Автор: Колесникова Виталия Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Луганская государственная академия культуры и искусств имени Михаила Матусовского"
Населённый пункт: город Луганск
Наименование материала: статья
Тема: Чтение с листа как неотъемлемая часть работы концертмейстера. Некоторые рекомендации.
Раздел: среднее профессиональное
Колесникова В.В.
Чтение с листа как неотъемлемая часть работы
концертмейстера. Некоторые рекомендации.
Многие музыканты склонны относиться к концертмейстерству
свысока: игра «под солистом» и по нотам якобы не требует большого
мастерства. Это глубоко ошибочная позиция. Солист и пианист
(концертмейстер) в художественном смысле являются членами единого,
целостного музыкального организма. Более того, концертмейстерское
искусство доступно далеко не всем пианистам. Оно требует высокого
музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания.
Термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не тождественны, хотя
на практике и в литературе часто применяются как синонимы.
Аккомпаниатор (от франц. «akkompagner» - сопровождать) – музыкант,
играющий партию сопровождения солисту (солистам) на эстраде. Мелодию
сопровождают ритм и гармония, сопровождение подразумевает ритмическую
и гармоническую опору. Концертмейстер - «пианист, помогающий
вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и
аккомпанирующий им на репетициях и в концертах».
Понятие «концертмейстер» включает в себя нечто большее:
разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их
исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения
трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к
исправлению тех или иных недостатков.
Применительно к деятельности музыканта-пианиста,
концертмейстерство – одна из самых распространенных и востребованных
профессий. Процесс обучения в концертмейстерском классе связан с
приобретением ряда специфических знаний, умений и навыков.
В концертмейстерском классе обучающийся овладевает секретами этой
нелегкой, но прекрасной профессии, приобретает профессиональные знания,
умения и навыки, необходимые для работы с солистом (певцом,
инструменталистом или группой солистов).
Главным содержанием работы в концертмейстерском классе является
совместный труд концертмейстера и исполнителя над произведением,
понимание музыкального образа в единстве с партнером, художественное
исполнение аккомпанемента в соответствии с принципами ансамбля.
Никто не подвергает сомнению необходимость развивать
виртуознотехнические данные обучающихся, повышать их исполнительское
мастерство. Однако, когда речь заходит об умении читать с листа, на лицах
собеседников обычно появляется удивленная улыбка, означающая: «Разве
этому можно научить?». Иногда произносится знаменитый афоризм И
Гофмана: «Лучший способ научиться быстро читать – это как можно больше
читать». Действительно, ни один навык не может быть приобретен без
постоянной тренировки. Но беда вот в чем: упование на одну только
практику приводит к тому, что довольно значительная часть музыкантов за
долгие годы обучения так и не овладевают этим необходимым для них
навыком.
Основные элементы, из которых складывается навык игры с листа – это два
предварительных исходных условия свободной игры по нотам:
1. уверенное знание «языка нот», системы нотных обозначений и ускоренное
чтение;
2. ускоренное восприятие нотной графики.
Играя с листа, даже в умеренном темпе, музыкант не имеет
возможности увидеть и осмыслить каждый нотный знак. На помощь ему
приходят различные приемы ускоренного чтения. Один из них –
«относительное» чтение, которое осуществляется на основе четкого
представления пространственных дистанций между нотными знаками: одна
нота (обычно нижняя нота интервала или аккорда, первая нота в
горизонтальной последовательности звуков) воспринимается по
абсолютному положению на нотном стане, остальные по расстоянию между
ней и соседними нотами, т.е. относительно.
Е. Шендерович, исходя из многолетнего опыта работы в
концертмейстерском классе, предлагает поэтапную методику овладения
навыком чтения аккомпанемента с листа. Такой навык формируется из
нескольких стадий постепенного охвата трехстрочной партитуры:
1. играются только сольная и басовая партии. Пианист приучается
следить за партией солиста, отвыкает от многолетней привычки охватывать
только фортепианную двухстрочную партитуру;
2. исполняется вся трехстрочная фактура, но не буквально, а путем
приспособления расположений аккордов к возможностям своих рук, иногда
меняя последовательность звуков, снимая удвоения. При этом сохраняется
звуковой состав аккордов и гармоническое развитие в целом;
3. пианист внимательно читает поэтический текст, затем играет одну
лишь вокальную строчку, подпевая слова или ритмично их проговаривая.
При этом надо запомнить, в каких местах располагаются цезуры (чтобы
певец взял дыхание), где возникнут замедления, ускорения, кульминация;
4. пианист полностью сосредотачивается на фортепианной партии;
хорошо выгравшись в аккомпанемент, подключает вокальную строчку
(которую поет солист, или подыгрывает другой пианист, подпевает сам
аккомпаниатор, воспроизводит магнитофон).
Мы рассмотрели один из важнейших аспектов работы концертмейстера
и способы занятий в концертмейстерском классе.
Работа концертмейстера уникальна и увлекательна, его роль в учебном
процессе неоспоримо велика, а владение в совершенстве «комплексом
концертмейстера» повышает востребованность пианиста в разных сферах
музыкальной деятельности от домашнего музицирования до музыкального
исполнительства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова О.А. Некоторые особенности работы концертмейстера в классе
специального дирижирования на дирижерско-хоровом отделении //
Державинские чтения. Искусствоведение. Социально-культурная
деятельность: Материалы научной конференции преподавателей и
аспирантов. – Тамбов: Издво ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. – С. 71-72.
2. Борисова Н.М. Содержание урока по концертмейстерскому классу на
МПФ пединститута // Вопросы исполнительской подготовки учителя
музыки. - М., 1982. – С. 130-140.
3. Брянская Ф. «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые
годы обучения пианиста.» КЛАССИКА – ХХI. 2006г.
4. Виноградов К.М. О работе оперного концертмейстера // О работе
концертмейстера: Сб. статей / Ред. М. Смирнов. – М.: Музыка, 1974. – С. 111-
134.
5. Воротной М.В. О концертмейстерском мастерстве пианиста: к проблеме
получения квалификации в Вузе // Проблемы музыкального воспитания и
педагогики: Сборник научных трудов / Науч. ред. Н.К. Терентьева. – СПб.,
РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – Вып. 2. – С. 66-70.
6. Володина С.Н. «Особенности аккомпанемента с листа и развитие навыков
чтения с листа при обучении начинающих концертмейстеров.» Методическая
работа. М.: МВМУ, 2001 г.
7. Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента // О
мастерстве ансамблиста. Сб. науч.. трудов. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986. – С.
31- 48.
8. Горошко Н.Н. Современная подготовка пианиста-концертмейстера: от
узкой направленности к разностороннему воспитанию исполнительского
мастерства // Музыкальное образование на пороге 21 века в контексте
эволюции отечественного музыкального искусства: Материалы Российской
научнопрактической конференции 17-18 декабря 1998 г. / Оренбург. гос. пед
ун-т; Ред. колл.: М.С. Каргопольцев, Г.П. Коломиец и др. – Оренбург: Изд-во
ОГПУ, 1998. - С. 98-100