"Развитие сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте через дидактические игры"
Автор: Вертякова Елена Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 366 "Кораблик" Населённый пункт: г.Челябинск Наименование материала: Семинар-практикум для родителей Тема: "Развитие сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте через дидактические игры" Раздел: дошкольное образование
Развитие
сенсорных
эталонов
в
младшем
дошкольном
возрасте
через
дидактические
игры
Семинар-практикум для родителей.
Разработали
: Вертякова Е.В.
Костикова С.Н.
Семинар – практикум для родителей.
« Развитие сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте
через дидактические игры.»
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается
познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно,
необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в
этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные
раздражители разного характера и интенсивности.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование
представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего
мира.
Сенсорные
эталоны –
это
общепринятые
образцы
внешних
свойств
предметов. Сенсорные эталоны сложились исторически и с ними сравнивают,
сопо ставляют
результаты
во сприятия.
В
каче стве
с е н с о р н ы х
эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и
н а с ы щ е н н о с т и ,
в
к ач е с т в е
э т а л о н о в формы –
ге оме т рич е с кие
фигуры, величины –
метрическая
система
мер
(в
повседневной
жизни
величина часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с
другим, то есть является относительной). В слуховом восприятии эталонами
являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные
ноты
и
др.
Свои
виды
эталонов
имеются
во вкусовом
восприятии –
это
четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и их сочетания.
В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов
на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т.п.
Формирование
у
детей
сенсорных
эталонов
имеет
большое
значение
в
сенсорном
воспитании.
Усвоение
сенсорных
эталонов
–
длительный
и
сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.
Но научить ребенка обследовать предметы и воспринимать их свойства еще
недостаточно.
Необходимо
определить
отношение
выявленных
свойств
и
качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для
этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный
момент воспринимает – сенсорные эталоны.
Необходимо
предоставить
ребенку
для
восприятия
как
можно
больше
разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным
действиям – осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробыванию и
др. Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту и многообразие
окружающего мира, а также воспринимать сенсорные впечатления более
осознанно – запоминать, дифференцировать, называть, использовать знания о
свойствах предметов и явлений в различных ситуациях.
В современной системе сенсорного развития определённое место отводится
образовательной деятельности, которая организуется в форме дидактических
игр, в которых сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед
детьми в игровой форме, связывает с игрой.
Используя
опыт
других
педагогов
дошкольных
учреждений,
мы
создали
сенсорную
зону
–
сенсорную
среду,
состоящую
из
дидактических
игр,
которые
обогащают
восприятие
детей,
развивают
зрительную
сосредоточенность, внимание, моторику, тактильные чувства, стабилизируют
эмоциональное состояние.
В дидактических играх мы стремимся заинтересовать детей через яркий
образ предметов, сюрпризные моменты, эмоциональную речь воспитателя.
Работа с детьми проводится в основном индивидуально или подгруппой
состоящей
из
2-3
детей. Подборка
игр
разнообразна:
на
узнавание,
называние и закрепление цвета, группировку однородных и разнородных
предметов по цвету, форме, величине, закрепление величины предметов,
геометрических форм, сравнение предметов по цвету, форме, величине и др.
Используя
разнообразные
дидактические
игры,
для
накапливания
сенсорного
опыта
детей,
мы
заметили,
что
дети
легче
адаптируются к
условиям детского сада, дети увереннее накапливают представления о цвете,
форме, величине, проявляя желание действовать вместе с воспитателем, со
сверстниками и самостоятельно. Для обогащения сенсорного опыта детей,
мы постоянно вносим новые дидактические игры. Ведь любая игра учит
запоминать,
мыслить,
анализировать,
синтезировать,
экспериментировать,
обобщать, т.е. помогает развивать умственные способности детей.
В
процессе
создания
сенсорной
зоны
мы
отдали
предпочтение
не
приобретению
готовых
материалов,
а
играм,
сделанных
своими
руками.
Активное участие в их изготовлении принимают родители, привнося иногда
что-то новое.
Найди цветок для вазочки!
Для игры нужны вырезанные из картона фигурки цветов и вазочек красного,
синего, желтого, зеленого цвета. Разложите цветы на столе и предложите
малышу
помочь
цветочкам
найти
свои
вазочки. В
дальнейшем
можно
добавлять фигурки других цветов.
Почини юбочку!
Разложите на столе фигурки юбочек вырезанные из картона разных цветов. В
середине
каждой
юбочки
можно
вырезать
геометрические
формы.
Предложите
ребенку
положить
заплаточку
на
юбочку
по
цвету
и
геометрической форме.
Волшебный цветочек !
Из разноцветной ткани шьются лепесточки и серединка цветка. По цвету
лепестка, на серединку пришиваем пуговку. Предложите малышу
пристегнуть синий лепесток на синюю пуговку и т.д.
Завяжи солнышку бантик !
Из желтого картона вырезается солнышко и разноцветные лучики и бантики
под цвет каждого лучика. Предложите ребенку подобрать бантик по цвету
лучика. В дальнейшем можно добавлять другие цвета.
Волшебные крышечки !
В картонной коробке вырезаются отверстия и вставляем в эти отверстия
горлышки из пластмассовых бутылок с разноцветными крышками. Ребенок
подбирает крышечки по цвету цветочка нарисованного или приклеенного на
коробке.
Волшебные прищепки
Из картона вырезается круг, наклеиваем на картон еду, которые употребляют
животные. Отдельно рисуем мордочки животных и приклеиваем их на
деревянные прищепки. Предложить ребенку прицепить мордочку животного
к еде, которую животное употребляет.
Собери бусы
Берутся разноцветные крышечки от пластмассовых бутылочек, в середине
каждой крышечки делаем небольшое отверстие. На шнурок синего цвета
нанизываем синюю крышечку, и так на все разноцветные шнурочки.
Домик для кошечки
На любой по цвету лист картона клеим геометрические фигуры. В эти
фигуры наклеиваем кошечек (можно любого животного). Отдельно вырезаем
геометрические фигуры и просим ребенка закрыть кошечку в домике в
соответствии с геометрической формой.
Веселые мордочки
Из ткани вырезаются круглые мордочки животных разного цвета, отдельно
ушки овальной формой, кружочки. На мордочки пришиваем пуговки в виде
глазок. На глазки из пуговок пристегиваем по цвету мордочки ушки
овальной формы или круглые глазки.
Коробочки с секретом
Берутся пустые спичечные коробочки. Наклеиваем на вверх коробочки
разных животных, птиц. Внутрь коробочки клеим еду, которую употребляют
животные, птицы. Закрываем коробочку и сначала предлагаем назвать, что за
животное или птица наклеена на верхней части коробочки, что употребляет в
пищу животное или птицы. Ответив ребенок открывает коробочку и
сравнивает свой ответ, с картинками наклеенными внутри коробочки.
Поросеночек
Берется пустая пластмассовая бутылка, обшивается тканью любого цвета. В
носик поросеночка кладем фасоль или крупные бусины. По просьбе
взрослого, ребенок кладет в поросеночка фасоль или крупные бусины. Игра
проводиться под присмотром взрослого.
Просим выразить свое мнение о нашем практическом семинаре. На стене
расположен контур паровозика и цветные фишки: если вы полностью
удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите красный
кружок, если частично-синий квадрат, а если не удовлетворены - зелёный
треугольник. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.