Автор: Усольцева Елена Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «детский сад «Сказка» города Игарки»
Населённый пункт: город Игарка
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Проектная деятельность в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов на тему:
«Проектная деятельность в ДОУ»
Подготовила: Усольцева Е.А.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА
На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).
Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
Составление плана-схемы проекта.
Сбор, накопление материала.
Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
Презентация проекта, открытое занятие.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса,
основанный
на
взаимодействии
педагога
и
воспитанника,
способ
взаимодействия
с
окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие
основные этапы:
Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для
него задачу на определенный отрезок времени.
Разработка проекта — план деятельности по достижению цели:
к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
в каких источниках можно найти информацию;
какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
с какими предметами научиться работать для достижения цели.
Выполнение проекта — практическая часть.
4. Подведение итогов — определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются:
а)по составу участников;
б)по целевой установке;
в)по тематике;
г)по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы
проектов:
исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в
виде газет, драматизации, детского дизайна;
ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей
сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют
ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна,
например «Театральная неделя»)*
Смешанные
типы
проектов
по
предметно-содержательной
области
являются
межпредметными, а творческие — монопроектами.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов
должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдель-
ные этапы проекта.
Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, — между группами участников,
но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном твор-
честве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с
младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки»,
«Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина
неделя»;
межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена
года»;
творческие: «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы»,
«Рябины России»;
групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Уральские самоцветы», «Подводный
мир», «Веселая астрономия»;
индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного
сундука», «Сказочная птица»;
исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий — 1-2
недели), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество А.С. Пушкина» —
на учебный год).
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие
свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами
исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте — это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с
педагогом);
формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические
опыты).
В старшем дошкольном возрасте — это:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью
взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование
умения
применять
данные
методы,
способствующие
решению
поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной
беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей.
Она распределяется следующим образом по этапам проекта:
Этапы проекта
Деятельность педагога
Деятельность детей
I этап
Формулирует проблему (цель). (При
постановке цели определяется и продукт
проекта.)
Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
Формулирует задачу (нежестко).
Вхождение в проблему.
Вживание в игровую ситуацию.
Принятие задачи.
Дополнение задач проекта.
II этап
Помогает в решении задачи.
Помогает спланировать деятельность.
Организует деятельность.
Объединение детей в рабочие
группы.
Распределение амплуа.
III этап
Практическая помощь (по
необходимости).
Направляет и контролирует
осуществление проекта.
7. Формирование специфических
знаний, умений, навыков.
IV этап
9. Подготовка к презентации.
Презентация.
Продукт деятельности готовят к
презентации.
Представляют (зрителям или
экспертам) продукт деятельности.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность
экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и
коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся
ситуации школьного обучения.