Автор: Архарова Ирина Анатольевна
Должность: Учитель
Учебное заведение: МАОУ СОШ №3 ГОЩ МО
Населённый пункт: г.о. Щёлково Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование профессиональных компетенций педагога с целью повышения качества образования"
Раздел: среднее образование
Выступление на ГМО учителей химии 26.09.2022 Архарова И.А.
Тема «Формирование профессиональных компетенций педагога с целью
повышения качества образования»
Качество образования во все времена зависело от уровня подготовки
педагогов. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил: «В деле
обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить,
минуя голову учителя». Именно педагог является основной фигурой при
внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в
новых
условиях,
поставленных
перед
ним
задач,
должен
обладать
необходимым уровнем профессиональной компетентности.
Качества учителя указывающие на то, что педагог является
профессионально компетентным (компетентный [от лат. сompetentis –
соответствующий, способный] – знающий, осведомленный, авторитетный в
какой-нибудь
области)
и
уровень
его
компетентности
соответствует
требованиям инновационной педагогики?
«Под профессиональной компетентностью учителя понимается
совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для
успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным
можно
назвать
учителя,
который
на
достаточно
высоком
уровне
осуществляет
педагогическую
деятельность,
педагогическое
общение,
достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании
учащихся». (А. К. Маркова)
Современный педагог должен быть, готов к включению в деятельность,
которая
поможет
практически
решать
встающие
перед
ним
профессиональные проблемы. Это зависит от дополнительных качеств, для
обозначения
которых
и
употребляется
понятие
«компетентность»,
соответствующая пониманию современных целей образования.
А
что
такое
«компетенция»?
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний,
умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к
определенному
кругу
предметов
и
процессов,
необходимых
чтобы
качественно
и
продуктивно
действовать
по
отношению
к
ним.
Компетентность – владение,
обладание
человеком
соответствующей
компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету
деятельности. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной
ситуации полученные знания и опыт.
1
Из всех компетенций, необходимых учителю в профессиональной
деятельности, можно выделить наиболее значимые.
-Социально-психологическая
компетенция,
связанная
с
готовностью
решать профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития.
- Профессионально-коммуникативная
компетенция,
определяющая
степень
успешности
педагогического
общения
и
взаимодействия
с
субъектами образовательного процесса.
- Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в
себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию
индивидуальной деятельности.
- Предметная компетенция в сферах предметной специальности: знания в
области преподаваемого предмета, методики его преподавания.
-Управленческая компетенция, т.е. умения проводить педагогический
анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.
- Рефлексивная компетенция, т.е. умение видеть процесс и результат
собственной педагогической деятельности
- Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением
работать в сфере ИК-технологий.
- Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая
учителя как экспериментатора.
-Креативная компетенция, т.е. умения учителя выводить деятельность на
творческий, исследовательский уровень.
Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать
соответствующие компетентности:
- компетентность в мотивации учебной деятельности ученика,
- компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного
учебного курса и учебного материала конкретного урока,
- компетентность в целеполагании учебной деятельности,
- компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо
для реализации индивидуального подхода в обучении,
2
- компетентность
в
предмете
преподавания
(предметная
компетентность),
- компетентность в принятии решений, связанных с разрешением
педагогических задач,
- компетентность
в
разработке
программ
деятельности
и
поведения,
- компетентность в организации учебной деятельности, которая, в
свою очередь, предполагает:
- компетентность в организации условий деятельности, прежде
всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче,
- компетентность в достижении понимания учеником учебной
задачи и способов ее решения (способов деятельности),
- компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов
деятельности.
Какими умениями должен владеть компетентный педагог?
- Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу,
самостоятельность и ответственность;
- ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения
потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных
условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального
успеха;
- видеть и понимать действительные жизненные интересы своих
учеников;
- проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;
- чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
- связывать
изучаемый
материал
с
повседневной
жизнью,
с
интересами учащихся;
- закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;
- планировать учебное занятие с использованием всего многообразия
форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов
3
самостоятельной
работы,
диалогических
и
проектно-
исследовательских методов;
- ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с
учащимися;
- в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;
- привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без
лишних временных затрат;
- привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех
вопросов, в которых сам недостаточно компетентен;
- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и
содержательной характеристикой;
- оценивать не только предметные достижения, но и развитие
личностных качеств;
- видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в
социуме.
Что должен понимать педагог:
- нужно быть готовым к постоянным переменам;
- строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних
знаний и вчерашнего опыта невозможно;
- главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в
будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные
союзники учителя;
- любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это
представление передать ученикам.
Какие могут быть риски:
- по привычке считать себя самым главным и единственным
источником знаний;
- передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их
исходя из того, как был воспитан сам;
4
- придерживаться представлений о том, что существуют раз и
навсегда заданные способы правильного и неправильного решения
различных проблем;
- следовать мелочным правилам и инструкциям.
Итак, компетентность учителя – это синтез профессионализма,
(специальная,
методическая,
психолого-педагогическая
подготовка)
творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное
использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и
ораторство).
В
СОВРЕМЕННОЙ
школе ученик может учиться сам, учитель лишь
создаёт для этого условия.
Современный учитель должен успешно решать новые для него
проблемы:
- как воспитать детей в духе толерантности в классе, в котором
каждый третий – носитель собственного этнического мировоззрения,
отличного от традиционного для данного социума;
- как повысить мотивацию обучащихся;
- как осуществить педагогическую поддержку одарённого ребёнка,
осуществляющего
обучение
по
индивидуальной
образовательной
программе;
- как преодолеть школьнику неуспешность в обучении и т.п.
Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить
учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на
практике.
В
современных
условиях
активная
жизненная
позиция,
повышение
профессионального
мастерства помогает
педагогу
обеспечить
одно
из
главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.
5