Напоминание

"Этапы работы педагога-психолога с детьми "группы риска" в условиях дошкольной образовательной организации".


Автор: Демянец Яна Германовна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с № 108 "Зазеркалье"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: "Этапы работы педагога-психолога с детьми "группы риска" в условиях дошкольной образовательной организации".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Этапы работы педагога-психолога с детьми «группы риска» в условиях

дошкольной образовательной организации

В

современных

условиях

дошкольная

образовательная

организация

сталкивается

с

детьми,

которых

относят

к

«группе

риска».

Это

дети,

которые

по

различным

причинам

могут

испытывать

трудности

в

социально-эмоциональном

развитии,

обучении,

коммуникации

или

поведении.

Работа

с

такими

детьми

требует

особого

подхода

со

стороны

педагога-психолога,

который

должен

построить

свою

работу

поэтапно

и

с

учетом

индивидуальных

особенностей

каждого

ребенка.

1. Диагностический этап

Первым

этапом

работы

с

детьми

«группы

риска»

является

диагностика.

Этот

этап

включает

в

себя:

-

наблюдение за поведением ребенка в повседневной жизни и в

образовательной среде;

-

беседы

с

воспитателями,

родителями

и

другими

специалистами, работающими с ребенком;

-

проведение

психологических

и

педагогических

диагностик,

направленных

на

выявление

особенностей

психоэмоционального

состояния,

уровня

развития

когнитивных

процессов,

мотивационной

сферы,

особенностей

межличностного общения.

Целью

этого

этапа

является

выявление

возможных

трудностей

и

определение причин, влияющих на поведение и развитие ребенка.

2. Этап анализа и постановки целей

На

основе

полученных

данных

педагог-психолог

формирует

психологический

портрет

ребенка

и

выделяет

ключевые

проблемные

зоны. Важно учитывать не только трудности ребенка, но и его сильные стороны, ресурсы,

которые могут быть использованы в дальнейшем процессе коррекции.

На

данном

этапе

разрабатываются

цели

работы:

-

улучшение эмоционального состояния ребенка;

-

коррекция поведенческих трудностей;

-

развитие навыков коммуникации;

-формирование

положительной

мотивации

к

обучению.

Цели

должны

быть

конкретными,

измеримыми,

достижимыми,

значимыми и ориентированными на определенный срок (SMART подход).

3. Коррекционно-развивающий этап

Этот

этап

включает

непосредственную

работу

с

ребенком.

В

зависимости

от

характера

трудностей,

педагог-психолог

может

использовать различные методы и формы работы:

-

индивидуальные и групповые занятия;

-

игры,

направленные

на

развитие

эмоциональной

сферы

и

навыков саморегуляции;

-

упражнения

для

улучшения

навыков

общения

и

взаимодействия со сверстниками;

-

элементы

арт-терапии,

песочной

терапии,

сказкотерапии

для

выражения

и осознания своих чувств.

Важной

задачей

является

создание

безопасной

и

поддерживающей

среды,

где

ребенок

может

раскрыть

свой

потенциал

и

получить

опыт

успешного взаимодействия с другими детьми и взрослыми.

4. Работа с родителями и воспитателями

Параллельно

с

работой

с

ребенком,

педагог-психолог

активно

взаимодействует

с

его

ближайшим

окружением

родителями

и

воспитателями.

Обучение

родителей

и

воспитателей

особенностям

взаимодействия

с

ребенком,

развитие

у

них

навыков

эмоциональной

поддержки и коррекции поведения являются важной частью работы.

Рекомендации

для

родителей

могут

включать:

-

установление эмоционального контакта с ребенком;

-

создание стабильной и предсказуемой обстановки;

-

поддержание позитивного общения;

-

формирование

адекватных

границ

и

правил

в

семье.

5. Оценочный этап

На

этом

этапе

проводится

анализ

эффективности

проведенной

работы.

Психолог

снова

проводит

диагностику,

сравнивая

результаты

с

первоначальными

данными,

и

оценивает,

насколько

успешно

были

достигнуты

поставленные цели. Если результаты недостаточны, проводится корректировка программы

работы. Возможно, потребуется продление коррекционной работы или изменение методов

и подходов.

6. Этап профилактики

Заключительным

этапом

работы

является

профилактическая

деятельность,

направленная на предотвращение повторного возникновения трудностей у ребенка. Это

может включать:

-

мониторинг

состояния

ребенка

после

завершения

основной

коррекционной работы;

-

поддержка

родителей

и

воспитателей

в

дальнейшем

взаимодействии с ребенком;

-

регулярные

консультации

и

помощь

в

решении

возникающих

проблем.

Заключение

Работа педагога-психолога с детьми «группы риска» в дошкольной

образовательной

организации

это

сложный

и

многоэтапный

процесс,

требующий

глубокого

анализа,

индивидуального

подхода

и

тесного

взаимодействия

с

окружением

ребенка.

Успешная

реализация

каждого

этапа

позволяет

создать

благоприятные

условия

для

всестороннего

развития

ребенка

и

его

успешной

интеграции

в

образовательное

и

социальное пространство.



В раздел образования