Напоминание

Современные технологии сотрудничества с родителями при организации логопедической помощи детям с ТНР


Автор: Саландаева Екатерина Сергеевна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ №226 "Капитошка"
Населённый пункт: г.Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: Современные технологии сотрудничества с родителями при организации логопедической помощи детям с ТНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Современные технологии сотрудничества с родителями при организации

логопедической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи»

Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым

и успешным, смог добиться большего, нежели он сам, научился лучше

разбираться в людях и взаимодействовать с ними. Но мало кто задумывался о

том, насколько важную роль во всём этом играет умение ребёнка говорить

правильно и красиво. Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов

развития в целом. Можно сказать, что речь человека - это его визитная

карточка.

К сожалению, число детей, которым необходимы специальные

коррекционно-образовательные, лечебно-педагогические услуги, не имеет

тенденции к сокращению, напротив, их количество увеличивается.

Поэтому оказание коррекционно-педагогической помощи детям с речевой

патологией требует высокой профессиональной подготовленности, где залог

успешности

логопедического

воздействия

зависит

не

только

от

квалифицированной

работы

логопеда,

но

и

от

всех

участников

коррекционного процесса – педагогов, родителей и других членов семьи.

Однако очень часто можно констатировать тот факт, что родители не

уделяют должного внимания работе с детьми по преодолению какого-либо

речевого дефекта у ребёнка.

Это может быть связано со следующими причинами:

 неведение и неосознанное восприятие проблем речевого развития детей;

 мало уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив

всю ответственность на плечи школы;

 низкий уровень или отсутствие педагогических знаний у родителей;

Но время, благоприятное для коррекционной работы, проходит, а дефекты

речи остаются. При этом очевидно, что именно помощь родителей

обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское

мнение наиболее авторитетно для ребёнка и, во-вторых, только у родителей

есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе

живого, непосредственного общения с ребёнком.

Поэтому особую социальную и педагогическую значимость приобретает

внедрение вариативных форм сотрудничества с родителями детей, имеющих

нарушения речи в системе коррекционно-образовательной работы.

Мы строим своё общение с родителями, на основе принципа "Родитель - не

гость, а полноправный член команды", так как у нас с ними одна общая

задача - воспитание высоконравственной личности. Успешность воспитания

и обучения детей в школе во многом зависит от того, как организовано

педагогическое просвещение родителей. Взаимосвязь логопеда и родителей

осуществляется комплексно: с помощью коллективных, индивидуальных,

наглядных форм работы.

Позитивное взаимодействие с семьями воспитанников осуществляю через

традиционные формы работы с родителями:

родительские собрания;

посещение логопедических занятий;

Дни открытых дверей;

совместные практикумы;

индивидуальные и подгрупповые беседы и консультации;

информационные стенды в группе и в кабинете логопеда;

индивидуальные буклеты для родителей;

анкетирование.

Нашу

повседневную

жизнь

невозможно

представить

себе

без

информационно-коммуникативных

технологий.

Использование

ИКТ

в

учебно-воспитательном

процессе

в

дошкольном

образовательном

учреждении – это одна из актуальных проблем в дошкольной педагогике.

Современные средства ИКТ помогают логопеду разнообразить формы

поддержки образовательного процесса, повысить качество консультаций для

родителей.

Современные

формы

работы

учителя-логопеда

с

родителями

с

использованием ИКТ:

газета дошкольного учреждения;

общение учителя-логопеда с родителями по электронной почте;

использование сайта детского сада;

«Логопедический досуг»;

детско-родительские занятия интегрированного характера.

Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:

обеспечение диалога учителя-логопеда и родителей;

индивидуальный подход к родителям детей с нарушениями речевого

развития;

возможность

показа

презентаций,

фотоматериалов,

логопедических

заданий и другой необходимой информации родителям.

Специальные приемы работы с родителями детей с ТНР:

В разговоре с молчунами:

1.

Подчеркните, что вы не знаете, что для них важно в данный момент.

Например, спросите: «С чего бы вы хотели начать: с того или с этого?»

2.

Будьте осторожны в разговоре. Стройте свою речь в соответствии с

тоном, скоростью и ответной реакцией собеседника.

3.

Учитесь чувствовать себя комфортно, когда ваш собеседник молчит.

Обоснуйте вслух это молчание. Например: «Мне кажется, что я задаю

вам вопросы, которые трудны для вас. Не сказала ли я что-нибудь, что

вас обеспокоило?»

4.

Подчеркивайте роль партнера в разговоре: «Я смогу лучше помочь

вашему ребенку, если узнаю от вас, что для него важно. Ведь вы знаете

его лучше, чем я». Подчеркните, что у партнера есть особые сведения о

предмете разговора: «То, что вы сказали мне о боязни вашего ребенка

перед сном, очень важно. Вы не против, если я задам вам еще

несколько вопросов, прежде чем мы примем решение, как ему

помочь?»

5.

Помните, что молчание — это нормально. Не пытайтесь заполнить

пустоту разговором.

В разговоре с «говорунами»:

1.

Перед началом беседы оговорите ее содержание и время.

Например:

У вас много тревог по поводу поведения вашего ребенка. Сегодня мы

сможем обсудить только одну из них, а об остальных поговорим

попозже.

Не могли бы вы рассказать в двух словах о...

Какая из задач наиболее важна для вас в этом году?

Нам

потребуется

40

минут

для

сегодняшнего

разговора.

Мне

необходимо коснуться некоторых проблем, а также узнать вашу точку

зрения.

Я должна прервать вас, так как наше время истекло.

2.

Прервите разговор. Например:

У нас осталось пять минут. Мне необходимо начать работу по...

Прерывая разговор, проявите вежливость и предупредительность.

Например:

Вы хотите так много сказать об этом, и я чувствую, что вы

расстроены тем, что я вас прерываю...

Есть ли еще кто-нибудь, с кем бы вы могли поговорить об этом, а

я вынуждена прервать вас, хотя понимаю, что для вас это важно.

Итак, не позволяйте себе идти на поводу у разговорчивых. Помните: их

потребности

обоснованы,

ваши

тоже.

Укажите

на

вопросы,

представляющие интерес, ограничьте время, планируйте его заранее.

Идеи для вовлечения родителей во взаимодействие с детским садом

Создавайте и используйте возможности для непосредственного общения:

1.

Первые визиты в детский сад. Перед тем как ребенок

начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия и

познакомиться с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.

2.

Вводные собрания. После того как ребенок записан в

детский сад, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с

воспитателями,

дефектологом

и

другими

родителями,

узнать

о

ежедневных мероприятиях и другую полезную информацию.

3.

Телефонные

звонки. Телефонные

звонки

делаются

в

особых случаях или раз в месяц всем родителям, чтобы поддерживать

неформальное общение с ними.

4.

Конференции родителей и воспитателей. Конференции

— это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать

успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и

проблемами.

Конференции

можно

использовать

для

совместного

планирования индивидуализированных программ.

Используйте письменные формы общения

1.

Брошюры. Брошюры

помогают

родителям

узнать

о

детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать

общую информацию о нем.

2.

Еженедельные

записки. Еженедельная

записка,

адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье,

настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и

другую информацию.

3.

Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день

курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией

о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать

воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения,

новая работа, поездки, гости.

4.

Доска объявлений. Доска объявлений — это настенный

экран, который информирует родителей о собраниях, мероприятиях

детского сада, расписании на день и др.

5.

Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители

могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет

им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

6.

Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка — это

одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при

условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

Развивайте работу, направленную на родителей

1.

Сотрудничество родителей друг с другом. Это помощь

более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может

включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.

2.

Информация для родителей и их обучение. Детский сад

предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о

развитии ребенка.

3.

Неформальные встречи родителей и воспитателей. Это

тематические встречи, вечера и т.п.

4.

Обмен

литературой. Детский

сад

может

создать

библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео- и аудиокассет,

которыми родители могли бы пользоваться.

Предложения для работы с родителями

1.

Уважение к роли родителей. Укрепляйте взаимное уважение между

воспитателями, педагогами и родителями.

2.

Поощряйте участие родителей, содействуйте им. Подсказывайте

родителям, как они могут участвовать в программе детского сада.

3.

Старайтесь разнообразить виды участия родителей, проявляйте

гибкость и творчество. У разных семей разные интересы, ресурсы и

образ жизни. Что подходит одной семье, не подходит другой.

4.

Будьте терпеливыми. Участие родителей – возможно, новая область

для воспитателей и семей, а на развитие новых контактов требуется

время. Программа, в которой активно участвуют родители, строится на

маленьких поэтапных достижениях.

5.

Делайте акцент на сильных сторонах ребенка, семьи и давайте

положительное подкрепление. Родители и педагоги ждут друг от

друга взаимного одобрения и признания, что они хорошо делают свое

дело. Сосредоточьте внимание и подчеркивайте сильные стороны

ребенка и семьи. Даже опытные родители и педагоги нуждаются в

подтверждении их уникального вклада в развитие ребенка.

6.

Поддерживайте

тесные

контакты. Каждый

педагог

должен

разговаривать с родителями каждого ребенка по крайней мере раз в

неделю.

7.

Постарайтесь вовлекать всю семью. Отцы часто исключаются из

дошкольных программ. Подумайте о том, как творчески привлекать

отцов, братьев, сестер и других членов семьи.

8.

Поощряйте

посещаемость

родительских

собраний. Проводите

собрания в удобное для родителей время. Помогайте семьям найти

дополнительные ресурсы для воспитания детей.

9.

Сохраняйте конфиденциальность. Доверие – неотъемлемая часть

контактов, основанных на сотрудничестве. Обеспечивайте полную

конфиденциальность информации о каждой семье.

10.Учитесь

навыкам

сотрудничества. Проводите

совместные

обучающие занятия родителей и педагогов для укрепления их

сотрудничества.

11.Создайте консультационную группу по проблемам семьи.

Описанные

формы

взаимодействия

с

родителями

эффективно

применяются мною в течение ряда лет, наполняясь новым содержанием в

соответствии с требованиями, предъявляемыми к образованию и воспитанию

детей

дошкольного

возраста.

Только

совместная

работа

логопеда,

воспитателей и родителей, направленная на осуществление общих задач, дает

основания рассчитывать на положительные результаты.

Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня

она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и

детям. Этому надо учиться…

Список литературы:

1.

Волосовец

Т.

В.

Преодоление

общего

недоразвития

речи

у

дошкольников, Издательство Сфера, 2007

2.

Дошкольные учреждения и семья — единое пространство детского

развития / Т. Н Доронова и др. М., 2001.

3.

Дуброва В. П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия

детского сада и семьи. Минск, 1997.

4.

Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с

отклонениями в развитии Учеб. пособие для студ. высш. учеб.

заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр

ВЛАДОС, 2003. — 408 с.

5.

Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных

учреждений Санкт-Петербурга / Сост. Н. П. Митрошина, Т. А.

Овечкина. СПб., 2001.

6.

Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2000.

7.

Сагдеева Н.В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ

"Шаг навстречу" Детство-Пресс, 2012

8.

Свиридов Б.Г. Ваш ребенок готовится к школе. М., 2000.

9.

Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М., 1978.

10.Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений. М., 2000.

11.Цвынтарный В. В. Радость правильно говорить. –М., 2002

12.Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб.

пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский

центр «Академия», 2003. - 240 с.



В раздел образования