Напоминание

Контрольная работа


Автор: Михаил Леонидович Плотников
Должность: Учитель
Учебное заведение: МАОУ СОШ 121
Населённый пункт: г. Екатеринбург, Свердловская обл.
Наименование материала: КИМ по физике 10 класс
Тема: Контрольная работа
Раздел: полное образование





Назад




1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №121

Приложение

к рабочей программе по учебному

предмету (курсу)__Физика__________

Контрольно- оценочные материалы для проведения текущей

(промежуточной) аттестации_____________по__физике

(полугодовая)_________________________

Предмет

в __10___классе

Составитель

__Плотников М.Л.,

учитель физики

г. Екатеринбург, 2024

2

Паспорт контрольно-измерительных материалов

Раздел 1.

1. Назначение контрольно- измерительных материалов (КИМ)

Цель - контроль усвоения предметных и метапредметных результатов образования,

установление их соответствия планируемым результатам освоения основной

образовательной программы соответствующего уровня образования в _10___классе.

2.Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание КИМ определяют (выбрать необходимое):

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего

образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17

мая 2012 года N 413 с изменениями и дополнениями).

Основная образовательная программа СОО МАОУ СОШ №121

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования к

формированию

универсальных

учебных

действий

(умений),

закрепленных

в

образовательном стандарте.

Задания КИМ различаются по форме и уровню сложности, который определяется

способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания.

Задания, повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых,

предполагает более сложную комплексную по своему характеру познавательную

деятельность.

Задания КИМ по своему типу аналогичны заданиям ЕГЭ

Это позволяет обеспечить преемственность текущей, рубежной аттестации с

промежуточной аттестацией.

При разработке КИМ учитываются возрастные особенности обучающихся, уровень

развития их познавательной активности, объем и характер предъявляемого им

учебного содержания по предмету.

Универсальные учебные действия проверяются при помощи заданий, использующих

контекст учебного предмета, а также анализ разнообразных ситуаций практико-

ориентированного характера.

Для проведения контроля разработаны

2

варианта КИМ, построенных по единому

плану

4. Характеристика структуры и содержания КИМ

В работе выделены три части, которые различаются по содержанию и степени

сложности включаемых в них заданий.

3

Часть А включает 11 заданий с выбором ответа, содержание которых в целом

охватывает основные вопросы механики, молекулярно кинетической терии и

электростатики, изучаемые в 10 классе. Их обозначение в работе А 1, А 2, А 3…

А 11 (уровень сложности базовый). Выполнение этих заданий позволяет оценить

подготовку учащихся на базовом уровне.

Часть

В

включает

4

заданий

повышенной сложности

с

кратким

свободным

ответом. Их обозначение в работе В 1, В 2… В 4.

Часть

С

содержит

2

задания

с

развернутым

свободным

ответом

(уровень

сложности – высокий).

Распределение заданий по её частям с учетом максимального первичного балла за

выполнение каждой части работы дается в таблице:

Часть работы

Количество

заданий

Максимально

Первичный балл

Тип заданий

1

Часть 1/1

10

12

С выбором 1

ответа

(ВО)

или

кратким ответом

2

Часть 1/2

4

8

С

кратким

ответом (КО)

4

Часть 2

2

10

С

развернутым

ответом (РО)

ИТОГО:

16

30

Общий план контрольно-измерительных материалов

Таблица

Распределение

заданий

по

уровням

сложности,

проверяемым

элементам предметного, содержания, уровню подготовки, типам заданий и

времени выполнения

задания

уровень

Что проверяется

Коды проверяемых элементов

содержания

Коды проверяемых требований к

уровню

подготовки учащихся

1

базовый

1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6

1.1.1, 1.1.2, 1.1.3,1.1.4, 1.1.5,

1.1.6

2

базовый

1.7

1.1.7.

3

базовый

1.8.

1.1.8

4

базовый

1.9, 1.10, 1.11, 1.12, 1.13,

1.14, 1.15

1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4, 1.2.5,

1.2.6, 1.2.7, 1.2.8, 1.2.9, 1.2.10,

1.2.11, 1.2.12

5

базовый

1.16, 1.17

1.4.1, 1.4.2, 1.4.3,

6

базовый

1.18, 1.19, 1.20

1.4.4, 1.4.5, 1.4.6, 1.4.7, 1.4.8,

1.4.9

7

базовый

2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6

2.1.1 – 2.1.12

8

базовый

2.7, 2.8, 2.9, 2.10

2.1.13 – 2.1.17, 2.2.1 – 2.2.7

9

базовый

2.11

2.2.8 – 2.2.10

4

10

базовый

3.1 – 3.4

3.1.1 – 3.1.11

11

повышенный

1.7

1.1.8

12

повышенный

1.9 – 1.21

1.4.1 – 1.4.9

13

повышенный

2.1 – 2.11

1.2.1 – 2.1.17, 2.2.1 – 2.2.10

14

повышенный

3.1 – 3.9

3.1.1 – 3.1.13, 3.2.1 – 3.2.10

15

Высокий

1.9 – 1.21

1.4.1 – 1.4.9

16

Высокий

2.1 – 2.11, 3.1 – 3.9

1.2.1 – 2.1.17, 2.2.1 – 2.2.10

3.1.1 – 3.1.13, 3.2.1 – 3.2.10

5

1. Кодификатор

Предмет: «ФИЗИКА» 10 класс

Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Н. А. Парфентьевой

Вид контроля: годовая контрольная работа

Кодификатор элементов содержания, используемый для составления КИМ.

код

блока

код

элемента

элементы содержания,

проверяемые заданиями КИМ

1

1.1.1

Механическое движение и его виды

1.1.2

Относительность механического движения

1.1.3

Скорость

1.1.4

Ускорение

1.1.5

Равномерное движение

1.1.6

Прямолинейное равноускоренное движение

1.1.7

Свободное падение (ускорение свободного падения)

1.1.8

Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Центростремительное ускорение

1.2.1

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютон

1.2.2

Принцип относительности Галилея

1.2.3

Масса тела. Плотность вещества

1.2.4

Сила

1.2.5

Принцип суперпозиции сил

1.2.6

Второй закон Ньютона

1.2.7

Третий закон Ньютона

1.2.8

Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли

1.2.9

Сила тяжести

1.2.10

Вес и невесомость

1.2.11

Сила упругости. Закон Гука

1.2.12

Сила трения.

1.2.13

Давление

1.3.1

Момент силы

1.3.2

Условия равновесия твёрдого тела

1.3.3

Давление жидкости

1.3.4

Закон Паскаля

1.3.5

Закон Архимеда

1.3.6

Условия плавания тел

1.4.1

Импульс тела

1.4.2

Импульс системы тел

1.4.3

Закон сохранения импульса

1.4.4

Работа силы

1.4.5

Мощность

1.4.6

Работа как мера изменения энергии

1.4.7

Кинетическая энергия

1.4.8

Потенциальная энергия

1.4.9

Закон сохранения механической энергии

6

2

2.1.1

Модели строения газов, жидкостей и твердых тел

2.1.2

Тепловое движение атомов и молекул вещества

2.1.3

Броуновское движение

2.1.4

Диффузия

2.1.5

Экспериментальные доказательства атомистической теории.

Взаимодействие частиц вещества

2.1.6

Модель идеального газа

2.1.7

Связь между давлением и средней кинетической энергией

теплового движения молекул идеального газа

2.1.8

Абсолютная температура

2.1.9

Связь температуры газа со средней кинетической энергией его

частиц

2.1.10

Уравнение p =nkT

2.1.11

Уравнение Менделеева – Клапейрона

2.1.12

Изопроцессы: изотермический, изохорный, изобарный,

адиабатный процессы

2.1.13

Насыщенные и ненасыщенные пары

2.1.14

Влажность воздуха

2.1.15

Изменение агрегатных состояний вещества: испарение и

конденсация, кипение жидкости

2.1.16

Изменение агрегатных состояний вещества: плавление и

кристаллизация

2.1.17

Изменение энергии в фазовых переходах

2.2.1

Внутренняя энергия

2.2.2

Тепловое равновесие

2.2.3

Теплопередача

2.2.4

Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества

2.2.5

Работа в термодинамике

2.2.6

Уравнение теплового баланса

2.2.7

Первый закон термодинамики

2.2.8

Второй закон термодинамики

2.2.9

КПД тепловой машины

2.2.10

Принципы действия тепловых машин

7

Перечень требований к уровню подготовки обучающихся

Код

раздела

Код

контролируемого

умения

Умения

и

виды

деятельности,

проверяемые

заданиями КИМ

1

Знать/понимать:

1.1

Смысл физических понятий

1.1.1

Физическое явление, физическая величина,

модель,

гипотеза,

физический

закон,

теория,

принцип,

постулат,

пространство,

время,

вещество,

взаимодействие,

инерциальная

система

отсчета,

материальная точка, идеальный газ, электромагнитное

поле.

1.2

Смысл физических величин

1.2.1

путь,

перемещение,

скорость,

ускорение,

масса,

плотность,

сила,

давление,

импульс,

работа,

мощность,

кинетическая

энергия,

потенциальная

энергия,

коэффициент

полезного

действия,

момент

силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина

волны,

внутренняя

энергия,

удельная

теплота

парообразования,

удельная

теплота

плавления,

удельная теплота сгорания, температура, абсолютная

температура,

средняя

кинетическая

энергия

частиц

вещества,

количество

теплоты,

удельная

теплоемкость,

влажность

воздуха,

электрический

заряд,

сила

электрического

тока,

электрическое

напряжение, электрическое сопротивление, работа и

мощность

электрического

тока,

напряженность

электрического

поля,

разность

потенциалов,

электроемкость,

энергия

электрического

поля,

электродвижущая сила

1.3

смысл физических законов, принципов, постулатов:

1.3.1

принципы

суперпозиции

и

относительности,

закон

Паскаля, закон Архимеда, законы динамики Ньютона,

закон

всемирного

тяготения,

закон

сохранения

импульса и механической энергии, закон сохранения

энергии в тепловых процессах, закон термодинамики,

закон сохранения электрического заряда, закон Ома

для

участка

электрической

цепи,

закон

Джоуля

Ленца,

закон

электро-

магнитной

индукции,

закон

прямолинейного

распространения

света,

закон

отражения

света,

закон

фотоэффекта,

закон

Гука,

основное

уравнение

кинетической

теории

газов,

уравнение состояния идеального газа, закон Кулона,

закон Ома для полной цепи.

2

Уметь

:

2.1

описывать и объяснять:

8

2.1.1

физические

явления:

равномерное

прямолинейное

движение,

равноускоренное

прямолинейное

движение, передачу давления жидкостями и газами,

плавание

тел,

механические

колебания

и

волны,

диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение,

испарение,

конденсацию,

кипение,

плавление,

кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие

электрических

зарядов,

взаимодействие

магнитов,

действие

магнитного

поля

на

проводник

с

током,

тепловое действие тока

физические

явления

и

свойства

тел:

движение

небесных

тел

и

искусственных

спутников

Земли;

свойства газов, жидкостей и твердых тел

2.1.2

результаты экспериментов: независимость ускорения

свободного

падения

от

массы

падающего

тела;

нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение

при быстром расширении; повышение давления газа

при его 6 нагревании в закрытом сосуде; броуновское

движение;

электризацию

тел

при

их

контакте;

взаимодействие

проводников

с

током;

действие

магнитного поля на проводник с током; зависимость

сопротивления полупроводников от температуры

2.2

описывать

фундаментальные

опыты,

оказавшие

существенное влияние на развитие физики;

2.3

приводить

примеры

практического

применения

физических

знаний

законов

механики,

термодинамики и электродинамики в энергетике

2.4

определять

характер

физического

процесса

по

графику, таблице, формуле

2.5

2.5.1

отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы

на

основе

экспериментальных

данных;

приводить

примеры,

показывающие,

что:

наблюдения

и

эксперимент

являются

основой

для

выдвижения

гипотез и теорий,

позволяют проверить истинность

теоретических

выводов;

физическая

теория

дает

возможность объяснять известные явления природы и

научные

факты,

предсказывать

еще

неизвестные

явления;

2.5.2

приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что:

наблюдения

и

эксперимент

служат

основой

для

выдвижения гипотез и построения научных теорий;

эксперимент

позволяет

проверить

истинность

теоретических

выводов;

физическая

теория

дает

возможность объяснять явления природы и научные

факты; физическая теория позволяет предсказывать

еще

неизвестные

явления

и

их

особенности;

при

9

объяснении

природных

явлений

используются

физические модели; один и тот же природный объект

или

явление

можно

исследовать

на

основе

использования

разных

моделей;

законы

физики

и

физические

теории

имеют

свои

определенные

границы применимости;

2.5.3

измерять: расстояние, промежутки времени, массу,

силу, давление, температуру, влажность воздуха, силу

тока,

напряжение,

электрическое

сопротивление,

работу

и

мощность

электрического

тока;

скорость,

ускорение свободного падения; плотность вещества,

работу,

мощность,

энергию,

коэффициент

трения

скольжения,

удельную

теплоемкость

вещества,

удельную теплоту плавления льда, ЭДС и внутреннее

сопротивление источника тока

2.6

применять

полученные

знания

для

решения

физических задач

3

Использовать приобретенные знания и умения

в практической деятельности и повседневной

жизни для:

3.1

обеспечения

безопасности

жизнедеятельности

в

процессе

использования

транспортных

средств,

бытовых

электроприборов,

средств

радио-

и

телекоммуникационной

связи;

оценки

влияния

на

организм человека и другие организмы загрязнения

окружающей

среды;

рационального

природопользования и охраны окружающей среды;

3.2

определения собственной позиции по отношению к

экологическим проблемам и поведению в природной

среде

10

5. Распределение заданий КИМ по уровням сложности

Уровень

сложности

заданий

Количество

заданий

Мах

первичный

балл

Процент

мах

первичного

балла

базовый

10

12

40%

повышенный

4

8

27%

сложный

2

10

33%

Продолжительность работы: На выполнение работы отводится 40 минут.

6. Дополнительные материалы и оборудования

Непрограммируемый калькулятор

7. Система оценивания

Правильно выполненная работа оценивается 29 баллами.

Каждое правильно выполненное задание 1-11 оценивается 1 баллом

Задание

считается

выполненным

верно,

если

обучающийся

записал

номер

правильного ответа.

Задание считается невыполненным в следующих случаях:

записан номер неправильного ответа;

записаны номера двух и более ответов, даже если среди них указан и номер

правильного ответа;

номер ответа не записан.

Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

За полное и правильное выполнение заданий 12-15 выставляется 2 балла.

При неполном ответе – 1 балл.

За полное и правильное выполнение заданий 16-17 выставляется 5 баллов.

При

неполном

выполнении

в

зависимости

от

представленности

требуемых

компонентов ответа – 3, 2 или 1 балл.

На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы,

подсчитывается общий балл, который переводится в отметку по пятибалльной

шкале.

Таблица Критерии оценивания

№ задания

Количество баллов

1

1

2

2

3

1

4

1

5

1

6

2

7

1

8

1

9

1

11

10

1

11

2

12

2

13

2

14

2

15

5

Ошибок нет – 5 баллов. Допущена 1 ошибка – 4 балла,

Допущено 2 ошибки – 3 балла. Допущено 3 ошибки –2

балла, допущено 4 ошибки -1 балл, допущено 5

ошибок – 0 баллов

16

5

Ошибок нет – 5 баллов Допущена 1 ошибка – 4 балла,

Допущено 2 ошибки – 3 балла Допущено 3 ошибки –2

балла, допущено 4 ошибки -1 балл, допущено 5

ошибок – 0 баллов

Итого

__30____ баллов

Таблица Перевод баллов к 5-балльной отметке

Баллы

Отметка

23-30 баллов

Отметка «5»

16-22 баллов

Отметка «4»

10-15 баллов

Отметка «3»

0-9 баллов

Отметка «2»

12

Раздел 2. Текст КИМ

Контрольная работа по физике (итоговая).

Часть А

1.

Как изменится дальность полёта тела, брошенного горизонтально с большой

высоты, если его скорость увеличить в 2 раза?

А.

уменьшится в 2 раза

Б.

уменьшится в 4 раза

В.

не изменится

Г.

увеличится в 2 раза

Д.

увеличится в 4 раза.

2.

Мяч брошен вертикально вниз с небольшой высоты с некоторой начальной

скоростью. Как изменяются за время полёта ускорение мяча и сила

притяжения его к Земле? Для каждой величины определите

соответствующий характер изменения и запишите его номер.

А.

увеличивается

Б.

уменьшается

В.

не изменяется.

Ускорение

Сила тяжести

3.

На какой высоте над поверхностью Земли ускорение свободного падения

равно 5 м/с

2

? Ответ выразить в километрах округлив до целых

4.

Тело свободно падает с высоты 20 м. На какой высоте кинетическая энергия

этого тела будет равна 1/3 потенциальной?

5.

На левом рисунке представлены векторы скорости и ускорения тела. Какой

из четырех векторов на правом

рисунке указывает направление

вектора равнодействующей всех

сил, действующих на это тело?

А.

1

Б.

2

В.

3

Г.

4

6.

Материальная точка движется по окружности радиуса R. Что произойдет с периодом,

частотой обращения и центростремительным (нормальным) ускорением точки при

увеличении линейной скорости движения в 2 раза? К каждому элементу первого

столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов

выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

ИЗМЕНЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ

А) Период обращения материальной

точки

Б) Частота обращения материальной

точки

В) Центростремительное (нормальное)

ускорение материальной точки

1) Увеличится

2) Уменьшится

3) Не изменится

13

А

Б

В

7.

Брусок массой 100 г покоится на наклонной плоскости (см. рис.).

Определите величину силы трения, если угол наклона плоскости к

горизонту равен 30°.

А.

0 Н

Б.

0,5 Н

В.

1 Н

Г.

2 Н

8.

Тело движется в инерциальной системе отсчёта по прямой в одном

направлении. Под действием постоянной равнодействующей внешних сил за

5 с импульс тела увеличился от 10 кг

м/с до 30 кг

м/с. Модуль

равнодействующей внешних сил равен

А. 4H

Б. 1H

В. 6H

Г. 2H

9.

Одноатомный идеальный газ перевели из одного состояния в другое, при

этом его абсолютная температура увеличилась в 4 раза. Как при этом

изменилась средняя кинетическая энергия теплового движения молекул

газа?

А. увеличилась в 4 раза

Б. увеличилась в 2 раза

В. уменьшилась в 4 раза

Г. не изменилась.

10.

На графике представлена зависимость давления р

газа от объёма V при переходе газа из состояния 1 в

состояние 3. Определите работу, совершённую

газом.

А. 10 кДж

Б. 20 кДж

В. 30 кДж

Г. 40 кДж.

Часть В

1.

В баллоне ёмкостью 5 л под давлением 200 кПа и при температуре 27 °С

находится разреженный гелий. При его изобарном расширении была

совершена работа 200 Дж. Определите, на сколько нагрели газ

.

2.

Брусок массой 5 кг равномерно перемещают по

горизонтальной поверхности со скоростью 1 м/с,

прикладывая к нему постоянную силу 4 Н, направленную

под углом 60° к горизонту. Чему равна мощность силы F?

(Ответ дайте в ваттах.)

14

3.

Один моль идеального одноатомного газа, находящегося при температуре

+27 °С, изохорически нагревают. Определите, во сколько раз изменится

температура этого газа, если в этом процессе сообщить газу количество

теплоты 11218 Дж. Ответ округлите до целого числа.

4.

На краю вращающегося с постоянной скоростью диска радиусом 40 см

лежит тело. Коэффициент трения между телом и диском составляет 0,4. При

какой угловой скорости вращения тело может начать движение по диску?

Ответ выразить в Гц округлив до сотых.

Часть С

1.

Вокруг вертикально

расположенного стержня

вращается насаженный на него

диск. На диске находится

шарик, прикрепленный к

стержню нитью длиной 80см и

составляющей с ним угол 60

°

.

Определить наименьший

период обращения системы,

при котором шарик не

отрывается от диска. Ответ

выразить в с, округлив до

сотых. Ускорение свободного

падения 10

м

с

2

. Значение π принять равным 3,14.

2.

Для изобарного нагревания кислорода некоторой массы на 8 °С

потребовалось количество теплоты, равное 29,11 Дж. Для изохорного

нагревания кислорода на те же 8 °С потребовалось количество теплоты,

равное 20,8 Дж. Определите массу газа.

15

Ключи к тесту КИМ

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

Г

ВВ

2624км

15м

Б

211

Б

А

А

Б

В1

В2

В3

В4

С1

С2

60К

2

4

3,17Гц

1,26

4

Содержание верного ответа задания С 1 и указания по его

оцениванию

Баллы

Элементы ответа:

1)

Нарисована картинка с указанием сил, действующих на шарик

2)

Написан 2 закон Ньютона с указанием формулы

центростремительного ускорения

𝑎

=

𝑣

2

𝑅

=

𝜔

2

𝑅

3)

Правильно спроецированы силы на выбранные оси и получена

связь Реакции опоры с силой тяжести и центростремительной

силой.

4)

Написано условие неотрыва шарика от диска

𝑎

𝑔 ∗ 𝑡𝑔𝛼

5)

Написана формула для периода

𝑇

= 2

𝜋

𝐿𝑐𝑜𝑠𝛼

𝑔

и правильно

посчитано численное значение

Ответ правильный и полный, включает все названные выше

элементы

5

Правильно записаны 4 элемента ответа

4

Правильно записаны 3 элемента ответа

3

Правильно записано 2 элемента ответа

2

Правильно записан 1 элемент ответа

1

Все элементы ответа записаны неверно или отсутствуют

0

Содержание верного ответа задания С2 и указания по его

оцениванию

Баллы

Элементы ответа:

1)

Правильно написано уравнение для изобарного нагревания

2)

Правильно написано уравнение для изохорного нагревания

3)

Правильно записана работа газа, как разница теплот

4)

Правильно выражена масса газа

5)

Правильно посчитано численное значение

Ответ правильный и полный, включает все названные выше

элементы

5

Правильно записаны 4 пункта

4

Правильно записаны 3 пункта

3

Правильно записаны 2 пункта

2

Правильно записано 1 пункт

1

Все элементы ответа записаны неверно или отсутствуют

0

16



В раздел образования