Напоминание

"Песни, опаленные войной"


Автор: Яргункина Светлана Геннадьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ Староалгашинская СОШ
Населённый пункт: село Старые Алгаши, Цильнинский район, Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Песни, опаленные войной"
Раздел: среднее образование





Назад





Литературно-музыкальная композиция

«Песни, опалённые войной»

Ведущий
Песни военных лет, песни о войне… Сколько их, прекрасных, незабываемых. И есть в них всё: горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков, лётчиков и танкистов. Песни, как люди: у них своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив, другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. В песнях во время войны и после неё люди черпали душевные силы. С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Об истории создания таких песен мы расскажем сегодня.
Вед.
Слайд 2. Песня «Священная война» появилась в 1941 году. Стихи к этой песне написал В.И. Лебедев-Кумач. В тот же день они были напечатаны во всех газетах. Стихотворение каждый день звучало по радио и не могло не привлечь внимания композиторов. Музыку написал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Борис Александрович Александров.
Вед.
Впервые песня исполнялась этим ансамблем на площади Белорусского вокзала, откуда постоянно уходили составы на фронт. Песня исполнялась вновь и вновь. Она была гимном, призывом. Её увезли на фронт три бригады ансамбля, чтобы выступать перед солдатами. Эта песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, ее пели в партизанских землянках. Она прошла путь от стен Москвы через Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Германию до стен Рейхстага. Песню знали. Жива она и сейчас.
Ученик
Если завтра война, если враг нападёт Если тёмная сила нагрянет, - Как один человек, весь советский народ За любимую Родину встанет. На земле, в небесах и на море Наш напев и могуч и суров: Если завтра война, Если завтра в поход, - Будь сегодня к походу готов! Если завтра война, - всколыхнётся страна От Кронштадта до Владивостока. Всколыхнётся страна, велика и сильна, И врага разобьём мы жестоко. Полетит самолёт, застрочит пулемёт, Загрохочут могучие танки, И линкоры пойдут, и пехота пойдёт, И помчатся лихие тачанки. Подымайся народ, собирайся в поход! 1
Барабаны, сильней барабаньте! Музыканты, вперёд! Запевалы, вперёд! Нашу песню победную гряньте! На земле, в небесах и на море Наш напев и могуч и суров: Если завтра война, Если завтра в поход, - Будь сегодня к походу готов! 1938 В.Лебедев-Кумач Слайд 3.
Звучит запись песни «Священная война»
(Приложение 1)
Вед.
Слайд 4. В 1938 году в Москве был создан Государственныйджаз- оркестр Союза ССР под управлением М. БлантераиВ. Кнушевицкого, и в феврале 1939 года состоялась премьера подготовленной ими программы. Среди новых песен, впервые исполненных в этой программе, была «Катюша». Вскоре песню распевали в селах и городах, на демонстрациях и народных гуляньях, а то и просто в домашнем кругу, за праздничным столом. Едва появившись, песня эта стала знаменитой, родной и близкой миллионам людей. Как же родилась «Катюша»?
Вед.
Вначале были написаны стихи — всего несколько строк. Написал их Михаил Исаковский, автор известных и популярных в ту пору песен «Прощание», «Вдоль деревни», «И кто его знает», «Любушка», «Зелеными просторами» и других. «Я не знал, — говорил потом поэт, — что же дальше делать с Катюшей, которую я заставил выйти на «высокий берег на крутой» и запеть песню. Поэтому стихи пришлось отложить…»
Вед.
Неизвестно, как долго ожидали бы они своего часа, не повстречай Исаковский композитора М. И. Блантера. Вскоре родилась именно та мелодия, которую все мы сегодня знаем и любим. Но песни пока не было. Ведь стихотворение оставалось незавершенным. И тогда поэт и композитор стали вместе искать, какой же быть песне. Направление поиска и построение ее сюжета подсказано было самой жизнью, напряженной обстановкой предгрозовых довоенных лет.
Вед
. “Мы как бы уже предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти, — говорил Исаковский. — По этим причинам тема Родины, тема защиты ее от посягательств врага была темой самой важной, самой первостепенной, и я, конечно, никак не мог пройти мимо нее даже в лирической песне”.
Вед.
Так в советскую песенную лирику вошла новая тема — тема любви девушки и воина, защитника Родины. В чем была новизна этой песни? В устах миллионов людей «Катюша» зазвучала как песня не о грусти разлуки и расставания, а о долге бойца, о верности девушки в любви, о больших патриотических чувствах советских людей. Родилась не просто лирическая песня о любви девушки и воина, а о такой любви, которая вселяет гордость и бодрость, укрепляет веру в нее, помогает защитнику Родины выполнять свой долг. 2

Вед.
По-новому зазвучала «Катюша» в годы Великой Отечественной войны. В народе появились десятки новых вариантов этой песни. Кем только ни была в них героиня песни: и бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, ждущей его возвращения с победой, и фронтовой медсестрой. Пели во время войны и о Катюше-партизанке, «проходившей по лесам и селам партизанской узкою тропой с той же самой песенкой веселой, что когда-то пела над рекой».
Вед.
Но не только в песнях жила в ту суровую пору Катюша. Ее именем народ ласково «окрестил» новое грозное оружие, наводившее ужас на врага, — реактивные гвардейские минометы. И об этих «катюшах» вскоре были сложены песни: Шли бои на море и на суше, Грохотали выстрелы кругом - Распевала песенки «катюша» Под Калугой, Тулой и Орлом.
Вед.
В 1943—1945 наиболее популярен был такой куплет: Пусть фриц помнит русскую «катюшу», Пусть услышит, как она поет: Из врагов вытряхивает души, А своим отвагу придает!
Вед.
Песня стала очень популярной и за рубежом. В Италии она известна в двух вариантах: «Катарина» и «Дует ветер». Последняя представляет собой партизанский гимн итальянских патриотов, боровшихся против фашизма. Хорошо знают «Катюшу» и в странах, которым советские воины принесли освобождение.
Вед.
Песня эта служила своеобразным паролем молодежи всего мира на международных фестивалях, а к проходившему летом 1985 года в Москве XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов было решено создать в честь нее сувенир. Многочисленных гостей нашей столицы встречала симпатичная, весело улыбающаяся, приветливая девочка с ласковым и знакомым всем, певучим именем Катюша . Подобно знаменитому олимпийскому медвежонку она стала известной всей планете. И, конечно же, всюду звучала сложенная в честь нее замечательная песня. “Здравствуй, Катюша!” — говорили ей на всех языках. Слайд 4.
Звучит песня «Катюша»
(Приложение 2) 3
Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша, На высокий берег, на крутой. Выходила, песню заводила Про степного сизого орла. Про того, которого любила, Про того, чьи письма берегла. Ой ты, песня, песенка девичья, Ты лети за ясным солнцем вслед И бойцу на дальнем пограничье От Катюши передай привет. Пусть он вспомнит девушку простую, Пусть услышит, как она поет, Пусть он землю бережет родную, А любовь Катюша сбережет. Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша, На высокий берег, на крутой. 4

Вед.
Слайд 6. Поистине необычна история другой замечательной военной песни -
«Синий платочек»
. В 1940 году в московском саду «Эрмитаж» выступал польский оркестр «Голубой джаз» под управлением Генриха Гольда. Тогда композитор Ежи Петерсбургский исполнил свою новую мелодию. После концерта к Петерсбургскому подошел поэт и драматург Яков Галицкий, который выразил свое восхищение творчеством оркестра и предложил написать слова к той новой красивой мелодии. Польскому композитору мысль поэта понравилась, и вскоре появилось стихотворение «Синий платочек». Впервые песню «Синий платочек» исполнил солист «Голубого джаза» Станислав Ландау, после чего она стала постоянной в репертуаре оркестра.
Вед.
Наступила война, и в тексте песни произошли некоторые изменения. В Киеве, например, на стихи неизвестного автора, стали петь: Двадцать второго июня, Ровно в четыре часа, Киев бомбили, нам объявили, Что началася война. Война началась на рассвете, Чтоб больше народу убить. Спали родители, спали их дети, Когда стали Киев бомбить.
Вед.
Привычный же «Синий платочек» появился в 1942 году, когда песню исполнила Клавдия Шульженко. Дело в том, что Клавдия Ивановна обратилась к сотруднику газеты «В решающий бой!» Михаилу Максимову с просьбой изменить слова песни на более патриотичные. Тогда-то поэт и вставил в текст песни знаменитые слова о пулеметчике. Однако Политуправление Рабоче-Крестьянской Красной армии посчитало песню «чрезмерно лирической» и выразило свое недовольство по этому поводу. Клавдия Шульженко перестала петь эту песню, но полюбившийся миллионам советских граждан «Синий платочек» уже навсегда остался в числе лучших военных песен. Слайд 7. Звучит песня «Синий платочек» (Приложение 3) 5
Синенький скромный платочек Падал с опущенных плеч. Ты говорила, что не забудешь Ласковых, радостных встреч. Порой ночной Мы распрощались с тобой... Нет больше ночек. Где ты, платочек, Милый, желанный, родной? Помню, как в памятный вечер Падал платочек твой с плеч, Как провожала и обещала Синий платочек сберечь. И пусть со мной Нет сегодня любимой, родной, Знаю, с любовью ты к изголовью Прячешь платок голубой. Письма твои получая, Слышу я голос живой. И между строчек синий платочек Снова встает предо мной. И часто в бой Провожает меня образ твой, Чувствую, рядом с любящим взглядом Ты постоянно со мной. Сколько заветных платочков Носим в шинелях с собой! Нежные речи, девичьи плечи Помним в страде боевой. За них, родных, Желанных, любимых таких, Строчит пул еметчик за с и н и й платочек, Что был на плечах дорогих! 6

Вед.
Слайд 8. История создания всенародно любимой песни
«Темная

ночь»
очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным.
Вед.
Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимира Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня «Темная ночь».
Вед.
Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, «Темная ночь» навсегда осталась в памяти советского народа. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля.
Вед.
Но и на этом история создания песни не заканчивается. Первая матрица пластинки пострадала от… слез работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского. Так что в свет «Темная ночь» вышла только со второй матрицы. Слайд 9.
Звучит песня «Тёмная ночь»
(Приложение 4) Тёмная ночь, только пули свистят по степи, Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают. В тёмную ночь ты, любимая, знаю, не спишь, И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь. Как я люблю глубину твоих ласковых глаз, Как я хочу к ним прижаться теперь губами! Тёмная ночь разделяет, любимая, нас, И тревожная, чёрная степь пролегла между нами. Верю в тебя, в дорогую подругу мою, Эта вера от пули меня тёмной ночью хранила… Радостно мне, я спокоен в смертельном бою, Знаю встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось. Смерть не страшна, с ней встречались не раз мы в степи. Вот и теперь надо мною она кружится. Ты меня ждёшь и у детской кроватки не спишь, И поэтому знаю: со мной ничего не случится!
Ученик
О землянка близ аэродрома! В море снега — островок тепла: 7
Серые слежавшиеся бревна, Синяя прокуренная мгла, Пол у двери инеем окрашен… И внезапно показалось мне, Будто я все это видел раньше! Только где? В кино или во сне? Вот сейчас, винтовку сняв у входа, Мой отец присядет к огоньку. До Победы — три нелегких года, Все — через свинцовую пургу. Он пока — парнишка, мне ровесник, Тот же самый двадцать пятый год. И ему гармонь, совсем как в песне, Про улыбку и глаза поет… Он закурит, сев к огню поближе,. И под эту песню, вторя ей, Первые стихи свои напишет Той, что станет матерью моей…
Вед.
Слайд 10. Эти стихи
Евгения Нефедова
– о войне, об отце и о песне. А песне этой — «В землянке» — по справедливому утверждению ее автора, поэта Алексея Александровича Суркова (1899—1983), суждено было стать первой лирической песней из созданных во время Великой Отечественной войны, «безоговорочно принятой и сердцем воюющего солдата, и сердцем тех, кто ждал его с войны». Проникновенный, искренний, тоскующий голос поэта слился в ту трудную, суровую пору с голосами всех разлученных войной.
Вед.
Текстом песни «В землянке» стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне. «Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно, — вспоминал Сурков. — Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Антоновне. Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков…». Это было между боями на Волоколамском шоссе, во время Московской битвы, когда действительно “до смерти было четыре шага”, даже меньше…, когда промерзший, усталый, в шинели, посеченной осколками, Сурков всю оставшуюся ночь просидел над своим блокнотом в землянке, у солдатской железной печурки.
Вед.
«Так бы и остались эти стихи частью письма, — воспоминал Алексей Сурков, — если бы уже где-то в феврале 1942 года не приехал из эвакуации композитор Константин Листов, назначенный старшим музыкальным консультантом Главного политического управления Военно- 8
Морского Флота. Он пришел в нашу фронтовую редакцию и стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». «Что-нибудь» не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав их начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным, что песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет. Листов побегал глазами по строчкам, промычал что-то неопределенное и ушел. Ушел, и все забылось. Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил у фотографа Савина гитару и спел новую свою песню «В землянке». Всем показалось, что песня «вышла». Листов ушел. А вечером Миша Савин после ужина попросил у меня текст и, аккомпанируя себе на гитаре, спел новую песню. И сразу стало видно, что песня «пойдет», если обыкновенный потребитель музыки запомнил мелодию с первого исполнения…» Впервые песня была опубликована на страницах «Комсомольской правды». К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал.
Вед.
И в наши дни песня эта остается одной из самых дорогих и любимых, она звучит у походного костра, на солдатском привале. Слайд 11.
Звучит песня «В землянке»
(Приложение 5) Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза, И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза. Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой. Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой. Ты сейчас далеко-далеко. Между нами снега и снега. До тебя мне дойти нелегко, А до смерти — четыре шага. Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От твоей негасимой любви.
Ученик читает стихотворение К. Симонова «Жди меня, и я вернусь».
9
Жди меня, и я вернусь, Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди; Жди, когда снега метут; Жди, когда жара. Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет. Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня. Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души... Жди — и с ними заодно Выпить не спеши. Жди меня, и я вернусь Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: «Повезло». Не понять, не ждавшим, им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил — будем знать Только мы с тобой. Просто, ты умела ждать, Как никто другой. 10

Вед
. Слайд 12. Песня «Баллада о солдате» впервые прозвучала в кинофильме “В трудный час”, посвященном трагическим дням 1941 года. В фильме, сценарий которого написан известным кинодраматургом Е. Габриловичем, рассказывается о судьбах простых советских людей, героически оборонявших Москву. Музыку к фильму писал композитор В. П. Соловьев-Седой. Им же вместе с поэтом М. Л. Матусовским написана и песня, мелодия которой звучит уже в увертюре к картине, а затем проходит по всему фильму, пока, наконец, не обретает слова в финале, чтобы прозвучать гимном солдатскому подвигу.
Вед.
Авторы назвали песню «Баллада о солдате». Однако, как неоднократно подчеркивал сам Василий Павлович, песня эта — совсем не баллада. Когда он ознакомился со сценарием и просмотрел уже отснятый материал, то понял, что музыка к фильму требует песни эпического склада. Ему хотелось, чтобы в ней как бы прозвучали мерные шаги солдата — шаги истории: испокон веков, когда было необходимо, вставали на защиту родимой земли ее бесстрашные воины — и солдат Суворова, и солдат Кутузова, и Алеша Скворцов из вышедшего на экраны страны двумя годами раньше фильма Григория Чухрая, название которого вовсе не случайно совпадает с названием песни. Она писалась под впечатлением и этого всемирно известного фильма.
Вед.
В своейкниге «Пути-дороги»В. П. Соловьев-Седой вспоминал, как создавалась эта песня: «Поначалу я сам сделал пресловутую песенную «рыбу», то есть накропал слова, а затем сочинил мелодию. Показал все Матусовскому. И он в один день сочинил прекрасный текст».
Вед.
«Это — первая и единственная моя с Соловьевым-Седым песня, написанная на готовую музыку, — комментировал воспоминания своего друга и соавтора по многим замечательным, всенародно известным песням Михаил Львович Матусовский. — Я страшно не люблю и боюсь подтекстовок. А тут не устоял — такое впечатление произвела на меня музыка будущей песни, выразительная, взволновавшая меня до глубины души. Каждая музыкальная фраза уже сама по себе подсказывала, заставляла находить соответствующий ей глагол: шел, пел, бил. Это музыка продиктовала форму. И когда я «поймал» именно такое, адекватное ей решение, нам обоим стало понятно, что песня со стоялась…»
Вед.
Для М. Л. Матусовского война эта началась на Западном фронте, куда он попал с первых ее дней в качестве фронтового корреспондента, был свидетелем и непосредственным участником боев. Особенно памятными оказались для него дни и недели Смоленского сражения 1941 года. Потому, наверное, и отозвались они в «Балладе о солдате» строчкой: «Бил солдат их под Смоленском…» Потом была Московская битва, Северо-Западный фронт… Все припомнилось и отозвалось в его творчестве.
Звучи песня «Баллада о солдате»
(Приложение 6) 11
Полем, вдоль берега крутого, Мимо хат В серой шинели рядового Шел солдат. Шел солдат, преград не зная, Шел солдат, друзей теряя, Часто, бывало, Шел без привала, Шел вперед солдат. Шел он ночами грозовыми В дождь и град. Песню с друзьями фронтовыми Пел солдат. Пел солдат, глотая слезы, Пел про русские березы, Про кари очи, Про дом свой отчий Пел в пути солдат. Словно прирос к плечу солдата Автомат — Всюду врагов своих заклятых Бил солдат. Бил солдат их под Смоленском, Бил солдат в поселке энском, Пуль не считая, Глаз не смыкая, Бил врагов солдат. Полем, вдоль берега крутого. Мимо хат В серой шинели рядового Шел солдат. Шел солдат, слуга Отчизны, Шел солдат во имя жизни, Землю спасая, Мир защищая, Шел вперед солдат! 12

Чтец
Пускай ты нынче не в строю, Но под одеждой штатскою Везде и всюду узнаю Я выправку солдатскую. И пусть не носишь ты давно Армейский свой наряд, Но люди всё же говорят: «Солдат — всегда солдат». Солдат, легко собравшись в путь, Без лишних слёз прощается, И всё имущество его В один мешок вмещается. А он готов спешить туда, Куда ему велят. Вот потому и говорят: «Солдат — всегда солдат». Противник с фланга ли навис, Грозит ли окружение, — Солдат с успехом выйдет из Любого положения. Вот он забрался в свой блиндаж, И чёрт ему не брат. Как видно, верно говорят: «Солдат — всегда солдат». В окопе плещется вода, Шумят дожди осенние. А он находится всегда В хорошем настроении. Он не привык робеть в беде И отступать назад. Недаром люди говорят: «Солдат — всегда солдат!» 1959 М.Матусовский, «Солдат всегда солдат»
Вед.
Слайд 13. Есть на болгарской земле старинный город Пловдив. За свою более чем тысячелетнюю историю он был свидетелем многих событий. О них могут рассказать его улицы, дома, памятники. Один их них – величественный Холм освободителей. Его венчает восемнадцатиметровая фигура советского солдата, высеченная из гранита, — памятник советским воинам, освободившим город и всю страну от фашизма. Открыт он был в 1957 году, в канун 40-летия Великого Октября. Автор его — болгарский скульпторВасил Радослов. К постаменту ведут сто широких ступеней. К нему приходят возложить цветы в день свадьбы счастливые молодожены. Место это священно и дорого для каждого болгарина. 13

Вед.
Осенью 1962 года в Болгарию приехал советский композитор Эдуард Савельевич Колмановский. Ему рассказали о том, как в сентябре 1944 года жители города с букетами роз встречали своих освободителей и как один из солдат сказал, что, пока его руки смогут держать оружие, розы никогда больше не будут обрызганы кровью. Народная память сохранила и имя солдата — ласковое, певучее русское имя Алеша. С розами он и увековечен в камне. Возвратившись домой, композитор поделился своими впечатлениями о том, что видел и слышал в Болгарии, с поэтом Константином Яковлевичем Ваншенкиным, давним своим соавтором, показал ему фотографию памятника советским воинам — «Алеши».
Вед.
«Стихи родились очень быстро, на едином дыхании, — вспоминает поэт. — Тема ведь родная, близкая. Я прошел войну, воевал в Венгрии, в Австрии, в Чехословакии, потерял много боевых друзей, товарищей по оружию, мог погибнуть и сам. Если написано о том, что выстрадано и дорого, это находит отзвук в сердцах людей. До 1971 года мне не удавалось побывать в Болгарии, хотя и очень хотелось. А когда я впервые туда приехал и увидел «Алешу», когда увидел его громадные сапоги из камня, гимнастерку… я чувствовал себя так, будто встретился со старым и близким другом…»
Вед.
Впервые песня «Алеша» была опубликована в 1966 году в журнале «Старшина—сержант» (сегодня он называется «Знаменосец») в выпуске, посвященном советско-болгарской дружбе. Прекрасную песню эту включил в свой репертуар Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии имени Александрова, и в 1967 году краснознаменцы привезли ее в Болгарию. Там, в Пловдиве, у подножия памятника «Алеше», в присутствии многих тысяч слушателей состоялось ее первое исполнение.
Вед.
«Нас принимали на болгарской земле с таким чистосердечным гостеприимством, с такой душевной теплотой, искренностью, радостным и заботливым вниманием, с каким может встретить только настоящий верный друг,— вспоминает об этих поездках и встречах Эдуард Савельевич Колмановский. – Да, у меня в Пловдиве много друзей. Число их, к моей радости, растет. И первым среди них я называю своего старого друга «Алешу», бессмертная молодость которого навеки утверждена кровным братством и нерушимой дружбой наших народов. И пусть, как поется в песне, «из камня его гимнастерка, из камня его сапоги»,— Алеша живет в наших сердцах, в наших мечтах и надеждах, в наших делах…» Слайд 14.
Звучит песня «Алёша»
(Приложение 7) 14
Белеет ли в поле пороша, Пороша, пороша, Белеет ли в поле пороша Иль гулкие ливни шумят. Стоит над горою Алеша, Алеша, Алеша, Стоит над горою Алеша — В Болгарии русский солдат. И сердцу по-прежнему горько, По-прежнему горько, И сердцу по-прежнему горько, Что после свинцовой пурги Из камня его гимнастерка, Его гимнастерка, Из камня его гимнастерка, Из камня его сапоги. Немало под страшною ношей. Под страшною ношей. Немало под страшною ношей Легло безымянных парней, Но то, что вот этот — Алеша, Алеша, Алеша, Но то, что вот этот — Алеша, Известно Болгарин всей. К долинам, покоем объятым, Покоем объятым, К долинам, покоем объятым, Ему не сойти с высоты. Цветов он не дарит девчатам. Девчатам, девчатам, Цветов он не дарит девчатам, Они ему дарят цветы. Привычный, как солнце, как ветер, Как солнце и ветер, Привычный, как солнце и ветер, Как в небе вечернем звезда, Стоит он над городом этим, Над городом этим, Как будто над городом этим Вот так и стоял он всегда. Белеет ли в поле порота, Пороша, пороша, Белеет ли в поле пороша Иль гулкие ливни шумят, Стоит над горою Алеша, Алеша, Алеша. Стоит над горою Алеша — В Болгарии русский солдат. 15



Вед.
Приложение 15. В 1955 году в журнале «Новый мир» было напечатано стихотворение «Москвичи» поэта Евгения Михайловича Винокурова. Когда поэта спрашивали о том, существовали ли на самом деле Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой, Е.Винокуров отвечал: «Прототипов в полном смысле этого слова у героев стихотворения, а потом и песни не было. Но когда я его писал, мне больше всего представлялся образ моего школьного товарища, 17-летнего Саши Волкова, жившего в одном из переулков Арбата. Хотелось создать поэтический памятник моим сверстникам, всем московским ребятам, которые мужественно сражались с врагом. Многие из них не вернулись домой, а другие покалечены войной…».


Вед.
И в начале работы над этим стихотворением, и уже после его опубликования в «Новом мире» Евгений Винокуров долго бился над первой и заключительной его строфами, пока наконец не нашел прекрасный зачин, задумчивый и грустный, сразу вводящий нас в атмосферу событий: В полях за Вислой сонной Лежат в земле сырой… Стихотворение прочел замечательный эстрадный певец Марк Бернес и принес к композитору Андрею Эшпаю.


Вед.
Вспоминая историю создания песни, Андрей Яковлевич Эшпай рассказывал: «Я жил тогда на Большой Бронной, в полуподвале. Окно было открыто, и ко мне часто приходили…через окно. Именно таким образом, через окно, проник ко мне в квартиру и Марк Наумович Бернес, принёс журнал, раскрыл на нужной странице и сказал: «Прочти эти стихи. Они для тебя. Нужна музыка!» - Затем он уселся напротив и стал ждать, словно я сочиню музыку сейчас же, при нем. Стихименя потрясли. Они были просто снайперски из моей биографии. Я ушел на фронт с Бронной, правда, не с Малой, а с Большой. Но ведь эти улицы — рядом. На войну еще раньше ушел и мой старший брат, Валя. Он погиб в самом ее начале — в июле — августе сорок первого… А мама все ждала и ждала его возвращения, не верила в его гибель до последних дней… Ложилась спать всегда очень поздно. И вот этот свет лампы воспаленной в стихах Винокурова—казалось бы, очень точные слова. В них я увидел свою маму, ожидающую и перечитывающую мои и братовы письма с фронта. Я до сих пор вспоминаю маму именно в этом куплете» Слайд 16.
Звучит песня «Москвичи»
(Приложение 8) 16
В полях за Вислой сонной Лежат в земле сырой Сережка с Малой Бронной И Витька с Моховой. А где-то в людном мире Который год подряд Одни в пустой квартире Их матери не спят. Свет лампы воспаленной Пылает над Москвой В окне на Малой Бронной, В окне на Моховой. Друзьям не встать. В округе Без них идет кино. Девчонки, их подруги, Все замужем давно. В полях за Вислой сонной Лежат в земле сырой Сережка с Малой Бронной И Витька с Моховой. Но помнит мир спасенный, Мир вечный, мир живой Сережку с Малой Бронной И Витьку с Моховой.
Ученик
Со мной в одной роте служил земляк - Москвич, славный парень - Лёшка. Из одного котелка мы с ним ели так: Он - ложку, я - ложку. Вдали от Москвы, по чужой стороне, В строю мы с ним рядом шагали. Мы спали бок о бок и часто во сне Друг друга локтями толкали. А в затишье, бывало, после атак, На привале ко мне он подляжет, И мы про Москву говорили с ним так: Я - расскажу, он - расскажет. В костре на ветру угольки догорят, Шумит по-немецки кустарник, А мы вспоминаем соседских ребят И кинотеатр «Ударник». Он был под Берлином в бою штыковом Убит. Мы расстались. Навеки... Он жил на Арбате, в большом, угловом, В сером доме, что против аптеки. Евгений Винокуров, 1946
Ученик
Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели. Мы пред нашим комбатом, как пред Господом Богом, чисты. На живых порыжели от крови и глины шинели, На могилах у мертвых расцвели голубые цветы. Расцвели и опали... Проходит четвертая осень. Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят. Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел, Нам досталась на долю нелегкая участь солдат. 17
У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя – Только сила и зависть. А когда возвратимся с войны, Все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое, Что отцами-солдатами будут гордиться сыны. Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают Эту взятую с боем суровую правду солдат. И твои костыли, и смертельная рана сквозная, И могилы над Волгой, где тысячи юных лежат, – Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели, Подымались в атаку и рвали над Бугом мосты. …Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели. Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты. Семён Гудзенко


Вед.
Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в музыкальном творчестве. Написанные в годы великих испытаний, разные по своей манере они наполняли жизнь, звали весь народ к борьбе во имя Победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями, как памятники истории, овеянные романтикой героизма, мужества. У народа слабого духом не могли родиться такие песни: песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить.
Вед.
Хотелось еще о многих песнях вспомнить сегодня, каждая из них достойна особого внимания, но о них мы поговорим в следующий раз. Эти песни-свидетели тех героических лет: «Враги сожгли родную хату», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», «Бери шинель, пошли домой», «В лесу прифронтовом» и многие другие. Как нельзя лучше отражается роль песни на войне в стихотворении ветерана Великой Отечественной войны А.Аркадьева «Песням тех военных лет – поверьте!»
Ученик
Песням тех военных лет – поверьте! Мы не зря от дома вдалеке Пели в четырех шагах от смерти О родном заветном огоньке. И не зря про путь к Берлину пели, - Как он был нелегок и нескор… Песни вместе с нами постарели, Но в строю остались до сих пор. Песни эти с нами и поныне! Никогда нам петь не надоест. Как на запад шли по Украине И как с боем взяли город Брест, И что помирать нам рановато, И про тех, кто дал нам закурить... Вы спросите сами у солдата: 18
Мог ли он такое позабыть? Время нас, как пулеметом косит. Но меня, пока еще живой, Песня незабытая уносит В незабвенный лес прифронтовой. Кто-то вальс играет на баяне: Слушаем мы, словно в забытьи, Помните, друзья-однополчане, Боевые спутники мои? Интернет-ресурсы historyonesong2009/09/katyusha_1/ и с т о р и я п е с н и «Катюша» muzruk. info/?p =1140 история создания песни «В землянке» muzruk. info/?p =816 история создания песни «Баллада о солдате» muzruk. info/?p =823 история создания песни «Алёша» muzruk. info/?p =1091 история создания песни «Москвичи» karnilin. ru/?p =490 «Так рождались эти песни» 19


В раздел образования