Автор: Наплёкова Валентина Владимировна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОГАПОУ "Дмитриевский аграрный колледж"
Населённый пункт: С.Дмитриевка, Белгородская обд., Яковлевский район.
Наименование материала: Статья
Тема: Игровые технологии как один из путей развития творческих способностей обучающихся на уроках литературы
Раздел: среднее профессиональное
Игровые технологии как один из путей развития творческих способностей
обучающихся на уроках литературы
Преподаватель русского языка и литературы Наплёкова Валентина Владимировна
ОГАПОУ «Дмитриевский аграрный колледж», Белгородская обл., Яковлевский р-н.
Сегодняшний день с его динамическими изменениями во всех сферах человеческой
деятельности предопределяет возрастающую потребность общества в формировании
творческой личности с высоким уровнем интеллектуального развития, творческих
возможностей, способной к созданию и усвоению инноваций в любой отрасли. Большую
роль в формировании такой личности играют уроки литературы.
Психологи утверждают, что человек способен к творчеству во всех вековых периодах
своей жизни и во всех сферах деятельности. Воспитать у учащегося понимание того, что
он творец, дать возможность почувствовать собственные силы – это важное задание
современного учителя-словесника. Чтобы достичь этого следует осознавать, что ученик –
не пассивная фигура учебно-воспитательного процесса, и педагог должен стремиться дать
ему не только определенный груз знаний, а научить мыслить, стимулировать работу
мысли, постоянную потребность учиться, самостоятельно добывать знания, наблюдать,
исследовать.
Проблемам игры в разное время уделяли внимание многие мыслители и педагоги:
Платон, Аристотель, Рабле, Я. А. Коменский, И. Кант, Ф. Шиллер, Г. Гросс, К. Ушинский,
А. Макаренко и др
Актуальность исследований игровых технологий на уроках литературы заключается в
том, что именно игра помогает ученику почувствовать собственную индивидуальность,
свои потребности и стремления, а главное, получая наслаждение от искусства слова,
ребенок одновременно учится сопоставлять свое «хочу» и «должен», готовится к
практической жизни, учится ориентироваться в жизнеутверждающих понятиях,
формирует настоящий, характерный для мировосприятия идеал. Поэтому литературные
игры должны стать хорошей педагогической традицией для учителя.
«Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной
образовательной задачи: формирования субъективной позиции ребенка в отношении
собственной деятельности, общения и самого себя»
Использование игровых методов работы на уроках литературы – действенный способ
приобщить учеников не только к чтению, но и к творческой деятельности. Ведь именно
творчество стало атрибутом полноценной жизни современной личности, которая способна
реализовать себя в разных сферах деятельности, обеспечить будущее процветание
государства, обновление и пополнение национального этноса, сохранение истории
собственного народа.
«Игра создает особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих
условий заключается в общении «на равных», где исчезает робость, происходит
внутреннее раскрепощение»
Поэтому цель работы педагога состоит в том, чтобы помочь ученику почувствовать
собственные творческие наклонности, поддержать на пути к успеху и развивать, в первую
очередь, относительную творческую оригинальность, которая свойственна каждому и
проявляется в собственном видении мира.
Литература развивает творческую активность, воображение человека, без которого не
может быть интеллектуальной деятельности на креативном уровне. Главное задание
учителя литературы – сформировать такую личность, которая способна создать и
развивать ценности гражданского общества. А для этого нужно пробудить в детях интерес
к знаниям.
Интерес – это мощный двигатель учебы и творчества. Равнодушный учитель не
способен приобщить учеников к творческому процессу, поэтому особенное внимание
нужно обращать на взаимосвязь деятельности преподавателя и обучающихся, но
основным заданием педагога должно быть использование таких учебных технологий,
которые вызывали бы у об учающихся желание самостоятельно разобраться в том, чего
они не знают. Следует особенное внимание уделять формированию у детей интереса к
литературе как искусству слова, способного пробудить духовность, моральность,
человечность, развить эрудицию и интеллект.
Игровые технологии характеризуются не только их развлекательными возможностями.
Для активизации учебного процесса уместно использовать игровые технологии на уроках
литературы в следующих случаях:
как самостоятельные технологии для усвоения
понятия, темы или раздела учебного предмета;
в качестве элементов более обширной
технологии;
как технологии фрагмента урока (введения, объяснения, закрепления,
контроля) или занятия в целом;
в качестве технологии для проведения внеклассных
мероприятий .
Каждый преподаватель уже имеет свою систему работы, свой личный путь в
профессиональной сфере, но, чтобы активизировать познавательную деятельность
современного обучающегося, педагог должен быть современным и реализовать свои
профессиональные способности не только в самостоятельном творческом поиске, а и в
коллективном, вместе с обучающимися. Именно во время такого сотрудничества
формируется культура учебного труда, умение определять цель, вырабатывать стратегию
действий, развивается самостоятельность мышления, создается ситуация успеха. Поиск
путей усовершенствования урока следует осуществлять, заинтересовав учеников
материалом или формой проведения занятия. Например, очень действенными являются
такие формы проведения уроков, где присутствует литературная игра:
урок-сказка, урок-фантазия, которые способствуют развитию воображения,
эмоционального восприятия учебного материала;
урок-дискуссия, урок-пресс-конференция, которые удовлетворяют потребность
учащихся в общении, развивают критическое мышление;
урок-путешествие, урок-соревнование, задания которых помогут обобщить, повторить
изученный материал.
Такие формы работы развивают мышлление, эстетические вкусы, формируют
мировоззрение.
Чтобы воспитать активного читателя, в работе использую интерактивное обучение,
которое направлено на активизацию познавательной деятельности ученика, развитие его
творческих наклонностей, интересов. Такое обучение делает невозможной роль
пассивного наблюдателя во время урока.
Ведь это, прежде всего, диалогическое обучение, в процессе которого взаимодействуют
преподаватель и обучающиеся. Учебный процесс происходит при условии постоянного,
активного взаимодействия всех обучающихся. Это взаимообучение (коллективное,
групповое, обучение в сотрудничестве), где ученик и учитель являются равноправными,
равнозначными субъектами обучения. Педагог выступает только в роли организатора
процесса познания, лидера группы. Ярким примером такого интерактивного обучения
является использование преподавателем литературных игр. Литературные игры
направлены на воспитание интереса к предмету, формирование навыков правильного,
выразительного чтения и понимания прочитанного, развитие творческих способностей и
т. п.
Литературные игры и игровые упражнения, обычно, используются на разных этапах
урока. Их цель – не только и не столько проверить, но и стимулировать дальнейшее
общее, культурное, коммуникационное развитие, расширить эрудицию, углубить знания.
Игра помогает организовать общение учащихся, регулировать межличностные
отношения, она способствует возникновению механизма саморегуляции поведения
обучающегося. Используя игровые моменты, преподаватель имеет возможность
реализовать дидактический принцип заинтересованности.
«Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций,
выступающих как средство побуждения стимулирования в учебной деятельности.
Деятельность обучающихся должна быть построена на творческом использовании игры и
игровых действий в учебно-воспитательном процессе с обучающимися, наиболее
удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников» Практика
моей работы показывает, что результативным является использование на уроках
литературы разнообразных познавательных игр. Приведу примеры: 1. «Бюро
литературных находок» Учащиеся определяют, кому принадлежат предметы,
высказывания и т. п. (писателю, литературному герою).
2. «Узнай книгу» Дети пытаются узнать по минимальному количеству литературных
героев книгу. 3. Имитация телевизионных игр Во время урока предлагаю сыграть в уже
известную телевизионную игру, отвечая при этом на вопросы литературной темы.
Например, это могут быть такие интеллектуально-развлекательные игры: «Что? Где?
Когда?», «Брейн-ринг», «КВН», «Счастливый случай».
4. Игра «Верно – неверно»
5. Литературная викторина «Узнай героя за его портретом, репликой, высказыванием
других о нем». «Узнай произведение по его идее». «Узнай автора произведения». «Узнай
место действия» Узнай героя по его характеристике
6. «Моя литературная игротека» Учащиеся самостоятельно придумывают и проводят
игры за изученным произведением, биографией писателя и т. п.
7. Игра «Черный ящик» Учитель предлагает ученикам по описанию узнать писателя или
литературного героя, портрет которого находится в черном ящике.
• В ящике изображение поэта, который 22 года провел на дипломатической службе за
границей. (Федор Тютчев)
• В ящике изображение писателя, который по рождению и воспитанию принадлежал к
«высшей помещичьей знати России». (Лев Толстой)
• В ящике изображение писателя, который закончил медицинский факультет
Московского университета, стал доктором. (Антон Чехов)
8. Дидактическая игра «Узнай героя (писателя) с трех попыток» Ученикам предлагается
узнать героя (писателя) с трех попыток (первая попытка – самое сложное задание, третья –
самое простое задание)
9. Заочная экскурсия по выдающимся местам, связанным с литературой. Обучающиеся
по заданиям и рекомендациям преподавателя готовят необходимый материал, слайды,
рисунки. «Экскурсоводы» проводят заочную экскурсию.
10. Составление киносценария за изученным произведением в творческих группах
«режиссеров», «сценаристов», «художников», «актеров».
11. «Лови ошибку» 1) Джек Лондон – выдаю 1) Джек Лондон – выдающийся русский
(американский) писатель.
12. Пятый лишний Определить, кто из героев лишний и почему.
13. Заседание дискуссионного клуба (вариант игры: «Табу», «Суд»). Для обсуждения
предлагаю литературную проблему. Обучающиеся подбирают аргументы «за» и «против»,
высказывают их, обоснованно защищая свою точку зрения; потом предлагаю детям
поменяться местами с оппонентами и попробовать аргументировать их мысли.
14. «Мы литераторы». Предлагаю обучающимся побыть в роли писателя и попробовать
выполнить задания: а) написать рассказ о жизненном и творческоком пути (или
определенном его этапе) автора от его имени; б) придумать другое начало, конец
произведения; в) ввести несколько описаний (портрет, интерьер, пейзаж) в изученное
литературное произведение; г) пофантазировать о будущем героя; д) написать письмо от
имени литературного героя и т. п.
15. Праздничное заседание « Нобелевского комитета по литературе». Обучающиеся
«присваивают» премии в номинациях:
«Лучшему писателю»
«Самому любимому
герою (героине)»
«Книге, которая подарила радость» и т. п. Ученики должны
аргументировать свой выбор. Церемонию нужно провести торжественно и празднично в
конце учебного года. Это позволит не только повторить изученный материал по
литературе, но и определить уровень заинтересованности учащихся.
Литература в контексте современной педагогики создает благоприятные предпосылки
для приобщения обучающихся к сокровищнице мировой культуры, общечеловеческих и
национальных духовных ценностей, воспитания эстетического вкуса, высокой
читательской и общей культуры. Основные взаимозависимые слагаемые талантливого
читателя: эстетическое наслаждение чтением, любовь к чтению, способность
эстетического восприятия и высокий литературный вкус.
Игра как метод интерактивного обучения позволяет решить сразу несколько заданий:
развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных
контактов между участниками процесса, обеспечивает воспитательные задачи, так как
заставляет работать в команде, прислушиваться к мнению каждого.
Игра – творчество и труд. В игре обучающиеся отрабатывают привычку
сосредотачиваться, развивают внимание. Увлекшись, обучающиеся не замечают, что
учатся ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, пополняют знания, развивают
фантазию. Считаю, что игровая деятельность на уроке способствует созданию
познавательного мотива, усиливает внимание к содержанию материала,
трудоспособность, чувство ответственности за успехи в учебе всего коллектива и каждого
обучающегося. Роль игры на уроке неоценима. Она помогает сделать процесс обучения
интересным и творческим. Вместе с тем цель каждой игры, в том числе и на уроках
литературы, тренировка обучающихся в употреблении необходимых слов, выражений,
фраз, формирование коммуникативных умений. Игра также является средством создания
реальных ситуаций для общения.
Элементы игры следует вводить в каждый вид деятельности на уроке, и тогда занятие
будет иметь занимательную, интересную для обучающихся форму, так как во время игры
они активно работают, слушают преподавателя и друг друга. В этих условиях мимолетное
внимание и запоминание обеспечат лучшее усвоение нового материала, а поиск ответов
на вопросы активизирует мышление, развивает находчивость. Знания, приобретенные
таким образом, крепче, чем знания, полученные в готовом виде.
Игровые методики на уроках литературы помогают получить новые знания и развивают
познавательную деятельность, преобразовывая ее в более высокие формы сотрудничества
– взаимное творчество.
Литература
1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой: кн. для учителя / Н. П. Аникеева. – Москва:
Просвещение, 1987. – 144 с.
2. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. –
Москва: Просвещение, 1995. – 426 с.
3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский.
Москва: Просвещение, 1991. – 238 с.
4. Зайцева, Т. П. Энциклопедия современного учителя / Т. П. Зайцева. – Москва:
Просвещение, 2008. – 243 с.
5. Кочетов, Н. С. Нестандартные уроки в школе / Н С. Кочетов. – Волгоград: Учитель,
2004. – 79 с.
6. Минкин, Е. М. От игры к знаниям / Е. М. Минкин. –Москва: Просвещение, 1983. – 254
с.
7. Рыбникова, М. А. Очерки по методике литературного чтения / М. А. Рыбникова. –
Москва: Просвещение, 1985. – 188 с.