Напоминание

"Разговор о важном"


Автор: Скрябина Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Солнышко"
Населённый пункт: п. Тикси, Булунский улус
Наименование материала: Статья
Тема: "Разговор о важном"
Раздел: дошкольное образование





Назад




НОД Познавательное развитие. Тема «Разговор о важном» О важности

приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку

обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за

землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать

культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его

культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к

культурным традициям других народов. Таким образом, нравственно-

патриотическое воспитание детей является одной из основных задач

дошкольного образовательного учреждения.

В настоящее время выходит достаточно много методической

литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь

отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в

конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю

полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство

патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам,

и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с

окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей

страны.

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,

детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на

занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не

только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со

взрослыми и сверстниками.

Актуальность

В настоящее время большое внимание уделяется нравственно-

патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.Нравственно-

патриотическое воспитание детей нельзя откладывать на потом, как это, к

сожалению, нередко происходит в наши дни. Сегодня многие родители

больше озабочены карьерой и материальным достатком, чем

нравственным воспитанием детей дошкольного возраста. Конечно,

подобная смена приоритетов во многом обусловлена реалиями

современной жизни, которая за два последних десятилетия изменилась

коренным образом, но это не оправдывает родителей, не уделяющих

должного внимания развитию в детях высоких моральных качеств. Если

первоначальный нравственный опыт ребёнка окажется негативным, то

исправить ситуацию впоследствии будет очень сложно.

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста

рассматривалась в трудах А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.Г. Нечаевой,

Р.И. Жуковской, Л.А. Пеньевской, Т.А. Марковой, С.А. Козловой, Н.Ф.

Виноградовой, Р.С. Буре и других.

Интерес к проблеме нравственного воспитания, ее острота не ослабевали

никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены

социально – экономического и политического характера, повлекшие за

собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм

поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей

наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место

занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно

входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся

душевностью или нравственной чистотой.

Именно сегодня материальные ценности возвышаются над духовными,

поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии,

великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом

агрессивности и жестокости в обществе. Продолжается разрушение

института семьи: через телевизионное «половое просвещение» у детей

формируются несупружеские, антиродительские и антисемейные

установки.

Смещение акцентов в развитии дошкольников в сторону ранней

интеллектуализации, не способствуют нравственному развитию. В погоне

за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и

духовное развитие маленького человека, без которых накопленные знания

могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная,

волевая и духовная незрелость.

Нравственно-патриотическое воспитание детей происходит на всем

протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении

нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет.

Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь

семья – это маленький коллектив, основанный на принципах

сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди

людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и

доброе отношение. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад

жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни,

правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон

доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера

патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство

требований взрослых к ребенку.

Дошкольный возраст – это важнейший период в нравственном

становлении личности. Нравственно-патриотическое воспитание

происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям и

начинается с ознакомления с семьей и семейными традициями детей в

процессе различной деятельности.

Особенности проблемы патриотического воспитания детей

дошкольного возраста на современном этапе.

Патриотическое воспитание традиционно рассматривается как

необходимая составная часть образовательного процесса, которая

объективно зависит от политических и социально-экономических условий в

стране. Поэтому проблема патриотического воспитания – одна из

сложнейших в педагогике, что связано с самим понятием патриотического

воспитания и его содержанием, определяющим методы, средства, формы

работы с детьми. Патриотическое воспитание востребовано всегда,

актуально оно и в наши дни. В современном понимании оно означает

педагогическое взаимодействие взрослого и детей в рамках социального

культурно-смыслового пространства, которое способствует формированию

эмоционально-действенного отношения к природе своей страны, чувства

привязанности к окружающим, семье и родному дому, сопричастности к

отечественному историко-культурному наследию. В результате такого

взаимодействия в ребенке формируются общечеловеческие

нравственные, в том числе и патриотические, установки и качества

личности. В дальнейшем они проявляются как любовь и гордость за свою

Родину, желание нести ответственность за ее настоящее и будущее. При

этом патриотическое воспитание предполагает также формирование

чувства уважения к представителям других стран и народов, понимание

ценности и важности других культур. Особенно важна такая

педагогическая работа в ситуации постоянно меняющейся политической,

экономической и социальной обстановки, которая характерна для

переломных, переходных в развитии каждой страны периодов. Поэтому

совершенствование методик патриотического воспитания всегда является

актуальной проблемой, и от ее решения зависит выбор путей оптимизации

воспитательного процесса, технологий и методик работы с детьми.

Патриотизм применительно к ребенку дошкольного и младшего школьного

возраста определяется как осознание себя частью окружающего мира,

потребность ребенка участвовать во всех делах на благо окружающих

людей и природы, наличие у него таких качеств, как сострадание,

сочувствие, чувство собственного достоинства. В более широком

понимании, которое относится не только к детям и подрастающему

поколению, но и ко всем людям. Патриотическое чувство не возникает у

людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного

воспитания, начиная с самого раннего возраста. Дошкольные

образовательные учреждения призваны формировать у детей первые

представления об окружающем мире, отношение к действительности и

дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего

Отечества. Пусть наши воспитанники любят свою страну также сильно, как

их педагоги. Пусть верят в нее и в свои силы, пусть учатся нести

ответственность за свое и ее будущее. Роли воспитателей в этом

процессе никто никогда не сможет умалить. Не потому, что семья сейчас

«отходит» на второй план. А потому, что современные родители часто

воспринимают окружающий мир через призму трудностей повседневной

жизни и не решаются мечтать о чем-то неконкретном, нематериальном.

Педагоги наоборот, в большинстве своем из породы оптимистов. Они

умеют терпеливо решать конкретные задачи и умеют бороться за свою

мечту, за достижение идеальных целей воспитания подрастающего

поколения, к которым относятся и цели патриотического воспитания.

Пути и средства патриотического воспитания как средства

нравственного развития у дошкольников.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный

педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных

чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к

самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,

связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой

малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя

многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через

детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности

патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к

поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу,

взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской

народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-

нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим

гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "...

воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным".

Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная

педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную

самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только

формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют

развитию личности в духе патриотизма. Немалое значение для воспитания

у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение.

Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом,

а затем и со страной, ее столицей и символами. Система и

последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию

детей может быть представлена следующим образом:

Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по

данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по

нравственно-патриотическому воспитанию.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых

ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома

(детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные

события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей,

должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог

обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее

показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для

данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом

месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего

материала позволяет формировать у дошкольников представление о том,

чем славен родной край, родной город. Надо показать ребенку. что родной

город славен своей историей, традициями, достопримечательностями,

памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на

которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь

к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа,

кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть,

что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми

знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в

целом, его достопримечательности, исторические места и памятники.

Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник

должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней

улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого

человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого

необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом

взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет

людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И

здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными

промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет

пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах

из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой

Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо

привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к

Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести

ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну,

Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена

увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты

памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими

городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом

государства.

Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-

патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от

конкретных условий.

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым

прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда

преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а

иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно

раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их

дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и

т.д.)

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного

человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания

нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному

развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей

стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо

подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во

всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат

больных; рабочие делают машины и т.д.);

- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от

врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и

помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть

интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству,

гордости за свою страну должно сочетаться с формированием

доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому

человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей

создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и

педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это

актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения

возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно

важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям

других национальностей, рассказать, где территориально живет данный

народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx

зависит его быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну

населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык,

обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и

богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания,

каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными

условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка

данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет

его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный

возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных

нагрузок;

- деятельностный подход;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим

темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад". Работа по каждой

теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную

деятельность детей, по некоторым темам — праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному

усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где

они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только

содержание, объем познавательного материала и сложность,

следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно

приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство

с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции),

Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества)

и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей

являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую

мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в

колхозе раньше и теперь, счеты, и компьютеры и т.д.), вопросы,

индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно

анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить

найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны

кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость.

Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь

способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению

интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему

занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой,

музыкой, изодеятельностью (например, "Мой город", "Столица нашей

Родины — Москва").

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения

игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной

активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.

Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить:

где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она

называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей

игры в "поездки и путешествия" (по Волге, в прошлое города и т.д.). Таким

образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми,

продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок,

альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой,

объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих

праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом,

традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что

дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому

необходимо использовать не только художественную литературу,

иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы

(национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.).

"Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления

детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами

старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация

специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка

открывается возможность первого проникновения в историю быта родного

края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности

подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания

детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к

истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет

сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим

историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу

способствует бережному отношению к традициям, сохранению

вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим

руководством растет будущий гражданин <...> Все, что совершается в

стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту

заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе

воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует

большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания

патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую

вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей

требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому

ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в

задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи.

Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие

данной работы.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается

интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных,

профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому

семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление

очень важных и глубоких постулатов:

- корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом

края и страны;

- семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;

- счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу,

посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и

т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке,

совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее

интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с

родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно

ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например,

исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой

находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его

жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.

Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы

фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и

т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские

балы, праздник русском масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это

приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к

Родине.

Нравственное воспитание у детей начинается с воспитания у детей

чувства любви к родителям. Семья – это первый социальный институт, с

которым ребёнок встречается в жизни и частью которого является. К

сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости

в специально организованном ознакомлении дошкольника с семьёй. Если

ребёнок живёт в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в

повседневной жизни. Семья – важнейший институт общества, микрогруппа

в которой происходит физическое и духовное взросление человека.

Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной

деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи,

формировании личности, на ее воспитательном потенциале и

образовательных потребностях, на содержании и формах

взаимодействиях детского сада и семьи в образовательном процессе.

Исследователи отмечают, что у младших школьников преобладает

потребительское отношение к родителям. В детском саду нередко

приходится наблюдать, как вместо приветствия ребенок обращается к

пришедшей за ним вечером маме: «А что ты мне купила? Что ты мне

принесла?». Педагог, воспитывая у детей чувство любви и уважения к

родителям, только на конкретных примерах может объяснить им, в чем

должны проявляться их забота и доброе отношение к взрослым. У детей

надо воспитывать также сочувствие к старым людям: уступить старенькой

бабушке место в автобусе, перевести через дорогу, помочь нести тяжелую

сумку. Воспитание сочувствия тесно связано с воспитанием у детей

доброго отношения к младшим, с заботой о них .

Уже в дошкольном возрасте ребенок должен понять, что любовь

выражается в заботе о своих родных и друзьях, в сочувствии и помощи им.

Если у него целенаправленно не формируют социальные и нравственные

качества, то биологически врожденные потребности, развиваясь,

перерастают в потребительское отношение к окружающим людям, к

родным и близким, к обществу в целом.

В проявлении некоторых семейных традиций в значительной степени

выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и

наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный

микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие, даже, несмотря

на значительные социальные изменения в общественной жизни.

Семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития,

фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость

отношений, упорядочивают и структурируют их.

Семейные традиции — один из основных способов воспитания, т.к.

прежде, чем попасть в школу (ясли, другой коллектив), ребенок познает

себя и идентифицирует в семье. Традиции нескольких поколений,

позволяют ребенку осознать свою связь с бабушками, дедушками, общими

предками, позволяют ребенку гордиться своей семьей. К сожалению, в

наше сложное время, когда были разрушены многие семьи, многие

родственники утратили связь, почитать семейные традиции стало очень

сложно. Тем сильнее потребность выработать традиции свои

собственные, помогающие семье чаще собираться вместе с тем, чтобы

люди, живущие под одной крышей чувствовали себя настоящей семьей.

Здесь встает вопрос о том, какие традиции, которые вырабатываются в

семье, наиболее значимы [7].

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют:

распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки членов семьи. В

традициях отражаются этнические, культурные, религиозные особенности

семьи, профессиональная принадлежность её членов. В основе традиций

всегда лежала идея, норма, ценность семьи, которая определяет смысл

традиционного поведения. Если ребёнка воспитывают в традициях

гуманного отношения к окружающим, то он не только проявляет

сострадание, уважение, доброжелательность в общении с членами семьи,

но и чувствует беду других людей, животных, литературных героев.

Дошкольники получают в семье первый социальный опыт, учатся уважать

старших, считаться с ними, учатся делать людям приятное, доброе.

Семья невидимой нитью связывает поколения и передает отечественные

культурные, духовные и национальные традиции. То, что ребенок в

детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей

последующей жизни. Важность семьи как института воспитания

обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной

части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни

один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней

закладываются основы личности ребенка, благодаря ей ребенок по

достижении школьного возраста уже более чем наполовину сформирован

как личность. Самая большая ценность в семье – согласие, в народе

говорят: «не надобен и клад, коли в семье лад», «где в семье лад, там и

ребят хорошо растят». Лад в семье не исключает твердости и

требовательности в воспитании. Народ высоко ценит воспитание в жизни

человека: «человек без воспитания тело без души», «дитятко – это тесто:

как замесил, так и выросло». Русская народная педагогика среди

педагогов на первое место ставит отца и мать, оценивает их по тому, как

они растят детей: «не тот отец и мать, кто родил, а тот, кто воспитал,

вскормил да добру научил». Народ определенно высказывается о пользе

и необходимости обучения, осуждает баловство детей, потакание их

капризам, утверждает силу родительского примера.

Таким образом, содержанием нравственного воспитания является

формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: любовь к

родителям, уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками,

умение соответственно отзываться на горе и радость других людей,

добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их

общественной направленности, воспитание начал ответственности. В

результате нравственного воспитания ребенок начинает действовать не

потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает

необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в

отношениях между людьми.

Заключение

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства

направлена на возрождение духовных ценностей, большое значение

приобретает патриотическое воспитание дошкольников. Детский сад вносит свой

вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.

Идеологической основой патриотического воспитания являются духовно-

нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в

современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности,

патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях

своего народа.

В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно

было бы измерить патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только

тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным

краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя

Родина

Патриотизм - это чувство гордости своим отечеством, его историей,

свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче,

счастливее – в этом национальная гордость и достоинство народа, сплоченного

патриотическими чувствами как общественным цементом.

Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник,

важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно

проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-

нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе

патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до

самопожертвования служение Отечеству.

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому

саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в

играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические

чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач

дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это

и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей

неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить

богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому

саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему

живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и

промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека;

расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство

детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства

ответственности и гордости за достижения страны; формирование

толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные

задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в

труде, в быту



В раздел образования