Автор: Кавкаева Дарья Александровна
Должность: магистрант
Учебное заведение: НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Раздел: высшее образование
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Кавкаева Дарья Александровна
магистрант 3 курса
ОМХз-12210РНДоп
НОЧУ
ВО
«Московский
финансово-промышленный
университет «Синергия»
В процессе выполнения своей профессиональной деятельности человек сталкивается
с
разнообразными
трудностями,
которые
могут
носить
как
личностный,
так
и
организационный
характер.
Со
стороны
личности
работника
трудности
могут
быть
обусловлены его низкой профессиональной мотивацией и компетентностью, неправильным
выбором сферы деятельности, коммуникативными проблемами, рядом индивидуальных
особенностей. К организационным проблемам можно отнести плохую организацию работы,
слабое руководство, неправильное распределение обязанностей, плохие условия труда,
неэффективную
организационную
культуру.
На
возникновение
профессиональных
трудностей
могут
влиять
и
более
широкие
факторы,
например,
экономические
или
социальные.
Е.С.
Старченкова
1
дает
следующее
определение
профессионально
трудных
ситуаций. «Профессионально трудные ситуации (ПТС) представляют собой ситуации
с высокими требованиями к ресурсам субъекта труда для его адаптации или преодоления
данной
ситуации»
[44,
с.123].
При
этом
оценка
ситуации
как
трудной
очень
индивидуальна,
она
зависит
как
от
восприятия
и
понимания
ситуации,
так
и
от
имеющихся
у
человека
ресурсов.
И
опять-таки,
эти
ресурсы
оцениваются
самим
человеком.
Поэтому
то,
что
для
одного
человека
считается
трудной
ситуацией,
для
другого может быть просто проблемой, требующей решения, а для третьего – обыденной
производственной задачей. Также играет роль стаж работы. На первых этапах работы
любая нестандартная ситуация рассматривается как трудная и как угроза, а по мере
накопления
опыта
трудные
ситуации
воспринимаются
специалистами
как
вызов
их
компетентности. В свою очередь, применение эффективных копинг-стратегий повышает
уверенность работника в своих силах, обогащает его опыт, а применение нерациональных
копинг-стратегий усиливает неуверенность, пессимизм и профессиональное выгорание.
Е.М.
Кот
с
коллегами
попробовали
систематизировать
трудности,
которые
возникают у человека, приходящего на работу. Они выделили следующие категории:
1
Старченкова, Е.С., Ячанова, А.Ю. Совладающее поведение в профессионально трудных ситуациях у
педагогов на разных этапах профессионализации // Вестник Санкт-Петербургского университета.
Социология. 2011. №2. – С. 196-201
- профессиональная компетентность, вернее, ее недостаток;
- адаптация в коллективе;
- особенности структуры организации;
- выполнение профессиональных обязанностей;
- трудности перспективы карьерного развития;
- расширение профессиональной деятельности;
- негативное влияние работы на другие сферы жизни человека
2
.
Л.Е. Петрова
3
в своем исследовании выяснила, что на работе чаще всего возникают
трудности, связанные с объемом работы, и с невозможностью самореализации. Также
многие указывают на возникновение проблем со здоровьем вследствие перегруженности
работой и необходимость выбирать между семьей и работой. Руководители жалуются на
большую ответственность.
Большинство
работ,
посвященных
изучению
и
преодолению
трудностей,
выполнены применительно к педагогам и педагогической деятельности (И.Ю. Смирнова,
А.А. Киселева, М.Ю. Кузьмин, В.В. Козлов, А.В. Шушпанова, В.С. Третьякова, М.М.
Кашапов, А.В. Кандаурова и др).
Так, И.Ю. Смирнова
4
рассматривает трудности построения карьеры, возникающие
у начинающих педагогов. Классификация трудностей была получена автором в результате
глубинного интервью. Как оказалось, основные трудности на начальном этапе работы
связаны с недостатком компетентности, адаптацией к коллективу и взаимоотношениями с
руководством; отсутствием карьерных перспектив. Многих не устраивает организация
рабочих процессов, большой объем информации, который необходимо понять, усвоить;
нехватка времени на реализацию всех аспектов деятельности; низкая зарплата. Хотя, на
наш взгляд, зарплата не относится к категории трудностей, это, скорее, стимулирующий
фактор.
Шушпанова
А.В.,
Третьякова
В.С.
5
Описывают
профессиональные
трудности
начинающего учителя. Основной трудностью они считают несоответствие представлений
и реальности, которое приводит к увольнению из школы уже в первые два года работы.
Проведенное
авторами
анкетирование
молодых
учителей
выявило
наиболее
часто
2
Кот, Е.М., Ручкин, Сравнение степени удовлетворенности карьерой, карьерных ориентаций, особенностей
профессиональной самооценки у работников, находящихся на этапах «освоения в профессии» и
«продвижения» // Образование и право. 2023. №10. С. 555-561.
3
Петрова, Л.Е. Молодые взрослые: типология стратегий совладания с жизненными трудностями // Вестник
ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2006. №2 (57). – С. 208-211.
4
Смирнова, И.Ю. Классификация трудностей карьеры и путей их решения у преподавателей вузов на
начальном этапе развития карьеры // АОН. 2023. №4. – С. 15-23.
5
Шушпанова, А.В., Третьякова, В.С. Исследование профессиональных трудностей начинающего учителя //
Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2024. № 1
(17). - С. 127–146.
встречающиеся трудности:
- отношения с родителями учеников;
- нехватка времени на подготовку;
- нежелание детей учиться и нарушение ими дисциплины;
- составление различных планов и отчетов;
-
невозможность
поделиться
своими
проблемами
с
коллегами
и
быть
выслушанным;
- недостаток знаний современных методик обучения, в том числе в
условиях
инклюзии;
- совмещение разных социальных ролей;
- отсутствие навыков самоменеджмента.
Авторы
подчеркивают,
что
результаты
их
исследования
не
являются
оригинальными, а лишь подтверждают данные других аналогичных исследований (Жуина
Д.В., Лобанова Н.А., Королева А.А., Кропотова О.Е., Кондратенко Е.В. и др.).
А.В.
Кандаурова
6
,
рассматривая
способы
преодоления
педагогами
профессиональных трудностей, опирается на подход Д.А. Леонтьева, который описывал
четыре этапа в процессе преодоления.
Первый этап – оборонительный, когда человек пытается сохранить существующее
положение вещей. На втором этапе включаются защитные механизмы, на третьем
–
копинг-стратегии, на четвертом
человек
приходит к самоизменению.
При этом
сама
Кандаурова считает, что
у человека для самоизменений должны быть определенные
ресурсы, хотя ситуация может разрешиться и на этапе совладания, если применены
оптимальные копинг-стратегии.
Надо учитывать, что в жизненные ресурсы входят любые сферы и особенности
поведения человека, помогающие ему справляться с трудностями. Это может быть как
трудолюбие,
так
и
увлеченность работой или хобби,
а
также
опора на
близких, их
поддержка. Как нам кажется, к таким ресурсам может быть отнесена и жизнестойкость.
Е.С.
Старченкова,
А.Ю.
Ячанова
7
также
изучали,
как
справляются
с
профессиональными трудностями учителя. Выделили следующие трудности: управление
учащимися;
повседневная
рутина;
равнодушие
администрации;
низкий
социальный
статус; низкая зарплата; установление контакта с учениками; конфликты с родителями
учеников; частое расхождение между ожидаемой и реальной ситуацией, что порождает
6
Кандаурова, А.В. Ресурсный подход в преодолении педагогами профессиональных и повседневных
трудностей // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 4. - С. 36–43.
7
Старченкова, Е.С., Ячанова, А.Ю. Совладающее поведение в профессионально трудных ситуациях у
педагогов на разных этапах профессионализации // Вестник Санкт-Петербургского университета.
Социология. 2011. №2. – С. 196-201
состояние неопределенности, отрицательно влияющее на психологическое благополучие
педагога.
В эмпирическом исследовании было установлено, что чем большей значимостью и
трудностью обладает ситуация, с которой сталкиваются учителя, тем больше вариантов
копинг-стратегий они используют, а не ограничиваются какой-то одной. А вот если
ситуация
определяется
как непонятная и неожиданная,
то
учителя ищут поддержки,
причем как инструментальной (поиск нужной информации), так и социальной. Кроме
того, стратегии совладания меняются с опытом работы. Профессионалы прибегают к
стратегии
проактивного
совладания,
заключающейся
в
предвосхищении
трудных
ситуаций и адекватной оценке своих ресурсов.
На основании результатов исследования Е.С. Старченкова
8
предложила программу
развития проактивного копинга. Программа состояла из нескольких этапов.
На
первом
этапе
с
сотрудниками
проводились
мини-лекции,
на
которых
их
знакомили с закономерностями и видами совладающего поведения, признаками трудных
ситуаций, методам их анализа.
На втором этапе шла подготовка к тренингу, которая заключалась в применении
различных
способов
мотивации
к
самоизменениям.
Здесь
применялось
тестирование,
дискуссии, обсуждения пользы развития совладающего поведения.
На третьем этапе осуществлялась помощь в осознании своих копинг-механизмов с
помощью тестирования и участия в ролевых играх с их последующим анализом.
На
четвертом
этапе
сотрудников
обучали
конструктивному
совладающему
поведению, в том числе проактивному совладанию. Эта работа велась на тренинге, где
отрабатывались способы поведения в различных трудных ситуациях.
На
пятом
этапе
осуществлялась
помощь
в
планировании
индивидуальной
стратегии поведения в трудных профессиональных ситуациях.
Шестой
этап
включал
посттренинговое
сопровождение,
которое
состояло
в
индивидуальном
и
групповом
консультировании
на
протяжении
трех
месяцев
после
тренинга.
Данная
программа
после
апробации
была
реорганизована
в
тренинг,
который
проводился
в
группах
сотрудников
социономических
профессий
и
доказал
свою
эффективность.
В процессе
тренинга
сотрудники не
только обучались проактивному
совладанию, но и определяли для себя смыслы своей профессиональной деятельности,
собственные ресурсы и барьеры самоизменения.
8
Старченкова, Е.С. Программа обучения конструктивному совладающему поведению в профессионально
трудных ситуациях // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2016. №2. – С. 122-134.
Булгаков А.В., Булгакова Е.А., Кучева Н.А.
9
изучали трудности, возникающие в
процессе профессионализации IT-специалистов. Выделили 4 группы трудностей:
1)
Мотивационные;
2)
Эмоциональные;
3)
Когнитивные;
4)
Организационные.
Изучение
способов
преодоления
этих
трудностей
показало,
что
наиболее
оптимальные
связаны
с
развитием
профессиональной
мотивации
и
копинг-стратегий
«решение проблем» и «развитие самоконтроля».
Адеева
Т.Н.,
Тихонова
И.В.
10
провели
исследование
динамики
совладания
с
профессиональными
стрессами
и
трудностями,
уделив
особое
внимание
роли
самоэффективности
и
рефлексии
как
ресурсам
в
этом
процессе.
В
их
исследовании
принимали участие подростки, юноши и взрослые. Как оказалось, самоэффективность не
зависит от возраста и в любом возрасте является важным ресурсом совладания, т.е. люди,
уверенные в своей самоэффективности, готовы к трудностям, уверены, что смогут с ними
справиться.
И
с
возрастом
эта
уверенность
только
усиливается.
Дополнительными
ресурсами для всех являются социальная поддержка и здоровье. Что касается рефлексии,
то
ее
развитость
важна
для
преодоления
трудностей
в
подростковом
возрасте,
в
юношеском и взрослом возрасте все зависит от ее направленности, т.е. от того, в какой
сфере
у
человека
она
лучше
развита.
Развитие
рефлексии
в
сфере
межличностных
отношений
в
юношеском
возрасте,
например,
снижает
способность
преодолевать
трудности, а во взрослом – усиливает ресурс социальной поддержки.
Таким образом, еще раз подчеркивается роль самоэффективности как важного
ресурса преодоления трудностей.
Как
видно
из
проведенного
анализа,
на
возникновение
профессиональных
трудностей влияют индивидуальные особенности, организационные факторы, а также
сфера деятельности. Для представителей сферы «человек-человек» всегда актуальными
будут коммуникативные проблемы и трудности, в то время как для представителей сфер
«человек-техника»
или
«человек-природа»,
которые
мало
взаимодействуют
в
своей
профессиональной деятельности с другими людьми, такие трудности возникают редко. В
9
Булгаков, А. В., Булгакова, Е. А., Кучева, Н. А. Трудности профессионализации ИТ-специалистов в России
// Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. 2023. № 3. -
С. 109–122
1.
10
Адеева, Т.Н., Тихонова, И.В. Самоэффективность, рефлексия и ресурсы совладания со стрессом:
возрастные особенности и детерминация // Вестник Костромского государственного университета. Серия:
Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 208–216.
то же время трудности, связанные с профессиональной мотивацией, компетентностью,
самореализацией,
организационными
условиями
от
сферы
деятельности
человека
не
зависят.
Что
касается
способов
преодоления
профессиональных
трудностей,
то
большинство
исследователей
указывают
на
применения
конструктивных
копинг-
стратегий, также есть указания на ощущение самоэффективности и жизнестойкость. В
целом, эта сфера остается малоизученной, в то время как оказание психологической
помощи сотрудникам в преодолении ими профессиональных трудностей является важной
задачей для организационного психолога.