Напоминание

"Активная роль общеобразовательного учреждения в формировании духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств личности"


Автор: Рожкова Наталья Николаевна
Должность: учитель мхк, искусства
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1 ст. Ольгинской
Населённый пункт: ст. Ольгинская
Наименование материала: статья
Тема: "Активная роль общеобразовательного учреждения в формировании духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств личности"
Раздел: среднее образование





Назад





Активная роль общеобразовательного учреждения в формировании

духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств личности
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Сфера общего образования призвана обеспечивать духовно- нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Этому способствует принятая в 2010 году Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», а также проектом Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Концепция включает обоснование общенационального педагогического идеала, систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, к структуре и содержанию программ воспитания и социализации учащихся общеобразовательной школы, а также систему базовых общенациональных ценностей, на основе которых могут б ы т ь выстроены программы воспитания и социализации обучающихся. Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. В качестве основного инструмента педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина названа общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, конфессиями, общественными организациями. Именно школа является ключевым элементом интегративного, социокультурного, общенационального пространства непрерывного (в течение всей жизни) духовно-нравственного развития личности гражданина России, которое организовано в пределах школы и ее ближайшего социального окружения. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Традиционными источниками нравственности являются: 1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России; Любовь к своему народу; Любовь к своей "малой Родине"; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое). 2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная; Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь; Честность; Достоинство.
3. Гражданственность — Правовое государство; Гражданское общество; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; Закон и правопорядок; Межэтниче ский мир; Свобода сове сти и вероисповедания. 4. Семья — Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода. 5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость. 6. Наука — Познание; Истина; Научная картина мира; Экологическое сознание. 7. Традиционные российские религии включают представления о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине мира. 8. Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие. 9. Природа — Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля. 10.Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество. В каждом образовательном учреждении Аксайского района реализуются программы воспитания и развития личности обучающихся. В основе программы воспитания каждого образовательного учреждения определены нравственные ценности, не противоречащие установленным в Концепции и способствующие более полному раскрытию национального воспитательного идеала в учебно-воспитательном процессе конкретного образовательного учреждения воспитательная работа в Ольгинской средней школе строится в соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России с целью реализации программы Школа народной культуры. Работа над данной проблемой ведется с 1998 года. Коллектив Ольгинской средней школы №1 воспринимает идею опоры на народную культуру как духовный мост из прошлого в будущее, как возможность воспитания интереса к прошлому, уважения к предкам, к поколениям дедов и отцов. Это позволит возродить в сознании людей ценности духовной культуры Дона, у подрастающего поколения ответственности за свою малую и большую Родину, желание трудиться не только для себя, но и для ее блага. В этом контексте цель школьной образовательной системы состоит в приобщении подрастающих поколений к великим ценностям народной культуры, в формировании национального самосознания, способствующего идентификации личности со своей страной, со своим народом, его настоящим и будущим. Воспитательная программа Школы народной культуры дополнена рядом целевых подпрограмм: Школа толерантности, Одаренные дети, Профилактика правонарушений и преступлений среди подростков, Здоровье, Детских объединений Цветик-семицветик и В мире звезд. В 2009-10 учебном
году введена подпрограмма «Возрождение традиций духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников» В Ольгинской школе реализация воспитательной программы в соответствии с Концепцией осуществляется по пяти направлениям: урочная деятельность; внеурочная деятельность (культурные практики); внешкольная деятельность (социальные и культурные практики); семейное воспитание; изучение культурологических основ традиционных российских религий. Урочная деятельность. Программа Школы народной культуры и содержащиеся в ней воспитательные задачи интегрированы в содержание учебных предметов. На учебное содержание необходимо смотреть не только со стороны традиционных дидактических принципов (научности, системности, последовательности и т.д.), не менее важными являются принципы культуросообразности, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности. Традиционно велико воспитательное значение литературы, истории, отечественной и мировой художественной культуры. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию. В нашей школе в 2009 году был введен интегрированный курс МХК и Основ духовной культуры. Давно ведутся факультативные курсы «Доноведение», «Литература Дона», «Я- гражданин», элективный курс «Светочи Ро с с ии» , «Жизнетворчество». Внеурочная деятельность. Базовые ценности отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, игр, а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Дополнительное образование в школе рассматривается как неотъемлемая составляющая часть образовательного процесса. Расширяется спектр его направлений, повышается уровень требований к результативности деятельности детских творческих объединений. Назревает необходимость организации сетевого взаимодействия в рамках дополнительного образования. В школе функционирует 15 кружков. Суть состоит не в том, чтобы научить детей исполнять или мастерить конкретные произведения народного искусства, а в том, чтобы, опираясь на конкретный фольклорно- этнографический материал, научить понимать народное мировоззрение и психологию, выраженные посредством системы художественных средств, имеющих истоки в глубокой древности. В воспитательном процессе школы складывается естественная межпредметная интеграция: краеведение с постижением народной философии, трудовое обучение и физическое воспитание, природоведение и занятия изобразительно-прикладным искусством. Классные руководители в
своей работе на этнографическом материале раскрывают систему миропонимания, выработанную предками ребёнка по тем основным параметрам человеческой жизни, которые хозяйственно-практически, бытийно, нравственно и эстетически являются стержневыми для любой эпохи. В воспитательном процессе находит отражение календарно-обрядовая культура (Масленица, Старый Новый Год, Рождество, Святки), семейно - обрядовая культура (Казачья свадьба, Посиделки, Завалинка, Из бабушкиного сундука), культурное наследие, отражающее исторические этапы жизни народа и их своеобразие Большую помощь учителям в воспитании молодого поколения на славных традициях российского народа оказывают школьные этнографические музеи, которые можно назвать своеобразной «книгой памяти», где через собранные документы и предметы хранится и передается как эстафета потомкам память прошлого, поддерживается и развивается связующая нить времен и поколений. В нашей школе успешно работает музей – Комната боевой славы, Комната трудовой славы, Казачий курень. Воспитательное значение краеведения сейчас возрастает как никогда. Любовь к большой Родине начинается с любви к родине малой. Эта прописная истина известна с давних времен, однако сейчас мы с особой остротой понимаем ее смысл. И учимся использовать. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре. Аксайский район имеет хорошую практику проведения Коллективных творческих дел с привлечением общественности, религиозных деятелей, СМИ. Так в нашей Школе народной культуры проводились такие коллективные творческие дела Праздник урожая, День сказочных затей, Народов дружная семья. Внешкольная деятельность. Внешкольные мероприятия широко используются во всех школах: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д. — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика — педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения и морального выбора. Социальные практики широко используются в работе школ и позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик принимают участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской
деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д. Активно готовимся к проведению Дня пожилого человека, акциям «Человек истории», «Воин- победитель», «Чужих детей не бывает», Декады милосердия. Семейное воспитание. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет большое значение для духовно-нравственного развития школьника. Процессы школьного и семейного воспитания необходимо педагогически согласовать. Каждая воспитательная подпрограмма содержит систему творческих заданий, выполнить которые ребенок может только со своими родителями. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально- педагогическую технологию нравственного оздоровления общества. В школе организуются лектории по вопросам духовно- нравственного воспитании, проводятся встречи с настоятелем отцом Владимиром, проводятся совместные с родителями мероприятия: День Матери, семейные гостиные, Рождественские посиделки. Одним из путей возвращения к прерванной традиции в российской педагогике в нашей школе являет ся введение в п р о г р а м м у общеобразовательной школы с 2007 года курса «Основы духовно- нравственной культуры», которое предполагает, что дети, независимо от их национальной принадлежности охотно посещают факультативный курс, так как он не ущемляет их прав на вероисповедание, знакомя обучающихся с мировыми религиями, делает акцент на Основах Православной культуры, что значимо для них как для граждан России. Изучение «Основ духовно-нравственной культуры» способствует укреплению межнациональных отношений, преодолению расовой и религиозной нетерпимости, успешному диалогу разных культур, воспитанию толерантности. Эта работа осуществляется в тесном сотрудничестве с районным методическим кабинетом. В этом году проводился муниципальный этап Всероссийской олимпиады по духовной культуре. В рамках районного конкурса «Учитель года» учреждена номинация «Учитель ОДНК». Эффективной формой социализации школьников является их добровольное участие в деятельности различных детско-юношеских общественных объединений. Такое участие позволяет обучающимся осваивать различные социальные роли, получать опыт общественно значимого нравственного поступка. Детско-юношеское движение — форма самореализации детства, что и обусловливает необходимость ее педагогической и организационной поддержки со стороны педагогического коллектива образовательного учреждения и родителей школьников. Поэтому в каждой школе существуют детские организации. Так в Ольгинской школе
содержание деятельности детских объединений «Цветик-семицветики «В мире звезд» составляют общечеловеческие и культурные национальные ценности. Обучающиеся с удовольствием познают обычаи и традиции своего народа, самовыражаются, учатся постигать красоту родного края, вежливости, ответственности. Патриотическое воспитание – одно из основных направлений работы школы – это развитие и укрепление традиций школы – праздники, музыкально-литературные гостиные, митинги, посвященные Дню Победы, Освобождению ст. Ольгинской от немецко-фашистских захватчиков, акция «Георгиевская лента», работа по формированию уважительного и бережного отношения к государственной символике, взаимодействие с Советом ветеранов. Участие в районных соревнованиях военно-патриотеческой направленности «Орленок», «Снайпер», «Школа безопасности», где мы ежегодно занимаем призовые места. Из всего вышеизложенного видно, сколь важна задача, стоящая перед современным образованием и современным учителем. Особенно важно соответствие между духовно-нравственными идеалами, заложенными в предмет «Основы духовно-нравственной культуры», и реальным внутренним состоянием педагога, излагающего этот предмет. Один и тот же жизненный идеал и принципы могут и должны связывать учителя и ученика, иначе педагогическая цель не будет достигнута. Таким образом, в воспитательном процессе огромную роль играет сама личность учителя. Выдающийся педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал, что влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказаний и поощрений. Мы должны осознать, что настоящим богатством России является не природные ресурсы, а человек. В формировании этого человека трудно переоценить роль учителя. Сам учитель должен быть объектом пристальной заботы со стороны государства. "Учитель — это штука тонкая: народный, национальный учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом. Деньгами вы, например, настроите школ, но учителей сейчас не наделаете", — писал Федор Михайлович Достоевский. Только разумный, добродетельный учитель способен воспитать людей, полезных обществу с крепкой государственностью, объединившей в своем доме сотни разных народов, мирно, духовно богато и плодотворно живущих друг с другом, создавших всемирно признанное культурное и духовное наследие России Поэтому главной задачей для учителей МБОУ СОШ №1 ст. Ольгинской ставится закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Решение данных задач возможно через включение детей в культуру нашего народа, посредством вхождения в годовой праздничный круг, знакомства с народным бытом. В Аксайском районе накоплен богатейший опыт использования воспитательных технологий:
 воспитание в процессе учебной деятельности,  разнообразная добротворческая деятельность;  историко-культурное просвещение школьников;  эколого-оздоровительная и природоохранная работа школьников. Если говорить о результатах, которых мы достигли, то это повышение интереса к истории и культуре родного края, возрастание численности воспитанников, вовлеченных в сферу дополнительного образования, увеличение участников творческих, в том числе и православных, конкурсов, победы во Всероссийской олимпиаде по Основам православной культуры. В Ольгинской школе мы отслеживаем положительную динамику в направлении духовно-нравственного и патриотического воспитания: 2009 год – 2 место во Всероссийской олимпиаде по Основам православной культуры, проводимой храмом Серафима – Соровского (15 сертификатов участников); 2009 год – 3 место в муниципальном этапе Всероссийской олимпиаде по Основам православной культуры 2010 год – 2 место в районном конкурсе «Юных экскурсоводов Дона 2010год – 1, 2, 3 места в районном фестивале прессы в номинации «Во славу воина-победителя» 2011 год – 2 место в районной краеведческой конференции «Отечество- 2011» в номинации «Культурное наследие». 2011год – 2 грамоты за активное участие в 1 районных Сретенских чтениях «Подвижничество героев Отечества с 1Х по ХХ1 век» победитель в конкурсе Сретенские чтения 2015 г учащиеся 8-11 классов награждены Дипломами 1 степени за участие в Общероссийской олимпиаде школьников по Основам православной культуры «Русский мир в православной культуре» Таким образом, наши усилия направлены на построение в каждой школе воспитательной системы, при которой все структуры и факторы школьной жизни эффективно содействовали развитию личности школьника. Новая российская школа становится важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.


В раздел образования