Автор: Чураева Наталья Викторовна
Должность: -
Учебное заведение: -
Населённый пункт: -
Наименование материала: Конспект развлечения
Тема: "День славянской письменности и культуры"
Раздел: дошкольное образование
Развлечение «День славянской письменности и культуры».
Цель:
Продолжать знакомство детей с историей русской письменности; воспитание
уважение к подвижникам, людям науки.
Средства
славянский алфавит; стенд с книгами о славянской
письменности, портреты Кирилла и Мефодия; музыкальное сопровождение.
Звучит веселый колокольный звон (фонограмма). Дети подготовительной к
школе группы с цветами и ветками входят в зал и строятся врассыпную.
Ведущие в русских народных костюмах, встают позади детей.
Слайд 1 : изображение святых Кирилла и Мефодия.
1 Ведущий:
По широкой Руси нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
2 Ведущий:
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
«Упражнение с цветами и ветками» на музыку В.Моцарта.
1 Ведущий:
Своей статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне россияне,
Издревле, кто вы?
Дети. Мы – славяне.
2 Ведущий:
Мы чтим березы белоствольные,
Мы любим песни наши вольные,
Зовемся Любы, Ольги, Ани,
Надежды, Веры….
Дети. Мы – славяне.
Снова звучит колокольный звон. Дети ставят цветы в вазу перед слайдом с
изображением святых Кирилла и Мефодия и встают вместе с ведущими
широким полукругом у центральной стены зала. Девочки с ветками
перестраиваются для танца. Звучит мелодия песни «У моей России-длинные
косички». Автор: Георгий Струве. Девочки исполняют танец с ветками.
Остальные дети поют. В конце танца девочки ставят ветки в вазы, все
дети садятся на стульчики.
1 Ведущий (с большим свитком в руках, раскрывает его и читает детям):
Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки. Расскажу
вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда
добрые молодцы, раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые
матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома –
терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. Вот грамоты
наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на
Русь два просветителю, братья мудрые Кирилл с Мефодием . Долго речь они
русскую слушали, а потом ее стали записывать. И придумали они буквицы, а
из них и составили азбуку
Слайд 2. Изображение букв кириллицы.
Звучит фрагмент хора «Славься» М.Глинки из оперы «Иван Сусанин».
1 Ведущий:
Как называется эта азбука, дети?
Дети. Кириллица!
1 Ведущий:
А почему она так названа? (По имени Кирилла, одного из ее создателей.)
Посмотрите повнимательней на эти буквы кириллицы! Не напоминают ли
они вам уже знакомые буквы? (Дети называют известные им буквы.)
1 Ведущий:
Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя.
Послушайте, как звучит старинная азбука! (Читает отдельные буквы на
слайде.) Названия букв должны были напомнить людям о таких словах,
которые забывать нельзя: «Добро», «Живите», «Земля», «Люди», «Покой».
Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей большой
волшебной азбуки.
Под музыку фрагмента хора «Славься» М. Глинки выбегают 2 ребенка,
держа перед собой лист с нарисованной буквой (аз и буки).
1-й ребенок. Здравствуйте, дети! Угадайте, какая я буква? (Дети отвечают.)
Правильно, меня зовут «аз»! Назовите слова, которые начинаются с меня?
( Дети отвечают.)
2-й ребенок. А теперь угадайте, как меня зовут? (Дети отвечают.) Верно
меня зовут «буки». Вспомните, сколько хороших, вкусных слов начинается с
моей буквы! Назовите их! (Дети называют.)
1-й и 2-й ребенок. Дети, назовите нас по порядку.
Дети. Аз, буки.
2 Ведущий.
Получилось слово «азбука». Вам, дорогие буквы, выпала большая честь
стоять в начале нашего алфавита. В народе так говорят: сначала аз да буки, а
потом другие науки. С познания азов начинается путь каждого из вас в мир
знаний! А к нам спешит еще одна буква. Представьтесь, пожалуйста.
Выбегает под музыку ребенок с буквой «Веди»
3-й ребенок. Здравствуйте, дети. Меня зовут буква «веди». Я все знаю, про
все ведаю.
1 Ведущий.
Ну тогда слушай мою загадку:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
Ребенок. Весной!
1 Ведущий.
Хоровод «Веснянка» с пением.
1 Ведущий.
Продолжим знакомство со славянской азбукой.
Выходит под музыку ребенок с буквой «Глаголь».
4-й ребенок. Здравствуйте, дети! Я буква «глаголь».
2 Ведущий. Какое красивое у тебя имя! А что оно значит? Как вы думаете,
ребята? Г лаголить-значит «говорить». Но прежде, чем говорить, надо
хорошенько…подумать. В народе говорили: «Молвишь-не воротишь, и
дорого бы дал за словечко, да не выкупишь». Вот и ты уважаемая «глаголь»
поиграй с нами в игру «Да –нетку».
1 Ведущий.
Смотрите, к нам спешит еще одна буква.
5 –й ребенок. Добрый день, дети! Меня зовут буква «добро».
2 Ведущий.
Какое у тебя доброе имя! А ведь доброта - это лучшая черта характера
человека.
Наши ребята знают много пословиц о добре (Дети отвечают.) Н-р:- «При
солнышке-тепло, при матери –добро»…
1 ведущий.
Из «Азбуки» к нам идет новая гостья!
6-й ребенок. Здравствуйте, дети я буква «люди»!
Люди вы в ладу живите,
Ласку и любовь несите.
Лягушонок - да и тот
Без любви не подрастет!
2 Ведущий.
Знакомьтесь, к вам идет новая буква.
7-й ребенок. Здравствуйте, дети, меня зовут «мыслите».
2 Ведущий.
Какая мудрая буква к нам явилась!
7-й ребенок.
Мудрецам давно известно:
Там, где умным мыслям тесно,
Нет ни зависти, ни скуки,
Мастера там на все руки
Шить, варить и рисовать.
Чисто петь и танцевать!
Танец «Субботея»
2 Ведущий.
Есть буквы шипящие,
Есть буквы свистящие,
И только одна из них буква рычащая.
8 ребенок. Здравствуйте, дети, я буква «рцы». Недаром я собой горжусь, ведь
я начало слова «Русь».
Русская народная игра «Плетень»
2 Ведущий.
Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо
святым братьям Кириллу и Мефодию, что они подарили нам славянскую
азбуку. 44 буквы-сестрицы смотрят на вас с этого старинного свитка и
приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз. А
теперь, кириллицы, встречайте современную русскую азбуку.
На слайде появляется изображение алфавита.
1-й ребенок.
Буква к букве-будет слово,
Слово к слову-речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
2-й ребенок.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
«Песенка - Азбука» Автор: Борис Заходер