Напоминание

"День славянской письменности и культуры"


Автор: Чураева Наталья Викторовна
Должность: -
Учебное заведение: -
Населённый пункт: -
Наименование материала: Конспект развлечения
Тема: "День славянской письменности и культуры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развлечение «День славянской письменности и культуры».

Цель:

Продолжать знакомство детей с историей русской письменности; воспитание

уважение к подвижникам, людям науки.

Средства

славянский алфавит; стенд с книгами о славянской

письменности, портреты Кирилла и Мефодия; музыкальное сопровождение.

Звучит веселый колокольный звон (фонограмма). Дети подготовительной к

школе группы с цветами и ветками входят в зал и строятся врассыпную.

Ведущие в русских народных костюмах, встают позади детей.

Слайд 1 : изображение святых Кирилла и Мефодия.

1 Ведущий:

По широкой Руси нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

2 Ведущий:

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

«Упражнение с цветами и ветками» на музыку В.Моцарта.

1 Ведущий:

Своей статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне россияне,

Издревле, кто вы?

Дети. Мы – славяне.

2 Ведущий:

Мы чтим березы белоствольные,

Мы любим песни наши вольные,

Зовемся Любы, Ольги, Ани,

Надежды, Веры….

Дети. Мы – славяне.

Снова звучит колокольный звон. Дети ставят цветы в вазу перед слайдом с

изображением святых Кирилла и Мефодия и встают вместе с ведущими

широким полукругом у центральной стены зала. Девочки с ветками

перестраиваются для танца. Звучит мелодия песни «У моей России-длинные

косички». Автор: Георгий Струве. Девочки исполняют танец с ветками.

Остальные дети поют. В конце танца девочки ставят ветки в вазы, все

дети садятся на стульчики.

1 Ведущий (с большим свитком в руках, раскрывает его и читает детям):

Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки. Расскажу

вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда

добрые молодцы, раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые

матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома –

терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. Вот грамоты

наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на

Русь два просветителю, братья мудрые Кирилл с Мефодием . Долго речь они

русскую слушали, а потом ее стали записывать. И придумали они буквицы, а

из них и составили азбуку

Слайд 2. Изображение букв кириллицы.

Звучит фрагмент хора «Славься» М.Глинки из оперы «Иван Сусанин».

1 Ведущий:

Как называется эта азбука, дети?

Дети. Кириллица!

1 Ведущий:

А почему она так названа? (По имени Кирилла, одного из ее создателей.)

Посмотрите повнимательней на эти буквы кириллицы! Не напоминают ли

они вам уже знакомые буквы? (Дети называют известные им буквы.)

1 Ведущий:

Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя.

Послушайте, как звучит старинная азбука! (Читает отдельные буквы на

слайде.) Названия букв должны были напомнить людям о таких словах,

которые забывать нельзя: «Добро», «Живите», «Земля», «Люди», «Покой».

Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей большой

волшебной азбуки.

Под музыку фрагмента хора «Славься» М. Глинки выбегают 2 ребенка,

держа перед собой лист с нарисованной буквой (аз и буки).

1-й ребенок. Здравствуйте, дети! Угадайте, какая я буква? (Дети отвечают.)

Правильно, меня зовут «аз»! Назовите слова, которые начинаются с меня?

( Дети отвечают.)

2-й ребенок. А теперь угадайте, как меня зовут? (Дети отвечают.) Верно

меня зовут «буки». Вспомните, сколько хороших, вкусных слов начинается с

моей буквы! Назовите их! (Дети называют.)

1-й и 2-й ребенок. Дети, назовите нас по порядку.

Дети. Аз, буки.

2 Ведущий.

Получилось слово «азбука». Вам, дорогие буквы, выпала большая честь

стоять в начале нашего алфавита. В народе так говорят: сначала аз да буки, а

потом другие науки. С познания азов начинается путь каждого из вас в мир

знаний! А к нам спешит еще одна буква. Представьтесь, пожалуйста.

Выбегает под музыку ребенок с буквой «Веди»

3-й ребенок. Здравствуйте, дети. Меня зовут буква «веди». Я все знаю, про

все ведаю.

1 Ведущий.

Ну тогда слушай мою загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?

Ребенок. Весной!

1 Ведущий.

Хоровод «Веснянка» с пением.

1 Ведущий.

Продолжим знакомство со славянской азбукой.

Выходит под музыку ребенок с буквой «Глаголь».

4-й ребенок. Здравствуйте, дети! Я буква «глаголь».

2 Ведущий. Какое красивое у тебя имя! А что оно значит? Как вы думаете,

ребята? Г лаголить-значит «говорить». Но прежде, чем говорить, надо

хорошенько…подумать. В народе говорили: «Молвишь-не воротишь, и

дорого бы дал за словечко, да не выкупишь». Вот и ты уважаемая «глаголь»

поиграй с нами в игру «Да –нетку».

1 Ведущий.

Смотрите, к нам спешит еще одна буква.

5 –й ребенок. Добрый день, дети! Меня зовут буква «добро».

2 Ведущий.

Какое у тебя доброе имя! А ведь доброта - это лучшая черта характера

человека.

Наши ребята знают много пословиц о добре (Дети отвечают.) Н-р:- «При

солнышке-тепло, при матери –добро»…

1 ведущий.

Из «Азбуки» к нам идет новая гостья!

6-й ребенок. Здравствуйте, дети я буква «люди»!

Люди вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите.

Лягушонок - да и тот

Без любви не подрастет!

2 Ведущий.

Знакомьтесь, к вам идет новая буква.

7-й ребенок. Здравствуйте, дети, меня зовут «мыслите».

2 Ведущий.

Какая мудрая буква к нам явилась!

7-й ребенок.

Мудрецам давно известно:

Там, где умным мыслям тесно,

Нет ни зависти, ни скуки,

Мастера там на все руки

Шить, варить и рисовать.

Чисто петь и танцевать!

Танец «Субботея»

2 Ведущий.

Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них буква рычащая.

8 ребенок. Здравствуйте, дети, я буква «рцы». Недаром я собой горжусь, ведь

я начало слова «Русь».

Русская народная игра «Плетень»

2 Ведущий.

Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо

святым братьям Кириллу и Мефодию, что они подарили нам славянскую

азбуку. 44 буквы-сестрицы смотрят на вас с этого старинного свитка и

приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз. А

теперь, кириллицы, встречайте современную русскую азбуку.

На слайде появляется изображение алфавита.

1-й ребенок.

Буква к букве-будет слово,

Слово к слову-речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

2-й ребенок.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

«Песенка - Азбука» Автор: Борис Заходер



В раздел образования