Напоминание

"Формирование профессиональных компетенций педагога с целью повышения качества образования"


Автор: Архарова Ирина Анатольевна
Должность: Учитель
Учебное заведение: МАОУ СОШ №3 ГОЩ МО
Населённый пункт: г.о. Щёлково Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование профессиональных компетенций педагога с целью повышения качества образования"
Раздел: среднее образование





Назад




Выступление на ГМО учителей химии 26.09.2022 Архарова И.А.

Тема «Формирование профессиональных компетенций педагога с целью

повышения качества образования»

Качество образования во все времена зависело от уровня подготовки

педагогов. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил: «В деле

обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить,

минуя голову учителя». Именно педагог является основной фигурой при

внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в

новых

условиях,

поставленных

перед

ним

задач,

должен

обладать

необходимым уровнем профессиональной компетентности.

Качества учителя указывающие на то, что педагог является

профессионально компетентным (компетентный [от лат. сompetentis –

соответствующий, способный] – знающий, осведомленный, авторитетный в

какой-нибудь

области)

и

уровень

его

компетентности

соответствует

требованиям инновационной педагогики?

«Под профессиональной компетентностью учителя понимается

совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для

успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным

можно

назвать

учителя,

который

на

достаточно

высоком

уровне

осуществляет

педагогическую

деятельность,

педагогическое

общение,

достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании

учащихся». (А. К. Маркова)

Современный педагог должен быть, готов к включению в деятельность,

которая

поможет

практически

решать

встающие

перед

ним

профессиональные проблемы. Это зависит от дополнительных качеств, для

обозначения

которых

и

употребляется

понятие

«компетентность»,

соответствующая пониманию современных целей образования.

А

что

такое

«компетенция»?

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний,

умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к

определенному

кругу

предметов

и

процессов,

необходимых

чтобы

качественно

и

продуктивно

действовать

по

отношению

к

ним.

Компетентность – владение,

обладание

человеком

соответствующей

компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету

деятельности. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной

ситуации полученные знания и опыт.

1

Из всех компетенций, необходимых учителю в профессиональной

деятельности, можно выделить наиболее значимые.

-Социально-психологическая

компетенция,

связанная

с

готовностью

решать профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития.

- Профессионально-коммуникативная

компетенция,

определяющая

степень

успешности

педагогического

общения

и

взаимодействия

с

субъектами образовательного процесса.

- Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в

себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию

индивидуальной деятельности.

- Предметная компетенция в сферах предметной специальности: знания в

области преподаваемого предмета, методики его преподавания.

-Управленческая компетенция, т.е. умения проводить педагогический

анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.

- Рефлексивная компетенция, т.е. умение видеть процесс и результат

собственной педагогической деятельности

- Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением

работать в сфере ИК-технологий.

- Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая

учителя как экспериментатора.

-Креативная компетенция, т.е. умения учителя выводить деятельность на

творческий, исследовательский уровень.

Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать

соответствующие компетентности:

- компетентность в мотивации учебной деятельности ученика,

- компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного

учебного курса и учебного материала конкретного урока,

- компетентность в целеполагании учебной деятельности,

- компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо

для реализации индивидуального подхода в обучении,

2

- компетентность

в

предмете

преподавания

(предметная

компетентность),

- компетентность в принятии решений, связанных с разрешением

педагогических задач,

- компетентность

в

разработке

программ

деятельности

и

поведения,

- компетентность в организации учебной деятельности, которая, в

свою очередь, предполагает:

- компетентность в организации условий деятельности, прежде

всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче,

- компетентность в достижении понимания учеником учебной

задачи и способов ее решения (способов деятельности),

- компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов

деятельности.

Какими умениями должен владеть компетентный педагог?

- Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу,

самостоятельность и ответственность;

- ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения

потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных

условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального

успеха;

- видеть и понимать действительные жизненные интересы своих

учеников;

- проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;

- чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;

- связывать

изучаемый

материал

с

повседневной

жизнью,

с

интересами учащихся;

- закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;

- планировать учебное занятие с использованием всего многообразия

форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов

3

самостоятельной

работы,

диалогических

и

проектно-

исследовательских методов;

- ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с

учащимися;

- в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;

- привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без

лишних временных затрат;

- привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех

вопросов, в которых сам недостаточно компетентен;

- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и

содержательной характеристикой;

- оценивать не только предметные достижения, но и развитие

личностных качеств;

- видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в

социуме.

Что должен понимать педагог:

- нужно быть готовым к постоянным переменам;

- строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних

знаний и вчерашнего опыта невозможно;

- главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в

будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные

союзники учителя;

- любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это

представление передать ученикам.

Какие могут быть риски:

- по привычке считать себя самым главным и единственным

источником знаний;

- передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их

исходя из того, как был воспитан сам;

4

- придерживаться представлений о том, что существуют раз и

навсегда заданные способы правильного и неправильного решения

различных проблем;

- следовать мелочным правилам и инструкциям.

Итак, компетентность учителя – это синтез профессионализма,

(специальная,

методическая,

психолого-педагогическая

подготовка)

творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное

использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и

ораторство).

В

СОВРЕМЕННОЙ

школе ученик может учиться сам, учитель лишь

создаёт для этого условия.

Современный учитель должен успешно решать новые для него

проблемы:

- как воспитать детей в духе толерантности в классе, в котором

каждый третий – носитель собственного этнического мировоззрения,

отличного от традиционного для данного социума;

- как повысить мотивацию обучащихся;

- как осуществить педагогическую поддержку одарённого ребёнка,

осуществляющего

обучение

по

индивидуальной

образовательной

программе;

- как преодолеть школьнику неуспешность в обучении и т.п.

Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить

учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на

практике.

В

современных

условиях

активная

жизненная

позиция,

повышение

профессионального

мастерства помогает

педагогу

обеспечить

одно

из

главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

5



В раздел образования