Напоминание

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ОТЦА НА ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКА И ДЕВОЧКИ


Авторы: Сёмина Юлия Александровна, Новосёлова Елена Николаевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №62" г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ОТЦА НА ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКА И ДЕВОЧКИ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ОТЦА НА ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ

МАЛЬЧИКА И ДЕВОЧКИ

Сёмина Юлия Александровна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №62» г.о. Самара

Новосёлова Елена Николаевна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №62» г.о. Самара

Аннотация: в данной статье приведен анализ из различных научных источников, о

важности влияния отца на формирование личности ребенка в семье.

Ключевые слова: воспитание, развитие, отцовство, ребенок, семья.

Современные реалии диктуют семьям свои условия в принципах воспитания

детей. Так в своей практике, мы часто сталкиваемся с тем, что в молодых семьях

формируется ошибочный стереотип того, что отец – это только основной добытчик

в семье, а воспитание детей большей частью ложится на плечи матери. Однако, тот

факт, что ребенку в семье необходимо участие отца в той же мере, что и матери,

неоспорим.

Первые пять лет жизни ребенка играют большую роль в развитии черт

мужественности у мальчиков и женственности у девочек. И чем дольше в этот

период ребёнку придется жить без отца, тем серьёзнее могут оказаться трудности,

если никакой другой мужчина не сможет выполнить эту задачу. (7, с.130).

Мы в полной мере разделяем точку зрения психолога Б. Кочубей, которая

заключается в том, что в формировании психологических качеств мужчин и

женщин огромная роль принадлежит мужчине-воспитателю – отцу или педагогу.

Необходимо отметить, что уже в первые месяцы жизни отец, в отличие от матери, с

мальчиком и с девочкой играет по-разному.

По данным исследования Э. Хетерингтона, у мальчиков, воспитанных одной

матерью, проявляется либо развитие «женских» черт характера, таких как словесная

агрессивность, большая зависимость и предпочтение игр и занятий, традиционно

свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной

мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно «мужского»

поведения с зависимым характером. (1, с.12-13).

В статье «Под отцовским крылом» Б. Кочубей считает, что нормальное

развитие мужских интересов, мужского самосознания у детей тесно связано с

участием отца в их воспитании. Так, наиболее мужественные сыновья вырастают

отнюдь не у тех отцов, кто стоит за спартанскую суровость, а у нежных и

заботливых. Исследования показали: сыновья добрых, мягких отцов очень рано

начинают предпочитать мужские (технические) игрушки и отвергать женские

(куклы), тогда как сыновья суровых отцов долго не могут выбрать игрушку своего

пола. (3, с.35).

Таким образом, главенство мужчины в решении наиболее важных и

ответственных вопросов семейной жизни весьма важно. Можно с уверенностью

сказать, что пример отца - это жизненное знамя для сына.

Врач Л. Ю. Попова в своей статье «Воспитание сына», указывает, что

огромную роль в воспитании играет ласка. Мальчики не меньше девочек нуждаются

в родительской ласке и телесном контакте с родителями на протяжении всего

периода детства. Так, дети, которые регулярно видели проявление любви и

привязанности от родителей, обладают более развитым чувством внутренней

безопасности (4,с. 49; 3, с.35).

В отношении девочек исследования, проведённые Э. Хетерингтоном (6, с. 130)

показали, что девушки-подростки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют

недостаточную уверенность в отношениях с мужчинами, особенно в тех случаях,

где потеря отца или его уход имели место в первые пять лет жизни дочери.

Ученый отмечал, что поведение большинства девушек было более или менее

сходным, когда беседу с ними проводила женщина, но появлялись различия, когда

беседу проводил мужчина. Различия, наблюдавшиеся в данной ситуации, находили

своё подтверждение в повседневной жизни и при общении с мальчиками их

возраста (6, с. 130).

В своих работах Б. Кочубей неоднократно указывает на то, что огромную роль

в судьбе девочки играет, прежде всего, общая оценка отцом её внешней

привлекательности – даже в самые юные, дошкольные годы, а тем более в

подростковом возрасте. Если дочь активно не нравится отцу, и он всячески

подчёркивает её непривлекательность, это очень пагубно скажется в последствии на

формировании собственной самооценки.

Непросто будет и той, которая выросла в атмосфере безусловного отцовского

обожания: ей будет нелегко привыкать к тому, что некоторые молодые люди

осмеливаются относиться к ней без восхищения или даже равнодушно (3, с. 35).

Мы разделяем мнение Б. Кочубей, что колоссальное значение для развития,

как мальчика, так и девочки имеют отношения между отцом и матерью. Ребёнок,

взрослея, наблюдает развитие этих отношений, и они становятся для него моделью,

образцом отношений между Мужчиной и Женщиной вообще. Ребёнок видит,

какими способами и в чью пользу разрешаются конфликты, какие качества

(грубость, хитрость, нежность) чаще всего проявляются и больше всего ценятся. Он

предвидит здесь свою будущую роль, получает «сценарий» для построения своих

собственных отношений в будущем.

Американский психолог Э. Фромм, анализируя традиционную семью выделил

отцовский и материнский подходы к детям как два принципиально разных типа

любви. Отцовская любовь требовательна, она стремится к справедливости, к тому,

чтобы любить ребёнка в соответствии с его заслугами – не больше, но и не меньше.

Материнская любовь слепа и не знает справедливости. Мать любит ребёнка за то,

что он существует, за то, что он её ребёнок. Она не требует никаких заслуг;

красивый и урод, умный и бестолковый – все в равной мере достойны материнской

любви.

Так же представляет инетерс мнение психолога Э. Рутмана. В своей статье

«Отец – кормилец или воспитатель» он пишет, что существуют данные,

свидетельствующие, что наличие или отсутствие отца может сказываться и на

интеллектуальном развитии. Некоторые психологи считают, что для мужского

склада ума скорее характерно развитие математических, а для женского –

гуманитарных способностей. Этому свидетельствуют данные о том, что у детей,

растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности в ущерб

математическим (5, с. 67).

Наличие отца и его положение в семье влияют не только на способности

ребёнка, но и на интерес к учению и образованию. По данным Б. Кочубей, чем чаще

мальчик бывает с отцом, тем лучше он учится, но что особенно важно, эта

зависимость отмечается даже при равных способностях. Отец, активный, деловой,

подтянутый, нацеленный на успех, вызывает у сына стремление соответствовать

этому образцу (2, с. 34-35).

Таким образом, стоит подчеркнуть, что степень влияния отца на воспитание

зависит от пола ребёнка. Одни и те же черты отца могут прекрасно влиять на

развитие мальчика, но в значительно меньшей степени стимулировать

формирование девочки, и наоборот. Так же это влияние зависит от положения отца

в семье. Сила и авторитетность отца могут играть положительную и отрицательную

роль в развитии ребёнка.

Мы считаем, наиболее важным аспектом участия отца в воспитании детей

необходимость того, чтобы отец учил детей тем вещам, которым не может научить

мать. А главное – разговаривал с детьми, выступал в роли мудрого наставника, к

которому можно обратиться с самыми разными вопросами.

Роль мужчины в воспитании детей огромна. Заслуга отцов в воспитании

сыновей состоит в формировании мужской модели поведения, становлении их как

глав семьи, на которых можно положиться в дальнейшем, умеющих брать

ответственность на себя и быть опорой для своей семьи. Не менее значима роль

отца, при воспитании дочерей. Когда отец активно принимает участие в воспитании

девочки, у нее формируется понятие эталона мужчины, так называемого образца,

что очень положительно скажется в будущем при формировании навыка общения с

противоположным полом.

Таким образом, мы приходим к единственному выводу, что для

гармоничного развития в семье как мальчика, так и девочки роль отца незаменима.

Безусловно, в процессе воспитания важно участие обоих родителей, однако

развитие личности ребенка проходит наиболее полноценно именно в тех семьях, где

отец играет ключевую роль в течение всего периода детства своих детей.

Литература:

1.

Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций:

Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2004.

2.

Кочубей Б. Мужчина и ребёнок. – М. – 1990. – 80с

3.

Кочубей Б. Под отцовским крылом. // Семья и школа 1990 г. №7, стр. 34-35.

4.

Попова Л. Воспитание сына. // Воспитание школьников 2001 г. №3, стр. 47-49.

5.

Рутман Э.М., Искольдский Н.В. Истоки радости. – М.: Знание, 1987.

6.

Степанов С. Чего вы знаете и чего не знаете о себе и других. М., 1994.

7.

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное

руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.



В раздел образования