Напоминание

Чтение с листа как неотъемлемая часть работы концертмейстера. Некоторые рекомендации.


Автор: Колесникова Виталия Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Луганская государственная академия культуры и искусств имени Михаила Матусовского"
Населённый пункт: город Луганск
Наименование материала: статья
Тема: Чтение с листа как неотъемлемая часть работы концертмейстера. Некоторые рекомендации.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Колесникова В.В.

Чтение с листа как неотъемлемая часть работы

концертмейстера. Некоторые рекомендации.

Многие музыканты склонны относиться к концертмейстерству

свысока: игра «под солистом» и по нотам якобы не требует большого

мастерства. Это глубоко ошибочная позиция. Солист и пианист

(концертмейстер) в художественном смысле являются членами единого,

целостного музыкального организма. Более того, концертмейстерское

искусство доступно далеко не всем пианистам. Оно требует высокого

музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания.

Термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не тождественны, хотя

на практике и в литературе часто применяются как синонимы.

Аккомпаниатор (от франц. «akkompagner» - сопровождать) – музыкант,

играющий партию сопровождения солисту (солистам) на эстраде. Мелодию

сопровождают ритм и гармония, сопровождение подразумевает ритмическую

и гармоническую опору. Концертмейстер - «пианист, помогающий

вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и

аккомпанирующий им на репетициях и в концертах».

Понятие «концертмейстер» включает в себя нечто большее:

разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их

исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения

трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к

исправлению тех или иных недостатков.

Применительно к деятельности музыканта-пианиста,

концертмейстерство – одна из самых распространенных и востребованных

профессий. Процесс обучения в концертмейстерском классе связан с

приобретением ряда специфических знаний, умений и навыков.

В концертмейстерском классе обучающийся овладевает секретами этой

нелегкой, но прекрасной профессии, приобретает профессиональные знания,

умения и навыки, необходимые для работы с солистом (певцом,

инструменталистом или группой солистов).

Главным содержанием работы в концертмейстерском классе является

совместный труд концертмейстера и исполнителя над произведением,

понимание музыкального образа в единстве с партнером, художественное

исполнение аккомпанемента в соответствии с принципами ансамбля.

Никто не подвергает сомнению необходимость развивать

виртуознотехнические данные обучающихся, повышать их исполнительское

мастерство. Однако, когда речь заходит об умении читать с листа, на лицах

собеседников обычно появляется удивленная улыбка, означающая: «Разве

этому можно научить?». Иногда произносится знаменитый афоризм И

Гофмана: «Лучший способ научиться быстро читать – это как можно больше

читать». Действительно, ни один навык не может быть приобретен без

постоянной тренировки. Но беда вот в чем: упование на одну только

практику приводит к тому, что довольно значительная часть музыкантов за

долгие годы обучения так и не овладевают этим необходимым для них

навыком.

Основные элементы, из которых складывается навык игры с листа – это два

предварительных исходных условия свободной игры по нотам:

1. уверенное знание «языка нот», системы нотных обозначений и ускоренное

чтение;

2. ускоренное восприятие нотной графики.

Играя с листа, даже в умеренном темпе, музыкант не имеет

возможности увидеть и осмыслить каждый нотный знак. На помощь ему

приходят различные приемы ускоренного чтения. Один из них –

«относительное» чтение, которое осуществляется на основе четкого

представления пространственных дистанций между нотными знаками: одна

нота (обычно нижняя нота интервала или аккорда, первая нота в

горизонтальной последовательности звуков) воспринимается по

абсолютному положению на нотном стане, остальные по расстоянию между

ней и соседними нотами, т.е. относительно.

Е. Шендерович, исходя из многолетнего опыта работы в

концертмейстерском классе, предлагает поэтапную методику овладения

навыком чтения аккомпанемента с листа. Такой навык формируется из

нескольких стадий постепенного охвата трехстрочной партитуры:

1. играются только сольная и басовая партии. Пианист приучается

следить за партией солиста, отвыкает от многолетней привычки охватывать

только фортепианную двухстрочную партитуру;

2. исполняется вся трехстрочная фактура, но не буквально, а путем

приспособления расположений аккордов к возможностям своих рук, иногда

меняя последовательность звуков, снимая удвоения. При этом сохраняется

звуковой состав аккордов и гармоническое развитие в целом;

3. пианист внимательно читает поэтический текст, затем играет одну

лишь вокальную строчку, подпевая слова или ритмично их проговаривая.

При этом надо запомнить, в каких местах располагаются цезуры (чтобы

певец взял дыхание), где возникнут замедления, ускорения, кульминация;

4. пианист полностью сосредотачивается на фортепианной партии;

хорошо выгравшись в аккомпанемент, подключает вокальную строчку

(которую поет солист, или подыгрывает другой пианист, подпевает сам

аккомпаниатор, воспроизводит магнитофон).

Мы рассмотрели один из важнейших аспектов работы концертмейстера

и способы занятий в концертмейстерском классе.

Работа концертмейстера уникальна и увлекательна, его роль в учебном

процессе неоспоримо велика, а владение в совершенстве «комплексом

концертмейстера» повышает востребованность пианиста в разных сферах

музыкальной деятельности от домашнего музицирования до музыкального

исполнительства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова О.А. Некоторые особенности работы концертмейстера в классе

специального дирижирования на дирижерско-хоровом отделении //

Державинские чтения. Искусствоведение. Социально-культурная

деятельность: Материалы научной конференции преподавателей и

аспирантов. – Тамбов: Издво ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. – С. 71-72.

2. Борисова Н.М. Содержание урока по концертмейстерскому классу на

МПФ пединститута // Вопросы исполнительской подготовки учителя

музыки. - М., 1982. – С. 130-140.

3. Брянская Ф. «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые

годы обучения пианиста.» КЛАССИКА – ХХI. 2006г.

4. Виноградов К.М. О работе оперного концертмейстера // О работе

концертмейстера: Сб. статей / Ред. М. Смирнов. – М.: Музыка, 1974. – С. 111-

134.

5. Воротной М.В. О концертмейстерском мастерстве пианиста: к проблеме

получения квалификации в Вузе // Проблемы музыкального воспитания и

педагогики: Сборник научных трудов / Науч. ред. Н.К. Терентьева. – СПб.,

РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – Вып. 2. – С. 66-70.

6. Володина С.Н. «Особенности аккомпанемента с листа и развитие навыков

чтения с листа при обучении начинающих концертмейстеров.» Методическая

работа. М.: МВМУ, 2001 г.

7. Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента // О

мастерстве ансамблиста. Сб. науч.. трудов. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986. – С.

31- 48.

8. Горошко Н.Н. Современная подготовка пианиста-концертмейстера: от

узкой направленности к разностороннему воспитанию исполнительского

мастерства // Музыкальное образование на пороге 21 века в контексте

эволюции отечественного музыкального искусства: Материалы Российской

научнопрактической конференции 17-18 декабря 1998 г. / Оренбург. гос. пед

ун-т; Ред. колл.: М.С. Каргопольцев, Г.П. Коломиец и др. – Оренбург: Изд-во

ОГПУ, 1998. - С. 98-100



В раздел образования