Напоминание

Развитие критического мышления обучающихся на уроках истории


Автор: Соловьева Любовь Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1 г. Сальска
Населённый пункт: Г. Сальск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие критического мышления обучающихся на уроках истории
Раздел: среднее образование





Назад




ТЕМА УРОКА: РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Цели урока:

Формировать умение критически осмысливать исторические

факты и события.

Развивать навыки

анализа, сравнения и

оценки

различных

точек зрения.

Содействовать развитию самостоятельного мышления через

работу с историческими источниками.

Задачи урока:

Образовательные:

научить

обучающихся

анализировать

исторические документы и сопоставлять различные мнения

историков.

Развивающие: развивать умение выделять главное, задавать

вопросы,

делать

выводы

и

предлагать

альтернативные

гипотезы.

Воспитательные:

воспитывать

уважение

к

мнению

других

людей, критическое отношение к информации и источникам.

Методы обучения:

Проблемный метод (постановка перед учащимися проблемы

для решения).

Метод дискуссии (организация обсуждения).

Работа с историческими источниками (анализ текстов, карт,

иллюстраций).

Оборудование:

Учебник истории.

Проектор/доска для вывода визуальной информации.

Исторические документы, карты, иллюстрации.

Раздаточный

материал

(вопросы

и

задания

для

работы

в

группах).

Ход урока:

I. Организационный момент (2-3 минуты)

Приветствие, проверка присутствующих, сообщение темы и целей

урока.

II. Актуализация знаний (5 минут)

Учитель задает вопросы для активизации знаний по теме, связанной

с историческим событием (например, Великая Отечественная война,

Реформация в Европе). Вопросы могут быть следующего характера:

Какие события являются ключевыми для данного исторического

периода?

Какие источники могут дать нам объективную картину событий?

III. Постановка проблемы (10 минут)

Учитель озвучивает противоречивую ситуацию, требующую анализа.

Например, два разных историка могут по-разному оценивать одно и то

же

событие.

Обучающимся

предлагается

обсудить,

почему

так

происходит, и что такое «критическое мышление» в контексте истории.

IV. Работа с источниками (15-20 минут)

Обучающимся

предлагается

проанализировать

несколько

исторических

документов,

связанных

с

изучаемым

событием.

Например:

Отрывки из речей исторических деятелей.

Документы и письма того времени.

Фрагменты

учебников,

написанных

в

разные

исторические

эпохи.

Задания для групп:

Найти

противоречия

или

расхождения

в

представленных

источниках.

Ответить на вопросы: Почему разные авторы могут описывать

одни и те же события по-разному? Какие факторы на это влияют

(идеология, время, личные интересы)?

V. Обсуждение и выводы (10 минут)

Учитель организует обсуждение:

Какова роль критического мышления в изучении истории?

Как можно определить достоверность источников?

Какие приемы можно использовать для критического анализа

информации?

Обучающимся

предлагается выразить

свое

мнение,

задать

вопросы друг другу и учителю.

VI. Заключение (5 минут)

Учитель подводит итоги урока, подчеркивая важность критического

мышления в работе с историческими материалами.

Домашнее

задание:

написать

небольшое

эссе

на

тему

«Как

критическое мышление помогает понять исторические события?».

Ожидаемые результаты:

Учащиеся

научатся

применять

критическое

мышление

для

анализа исторической информации.

Поймут, как отличать субъективные мнения от объективных

фактов.

Осознают значимость критического подхода в формировании

собственного взгляда на историю.

Рефлексия:

Что нового вы узнали сегодня?

Какие

трудности

возникли

при

работе

с

историческими

источниками?

Как критическое мышление помогает в вашей повседневной

жизни?

Таким

образом,

урок

направлен

на

формирование

критического

подхода к изучению истории через анализ источников, обсуждение и

самостоятельные выводы.



В раздел образования