искусству.
2.Раскрашивание раскрасок «Специальные машины».
3.Аппликация «Светофор»
4.Пение и слушание песен
- «Уроки о дороге» - подборка песен по Правилам дорожного движения.
- «Отважный пожарный»
5. Прослушивание аудиоэнциклопедии Дяди Кузи и Чевостика «Как себя вести»
Веселый и увлекательный спектакль расскажет маленьким слушателям о том, как
воспитанно и правильно вести себя в разных местах и ситуациях.
Физическое развитие
1. Подвижная игра: «Цветные автомобили» (бег в разных направлениях)
Цель: познакомить с новой игрой, закрепить умение различать цвета и действовать
по сигналу воспитателя.
2. Подвижные игры: «С кочки на кочку», «Затуши пожар», «Кто быстрее подаст
сигнал», «Построй укрытие». Спортивные игры «Стоп», «Юные спасатели», «Светофор».
Игровые упражнения «Потуши огонь», «Незнакомец», «Попади в цель».
Цель: совершенствовать ловкость и точность движений, улучшать внимание,
память; научиться усидчивости, терпению.
3. Психогимнастика: «Водители и пешеходы».