Автор: Яшина Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №226 "Капитошка"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: «Организация экспериментальной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи.»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 226 «Капитошка»
«Организация экспериментальной деятельности с детьми
с тяжелыми нарушениями речи.»
Подготовила:
воспитатель
МБДОУ д/с №226 «Капитошка»
Яшина Ирина Александровна
Одним из основных направлений развития ребёнка, согласно ФГОС,
является познавательное развитие (исследование объектов окружающего
мира экспериментирование с ними). ФГОС требует от нас создать условия
развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной
социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и
соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему,
предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают
успешной социализации личности.
Детское экспериментирование – это активно – преобразующая деятельность
детей, существенно изменяющая исследуемые объекты (Н. Н. Поддъяков).
«Это истинно детская деятельность, которая возникает в раннем возрасте
и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста без
помощи взрослого и даже вопреки его запретам» (Н. Н. Поддъяков)
Целью экспериментальной деятельности является развитие
познавательных способностей детей через исследовательскую деятельность
При организации экспериментирования с детьми с тяжелыми
нарушениями речи необходимо учитывать их особенности:
- недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его
распределения
- снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания
- отставание в развитии мыслительных операций
- отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация
движений, снижение скорости и ловкости их выполнения
- трудности при выполнении движений по словесной инструкции
- недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой
моторики
Формы работы по экспериментальной деятельности:
в форме совместной деятельности в вечернее время.
Структура деятельности по экспериментированию
1. Постановка исследовательской задачи.
2. Прогнозирование результата.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе
осуществления экспериментирования.
4. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих.
5. Выполнение эксперимента.
6. Наблюдение результатов эксперимента.
7. Фиксирование результатов эксперимента.
8. Формулировка выводов.
Методическое обеспечение экспериментальной деятельности:
- Картотека «Опытно-экспериментальная деятельность детей в
подготовительной группе»
- Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет:
тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт. -сост. Е.
А. Мартынова, И. М Сучкова. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2015
- Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ.
Тематические дни/ авт. –сост. Л. А. Королева – СПб.: ООО
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
- Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в
разных возрастных группах/ авт. -сост. Н. В. Нищева – СПб.: ООО
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
В процессе экспериментирования реализуется здоровьесберегающие
технологии.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании –
технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и
обогащения здоровья детей.
При проведении экспериментов по изучению свойств воздуха я использую
трубочки для коктейля, для того, чтобы проверить, есть ли воздух внутри
человека, я прошу детей подуть в эти трубочки, это одновременно служит
упражнением дыхательной гимнастики, которое способствует
формированию направленной воздушной струи.
Чтобы установить, что легче из двух веществ, воздух или вода, дети
опускают трубочки в воду и направляют струю воздуха, затем видят, как
поднимаются пузырьки воздуха.
Опыт с воздушными шарами способствует укреплению губных мышц.
В опыте с образованием мыльных пузырей, передвижением лежащей на
столе снежинки тренируется направленность воздушного потока.
При изучении предметов, сделанных из резины, стоит обратить внимание
на массажные мячики, предложить детям рассказать, чем они отличаются от
обычных мячиков и как их можно использовать. Массажные мячики
снимают мышечное напряжение, расслабляют кисти рук, повышают
устойчивость внимания, также их применяем для профилактики
плоскостопия.
Также при экспериментировании развивается моторика рук, что важно
для детей с нарушениями речи. Развитие моторики происходит путем
разрезания ткани, ниток, различных манипуляций с предметами, например,
рисование ватными палочками, задержание воды в трубке, при фиксации
результатов наблюдений.
Взаимодействие с родителями осуществляется в таких формах, как
консультации, домашняя лаборатория, индивидуальные беседы,
родительский клуб.
Итог
- повышение собственной активности ребенка, самостоятельности,
инициативности, любознательности;
- обогащение памяти ребёнка;
- активизируются его мыслительные процессы
- стимулирует речевое развитие;
- положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу
ребёнка;
- развитие его творческих способностей;
- укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной
активности.