Напоминание

Проектная деятельность в ДОУ


Автор: Усольцева Елена Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «детский сад «Сказка» города Игарки»
Населённый пункт: город Игарка
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Проектная деятельность в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов на тему:

«Проектная деятельность в ДОУ»

Подготовила: Усольцева Е.А.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА

На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).

Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

Составление плана-схемы проекта.

Сбор, накопление материала.

Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.

Презентация проекта, открытое занятие.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса,

основанный

на

взаимодействии

педагога

и

воспитанника,

способ

взаимодействия

с

окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие

основные этапы:

Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для

него задачу на определенный отрезок времени.

Разработка проекта — план деятельности по достижению цели:

к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

в каких источниках можно найти информацию;

какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

с какими предметами научиться работать для достижения цели.

Выполнение проекта — практическая часть.

4. Подведение итогов — определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

а)по составу участников;

б)по целевой установке;

в)по тематике;

г)по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы

проектов:

исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в

виде газет, драматизации, детского дизайна;

ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей

сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют

ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна,

например «Театральная неделя»)*

Смешанные

типы

проектов

по

предметно-содержательной

области

являются

межпредметными, а творческие — монопроектами.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов

должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдель-

ные этапы проекта.

Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, — между группами участников,

но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном твор-

честве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с

младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки»,

«Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина

неделя»;

межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена

года»;

творческие: «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы»,

«Рябины России»;

групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Уральские самоцветы», «Подводный

мир», «Веселая астрономия»;

индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного

сундука», «Сказочная птица»;

исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий — 1-2

недели), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество А.С. Пушкина» —

на учебный год).

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие

свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами

исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развитие познавательных способностей;

развитие творческого воображения;

развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте — это:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с

педагогом);

формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические

опыты).

В старшем дошкольном возрасте — это:

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью

взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование

умения

применять

данные

методы,

способствующие

решению

поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной

беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей.

Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

Формулирует проблему (цель). (При

постановке цели определяется и продукт

проекта.)

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

Формулирует задачу (нежестко).

Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

Принятие задачи.

Дополнение задач проекта.

II этап

Помогает в решении задачи.

Помогает спланировать деятельность.

Организует деятельность.

Объединение детей в рабочие

группы.

Распределение амплуа.

III этап

Практическая помощь (по

необходимости).

Направляет и контролирует

осуществление проекта.

7. Формирование специфических

знаний, умений, навыков.

IV этап

9. Подготовка к презентации.

Презентация.

Продукт деятельности готовят к

презентации.

Представляют (зрителям или

экспертам) продукт деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность

экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и

коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся

ситуации школьного обучения.



В раздел образования