Напоминание

"Повышение уровня мотивации к занятиям гимнастическими упражнениями"


Автор: Феоктистов Константин Михайлович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУСОШ №2 УИИЯ
Населённый пункт: город Ноябрьск, Тюменской области
Наименование материала: статья
Тема: "Повышение уровня мотивации к занятиям гимнастическими упражнениями"
Раздел: среднее образование





Назад




1
Повышение уровня мотивации к занятиям

гимнастическими упражнениями

1.Введение


Основной целью образования в современной школе является полное и гармоничное развитие личности. Известно, что необходимым условием для гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Но условия обучения в современной школе ограничивают двигательную активность и не обеспечивают должного режима, который позволяет значительно повысить результаты необходимых двигательных качеств. Поэтому новые требования к образованию определяют особую роль физическому воспитанию в современной школе.
Ц е л ь ю
обучения физической культуре является формирование у учащихся здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной активности. Реализация данной цели связана с решением общих задач физического воспитания: 1. Содействие правильному физическому развитию и укреплению здоровья; 2. Развитие двигательных качеств. Способность человека к разносторонней двигательной деятельности обеспечивается только высоким и гармоническим развитием всех физических качеств - силы, быстроты, выносливости и ловкости; 3. Формирование двигательных умений и навыков; При решении задач физического воспитания ориентируюсь на такие важные
компоненты
, как воспитание ценностных ориентаций на физическое духовное совершенствование личности, формирование потребностей и
мотивов
к систематическим занятиям физическими упражнениями, моральных и волевых качеств, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, для самостоятельных занятий. Конечно, каждый вид спорта имеет свои преимущества в воздействии на занимающихся. Но ни один вид спорта не формирует так красоту тела и культуру движений как гимнастика и, следовательно, в большей мере формирует культуру личности. Исходя из этого , я
поставил перед собой цель:

2 определить и апробировать методы, способствующие повышению уровня устойчивой мотивации и потребности к систематическим занятиям гимнастическими упражнениями.
Тогда возникает вопрос: «Каким образом можно сформировать устойчивую

мотивацию

и потребность в занятиях гимнастическими упражнениями?»
Изучил много педагогической литературы на эту тему. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации рассматривалась
Журавин

М
.
Л
., Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е., Рябчиков А. И.,
Казакевич

Н
.
В
.,
Загрядская

О
.
В
., Соболева Н. Ю., Кузьмина С. В. . Известно, что в основе федеральных образовательных стандартов основного общего образования лежит системно-деятельностный подход. Исследования учёных (Леонтьева, Эльконина, Гальперина, Давыдова и других) показывают, что можно качественно стимулировать уровень учебно-познавательной мотивации школьников, используя деятельностный подход в обучении. Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебного процесса, при котором ученики являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Исходя из выше сказанного, мною была выдвинута
гипотеза
о том, что правильное использование деятельностного метода обучения на уроках физической культуры позволит оптимизировать учебный процесс, а главное сформировать устойчивую мотивацию и потребность в занятиях гимнастическими упражнениями. В соответствии с выдвинутой гипотезой исследования были поставлены следующие
задачи
: 1. Проанализировать теоретические источники по данной проблеме. 2. Проанализировать, как деятельностный подход в обучении способствует формированию устойчивой мотивации на практике. 3. Отобрать наиболее эффективные приёмы и формы организации учебно – воспитательного процесса, направленные на формирование устойчивой мотивации и совершенствовании двигательных навыков. Изучив труды известных ученых по данной теме, проанализировав свою педагогическую деятельность, я отобрал те
методы и приемы деятельностного

подхода, которые помогают активизировать учебный процесс, а значит, и

повышают уровень мотивации школьников.
Хочу кратко остановиться на некоторых из них.
1.

3
Учителя знают, что на каждом этапе важно поддерживать мотивацию

учеников, начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием знаний

школьников.
Как говорил К.Д. Ушинский « … педагог, желающий что-нибудь запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно более органов чувств- глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус – приняли участие в акте запоминания» Для того чтобы мотивировать ребёнка к учебному процессу,
начинаю изучение

новой темы
в необычной форме. Для этого использую приём-
Привлекательная цель
. Ставлю перед учащимися простую, понятную и привлекательную цель, при достижении которой они волей-неволей выполняют и то учебное действие, которое планирую я. Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени.
Верные – неверные утверждения.
Предлагаю несколько гимнастических упражнений с целью воспитания ценностных ориентаций на здоровый образ жизни. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение выбранных гимнастических упражнений, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. Пример. «Упражнения на гимнастическом бревне» Не раз убедился на практике, что такие приёмы позволяют формировать устойчивую мотивацию и потребность к гимнастических упражнениям способствующих укреплению здоровья.
3.

Приемы повторения пройденного на уроке
На этапе повторения изученного материала важно, чтобы учащимся было интересно проработать этот материал. Как же это можно сделать? Использую разные приёмы, чтобы, выполняя задание, ученик самостоятельно выполнил гимнастические упражнения согласно составленному алгоритму. Пример, алгоритм выполнения «как выполнить кувырок вперёд из положения сидя?».
Учащиеся с удовольствием выполняют подобные задания, тем самым у них

поддерживается интерес к выполнению гимнастических упражнений.

4
4.

Контроль, оценка.
На этапе оценивания правильности выполнения гимнастических упражнений использую форму страховки, где учащиеся следуют инструкции, с которой ознакомились при изучении нового материала. Таким образом ученики демонстрируют не только практические умения, но и теоретические знания в гимнастике.
5.

Домашние задания.
Для включения ученика в активную познавательную деятельность связываю изучаемый материал с повседневной двигательной активностью. «Утренняя зарядка», «Короткие пробежки», «Подводящие упражнения, способствующие к изучению новых гимнастических упражнений» Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. 
Таким образом, урок начинаю с формирования мотивации и заканчиваю

мотивом для самостоятельных занятий.



На различных этапах урока часто использую и другие формы и методы

деятельностного подхода, повышающие интерес

к занятиям гимнастическими

упражнениями.

7.
Эффективным в повышении мотивации к учебной деятельности является и
использование информационно-коммуникативных технологий:
 провожу уроки с мультимедиа выступлением. При использовании электронной базы иллюстраций, анимаций, интерактивов и видеофрагментов уроки становятся насыщеннее, интереснее, разнообразнее.  учащиеся используют ИКТ при выполнении домашних заданий — поиск информации, работа над текстом, создание презентаций. Как следствие этого повышается мотивация обучения, возрастает интерес.
8.

Использование метода проектов
Включение проектной деятельности в образовательный процесс позволяет создать такую среду на уроке, которая даёт возможность каждому ребенку творчески
5 применить полученные знания и проявить самостоятельность, свободно реализовать свои способности.
6.

Заключение
На основании изученной психолого-педагогической и методической литературы, а также на основании практических наблюдений можно сделать следующие выводы. Существует множество путей и средств формирования положительных мотивов , интересов, привычки и потребности к систематическим занятиям гимнастических упражнений. Но исследования учёных показывают, что можно качественно стимулировать уровень устойчивой мотивации школьников, используя деятельностный подход в обучении. Проведенная работа оказалась эффективной – т.е. реализация деятельностного подхода на уроках физической культуры способствует повышению положительной мотивации и потребности к систематическим занятиям гимнастическими упражнениями у школьников. Поэтому я хочу продолжить изучение методов и приёмов деятельностного подхода и других педагогических технологий, способствующих активизации устойчивой мотивации учащихся к занятиям гимнастическими упражнениями. И как сказал Гиппократ «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь»
Мотивация
– это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
6 Мотив – источник деятельности любого человека . Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Мотивация
– это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности
Мотив
- ( от лат. movere - приводить в движение, толкать) - субъективная причина (осознанная или неосознанная ) того или иного поведения, действия человека - психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществления.
Литература.
1 . Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме физкультурного знания) //Теория и практика физической культуры. 1991, № 7, c. 37-41. 2 . Ивашкене В.П. Изучение физического состояния школьников воспитанием их сознательной и активной деятельности на занятиях физической культуры: Канд. дис. Каунас, 1990. 3 . Ильин Е.П. От культуры физической - к культуре здоровья //Теория и практика физической культуры, 1994, № 7, с. 46-48. 4 . Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теория и практика физической культуры. 1995, № 4, с. 2-4. 5 . Быховская И.М. "Быть телом" - "иметь тело" - "творить тело": три уровня бытия "HOMO SOMATIS" и проблемы физической культуры //Теория и практика физической культуры. 1993, № 7, c. 2-5. 6. Визитей Н.И. Физическая культура личности. - Кишинев: Штиинца, 1989. 7 . Выдрин В.М. Перестройка в области физической культуры (Проблемы и пути) //Теория и практика физической культуры. 1987, № 8, с. 22-25.
7 8. Выдрин В.М. Культурологические проблемы в системе физкультурного образования. - Перв. науч. сес. отд. обр. //ПАНИ - СПб., 1993. 9 . Выдрин В.М., Курамшин Ю.Ф., Николаев Ю.М. Осмысление интегративной сущности физической культуры - магистральный путь формирования ее теории //Теория и практика физической культуры. 1996, № 5, c. 59 10. Гимнастика и методика её преподавания. Учебник для факультетов физ. культ. /под ред. Н.К.Меньшикова.- СПб: Изд. РГПУ им. Герцена, 1998. 11. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры. Л.,1985. 12. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. 13. Лубышева Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа //Теория и практика физической культуры. 1996, № 1, с. 12-15. 1 4 . Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью //Теория и практика физической культуры. 1997, № 6, с.10-13. 15. Малая Советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1958. - Т. 1. 1 6 . Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности //Теория и практика физической культуры. 1997, № 6, с. 2. 1 7 . Орлов А.Б. Методы изучения, активизации развития мотивации учения в современной зарубежной психологии //Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990, с. 122-190. 1 8 . Пономарев Н.И. Некоторые проблемы функционирования и развития теории физической культуры//Теория и практика физической культуры. 1996, № 5, с. 55-58.
8 19. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр, 1997. 20. Формирование интереса к учению у школьников /Под ред. А.К. Марковой. - М.: Педагогика, 1986. 21. Теория и методика гимнастики. Под ред. В.И.Филипповича. М., «Просвещение»,1971. 22. Холодов Ж.К., В.С.Кузнецов. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. с. 454-467. 23. Фридман Л.М., К.Н.Волков. Психологическая наука – учителю. М.: Просвещение, 1985-224с. 24. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Образовательная область "Физическая культура" // Физическая культура в школе. 1997, № 1, с. 2-6.


В раздел образования