Напоминание

"Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры в детском саду


Автор: Салмина Вера Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №226 "Капитошка"
Населённый пункт: г Ульяновск
Наименование материала: "Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду"
Тема: "Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация сюжетной игры в детском саду

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок

приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает

формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и

привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности

детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы

ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме

того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения

общественного опыта. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и

увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной

источник, питающий игру ребенка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность

взрослых и сверстников.

Педагогические принципы организации сюжетной игры в детском саду

Чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми –

это первый принцип. Во время игры воспитатель должен взять на себя роль «играющего

партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности

включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: хорошо — плохо,

правильно — неправильно, так как к сюжетной игре они не применимы.

Игра будет по-настоящему игрой, если ребенок почувствует себя «умеющим интересно

играть» партнером.

Второй принцип организации сюжетной игры: воспитатель должен играть с детьми на

протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать

игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный

способ ее построения.

Чтобы игра была успешной, ребенку нужно понимать смысл действий партнеров и самому

быть им понятным. Для этого, во время игры взрослый должен пояснять игровые действия

сам и стимулировать к этому ребенка.

Для того, чтобы ребенок сам проявлял инициативу, взрослый должен как можно раньше

начать вовлекать в игру нескольких детей.

Чтобы дети были в состоянии сотрудничать в игре, необходимо соблюдать третий

принцип организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом

этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений

одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на

пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику. Это обеспечит и

индивидуальную самостоятельную игру детей, и их согласованную совместную игру в

небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте.

Эти принципы организации сюжетной игры направлены на формирование у детей

игровых способов, умений, которые позволят им развертывать самостоятельную игру

(индивидуальную и совместную) в соответствии с их собственными желаниями и

интересами.

Особенности организации игры в первой младшей группе

Прежде чем начать работу по формированию сюжетной игры, воспитатель должен

учитывать не только возраст детей, но и уровень их развития, опыт жизни в детском саду,

а также тот игровой опыт, который ребенок приобрел в семье.

Во время формирования сюжетной игры, воспитатель постоянно создает условия для

элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом, начиная с простейшего

взаимодействия между детьми. Для этого можно использовать любые «катающиеся»

предметы (мячик, тележка и т. п.), которые стимулируют детей к взаимоподражательным,

зеркальным действиям, направленным друг на друга. Воспитатель может показать на

личном примере, как это делать. Например, покатать мяч вместе с младшим воспитателем,

чтобы заинтересовать детей.

После показа на личном примере, воспитателю нужно будет помочь детям на начальной

стадии их взаимодействия. Помочь детям выбрать правильное место и обратить внимание

детей друг на друга.

Таким образом, для успешного формирования игровых умений у детей раннего возраста

воспитателю необходимо развертывать совместную игру с детьми, изменяя характер

участия в ней ребенка в такой последовательности: 1) привлекать ребенка к

осуществлению необходимого по смыслу игры условного действия с сюжетными

игрушками; стимулировать его к продолжению, дополнению по смыслу игрового

действия партнера-взрослого; 2) привлекать ребенка к осуществлению условного действия

с заместителями и воображаемыми предметами; 3) ориентировать ребенка на

продолжение, дополнение игрового действия партнера-сверстника, стимулировать

словесное обозначение игровых действий.

Особенности организации игры во второй младшей группе

К трем годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого

ребенок развертывает самостоятельную игру. Игра дает возможность ребенку

попробовать себя во взрослых ролях, проявить творческий подход к нестандартным

жизненным ситуациям.

Чтобы ребенок использовал роль, как специфический способ построения игры, он должен

уметь принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера;

уметь осуществлять специфические для роли условные предметные действия и уметь

развертывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог;

уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли

партнеров;

уметь менять свою игровую роль, в зависимости от развертывающегося сюжета. Все это

формируется у детей постепенно.

Воспитатель должен построить совместную игру с детьми таким образом, чтобы ее

центральным моментом стало именно ролевое поведение. Внимание ребенка необходимо

перевести от действий с игрушками на взаимодействие с партнером-взрослым. Отвечая на

ролевые обращения взрослого, вступая в инициированный им ролевой диалог, ребенок

«откроет» условность собственной позиции (роли) в игре, скрытую для него раньше

действиями с игрушками.

Значение совместной игры со взрослым заключается в том, что теперь в свободной

самостоятельной игре детей действия с игрушками будут в большей степени

сопровождаться ролевыми диалогами, появится называние своей роли партнеру-

сверстнику и ролевое обращение к нему: дети будут более свободно вступать в игровые

контакты и развертывать ролевое взаимодействие друг с другом.

Сюжеты игры, которые развертывает взрослый с детьми этого возраста, должны быть

просты – однотомные и построены, в основном, на парных ролях, тесно связанных по

смыслу.

Показателями успешности формирования ролевого поведения у детей 4-го года жизни

являются следующие: развертывание детьми в самостоятельной деятельности

специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на кукольных

персонажей, парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее название своей

роли, ролевое обращение, короткий диалог.

Особенности организации игры в средней группе

Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни — переводить их к более сложному

ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в со-

соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать

свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.

Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение

контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуют тем

самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся

общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение,

умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. При

разработке игры необходимо стремиться к максимальному насыщению её игровым

содержанием, способным увлечь ребенка, определяет предполагаемые роли и средства

игровой организации.

В этом возрасте дети сами создают пространство для игры, и все атрибуты для игры

мобильны и находятся в доступности. Педагог распределяет роли таким образом, чтобы

исключить конфликты между детьми. Для этого воспитатель использует, например,

считалки, а также предоставляет право выбора желаемой роли ребенку.

Воспитатель подбирает конкретную тему, связанную с определенной сферой реальной

жизни, и организует игру по заранее спланированному сюжету. Педагог стремится сразу

включить в игру ровно столько участников, сколько он запланировал ролей в сюжете,

каждому предписываются в игре определенные ролью действия. Вовлечь детей можно по

только по их желанию. Также дети должны иметь полную свободу «выхода» из игры.

Воспитатель не «диктует», а предлагает детям в игре ту или иную роль, событие как

равный партнер.

Особенности организации игры в старшей и подготовительной группе

В этом возрасте ребенок стремится играть вместе со сверстниками, и каждый из них

старается воплотить свой достаточно сложный замысел. У детей увеличивается объем

знаний об окружающем мире, появляются интересы к разным сторонам жизни.

В старшем возрасте детей нужно научить следующему этапу построения игры, более

сложному, который включает в себя: умение ребенка выстраивать новые

последовательности событий, охватывающие разнообразное тематическое

содержание; быть ориентированным на партнеров-сверстников; обозначать свои

дальнейшие замыслы для партеров, прислушиваться к их мнению; умение комбинировать

предложенные самим ребенком и партнерами по игре события в общем сюжете в процессе

игры. Такой этап называется сюжетосложение.

Совместная игра со взрослым по-прежнему является ведущим методом на первом этапе

освоения сюжетосложения. Однако меняется форма взаимодействия. Это можно увидеть

на примере игры-придумывания. Такая игра развивает фантазию и образное мышление,

способность слушать партнера, не перебивая. Совместное придумывание рекомендуется

начинать с частичного изменения уже известных сюжетов. Постепенно воспитатель

переводит детей к более сложным преобразованиям знакомого сюжета. А затем – к

совместному придумыванию нового. Начинать изменение сказки можно с главного героя,

а затем вносить другие изменения.

Можно выделить основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве

сюжетно-ролевыми играми:

1) развитие игры как деятельности;

2) использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление

их содержания. В игре лети должны приобретать положительный социальный опыт, вот

почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба,

взаимопомощь и др.

Однако игра также может быть источником формирования и отрицательного опыта, когда

одни и те же дети выступают как организаторы, берут себе главные роли, подавляя

самостоятельность и инициативу других; в игре может найти отражение отрицательных

сторон жизни взрослых. Воспитатели, руководя игрой, должны обеспечивать накопление

положительного опыта социальных отношений.

Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является подбор игрушек и игровых

материалов, что создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как

деятельности.

Подбор игрушек должен обеспечить развитие игр на трудовые темы и игр, отражающих

общественные события и явления. При подборе игрушек воспитателю следует принимать

во внимание и характер тех требований, которые предъявляют к игрушке дети данного

возраста.



В раздел образования