Напоминание

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования


Автор: Наплёкова Валентина Владимировна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОГАПОУ "Дмитриевский аграрный колледж"
Населённый пункт: Село Дмитриевка, Белгородская область, Яковлевский район
Наименование материала: Статья
Тема: Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Современные педагогические технологии как средство повышения качества

образования

Преподаватель русского языка и литературы Наплёкова Валентина Владимировна

ОГАПОУ «Дмитриевский аграрный колледж», Белгородская обл., Яковлевский

район.

Глубинные процессы, происходящие в системе образования, ведут к формированию

новой идеологии и методологии образования как идеологии и методологии

инновационного образования. Инновационные технологии обучения следует

рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма

может быть претворена в жизнь.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека

к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации

учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить

творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению

творчества в норму и форму существования человека.

Инновационная деятельность предполагает систему взаимосвязанных видов работ,

совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:

научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о

том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать

(«изобретение»);

проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-

технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях

необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть

(«инновационный проект»);

образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов

определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и

как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике

(«реализация»).

Инновационные технологии в образовании — это организация образовательного

процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях

и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:

усвоением максимального объема знаний;

максимальной творческой активностью;

широким спектром практических навыков и умений.

Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое образование,

которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития

всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование — это

развивающее и развивающееся образование.

Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех

взаимосвязанных составляющих:

1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не

столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций. Это содержание

должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных

учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств

коммуникации.

2. Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций,

основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не

только на пассивном восприятии материала.

3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную,

технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие

эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.

В современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и

задачи, стоящие перед учебным заведением и преподавателями. Акцент переносится с

«усвоения знаний» на формирование «компетентностей».

Переход на компетентностное образование начался с 2002 года. Система формирования

ключевых компетенций включает коммуникативную компетенцию и модель

формирования социальных компетенций. На практике это находит свое выражение в

формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в социальных

ситуациях, способность брать на себя ответственность, развивает навыки совместной

деятельности, способность к саморазвитию; личностному целеполаганию;

самоактуализации. Способствует воспитанию в себе толерантности; способности жить с

людьми других культур, языков, религий.

Таким образом, происходит переориентация на гуманистический подход в обучении.

Внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и

развитие индивидуальных особенностей учащихся. Современные образовательные

технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества

образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного

времени. В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные

педагогические инновации.

Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, удается

решить следующие взаимообусловленные проблемы:

1. способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией

умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои

проблемы;

2. изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования: учитель

и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”;

3. повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности. Высокая мотивация к

учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса;

4. уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими

технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации

образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их

мышление и уровень развития. Перечисленные технологии лишь небольшая часть из

существующих в современной образовательной практике. Естественно, нет

необходимости знать все, достаточно выбрать 1-2 приемлемые для себя и апробировать их

в своей практической деятельности.



В раздел образования