Автор: Саландаева Екатерина Сергеевна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ №226 "Капитошка"
Населённый пункт: г.Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: Современные технологии сотрудничества с родителями при организации логопедической помощи детям с ТНР
Раздел: дошкольное образование
«Современные технологии сотрудничества с родителями при организации
логопедической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи»
Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым
и успешным, смог добиться большего, нежели он сам, научился лучше
разбираться в людях и взаимодействовать с ними. Но мало кто задумывался о
том, насколько важную роль во всём этом играет умение ребёнка говорить
правильно и красиво. Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов
развития в целом. Можно сказать, что речь человека - это его визитная
карточка.
К сожалению, число детей, которым необходимы специальные
коррекционно-образовательные, лечебно-педагогические услуги, не имеет
тенденции к сокращению, напротив, их количество увеличивается.
Поэтому оказание коррекционно-педагогической помощи детям с речевой
патологией требует высокой профессиональной подготовленности, где залог
успешности
логопедического
воздействия
зависит
не
только
от
квалифицированной
работы
логопеда,
но
и
от
всех
участников
коррекционного процесса – педагогов, родителей и других членов семьи.
Однако очень часто можно констатировать тот факт, что родители не
уделяют должного внимания работе с детьми по преодолению какого-либо
речевого дефекта у ребёнка.
Это может быть связано со следующими причинами:
неведение и неосознанное восприятие проблем речевого развития детей;
мало уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив
всю ответственность на плечи школы;
низкий уровень или отсутствие педагогических знаний у родителей;
Но время, благоприятное для коррекционной работы, проходит, а дефекты
речи остаются. При этом очевидно, что именно помощь родителей
обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское
мнение наиболее авторитетно для ребёнка и, во-вторых, только у родителей
есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе
живого, непосредственного общения с ребёнком.
Поэтому особую социальную и педагогическую значимость приобретает
внедрение вариативных форм сотрудничества с родителями детей, имеющих
нарушения речи в системе коррекционно-образовательной работы.
Мы строим своё общение с родителями, на основе принципа "Родитель - не
гость, а полноправный член команды", так как у нас с ними одна общая
задача - воспитание высоконравственной личности. Успешность воспитания
и обучения детей в школе во многом зависит от того, как организовано
педагогическое просвещение родителей. Взаимосвязь логопеда и родителей
осуществляется комплексно: с помощью коллективных, индивидуальных,
наглядных форм работы.
Позитивное взаимодействие с семьями воспитанников осуществляю через
традиционные формы работы с родителями:
родительские собрания;
посещение логопедических занятий;
Дни открытых дверей;
совместные практикумы;
индивидуальные и подгрупповые беседы и консультации;
информационные стенды в группе и в кабинете логопеда;
индивидуальные буклеты для родителей;
анкетирование.
Нашу
повседневную
жизнь
невозможно
представить
себе
без
информационно-коммуникативных
технологий.
Использование
ИКТ
в
учебно-воспитательном
процессе
в
дошкольном
образовательном
учреждении – это одна из актуальных проблем в дошкольной педагогике.
Современные средства ИКТ помогают логопеду разнообразить формы
поддержки образовательного процесса, повысить качество консультаций для
родителей.
Современные
формы
работы
учителя-логопеда
с
родителями
с
использованием ИКТ:
газета дошкольного учреждения;
общение учителя-логопеда с родителями по электронной почте;
использование сайта детского сада;
«Логопедический досуг»;
детско-родительские занятия интегрированного характера.
Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:
обеспечение диалога учителя-логопеда и родителей;
индивидуальный подход к родителям детей с нарушениями речевого
развития;
возможность
показа
презентаций,
фотоматериалов,
логопедических
заданий и другой необходимой информации родителям.
Специальные приемы работы с родителями детей с ТНР:
В разговоре с молчунами:
1.
Подчеркните, что вы не знаете, что для них важно в данный момент.
Например, спросите: «С чего бы вы хотели начать: с того или с этого?»
2.
Будьте осторожны в разговоре. Стройте свою речь в соответствии с
тоном, скоростью и ответной реакцией собеседника.
3.
Учитесь чувствовать себя комфортно, когда ваш собеседник молчит.
Обоснуйте вслух это молчание. Например: «Мне кажется, что я задаю
вам вопросы, которые трудны для вас. Не сказала ли я что-нибудь, что
вас обеспокоило?»
4.
Подчеркивайте роль партнера в разговоре: «Я смогу лучше помочь
вашему ребенку, если узнаю от вас, что для него важно. Ведь вы знаете
его лучше, чем я». Подчеркните, что у партнера есть особые сведения о
предмете разговора: «То, что вы сказали мне о боязни вашего ребенка
перед сном, очень важно. Вы не против, если я задам вам еще
несколько вопросов, прежде чем мы примем решение, как ему
помочь?»
5.
Помните, что молчание — это нормально. Не пытайтесь заполнить
пустоту разговором.
В разговоре с «говорунами»:
1.
Перед началом беседы оговорите ее содержание и время.
Например:
У вас много тревог по поводу поведения вашего ребенка. Сегодня мы
сможем обсудить только одну из них, а об остальных поговорим
попозже.
Не могли бы вы рассказать в двух словах о...
Какая из задач наиболее важна для вас в этом году?
Нам
потребуется
40
минут
для
сегодняшнего
разговора.
Мне
необходимо коснуться некоторых проблем, а также узнать вашу точку
зрения.
Я должна прервать вас, так как наше время истекло.
2.
Прервите разговор. Например:
У нас осталось пять минут. Мне необходимо начать работу по...
Прерывая разговор, проявите вежливость и предупредительность.
Например:
Вы хотите так много сказать об этом, и я чувствую, что вы
расстроены тем, что я вас прерываю...
Есть ли еще кто-нибудь, с кем бы вы могли поговорить об этом, а
я вынуждена прервать вас, хотя понимаю, что для вас это важно.
Итак, не позволяйте себе идти на поводу у разговорчивых. Помните: их
потребности
обоснованы,
ваши
–
тоже.
Укажите
на
вопросы,
представляющие интерес, ограничьте время, планируйте его заранее.
Идеи для вовлечения родителей во взаимодействие с детским садом
Создавайте и используйте возможности для непосредственного общения:
1.
Первые визиты в детский сад. Перед тем как ребенок
начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия и
познакомиться с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.
2.
Вводные собрания. После того как ребенок записан в
детский сад, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с
воспитателями,
дефектологом
и
другими
родителями,
узнать
о
ежедневных мероприятиях и другую полезную информацию.
3.
Телефонные
звонки. Телефонные
звонки
делаются
в
особых случаях или раз в месяц всем родителям, чтобы поддерживать
неформальное общение с ними.
4.
Конференции родителей и воспитателей. Конференции
— это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать
успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и
проблемами.
Конференции
можно
использовать
для
совместного
планирования индивидуализированных программ.
Используйте письменные формы общения
1.
Брошюры. Брошюры
помогают
родителям
узнать
о
детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать
общую информацию о нем.
2.
Еженедельные
записки. Еженедельная
записка,
адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье,
настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и
другую информацию.
3.
Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день
курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией
о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать
воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения,
новая работа, поездки, гости.
4.
Доска объявлений. Доска объявлений — это настенный
экран, который информирует родителей о собраниях, мероприятиях
детского сада, расписании на день и др.
5.
Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители
могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет
им делиться своими мыслями с группой воспитателей.
6.
Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка — это
одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при
условии, чтобы она не заменяла личных контактов.
Развивайте работу, направленную на родителей
1.
Сотрудничество родителей друг с другом. Это помощь
более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может
включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.
2.
Информация для родителей и их обучение. Детский сад
предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о
развитии ребенка.
3.
Неформальные встречи родителей и воспитателей. Это
тематические встречи, вечера и т.п.
4.
Обмен
литературой. Детский
сад
может
создать
библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео- и аудиокассет,
которыми родители могли бы пользоваться.
Предложения для работы с родителями
1.
Уважение к роли родителей. Укрепляйте взаимное уважение между
воспитателями, педагогами и родителями.
2.
Поощряйте участие родителей, содействуйте им. Подсказывайте
родителям, как они могут участвовать в программе детского сада.
3.
Старайтесь разнообразить виды участия родителей, проявляйте
гибкость и творчество. У разных семей разные интересы, ресурсы и
образ жизни. Что подходит одной семье, не подходит другой.
4.
Будьте терпеливыми. Участие родителей – возможно, новая область
для воспитателей и семей, а на развитие новых контактов требуется
время. Программа, в которой активно участвуют родители, строится на
маленьких поэтапных достижениях.
5.
Делайте акцент на сильных сторонах ребенка, семьи и давайте
положительное подкрепление. Родители и педагоги ждут друг от
друга взаимного одобрения и признания, что они хорошо делают свое
дело. Сосредоточьте внимание и подчеркивайте сильные стороны
ребенка и семьи. Даже опытные родители и педагоги нуждаются в
подтверждении их уникального вклада в развитие ребенка.
6.
Поддерживайте
тесные
контакты. Каждый
педагог
должен
разговаривать с родителями каждого ребенка по крайней мере раз в
неделю.
7.
Постарайтесь вовлекать всю семью. Отцы часто исключаются из
дошкольных программ. Подумайте о том, как творчески привлекать
отцов, братьев, сестер и других членов семьи.
8.
Поощряйте
посещаемость
родительских
собраний. Проводите
собрания в удобное для родителей время. Помогайте семьям найти
дополнительные ресурсы для воспитания детей.
9.
Сохраняйте конфиденциальность. Доверие – неотъемлемая часть
контактов, основанных на сотрудничестве. Обеспечивайте полную
конфиденциальность информации о каждой семье.
10.Учитесь
навыкам
сотрудничества. Проводите
совместные
обучающие занятия родителей и педагогов для укрепления их
сотрудничества.
11.Создайте консультационную группу по проблемам семьи.
Описанные
формы
взаимодействия
с
родителями
эффективно
применяются мною в течение ряда лет, наполняясь новым содержанием в
соответствии с требованиями, предъявляемыми к образованию и воспитанию
детей
дошкольного
возраста.
Только
совместная
работа
логопеда,
воспитателей и родителей, направленная на осуществление общих задач, дает
основания рассчитывать на положительные результаты.
Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня
она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и
детям. Этому надо учиться…
Список литературы:
1.
Волосовец
Т.
В.
Преодоление
общего
недоразвития
речи
у
дошкольников, Издательство Сфера, 2007
2.
Дошкольные учреждения и семья — единое пространство детского
развития / Т. Н Доронова и др. М., 2001.
3.
Дуброва В. П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия
детского сада и семьи. Минск, 1997.
4.
Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с
отклонениями в развитии Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
5.
Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных
учреждений Санкт-Петербурга / Сост. Н. П. Митрошина, Т. А.
Овечкина. СПб., 2001.
6.
Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2000.
7.
Сагдеева Н.В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ
"Шаг навстречу" Детство-Пресс, 2012
8.
Свиридов Б.Г. Ваш ребенок готовится к школе. М., 2000.
9.
Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М., 1978.
10.Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений. М., 2000.
11.Цвынтарный В. В. Радость правильно говорить. –М., 2002
12.Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб.
пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский
центр «Академия», 2003. - 240 с.