Напоминание

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ


Автор: Кавкаева Дарья Александровна
Должность: магистрант
Учебное заведение: НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Раздел: высшее образование





Назад




ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Кавкаева Дарья Александровна

магистрант 3 курса

ОМХз-12210РНДоп

НОЧУ

ВО

«Московский

финансово-промышленный

университет «Синергия»

В процессе выполнения своей профессиональной деятельности человек сталкивается

с

разнообразными

трудностями,

которые

могут

носить

как

личностный,

так

и

организационный

характер.

Со

стороны

личности

работника

трудности

могут

быть

обусловлены его низкой профессиональной мотивацией и компетентностью, неправильным

выбором сферы деятельности, коммуникативными проблемами, рядом индивидуальных

особенностей. К организационным проблемам можно отнести плохую организацию работы,

слабое руководство, неправильное распределение обязанностей, плохие условия труда,

неэффективную

организационную

культуру.

На

возникновение

профессиональных

трудностей

могут

влиять

и

более

широкие

факторы,

например,

экономические

или

социальные.

Е.С.

Старченкова

1

дает

следующее

определение

профессионально

трудных

ситуаций. «Профессионально трудные ситуации (ПТС) представляют собой ситуации

с высокими требованиями к ресурсам субъекта труда для его адаптации или преодоления

данной

ситуации»

[44,

с.123].

При

этом

оценка

ситуации

как

трудной

очень

индивидуальна,

она

зависит

как

от

восприятия

и

понимания

ситуации,

так

и

от

имеющихся

у

человека

ресурсов.

И

опять-таки,

эти

ресурсы

оцениваются

самим

человеком.

Поэтому

то,

что

для

одного

человека

считается

трудной

ситуацией,

для

другого может быть просто проблемой, требующей решения, а для третьего – обыденной

производственной задачей. Также играет роль стаж работы. На первых этапах работы

любая нестандартная ситуация рассматривается как трудная и как угроза, а по мере

накопления

опыта

трудные

ситуации

воспринимаются

специалистами

как

вызов

их

компетентности. В свою очередь, применение эффективных копинг-стратегий повышает

уверенность работника в своих силах, обогащает его опыт, а применение нерациональных

копинг-стратегий усиливает неуверенность, пессимизм и профессиональное выгорание.

Е.М.

Кот

с

коллегами

попробовали

систематизировать

трудности,

которые

возникают у человека, приходящего на работу. Они выделили следующие категории:

1

Старченкова, Е.С., Ячанова, А.Ю. Совладающее поведение в профессионально трудных ситуациях у

педагогов на разных этапах профессионализации // Вестник Санкт-Петербургского университета.

Социология. 2011. №2. – С. 196-201

- профессиональная компетентность, вернее, ее недостаток;

- адаптация в коллективе;

- особенности структуры организации;

- выполнение профессиональных обязанностей;

- трудности перспективы карьерного развития;

- расширение профессиональной деятельности;

- негативное влияние работы на другие сферы жизни человека

2

.

Л.Е. Петрова

3

в своем исследовании выяснила, что на работе чаще всего возникают

трудности, связанные с объемом работы, и с невозможностью самореализации. Также

многие указывают на возникновение проблем со здоровьем вследствие перегруженности

работой и необходимость выбирать между семьей и работой. Руководители жалуются на

большую ответственность.

Большинство

работ,

посвященных

изучению

и

преодолению

трудностей,

выполнены применительно к педагогам и педагогической деятельности (И.Ю. Смирнова,

А.А. Киселева, М.Ю. Кузьмин, В.В. Козлов, А.В. Шушпанова, В.С. Третьякова, М.М.

Кашапов, А.В. Кандаурова и др).

Так, И.Ю. Смирнова

4

рассматривает трудности построения карьеры, возникающие

у начинающих педагогов. Классификация трудностей была получена автором в результате

глубинного интервью. Как оказалось, основные трудности на начальном этапе работы

связаны с недостатком компетентности, адаптацией к коллективу и взаимоотношениями с

руководством; отсутствием карьерных перспектив. Многих не устраивает организация

рабочих процессов, большой объем информации, который необходимо понять, усвоить;

нехватка времени на реализацию всех аспектов деятельности; низкая зарплата. Хотя, на

наш взгляд, зарплата не относится к категории трудностей, это, скорее, стимулирующий

фактор.

Шушпанова

А.В.,

Третьякова

В.С.

5

Описывают

профессиональные

трудности

начинающего учителя. Основной трудностью они считают несоответствие представлений

и реальности, которое приводит к увольнению из школы уже в первые два года работы.

Проведенное

авторами

анкетирование

молодых

учителей

выявило

наиболее

часто

2

Кот, Е.М., Ручкин, Сравнение степени удовлетворенности карьерой, карьерных ориентаций, особенностей

профессиональной самооценки у работников, находящихся на этапах «освоения в профессии» и

«продвижения» // Образование и право. 2023. №10. С. 555-561.

3

Петрова, Л.Е. Молодые взрослые: типология стратегий совладания с жизненными трудностями // Вестник

ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2006. №2 (57). – С. 208-211.

4

Смирнова, И.Ю. Классификация трудностей карьеры и путей их решения у преподавателей вузов на

начальном этапе развития карьеры // АОН. 2023. №4. – С. 15-23.

5

Шушпанова, А.В., Третьякова, В.С. Исследование профессиональных трудностей начинающего учителя //

Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2024. № 1

(17). - С. 127–146.

встречающиеся трудности:

- отношения с родителями учеников;

- нехватка времени на подготовку;

- нежелание детей учиться и нарушение ими дисциплины;

- составление различных планов и отчетов;

-

невозможность

поделиться

своими

проблемами

с

коллегами

и

быть

выслушанным;

- недостаток знаний современных методик обучения, в том числе в

условиях

инклюзии;

- совмещение разных социальных ролей;

- отсутствие навыков самоменеджмента.

Авторы

подчеркивают,

что

результаты

их

исследования

не

являются

оригинальными, а лишь подтверждают данные других аналогичных исследований (Жуина

Д.В., Лобанова Н.А., Королева А.А., Кропотова О.Е., Кондратенко Е.В. и др.).

А.В.

Кандаурова

6

,

рассматривая

способы

преодоления

педагогами

профессиональных трудностей, опирается на подход Д.А. Леонтьева, который описывал

четыре этапа в процессе преодоления.

Первый этап – оборонительный, когда человек пытается сохранить существующее

положение вещей. На втором этапе включаются защитные механизмы, на третьем

копинг-стратегии, на четвертом

человек

приходит к самоизменению.

При этом

сама

Кандаурова считает, что

у человека для самоизменений должны быть определенные

ресурсы, хотя ситуация может разрешиться и на этапе совладания, если применены

оптимальные копинг-стратегии.

Надо учитывать, что в жизненные ресурсы входят любые сферы и особенности

поведения человека, помогающие ему справляться с трудностями. Это может быть как

трудолюбие,

так

и

увлеченность работой или хобби,

а

также

опора на

близких, их

поддержка. Как нам кажется, к таким ресурсам может быть отнесена и жизнестойкость.

Е.С.

Старченкова,

А.Ю.

Ячанова

7

также

изучали,

как

справляются

с

профессиональными трудностями учителя. Выделили следующие трудности: управление

учащимися;

повседневная

рутина;

равнодушие

администрации;

низкий

социальный

статус; низкая зарплата; установление контакта с учениками; конфликты с родителями

учеников; частое расхождение между ожидаемой и реальной ситуацией, что порождает

6

Кандаурова, А.В. Ресурсный подход в преодолении педагогами профессиональных и повседневных

трудностей // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 4. - С. 36–43.

7

Старченкова, Е.С., Ячанова, А.Ю. Совладающее поведение в профессионально трудных ситуациях у

педагогов на разных этапах профессионализации // Вестник Санкт-Петербургского университета.

Социология. 2011. №2. – С. 196-201

состояние неопределенности, отрицательно влияющее на психологическое благополучие

педагога.

В эмпирическом исследовании было установлено, что чем большей значимостью и

трудностью обладает ситуация, с которой сталкиваются учителя, тем больше вариантов

копинг-стратегий они используют, а не ограничиваются какой-то одной. А вот если

ситуация

определяется

как непонятная и неожиданная,

то

учителя ищут поддержки,

причем как инструментальной (поиск нужной информации), так и социальной. Кроме

того, стратегии совладания меняются с опытом работы. Профессионалы прибегают к

стратегии

проактивного

совладания,

заключающейся

в

предвосхищении

трудных

ситуаций и адекватной оценке своих ресурсов.

На основании результатов исследования Е.С. Старченкова

8

предложила программу

развития проактивного копинга. Программа состояла из нескольких этапов.

На

первом

этапе

с

сотрудниками

проводились

мини-лекции,

на

которых

их

знакомили с закономерностями и видами совладающего поведения, признаками трудных

ситуаций, методам их анализа.

На втором этапе шла подготовка к тренингу, которая заключалась в применении

различных

способов

мотивации

к

самоизменениям.

Здесь

применялось

тестирование,

дискуссии, обсуждения пользы развития совладающего поведения.

На третьем этапе осуществлялась помощь в осознании своих копинг-механизмов с

помощью тестирования и участия в ролевых играх с их последующим анализом.

На

четвертом

этапе

сотрудников

обучали

конструктивному

совладающему

поведению, в том числе проактивному совладанию. Эта работа велась на тренинге, где

отрабатывались способы поведения в различных трудных ситуациях.

На

пятом

этапе

осуществлялась

помощь

в

планировании

индивидуальной

стратегии поведения в трудных профессиональных ситуациях.

Шестой

этап

включал

посттренинговое

сопровождение,

которое

состояло

в

индивидуальном

и

групповом

консультировании

на

протяжении

трех

месяцев

после

тренинга.

Данная

программа

после

апробации

была

реорганизована

в

тренинг,

который

проводился

в

группах

сотрудников

социономических

профессий

и

доказал

свою

эффективность.

В процессе

тренинга

сотрудники не

только обучались проактивному

совладанию, но и определяли для себя смыслы своей профессиональной деятельности,

собственные ресурсы и барьеры самоизменения.

8

Старченкова, Е.С. Программа обучения конструктивному совладающему поведению в профессионально

трудных ситуациях // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2016. №2. – С. 122-134.

Булгаков А.В., Булгакова Е.А., Кучева Н.А.

9

изучали трудности, возникающие в

процессе профессионализации IT-специалистов. Выделили 4 группы трудностей:

1)

Мотивационные;

2)

Эмоциональные;

3)

Когнитивные;

4)

Организационные.

Изучение

способов

преодоления

этих

трудностей

показало,

что

наиболее

оптимальные

связаны

с

развитием

профессиональной

мотивации

и

копинг-стратегий

«решение проблем» и «развитие самоконтроля».

Адеева

Т.Н.,

Тихонова

И.В.

10

провели

исследование

динамики

совладания

с

профессиональными

стрессами

и

трудностями,

уделив

особое

внимание

роли

самоэффективности

и

рефлексии

как

ресурсам

в

этом

процессе.

В

их

исследовании

принимали участие подростки, юноши и взрослые. Как оказалось, самоэффективность не

зависит от возраста и в любом возрасте является важным ресурсом совладания, т.е. люди,

уверенные в своей самоэффективности, готовы к трудностям, уверены, что смогут с ними

справиться.

И

с

возрастом

эта

уверенность

только

усиливается.

Дополнительными

ресурсами для всех являются социальная поддержка и здоровье. Что касается рефлексии,

то

ее

развитость

важна

для

преодоления

трудностей

в

подростковом

возрасте,

в

юношеском и взрослом возрасте все зависит от ее направленности, т.е. от того, в какой

сфере

у

человека

она

лучше

развита.

Развитие

рефлексии

в

сфере

межличностных

отношений

в

юношеском

возрасте,

например,

снижает

способность

преодолевать

трудности, а во взрослом – усиливает ресурс социальной поддержки.

Таким образом, еще раз подчеркивается роль самоэффективности как важного

ресурса преодоления трудностей.

Как

видно

из

проведенного

анализа,

на

возникновение

профессиональных

трудностей влияют индивидуальные особенности, организационные факторы, а также

сфера деятельности. Для представителей сферы «человек-человек» всегда актуальными

будут коммуникативные проблемы и трудности, в то время как для представителей сфер

«человек-техника»

или

«человек-природа»,

которые

мало

взаимодействуют

в

своей

профессиональной деятельности с другими людьми, такие трудности возникают редко. В

9

Булгаков, А. В., Булгакова, Е. А., Кучева, Н. А. Трудности профессионализации ИТ-специалистов в России

// Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. 2023. № 3. -

С. 109–122

1.

10

Адеева, Т.Н., Тихонова, И.В. Самоэффективность, рефлексия и ресурсы совладания со стрессом:

возрастные особенности и детерминация // Вестник Костромского государственного университета. Серия:

Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 208–216.

то же время трудности, связанные с профессиональной мотивацией, компетентностью,

самореализацией,

организационными

условиями

от

сферы

деятельности

человека

не

зависят.

Что

касается

способов

преодоления

профессиональных

трудностей,

то

большинство

исследователей

указывают

на

применения

конструктивных

копинг-

стратегий, также есть указания на ощущение самоэффективности и жизнестойкость. В

целом, эта сфера остается малоизученной, в то время как оказание психологической

помощи сотрудникам в преодолении ими профессиональных трудностей является важной

задачей для организационного психолога.



В раздел образования