Напоминание

Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы


Автор: Супрунова Галина Викторовна
Должность: учитель русского языка, литературы и кубановедения
Учебное заведение: МОБУСОШ N15 им.Н.И.Коробчака с.Ковалевского муниципального образования Новокубанский район
Населённый пункт: с.Ковалевское
Наименование материала: статья
Тема: Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Активные формы и методы обучения

на уроках русского языка и литературы

Современному обществу нужны грамотные, всесторонне развитые, свободные, самоопределяющиеся

личности, самостоятельно адаптирующиеся в коллективе и обществе. Использование активных форм

и методов обучения помогает активизировать познавательную деятельность учащихся, обеспечить

заинтересованную позицию наибольшего количества учеников, дает возможность задействовать

всех, даже самых слабых.

Цель:

Развитие творческого потенциала личности путем использования на уроках русского языка и

литературы активных форм и методов учебной деятельности.

Задачи:

Задача любого педагога - пробудить интерес к учебной деятельности, добиться проявления

учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.

-поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;

-формирование общеучебных умений и навыков с учетом возрастных и психологических

особенностей учащихся;

- включение каждого ученика в активную творческую деятельность;

- усиление практической направленности

обучения русскому языку и литературе на основе

вовлечения учащихся в различные виды деятельности;

- создание на уроках русского языка атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной

поддержки.

Сэм Смит утверждал: «Разум дан человеку, чтобы познавать мир, чтобы вновь и вновь давать имена

явлениям и предметам. Но важно, чтобы путь познания продолжался по инициативе самого человека,

чтобы тот был не объектом, а субъектом освоения тайн мира»

В обучении своих учеников я руководствуюсь принципом «Ученик не объект, а субъект

образовательного процесса». Воплотить этот принцип в практическую деятельность помогают

активные формы и методы.

Активные формы и методы обучения способствуют формированию у учащихся информационной

базы, творческого мышления, практических навыков, самостоятельности.

Активные формы и методы с успехом могут быть реализованы на уроках русского языка и

литературы с учетом грамотного их подбора.

Разные формы и методы ведения урока помогают учителю достичь целенаправленности обучения с

ориентацией на достижение конкретного конечного результата.

Условно активные формы обучения можно разделить на:

-активные формы уроков;

1

- активные методы и приемы обучения;

- активизацию исследовательской деятельности.

Рассмотрим подробнее каждую из составляющих.

Активные формы уроков.

-интегрированные уроки;

-урок-исследование;

-урок-консультация;

- игровые формы уроков;

- мультимедийные технологии обучения.

Остановимся более подробно на некоторых из них.

Игровые формы уроков.( нетрадиционные)

Игра представляет собой первую доступную для школьника форму деятельности, которая

предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий.

В обучении русскому языку и литературе наиболее интересными являются такие игровые формы

уроков, как

- урок-суд;

- урок-подготовка к постановке спектакля или фильма;

- урок-спектакль или концерт;

- урок-конференция;

- урок-КВН;

- урок-путешествие;

- урок – игра.

Данные формы уроков делают ученика субъектом урока не только при проведении, но и на этапе

подготовки, обеспечивают активную заинтересованную позицию наибольшего количества учеников

(многообразие ролей дает возможность задействовать всех, даже самых слабых).

Интеграция- наиболее активно используемый в моей практике принцип обучения. Спектр предметов,

преподаваемых на основе данного принципа, достаточно широк: литература, музыка, история,

искусство. Так, например, анализ эпизода литературного произведения может стать основой

интегрированного урока по подготовке к написанию изложения (особенно в 9 классе). Совместный,

комплексный анализ эпизода поможет не только глубже проникнуть в тайны писательского

мастерства(психологизм, роль художественной детали и т.д.), но и учиться у автора литературного

произведения, «стилизуя» манеру письма автора в творческом задании.

Интеграция уроков истории и литературы поможет приобрести навыки работы с литературным

произведением как историческим источником ( «Борис Годунов», «Кому на Руси жить хорошо» и

т.д.) и в то же время глубже проникнуть в тайны литературного произведения, погружаясь в эпоху

его создания.

2

Итак, интеграция – это один из способов активизации процесса обучения. Результатом данной

работы становится:

- формирование итегративного мышления;

- способность переносить знания, умения и навыки, полученные на одном предмете, на другой;

- формирование творческого подхода к информации.

Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и полезный вид работы, при котором

осуществляются функциональный и системный подходы к изучению языка, а также ярко выявляются

межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует

устранению

грамматических,

стилистических

и

речевых

ошибок,

значительно

углубляют

стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы. Анализ текста

поэтому полезен при подготовке сдачи ГИА и ЕГЭ.

Активные формы уроков требуют активных методов и приемов работы, таких как:

- творческие виды пересказа и итерпретация литературных текстов;

- поисково-исследовательские методы (создание проблемной ситуации, «мозговой штурм», работа

над индивидуальными и групповыми проектами, защита проектов);

- взаимоопрос;

- взаимопроверка работ;

- создание проверочных, самостоятельных, творческих работ для одноклассников или учеников

младших классов.

Так ученики становятся способными к исследовательской деятельности.

Нужен ли ребенку успех в учении? «Безусловно», - скажет любой педагог, и сам ученик, и его

родители. «Интерес к учению, - писал В.А.Сухомлинский, - появляется только тогда, когда есть

вдохновение рождающегося успеха…» В этой фразе названы два главных ключа, которые открывают

дверь к успеху: интерес и вдохновение. Создавая условия для успешного учения, каждый педагог

ищет свои приемы, формы и методы обучения.

Я в своей работе использую формы, методы и приемы, соединяющие обучение и воспитание в

единый процесс. Это:

- групповые формы работы;

- работа в парах;

- разнообразные творческие работы: сочинение загадок, басен, поучений и т.д., инсценирование

фрагментов произведений на уроках литературы, диалогов на уроках русского языка; поэтическое

творчество, иллюстрирование литературных произведений; составление кроссвордов, ребусов,

викторин, разработка дидактических материалов учащимися, в том числе и интерактивных;

- интеллектуальный марафон;

- учебный мозговой штурм (например, создание оригинального памятника литературному герою:

Мцыри, Тарасу Бульбе, купцу Калашникову и др.);

3

- КВН;

- нетрадиционные уроки: заочные экскурсии, прогулки, путешествия, семинары, практикумы,

диспуты, комплексный анализ текста и др.;

- создание ситуации выбора (многовариативность заданий);

- составление схем-опор, использование алгоритмов.

-игровая учебная деятельность;

- различные приемы устного и письменного опроса.

В последнее время все чаще различают понятия «активные» и «интерактивные» методы обучения.

Метод – это система определенных приемов обучения. Различают методы контроля знаний (устные,

письменные,

программированные,

комбинированные)

и

методы

обучения

(объяснительно-

иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские). Между

методом и приемом тонкая грань. Например, в ходе лекции (метод) идет беседа (прием активизации

мышления).

Таким образом, прием – составная часть метода, ведущая к достижению частных задач.

Примеры некоторых приемов: рисованные правила, рифмованные правила, ОРФО-частушки. Также

в своей работе я использую следующие активные приемы:

Продолжите мысль. Например, я думаю, что……

Психорисунок

Двойной дневник

Карусель

«Тонкие и толстые вопросы»

Синквейн

Мозговой штурм

Составление кластера

Я перечислила только некоторые методы и приемы активного и интерактивного

обучения, помогающие воспитывать по-настоящему образованных, нравственных людей, которые

могут

сами

принимать

ответственные

решения,

способны

к

сотрудничеству,

отличаются

мобильностью и динамизмом. Современному развивающемуся обществу необходимы люди с такими

качествами.

Творчество учителя – это очень тонкая работа ума и сердца, воплощение в школьные будни

своей человеческой боли, радости, мечты. Это умение иметь в себе и вызвать в других чувство

тревоги, чувство ответственности за окружающую жизнь.

Закончить свое выступление хочется словами Бернарда Шоу:

«Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность».

4



В раздел образования