Автор: Виктор Владимирович Вальдт
Должность: преподователь специальных дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ ТО «ТКТТС»
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПРИМЕНЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИИ И СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЯ СБЕРЕЖЕНИЯ, ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В СИСТЕМЕ СПО ПО ДИСЦИПЛИНАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КУРСА
Раздел: среднее профессиональное
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПРИМЕНЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ
МУЗЫКАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИИ И СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЯ
СБЕРЕЖЕНИЯ, ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО
КУРСА
В
СИСТЕМЕ
СПО
ПО
ДИСЦИПЛИНАМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КУРСА
ORGANIZATION OF A PROJECT FOR THE USE OF MUSICAL
COMPOSITIONS AND HEALTH SAVINGS SYSTEMS IN THE
CLASSROOM, WHEN TEACHING FIRST-YEAR STUDENTS IN
THE VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM IN THE DISCIPLINES
OF THE PROFESSIONAL COURSE.
Вальдт Виктор Владимирович, РФ, город Тюмень, преподаватель
дисциплин
профессионального
цикла
логистики
и
сервиса,
Государственного
автономного
профессионального
образовательного учреждения Тюменской области «Тюменский
колледж транспортных технологий и сервиса»
Viktor V. Waldt, Russian Federation, Tyumen city, lecturer in the
disciplines of the professional cycle of logistics and service, State
Autonomous Professional Educational Institution of the Tyumen
Region "Tyumen College of Transport Technologies and Service"
В статье раскрыты особенности организации применения на
занятиях музыкальных композиций и системы здоровья при обучении
студентов
первого
курса
в
системе
СПО
по
дисциплинам
профессионального курса студентов ГАПОУ ТО «ТКТТС», как
одного из направлений специальной работы: сохранения здоровья и
психоэмоционального
состояния
студентов
их
адаптация
и
социализация к новому статусу с применением дополнительных
средств обучения и создания комфортной среды.
The article reveals the peculiarities of the organization of the use
of musical compositions and the health system in the classroom when
teaching first-year students in the vocational education system in the
disciplines of the professional course of students of GAPOU TO
"TKTTS", as one of the areas of special work: preserving the health
and
psycho-emotional
state
of
students,
their
adaptation
and
socialization to a new status using additional learning tools and
creating a comfortable environment Wednesday.
Ключевые
слова:
адаптация,
социализация,
музыкальные
композиции, комфортная среда, эмоциональное напряжения
Keywords: adaptation, socialization, musical compositions,
comfortable environment, emotional stress
В
современных
условиях
и
на
данном
этапе
развития
нынешнего образования в теоретическом и практическом плане
сформирован
определенный
опыт,
который
позволяет
многим
педагогам
использовать
достаточно
обширный
опыт
как
теоретический, так и практический для того, чтобы проведение
различных занятий были не повторимыми и даже эксклюзивными, и
это напрямую влияет на получение результата обучения, усвоения
новых знаний закрепление новых знаний студентов в целом.
В настоящее время особое внимание посвящается проблемам
теории и практики художественно – эстетического воспитания как
важнейшему средству формирования отношения к действительности к
себе и к окружающим, для формирования новых социализационных
норм и правил, их коррекция и помощь в их совершенствовании, а
также разработка и апробация различных средств нравственного и
умственного
воспитания,
то
есть
как
средству
формирования
личности.
В ряду сегодняшних проблем современной «музыкальной
педагогики»
проблема
формирования
и
развития
интереса
в
музыкальном воспитании, развитии и обучении учащихся становится,
пожалуй, одной из наиболее важных и сложных, наша основная идея
состоит в создании нового проекта для обучения профессиональным
дисциплинам с использованием дополнительных средств в обучении
таких как музыка, солевые лампы, пледы для того что бы занятия для
первокурсников были более интересными , более эмоциональными ,
обстановка в аудитории была бы более доброжелательной
и с
минимизацией психоэмоционального перегруженного приведения
состояния
студентов
в
более
конформное,
без
сильных
эмоциональных переживаний и впечатлений, что бы оживление
наступало не только лишь со звонком с урока, а длилось весь урок и
приносило пользу в формировании ЗУНов для студентов для будущей
профессиональной жизни.
Изучив и проанализировав научную литературу, можно выявить
труды, которые затрагивают решение проблемы воспитания и
обучение личности средствами музыки.
Все они сходятся во мнении, что музыка оказывает большое и
непосредственное влияние на развитие личности обучая ее и
воспитывая с точки зрения эстетики и этики.
Выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский называл
музыку могучим средством воспитания. «Умение слушать и понимать
музыку – один из элементарных признаков культуры, без этого
невозможно представить полноценного воспитания», – писал он [2].
На наш взгляд музыкальное воспитание мы трактуем как
целенаправленное педагогическое воздействие на индивида, оно
рассматривается как средство общего гармоничного развития
и
обучение личности, формирования нравственно-эстетических чувств,
идеалов, музыкального вкуса и потребностей, так же способствует
снижению эмоциональных перегрузок , помогает социализироваться
индивиду , а так же активно участвует в развитии образовательных
возможностей студентов .
В нынешних условиях проблема эмоционального воспитания
студентов выдвигается на первый план в связи с развитием
технологических
процессов,
прошедших
годы
пандемии
короновируса
возврат
от
дистанционного
к
традиционному
образованию.
Обучение – сложный, многогранный процесс, который требует
от педагогов новых умений и новых взглядов на решение возникших
проблем и задач во время закрепления и познания нового материала
студентами.
Осуществляя
воспитание
средствами
музыки,
необходимо
«иметь
представление
о
механизмах
личностного
и
духовно-
нравственного становления ребенка, понимать его потребности и
интересы, его уникальную индивидуальность» именно с этой целью
каждой группе студентов 1 курса было предложено создать свои
собственные плей листы, с добавлением в них по одной музыкальной
композиции от каждого студента группы и плюс одну музыкальную
композицию классической музыки. [9, c. 35].
После подготовки всех музыкальных композиций, пледов,
солевой лампы, колонки Алисы мы поставили перед собой цель всего
нашего
проекта:
создание
системы
снятия
эмоционального
напряжения и стрессовых ситуаций во время проведения занятий по
дисциплинам специального курса и реализация системы повышения и
улучшения количественных и качественных показателей отметок и
посещаемости у студентов первого курса по специальности
38.02.03
Операционная деятельность в логистике. В следствии изучения
дальнейшего нашей темы мы выставили для себя следующие задачи
для решения и достижения поставленной ранее цели:
•
простимулировать
мотивацию
и
способствовать
лучшему
усвоению материала
•
создавать благоприятный психологический климат, снизить
нагрузку и повысить эмоциональный тонус
•
содействовать эстетическому воспитанию учащихся, сплочению
коллектива
и
более
полному
раскрытию
творческих
способностей каждого
•
работать над снижением негативного психоэмоционального
напряжения
В процессе обучения и воспитания через музыку нами точно и ярко
прослеживаются следующие преобразования:
– идет чувственное обогащение духовного мира личности,
непосредственное эмоциональное восприятие искусства развивает
чувственную сферу личности, уравновешивая однобокость обучения и
воспитания, связанную с приоритетом умственного развития.
–искусство
не
только
«активизирует
чувственную
сферу
человека,
но
и
стимулирует
мыслительную
деятельность,
способствует появлению новых идей и проектов, увеличивает
творческий потенциал сознания, его производительную отдачу»
– формируется новый уровень духовности, предполагающий
более высокие нравственные цели и установки на основе творческого
переосмысления
достигнутого
уровня,
способствует
активной
посещаемости занятий со стороны студентов, повышая уровень
отметок в качественном и количественном соотношении.
Чему же способствует наш проект в целом:
•
Совершенствованию и развитию памяти.
•
Восстановлению эмоционального фона.
•
Корректировки темпа работы, повышению мотивации к учебе.
•
Развитию навыков многозадачности.
•
Внесение разнообразия в монотонный учебный процесс.
•
Развитие творческого подхода к постижению новых знаний.
В
системе
среднего
профессионального
образования
нет
целенаправленного
и
систематического
развития
музыкальной
культуры подрастающего поколения уроки музыки отсутствуют,
система не предполагает использование музыкальных композиций и
других
средств
обучения
в
ежедневном
обращении.
Среднее
профессиональное образование все больше делает упор на изучение
специальных дисциплин ка теории и практики, с постоянным четким
контролем. Учащиеся приобщаются к музыкальной культуре только
во внеклассное время в кружках, для которых отводится очень мало
времени. Можно посмотреть на учебно-воспитательный процесс
любого
учебного
учреждения
в
системе
СПО
концепция
воспитательной деятельности реализуется в них в основном по
основным направлениям: гражданско-патриотическое воспитание,
нравственно-эстетическое, профессиональное.
Задачи воспитания обучающихся и студентов в СПО решаются
через организацию внеурочной деятельности под руководством
заместителя директора по воспитательной работе совместно с
педагогом дополнительного образования, а также педагогическим
коллективом.
Музыка оказывает большое влияние и значение на жизнь
учащегося, поэтому очень важно использовать ее как эффективный
воспитательный и образовательный
инструмент. Ведь именно
учебные учреждения вместе с родителями закладывают основу
мировоззрения,
жизненных
ориентиров,
музыкальных
вкусов,
развивают
творческие
способности
ребенка,
его
музыкальную
культуру.
Таким образом, по нашему мнению, среди многочисленных
воспитательных и образовательных средств воздействия на молодежь
важное место принадлежит музыке. В процессе воспитания музыкой
личность осваивает музыкальные ценности, развивается духовно,
приобщается к искусству.
В процессе осуществления проектной деятельности мы выявили
некоторые закономерности, которые постараемся описать ниже.
На наш взгляд, развитие нестандартного рода активности у
студентов и преподавателей – это развитие системы мероприятий и
которые должны стать «стилем жизни» и методом работы со
студентами, как с новым инновационным поколением которые хотят к
себе большего внимания и взаимопонимания со стороны старшего
поколения без упреков и приказного характера, а все же в системе
«равный обучает равного».
Свою работу мы начали с создание плейлиста каждой группы
Для этого был проведен опрос студентов в каждой группе по их
музыкальным
предпочтениям
и
составления
плейлиста
каждой
группы по ранжированным ответам до 25 музыкальных композиций в
каждом плейлисте группы с добавлением в плейлист классической
музыкальной композиции для развития эстетического курса после
этого по просьбе студентов произведена закупка пледов и арома
свечей и солевой лампы, и колонки с Алисой для кабинета , и введен
запрет на поднятие руки при выходе с занятия правило для всех –
встал и вышел!(исключение если один вышел второй ждет).
Для написания проекта и оценки качества обучения и уровня
настроения студентов была использована линейка настроения для
студентов, где нужно было выбрать свое настроение до начала 1 и 6
пары по расписанию, и после их окончания (только на дисциплине
производственная логистика).
Нами был проведен эксперимент на входе и выходе, который
показал следующие результаты
•
С 9 сентября по 15 октября 2024 года было проведено 24
занятия 1 и 6 парой у студентов 1 курса
•
Итоги оценочной линейки в диаграмме
•
В опросе участвовали 100 студентов из 4 групп студентов 1
курса.
•
в течении 3 раз за 1 занятие на 10 минут через каждые 25-30
минут включалась музыка с созданным каждой группой своего
плейлиста
во
время
чего
выдавались
лекционный
или
самостоятельный, групповое или практическое задание. В этот
момент преподаватель следит за реакцией студентов и их
самоорганизацию.
•
в течении занятия студенты могут выходить с занятия без
предупреждения и поднятие руки (это способствует доверию со
стороны студентов в сторону преподавателя и наоборот)
•
в течении занятия студенты могут пользоваться пледами для
согревания если требуется (что способствует дополнительному
укреплению доверия с обеих сторон и вырежет заботу друг о
друге)
Результаты диагностики вы можете увидеть на слайде на которой
указан уровень настроения!
очень хо-
рошее
хорошое
нормальное
плохо
очень плохо
0
10
20
30
40
50
60
70
10
14
10
10
56
64
24
8
2
2
до начала 1 и 6 пары в шт.
после окончания 1 и 6 пары в шт.
По итогам успеваемости можно сделать следующие выводы до
начала реализации проекта средний бал всех групп был 3.8 балла
(посещаемость 91%)после реализации проекта и его внедрению
средний бал повысился в успеваемости до 4.4 балла (посещаемость
98%) (в эксперименте участвовало 100 студентов 4 групп первого
курса).
На данном этапе можно констатировать, что внедрение
технологии группового плейлиста на занятиях привело к повышению:
Среднего балла успеваемости по дисциплинам
Снижению напряжения на начало дня и его окончанию,
повышению уровня микроклимата в коллективе студентов на
занятиях
Помогло во влечь студентов в изучение теоретических знаний
Уменьшено количество поводов и желаний, использования
гаджетов во время проведения занятий
Применение данной технологии на остальных дисциплинах
В качестве дальнейшего этапа реализации проекта можно сказать, что
наш
проект
можно
использовать
дополнительно
на
студентах
дополнительных курсов старших и младших наборов. По итогам
проекта можно сказать, что проект является хорошо тиражируемым и
может быть использован и далее, так как показал эффективность за
столь небольшое время реализации.
Список использованных источников
1.
Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе:
учеб. пособ. / О.А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.
2.
Беляева И.А., Кобозева И.С. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧАЩИХСЯ
В
УЧРЕЖДЕНИИ
СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ТЕХНИЧЕСКИМ
УКЛОНОМ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019.
– № 3-1.
3.
Выгодский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
кн. для учителя / Л.С. Выготский., послесл. В.В. Давыдова. – М.:
Просвещение, 1991. – 3-е изд. – 90 с. С. 53-56;
4.
Герцман, Е. В. История музыки. Пифагорейское музыкознание :
учебник для вузов / Е. В. Герцман. — 2-е изд., испр. и доп. —
М. : Издательство Юрайт, 2018. — 261 с.