Автор: Наплёкова Валентина Владимировна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОГАПОУ "Дмитриевский аграрный колледж"
Населённый пункт: Село Дмитриевка, Белгородская область, Яковлевский район
Наименование материала: Статья
Тема: Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования
Раздел: среднее профессиональное
Современные педагогические технологии как средство повышения качества
образования
Преподаватель русского языка и литературы Наплёкова Валентина Владимировна
ОГАПОУ «Дмитриевский аграрный колледж», Белгородская обл., Яковлевский
район.
Глубинные процессы, происходящие в системе образования, ведут к формированию
новой идеологии и методологии образования как идеологии и методологии
инновационного образования. Инновационные технологии обучения следует
рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма
может быть претворена в жизнь.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека
к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации
учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.
Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить
творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению
творчества в норму и форму существования человека.
Инновационная деятельность предполагает систему взаимосвязанных видов работ,
совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:
➢
научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о
том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать
(«изобретение»);
➢
проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-
технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях
необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть
(«инновационный проект»);
➢
образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов
определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и
как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике
(«реализация»).
Инновационные технологии в образовании — это организация образовательного
процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях
и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:
➢
усвоением максимального объема знаний;
➢
максимальной творческой активностью;
➢
широким спектром практических навыков и умений.
Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое образование,
которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития
всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование — это
развивающее и развивающееся образование.
Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех
взаимосвязанных составляющих:
1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не
столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций. Это содержание
должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных
учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств
коммуникации.
2. Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций,
основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не
только на пассивном восприятии материала.
3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную,
технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие
эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.
В современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и
задачи, стоящие перед учебным заведением и преподавателями. Акцент переносится с
«усвоения знаний» на формирование «компетентностей».
Переход на компетентностное образование начался с 2002 года. Система формирования
ключевых компетенций включает коммуникативную компетенцию и модель
формирования социальных компетенций. На практике это находит свое выражение в
формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в социальных
ситуациях, способность брать на себя ответственность, развивает навыки совместной
деятельности, способность к саморазвитию; личностному целеполаганию;
самоактуализации. Способствует воспитанию в себе толерантности; способности жить с
людьми других культур, языков, религий.
Таким образом, происходит переориентация на гуманистический подход в обучении.
Внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и
развитие индивидуальных особенностей учащихся. Современные образовательные
технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества
образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного
времени. В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные
педагогические инновации.
Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, удается
решить следующие взаимообусловленные проблемы:
1. способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией
умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои
проблемы;
2. изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования: учитель
и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”;
3. повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности. Высокая мотивация к
учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса;
4. уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими
технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации
образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их
мышление и уровень развития. Перечисленные технологии лишь небольшая часть из
существующих в современной образовательной практике. Естественно, нет
необходимости знать все, достаточно выбрать 1-2 приемлемые для себя и апробировать их
в своей практической деятельности.