Авторы: Сёмина Юлия Александровна, Новосёлова Елена Николаевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №62" г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ОТЦА НА ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКА И ДЕВОЧКИ
Раздел: дошкольное образование
ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ОТЦА НА ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ
МАЛЬЧИКА И ДЕВОЧКИ
Сёмина Юлия Александровна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №62» г.о. Самара
Новосёлова Елена Николаевна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №62» г.о. Самара
Аннотация: в данной статье приведен анализ из различных научных источников, о
важности влияния отца на формирование личности ребенка в семье.
Ключевые слова: воспитание, развитие, отцовство, ребенок, семья.
Современные реалии диктуют семьям свои условия в принципах воспитания
детей. Так в своей практике, мы часто сталкиваемся с тем, что в молодых семьях
формируется ошибочный стереотип того, что отец – это только основной добытчик
в семье, а воспитание детей большей частью ложится на плечи матери. Однако, тот
факт, что ребенку в семье необходимо участие отца в той же мере, что и матери,
неоспорим.
Первые пять лет жизни ребенка играют большую роль в развитии черт
мужественности у мальчиков и женственности у девочек. И чем дольше в этот
период ребёнку придется жить без отца, тем серьёзнее могут оказаться трудности,
если никакой другой мужчина не сможет выполнить эту задачу. (7, с.130).
Мы в полной мере разделяем точку зрения психолога Б. Кочубей, которая
заключается в том, что в формировании психологических качеств мужчин и
женщин огромная роль принадлежит мужчине-воспитателю – отцу или педагогу.
Необходимо отметить, что уже в первые месяцы жизни отец, в отличие от матери, с
мальчиком и с девочкой играет по-разному.
По данным исследования Э. Хетерингтона, у мальчиков, воспитанных одной
матерью, проявляется либо развитие «женских» черт характера, таких как словесная
агрессивность, большая зависимость и предпочтение игр и занятий, традиционно
свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной
мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно «мужского»
поведения с зависимым характером. (1, с.12-13).
В статье «Под отцовским крылом» Б. Кочубей считает, что нормальное
развитие мужских интересов, мужского самосознания у детей тесно связано с
участием отца в их воспитании. Так, наиболее мужественные сыновья вырастают
отнюдь не у тех отцов, кто стоит за спартанскую суровость, а у нежных и
заботливых. Исследования показали: сыновья добрых, мягких отцов очень рано
начинают предпочитать мужские (технические) игрушки и отвергать женские
(куклы), тогда как сыновья суровых отцов долго не могут выбрать игрушку своего
пола. (3, с.35).
Таким образом, главенство мужчины в решении наиболее важных и
ответственных вопросов семейной жизни весьма важно. Можно с уверенностью
сказать, что пример отца - это жизненное знамя для сына.
Врач Л. Ю. Попова в своей статье «Воспитание сына», указывает, что
огромную роль в воспитании играет ласка. Мальчики не меньше девочек нуждаются
в родительской ласке и телесном контакте с родителями на протяжении всего
периода детства. Так, дети, которые регулярно видели проявление любви и
привязанности от родителей, обладают более развитым чувством внутренней
безопасности (4,с. 49; 3, с.35).
В отношении девочек исследования, проведённые Э. Хетерингтоном (6, с. 130)
показали, что девушки-подростки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют
недостаточную уверенность в отношениях с мужчинами, особенно в тех случаях,
где потеря отца или его уход имели место в первые пять лет жизни дочери.
Ученый отмечал, что поведение большинства девушек было более или менее
сходным, когда беседу с ними проводила женщина, но появлялись различия, когда
беседу проводил мужчина. Различия, наблюдавшиеся в данной ситуации, находили
своё подтверждение в повседневной жизни и при общении с мальчиками их
возраста (6, с. 130).
В своих работах Б. Кочубей неоднократно указывает на то, что огромную роль
в судьбе девочки играет, прежде всего, общая оценка отцом её внешней
привлекательности – даже в самые юные, дошкольные годы, а тем более в
подростковом возрасте. Если дочь активно не нравится отцу, и он всячески
подчёркивает её непривлекательность, это очень пагубно скажется в последствии на
формировании собственной самооценки.
Непросто будет и той, которая выросла в атмосфере безусловного отцовского
обожания: ей будет нелегко привыкать к тому, что некоторые молодые люди
осмеливаются относиться к ней без восхищения или даже равнодушно (3, с. 35).
Мы разделяем мнение Б. Кочубей, что колоссальное значение для развития,
как мальчика, так и девочки имеют отношения между отцом и матерью. Ребёнок,
взрослея, наблюдает развитие этих отношений, и они становятся для него моделью,
образцом отношений между Мужчиной и Женщиной вообще. Ребёнок видит,
какими способами и в чью пользу разрешаются конфликты, какие качества
(грубость, хитрость, нежность) чаще всего проявляются и больше всего ценятся. Он
предвидит здесь свою будущую роль, получает «сценарий» для построения своих
собственных отношений в будущем.
Американский психолог Э. Фромм, анализируя традиционную семью выделил
отцовский и материнский подходы к детям как два принципиально разных типа
любви. Отцовская любовь требовательна, она стремится к справедливости, к тому,
чтобы любить ребёнка в соответствии с его заслугами – не больше, но и не меньше.
Материнская любовь слепа и не знает справедливости. Мать любит ребёнка за то,
что он существует, за то, что он её ребёнок. Она не требует никаких заслуг;
красивый и урод, умный и бестолковый – все в равной мере достойны материнской
любви.
Так же представляет инетерс мнение психолога Э. Рутмана. В своей статье
«Отец – кормилец или воспитатель» он пишет, что существуют данные,
свидетельствующие, что наличие или отсутствие отца может сказываться и на
интеллектуальном развитии. Некоторые психологи считают, что для мужского
склада ума скорее характерно развитие математических, а для женского –
гуманитарных способностей. Этому свидетельствуют данные о том, что у детей,
растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности в ущерб
математическим (5, с. 67).
Наличие отца и его положение в семье влияют не только на способности
ребёнка, но и на интерес к учению и образованию. По данным Б. Кочубей, чем чаще
мальчик бывает с отцом, тем лучше он учится, но что особенно важно, эта
зависимость отмечается даже при равных способностях. Отец, активный, деловой,
подтянутый, нацеленный на успех, вызывает у сына стремление соответствовать
этому образцу (2, с. 34-35).
Таким образом, стоит подчеркнуть, что степень влияния отца на воспитание
зависит от пола ребёнка. Одни и те же черты отца могут прекрасно влиять на
развитие мальчика, но в значительно меньшей степени стимулировать
формирование девочки, и наоборот. Так же это влияние зависит от положения отца
в семье. Сила и авторитетность отца могут играть положительную и отрицательную
роль в развитии ребёнка.
Мы считаем, наиболее важным аспектом участия отца в воспитании детей
необходимость того, чтобы отец учил детей тем вещам, которым не может научить
мать. А главное – разговаривал с детьми, выступал в роли мудрого наставника, к
которому можно обратиться с самыми разными вопросами.
Роль мужчины в воспитании детей огромна. Заслуга отцов в воспитании
сыновей состоит в формировании мужской модели поведения, становлении их как
глав семьи, на которых можно положиться в дальнейшем, умеющих брать
ответственность на себя и быть опорой для своей семьи. Не менее значима роль
отца, при воспитании дочерей. Когда отец активно принимает участие в воспитании
девочки, у нее формируется понятие эталона мужчины, так называемого образца,
что очень положительно скажется в будущем при формировании навыка общения с
противоположным полом.
Таким образом, мы приходим к единственному выводу, что для
гармоничного развития в семье как мальчика, так и девочки роль отца незаменима.
Безусловно, в процессе воспитания важно участие обоих родителей, однако
развитие личности ребенка проходит наиболее полноценно именно в тех семьях, где
отец играет ключевую роль в течение всего периода детства своих детей.
Литература:
1.
Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций:
Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2004.
2.
Кочубей Б. Мужчина и ребёнок. – М. – 1990. – 80с
3.
Кочубей Б. Под отцовским крылом. // Семья и школа 1990 г. №7, стр. 34-35.
4.
Попова Л. Воспитание сына. // Воспитание школьников 2001 г. №3, стр. 47-49.
5.
Рутман Э.М., Искольдский Н.В. Истоки радости. – М.: Знание, 1987.
6.
Степанов С. Чего вы знаете и чего не знаете о себе и других. М., 1994.
7.
Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное
руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.