Автор: Назарова Любовь Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития - детский сад 100"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: Использование мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Использование мнемотехники в развитии речи
детей раннего возраста
Как известно одним из главных новообразований раннего возраста, несомненно,
является речь.
Речь - это не только слова, произнесенные вслух, а это, прежде всего сознание
человека, которое существует на основе языка. Поэтому своевременное и
правильное овладение речью имеет чрезвычайное значение для общего развития
ребенка.
Речь ребенка раннего возраста является сложной формой познания окружающего
мира и формируется по определенным принципам. На ее развитие и становление
оказывает влияние унаследованная программа, окружающие взрослые и
сверстники. Речь взрослого, обращенная к детям, должна включатся во все виды
их совместной жизнедеятельности. Педагог должен обращаться не только к группе
детей, но и лично к каждому ребенку.
Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать
ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка
поводы для общения.
В настоящее время приоритетным средством развития речи детей раннего возраста
является мнемотехника, актуальность использования которой обусловлена тем, что
как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще
всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то
предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться
выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто
абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для детей раннего
возраста как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное
мышление и воображение, повысить внимательность. Более того
приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к
обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её
можно разделить на три этапа.
1.
Знакомство с символами.
На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.
Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно
заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
Этот этап работы ещё называют - работа с мнемоквадратами.
Мнемоквадрат - это отдельный схематический рисунок с определенной
информацией. Мнемоквадраты в обучении могут использоваться отдельно,
например, в различных играх, придумывании загадок, либо заключаются в
мнемотаблицу.
2.
Обучение детей «чтению» простых схемы из 2 - 4 символов.
Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения
цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать
для работы с загадкой.
На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без
предлогов и союзов.
Этот этап работы называют - работа с мнемодорожками.
Мнемодорожка представляет собой простую схему, состоящую из двух и более
картинок (квадратов), содержащие определенную информацию.
3.
Работа с мнемотаблицами.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация.
Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и
воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения
и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений.
Работа с мнемотаблицами в раннем возрасте состоит из нескольких этапов:
1) Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2) Осуществляется так называемое перекодирование информации, то есть
преобразование из абстрактных символов в образы.
3) После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы
(образы, то есть происходит отработка метода запоминания).
При этом пересказывают сказку дети вместе с воспитателем.
Для детей раннего возраста мнемотаблицы необходимо девать цветные, так как у
детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса - рыжая плутовка,
цыплята - желтого цвета, у петушка - хохолок красного цвета, мышка - серая,
елочка - зеленая, солнышко - желтое и красное (теплое) и другие образы.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время
обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного
мышления;
- помогает детям строить фразы, которые выстраиваются в законченный текст.
Таким образом, решая проблемы речевого развития детей раннего возраста я
рекомендую педагогам активно использовать методику мнемотехники.