Автор: Супрунова Галина Викторовна
Должность: учитель русского языка, литературы и кубановедения
Учебное заведение: МОБУСОШ N15 им.Н.И.Коробчака с.Ковалевского муниципального образования Новокубанский район
Населённый пункт: с.Ковалевское
Наименование материала: статья
Тема: Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование
Активные формы и методы обучения
на уроках русского языка и литературы
Современному обществу нужны грамотные, всесторонне развитые, свободные, самоопределяющиеся
личности, самостоятельно адаптирующиеся в коллективе и обществе. Использование активных форм
и методов обучения помогает активизировать познавательную деятельность учащихся, обеспечить
заинтересованную позицию наибольшего количества учеников, дает возможность задействовать
всех, даже самых слабых.
Цель:
Развитие творческого потенциала личности путем использования на уроках русского языка и
литературы активных форм и методов учебной деятельности.
Задачи:
Задача любого педагога - пробудить интерес к учебной деятельности, добиться проявления
учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.
-поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;
-формирование общеучебных умений и навыков с учетом возрастных и психологических
особенностей учащихся;
- включение каждого ученика в активную творческую деятельность;
- усиление практической направленности
обучения русскому языку и литературе на основе
вовлечения учащихся в различные виды деятельности;
- создание на уроках русского языка атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной
поддержки.
Сэм Смит утверждал: «Разум дан человеку, чтобы познавать мир, чтобы вновь и вновь давать имена
явлениям и предметам. Но важно, чтобы путь познания продолжался по инициативе самого человека,
чтобы тот был не объектом, а субъектом освоения тайн мира»
В обучении своих учеников я руководствуюсь принципом «Ученик не объект, а субъект
образовательного процесса». Воплотить этот принцип в практическую деятельность помогают
активные формы и методы.
Активные формы и методы обучения способствуют формированию у учащихся информационной
базы, творческого мышления, практических навыков, самостоятельности.
Активные формы и методы с успехом могут быть реализованы на уроках русского языка и
литературы с учетом грамотного их подбора.
Разные формы и методы ведения урока помогают учителю достичь целенаправленности обучения с
ориентацией на достижение конкретного конечного результата.
Условно активные формы обучения можно разделить на:
-активные формы уроков;
1
- активные методы и приемы обучения;
- активизацию исследовательской деятельности.
Рассмотрим подробнее каждую из составляющих.
Активные формы уроков.
-интегрированные уроки;
-урок-исследование;
-урок-консультация;
- игровые формы уроков;
- мультимедийные технологии обучения.
Остановимся более подробно на некоторых из них.
Игровые формы уроков.( нетрадиционные)
Игра представляет собой первую доступную для школьника форму деятельности, которая
предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий.
В обучении русскому языку и литературе наиболее интересными являются такие игровые формы
уроков, как
- урок-суд;
- урок-подготовка к постановке спектакля или фильма;
- урок-спектакль или концерт;
- урок-конференция;
- урок-КВН;
- урок-путешествие;
- урок – игра.
Данные формы уроков делают ученика субъектом урока не только при проведении, но и на этапе
подготовки, обеспечивают активную заинтересованную позицию наибольшего количества учеников
(многообразие ролей дает возможность задействовать всех, даже самых слабых).
Интеграция- наиболее активно используемый в моей практике принцип обучения. Спектр предметов,
преподаваемых на основе данного принципа, достаточно широк: литература, музыка, история,
искусство. Так, например, анализ эпизода литературного произведения может стать основой
интегрированного урока по подготовке к написанию изложения (особенно в 9 классе). Совместный,
комплексный анализ эпизода поможет не только глубже проникнуть в тайны писательского
мастерства(психологизм, роль художественной детали и т.д.), но и учиться у автора литературного
произведения, «стилизуя» манеру письма автора в творческом задании.
Интеграция уроков истории и литературы поможет приобрести навыки работы с литературным
произведением как историческим источником ( «Борис Годунов», «Кому на Руси жить хорошо» и
т.д.) и в то же время глубже проникнуть в тайны литературного произведения, погружаясь в эпоху
его создания.
2
Итак, интеграция – это один из способов активизации процесса обучения. Результатом данной
работы становится:
- формирование итегративного мышления;
- способность переносить знания, умения и навыки, полученные на одном предмете, на другой;
- формирование творческого подхода к информации.
Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и полезный вид работы, при котором
осуществляются функциональный и системный подходы к изучению языка, а также ярко выявляются
межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует
устранению
грамматических,
стилистических
и
речевых
ошибок,
значительно
углубляют
стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы. Анализ текста
поэтому полезен при подготовке сдачи ГИА и ЕГЭ.
Активные формы уроков требуют активных методов и приемов работы, таких как:
- творческие виды пересказа и итерпретация литературных текстов;
- поисково-исследовательские методы (создание проблемной ситуации, «мозговой штурм», работа
над индивидуальными и групповыми проектами, защита проектов);
- взаимоопрос;
- взаимопроверка работ;
- создание проверочных, самостоятельных, творческих работ для одноклассников или учеников
младших классов.
Так ученики становятся способными к исследовательской деятельности.
Нужен ли ребенку успех в учении? «Безусловно», - скажет любой педагог, и сам ученик, и его
родители. «Интерес к учению, - писал В.А.Сухомлинский, - появляется только тогда, когда есть
вдохновение рождающегося успеха…» В этой фразе названы два главных ключа, которые открывают
дверь к успеху: интерес и вдохновение. Создавая условия для успешного учения, каждый педагог
ищет свои приемы, формы и методы обучения.
Я в своей работе использую формы, методы и приемы, соединяющие обучение и воспитание в
единый процесс. Это:
- групповые формы работы;
- работа в парах;
- разнообразные творческие работы: сочинение загадок, басен, поучений и т.д., инсценирование
фрагментов произведений на уроках литературы, диалогов на уроках русского языка; поэтическое
творчество, иллюстрирование литературных произведений; составление кроссвордов, ребусов,
викторин, разработка дидактических материалов учащимися, в том числе и интерактивных;
- интеллектуальный марафон;
- учебный мозговой штурм (например, создание оригинального памятника литературному герою:
Мцыри, Тарасу Бульбе, купцу Калашникову и др.);
3
- КВН;
- нетрадиционные уроки: заочные экскурсии, прогулки, путешествия, семинары, практикумы,
диспуты, комплексный анализ текста и др.;
- создание ситуации выбора (многовариативность заданий);
- составление схем-опор, использование алгоритмов.
-игровая учебная деятельность;
- различные приемы устного и письменного опроса.
В последнее время все чаще различают понятия «активные» и «интерактивные» методы обучения.
Метод – это система определенных приемов обучения. Различают методы контроля знаний (устные,
письменные,
программированные,
комбинированные)
и
методы
обучения
(объяснительно-
иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские). Между
методом и приемом тонкая грань. Например, в ходе лекции (метод) идет беседа (прием активизации
мышления).
Таким образом, прием – составная часть метода, ведущая к достижению частных задач.
Примеры некоторых приемов: рисованные правила, рифмованные правила, ОРФО-частушки. Также
в своей работе я использую следующие активные приемы:
Продолжите мысль. Например, я думаю, что……
Психорисунок
Двойной дневник
Карусель
«Тонкие и толстые вопросы»
Синквейн
Мозговой штурм
Составление кластера
Я перечислила только некоторые методы и приемы активного и интерактивного
обучения, помогающие воспитывать по-настоящему образованных, нравственных людей, которые
могут
сами
принимать
ответственные
решения,
способны
к
сотрудничеству,
отличаются
мобильностью и динамизмом. Современному развивающемуся обществу необходимы люди с такими
качествами.
Творчество учителя – это очень тонкая работа ума и сердца, воплощение в школьные будни
своей человеческой боли, радости, мечты. Это умение иметь в себе и вызвать в других чувство
тревоги, чувство ответственности за окружающую жизнь.
Закончить свое выступление хочется словами Бернарда Шоу:
«Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность».
4