Напоминание

Использование мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста


Автор: Назарова Любовь Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития - детский сад 100"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: Использование мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование мнемотехники в развитии речи

детей раннего возраста

Как известно одним из главных новообразований раннего возраста, несомненно,

является речь.

Речь - это не только слова, произнесенные вслух, а это, прежде всего сознание

человека, которое существует на основе языка. Поэтому своевременное и

правильное овладение речью имеет чрезвычайное значение для общего развития

ребенка.

Речь ребенка раннего возраста является сложной формой познания окружающего

мира и формируется по определенным принципам. На ее развитие и становление

оказывает влияние унаследованная программа, окружающие взрослые и

сверстники. Речь взрослого, обращенная к детям, должна включатся во все виды

их совместной жизнедеятельности. Педагог должен обращаться не только к группе

детей, но и лично к каждому ребенку.

Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать

ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка

поводы для общения.

В настоящее время приоритетным средством развития речи детей раннего возраста

является мнемотехника, актуальность использования которой обусловлена тем, что

как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще

всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то

предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться

выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто

абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для детей раннего

возраста как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное

мышление и воображение, повысить внимательность. Более того

приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к

обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её

можно разделить на три этапа.

1.

Знакомство с символами.

На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно

заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

Этот этап работы ещё называют - работа с мнемоквадратами.

Мнемоквадрат - это отдельный схематический рисунок с определенной

информацией. Мнемоквадраты в обучении могут использоваться отдельно,

например, в различных играх, придумывании загадок, либо заключаются в

мнемотаблицу.

2.

Обучение детей «чтению» простых схемы из 2 - 4 символов.

Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения

цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать

для работы с загадкой.

На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без

предлогов и союзов.

Этот этап работы называют - работа с мнемодорожками.

Мнемодорожка представляет собой простую схему, состоящую из двух и более

картинок (квадратов), содержащие определенную информацию.

3.

Работа с мнемотаблицами.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация.

Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и

воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения

и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений.

Работа с мнемотаблицами в раннем возрасте состоит из нескольких этапов:

1) Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2) Осуществляется так называемое перекодирование информации, то есть

преобразование из абстрактных символов в образы.

3) После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы

(образы, то есть происходит отработка метода запоминания).

При этом пересказывают сказку дети вместе с воспитателем.

Для детей раннего возраста мнемотаблицы необходимо девать цветные, так как у

детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса - рыжая плутовка,

цыплята - желтого цвета, у петушка - хохолок красного цвета, мышка - серая,

елочка - зеленая, солнышко - желтое и красное (теплое) и другие образы.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время

обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного

мышления;

- помогает детям строить фразы, которые выстраиваются в законченный текст.

Таким образом, решая проблемы речевого развития детей раннего возраста я

рекомендую педагогам активно использовать методику мнемотехники.



В раздел образования