Автор: Клишина Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ РС (Я) "Алданский ЦПДС"
Населённый пункт: город Алдан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект ЗОЖ "В стране здоровячков"
Раздел: дошкольное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
«ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ – СИРОТАМ И ДЕТЯМ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ
ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 678900, РС (Якутия), Алданский район, г. Алдан, ул.
Калинина, 2\5
Тел: (41145) 329-52.
Факс: (41145)329-52
E-mail: aldan_detdom@mail. ru
Согласовано
Утверждаю
Зам.директора по ВР
Директор ГКУ «АЦПДС»
____________ Л.Г.Иваненко
____________ Р.В.Михайлов
«_ __»____________2024 «____» ___________ 2024
Проект
Тема «В стране здоровячков»
Направление: здоровьесберегающее
Начало: сентябрь 2023г.
Конец проекта: август 2024г.
Возрастная группа: возраст (5-7 лет)
Подготовила и провела
воспитатель Л.А. Клишина
Алдан,2023г.
Содержание
Паспорт проекта
Актуальность проблемы
Цели и задачи
Ожидаемый результат
Этапы реализации проекта
Методы и формы организации проекта
Образ конечного результата
Приложение № 1 План по формированию у детей 5-7 лет навыков
здорового образа жизни
Приложение № 2 «Картотека пословиц и поговорок о здоровье»
Список литературы
Название проекта: «В стране здоровячков».
Тип и вид проекта: педагогический, практико–ориентированный, долгосрочный,
групповой.
Участники проекта: дети, воспитатели.
Возраст детей: 5-7 лет
Продолжительность: октябрь 2023г.- август 2024г.
Актуальность проекта:
Дошкольный возраст - самое благоприятное время для воспитания у ребенка основ
двигательной активности, закаливания, привычки к правильному питанию, соблюдению
культурно-гигиенических навыков, потребности в получении положительных эмоций, то
есть основ здорового образа жизни.
В условиях современности большое внимание уделяется качеству образования,
которое зависит от здоровья детей, именно здоровый ребенок способен полноценно
развиваться. Поэтому так важно прививать стремление к здоровому образу жизни у детей
с дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития организма
ребенка, когда активно формируются разнообразные умения и навыки детей. Именно в
этот возрастной период закладываются основы здоровья человека, вырабатывается
сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Стремление снизить повреждающее влияние на здоровье детей климатическими
факторами, которые ведут к снижению физической и умственной работоспособности,
обострению заболеваний у детей, проживающих в нашем северном регионе, где зима
длиться более чем полугода, в сравнении с их сверстниками из благоприятных районов,
заставляет отнестись к проблеме очень серьёзно.
У вновь поступивших детей чаще всего полностью снижен иммунитет: нарушен режим
дня,
отсутствие
дневного,
сокращение
ночного
сна,
антисанитарные
условия,
неполноценное питание - создает предпосылки к перенапряжению нервной системы
ребенка, а хроническое недосыпание отрицательно влияет на его физическое и
психическое развитие.
Вышеперечисленные причины показывают актуальность проблемы в укреплении
здоровья детей в нашем Центре.
Для решения выявленных проблем и с целью сохранения и укрепления здоровья детей,
привлечения их внимания к игровым ситуациям, связанным со здоровьем, развития
культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, в группе возникла идея
создать долгосрочный проект «В стране здоровячков».
Цель
проекта:
создание
условий
для
полноценного
сохранения
и
укрепления
физического и психического здоровья детей дошкольного возраста в условиях Центра.
Задачи:
Оздоровительные:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
-
совершенствование
функций
организма,
повышение
его
защитных
свойств
и
устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной, корригирующей
гимнастики, самомассажа, закаливания;
- формирование правильной осанки, гигиенических навыков.
Образовательные:
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в
соответствии с его индивидуальными особенностями;
- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
- выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной
деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
Воспитательные:
- воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к
соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
Ожидаемые результаты:
1. Благотворное влияние на развитие физических и нравственных качеств.
2. Сохранение и укрепление здоровья детей через воспитание осознанного отношения к
своему здоровью.
3. Снижение уровня заболеваемости.
4. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия.
5. Повышение уровня физической подготовленности.
6. Разработка оптимального двигательного режима.
Идея
проекта:
Использование
наиболее
эффективных
оздоровительных
практик
(народные подвижные игры, дыхательная гимнастика, самомассаж, досуги и развлечения)
Содержание проектной деятельности:
Этапы реализации проекта
Сроки
I. Подготовительный
1.Изучение уровня осведомленности в вопросах формирования,
укрепления и поддержания здоровья дошкольников;
2.Проектирование модели целостной системы здоровьесбережения;
- подбор эффективных форм работы с детьми.
октябрь, 2023г
II. Практический
-проведение цикла тематической образовательной деятельности с
включением валеологических компонентов;
-проведение цикла тематических бесед;
-проведение спортивных праздников, досугов и развлечений.
- организации активного отдыха в группе;
октябрь 2023-
август 2024 г.г.
III. Заключительный
-проведение недели здоровья с детьми;
-подведение итогов реализации проекта.
-создание презентации «В стране здоровячков» с использованием
фотографий детей в разных режимных моментах.
август 2024г.
В группе «Непоседы» ведется педагогическая работа с детьми по формированию
системы знаний о своем здоровье, о ЗОЖ.
Использование в режиме дня отдельных форм работы по сохранению и укреплению
здоровья для разных категорий детей:
1.
Комплекса закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по
«дорожкам здоровья», полоскание полости рта, максимальное пребывание детей на
свежем воздухе);
2.
Образовательная деятельность по физическому развитию.
3.
Подвижные игры разной степени подвижности в течение дня («Бегите ко мне»,
«Птички на высоте», «Мыши и кот», «Бегите к флажку», «Найди свой цвет»,
«Лохматый пес», «Уголки», «Мыши водят хоровод»)
4.
Динамические паузы: ежедневно, в процессе образовательной организованной
деятельности детей и по мере необходимости, воспитателем
проводится физкультминутка (в течение 3–5 мин.)Сохранение эмоционального
здоровья: музыкотерапия (звуки природы, музыка для релаксации), «Волшебный
мешочек», куда мы убираем все свои плохие слова, «Коврик для поднятия
настроения», о который мы вытираем ножки до тех пор, пока не рассмеемся.
5.
Образовательное направление по формированию представлений о здоровом образе
жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков. Упражнения, игры, чтение
стихов и загадок; проведение бесед по темам «Полезно – не полезно», «Плохо –
хорошо», «Чистота и здоровье», «Личная гигиена», «О здоровой пище», «Кто
спортом занимается».
III Заключительный этап.
Создать презентацию «В стране здоровячков» с использованием фотографий детей в
разных режимных моментах.
Методы и формы организации проекта
№
Название формы организации проекта
Дата проведения
1.
Профилактическая гимнастика (улучшение осанки,
плоскостопия, зрения).
Ежедневно
2.
Гимнастика - побуждения, дорожка «Здоровья».
Ежедневно
3.
Воздушное контрастное закаливание.
Ежедневно
4.
Игры в «сухом бассейне».
2 раза в неделю
(после занятия
физкультурой в спортивном
зале)
5.
Прогулки и игры на свежем воздухе.
Ежедневно (с учетом
погодных условий)
6.
Беседы о ЗОЖ
Ежедневно
7.
Оформление наглядной информации для детей
1 раз в квартал
1 квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь)
1.
Беседа о значении утренней гимнастики «Здоровье в
порядке, спасибо зарядке»
Цель: закреплять знания детей о влиянии на здоровье
двигательной активности.
15.09.2023
2.
Разработка методического материала по ЗОЖ.
Цель: создать условия реализации формы средства и
дидактические приемы, используемые в проекте.
сентябрь
3.
Экскурсия в осенний лес. «Здоровье от самой
природы»
Цель: Прививать в детях привычку вести здоровый
образ жизни.
Октябрь (с учетом погодных
условий)
4.
Развлечения «Праздник Мойдодыра»
Цель: Закрепление культурно гигиенических
навыков; закрепление знаний предметов туалета и их
назначения.
21.10.2023
5.
Экскурсия в медицинский блок «Здоровье твое
богатство»
Цель: дать детям знания о значении медицинского
кабинета, познакомить с профессией медицинского
работника.
02.11.2023
6.
Оформление наглядной информации для детей.
Цель: Ознакомить с компонентами ЗОЖ, и
сформировать у детей активную жизненную
позицию.
1 раз в квартал
7.
Беседа с детьми «Как я буду заботиться о своем
здоровье»
Цель: Формирование у детей осознанного отношения
к своему здоровью и потребности к ЗОЖ.
10.11.2023
8.
Спортивно-театрализованное развлечение «Мы
сильные, мы дружные»
Цель: повысить интерес к физической культуре;
развивать физические качества.
18.11.2023
2 квартал Декабрь-январь-февраль
1.
Беседа с детьми «Эти детские, но вредные привычки»
Цель: Формировать сознательный отказ от вредных
привычек; Учить детей отличать вредные и полезные
привычки.
01.12.2023
2.
Экспериментирование «Нам микробы не страшны, с
чистотой мы все дружны»
Цель: Формировать представления о том что
большинства заболеваний носит инфекционный
характер.
10.12.2023
3.
Создание картотеки «Физминуток».
Цель: продолжать создавать условия реализации
формы, средства используемые в проекте.
1 раз в квартал.
4.
Физкультурный досуг «С микробами я не дружу, я
здоровьем дорожу»
Цель: создать условия для приобщения детей к ЗОЖ с
помощью применений здоровье сберегающих
технологий и игровых приемов.
22.12.2023
5.
Оформление наглядной информации для детей.
«Профилактика простудных заболеваний»
Цель: Расширить представления о причинах
возникновения инфекционных заболеваний.
1 раз в квартал
6.
Музыкально-спортивный досуг «Я со спортом
подружусь»
19.01.2024
7.
Продуктивная деятельность (Коллективная)
«Микробы на ладошках»
Цель: Формировать представления о микробах; учить
создавать образ; развивать творческие способности.
02.02.2024
8.
Оздоровительный досуг «Саночки, снежки, лыжи и
коньки»
Цель: продолжать формировать потребности в ЗОЖ;
способствовать оздоровлению организма по
средствам выполнения различных физических
упражнений.
16.02.2024
3 квартал Март-апрель-май
1.
Наглядная информация «Чистота и здоровье нашей
кожи»
Цель: формировать представление об органах чувств
и их значения для человека.
1 раз в квартал
2.
Просмотр мультфильма «Королева зубная щетка»,
«Федорино горе», «Мойдодыр» и т.д.
Цель: Формировать детей умение анализировать
просмотренный мультик.
В течении года
3.
Сказочная инсценировка «Грязнулька, Нехочушка и
Отстанька»
Цель: Создание условий для развития детей в
обществе, развитие правильного эмоционального
нравственного отношения к окружающему миру и
самому себе.
15.03.2024
4.
Создание картотеки «Гимнастика для глаз»,
«дыхательная гимнастика», «Артикуляционная
гимнастика»
1 раз в квартал
5.
Спортивный праздник «путешествие в страну
Спортландию»
Цель: развивать физические и волевые качества;
вызвать положительные эмоции и интерес к спорту.
19.04.2024
6.
Участие в онлайн-викторине на сайте «Время
знаний» «Важнее всего здоровье»
Цель: Закрепление у детей правил о ЗОЖ.
25.04.2024
7.
Подвижные игры с использованием спортивного
инвентаря.
Цель: вызвать положительные эмоции у детей;
продолжать учить работать в команде.
В течении года
8.
Музыкально-спортивный досуг «Мои друзья и я –
спортивная семья»
Цель: развивать физические и волевые качества;
вызвать положительные эмоции и интерес к спорту.
17.05.2024
Июнь –июль-август
1.
Игры и занятия на свежем воздухе, игры с песком и
водой.
В течении летнего периода
2.
Наглядная информация «Детский травматизм»
Цель: формировать представления об различных
опасных ситуациях.
10.06.2024
3.
Выезд на природу «Отдыхаем у воды»
Цель: воспитывать желания закаливать свои организм
Июль (с учетом погодных
условий)
4.
Беседа «Солнце друг и враг»
Цель: закреплять знания детей о вреде и пользе
прямых солнечных лучей.
10.07.2024
5.
Досуг «В огороде и в лесу витамины я найду»
Цель: закрепить представление о значении для
здоровья природных факторов окружающей среды;
расширить представления детей о лекарственных
растениях.
15.08.2024
6.
Создать итоговую презентацию «В стране
здоровячков» с использованием фотографий детей в
разных режимных моментах по сохранению здоровья.
август
КАРТОТЕКА
ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК
О ЗДОРОВЬЕ
Подготовила воспитатель
Клишина Любовь Александровна
Береги платье снову, а здоровье смолоду.
Береги честь смолоду, а здоровье под старость.
Больному сердцу горько и без перцу.
Болезнь ходит пудами, а выходит золотниками.
Болезнь человека не красит.
Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.
Болен — лечись, а здоров — берегись.
Больной — и сам не свой.
Болячка мала, да болезнь велика.
Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
В добром здоровье и хворать хорошо.
В чем душа держится.
До свадьбы заживет.
Его и муха крылом убьет.
Еле-еле душа в теле.
Живот — не нитки: надорвещь — не подвяжешь.
Застарелую болезнь лечить трудно.
Здоров будешь — все добудешь.
Здоровому врач не надобен.
Здоровому все здорово.
Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровье не здорово.
Здоровье дороже богатства.
Здоровье не купишь — его разум дарит.
Здоровье дороже денег: здоров буду — и денег добуду.
Здоровью цены нет.
Здоровья не купишь.
Кто встал до дня, тот днем здоров.
Кто не болен, тот здоровью цены не знает.
Курить — здоровью вредить.
На живом все заживает.
На солнышке просвечивает.
Не всякий умирает, кто хворает.
Нездоровому все немило.
Не рад больной и золотой кровати.
Одна кожа да кости.
От здоровья не лечатся.
Пока сердце не заболит, глаза не плачут.
Раньше смерти не умрешь.
С курами ложись, с петухами вставай.
Сама болезнь скажет, чего хочет.
Сладко естся, так плохо спится.
У кого болит, тот и кричит.
У кого что болит, тот о том и говорит.
Умеренность — мать здоровья.
Ум да здоровье дороже всего.
Чистая вода - для хвори беда.
Чистота - залог здоровья.
Список литературы
1. Голицина Н. С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей
[текст] / Голицина Н. С., Шумова И. М. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. –
120 с.
2. Подольская Е. И. Комплексы лечебной гимнастики для детей 3 -7 лет [текст] /
Подольская Е.И. - Волгоград: Учитель, 2010. - 143 с.
3. Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников:
рекомендации, занятия, игры, упражнения [текст] авт. -сост. Т. Г. Анисимова, С. А.
Ульянова; под ред. Р. А. Ереминой. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 146 с.
4. Картушина М. Ю. Зелёный огонёк здоровья: Программа оздоровления дошкольников
[текст] / Картушина М. Ю. - М.:ТЦ Сфера, 2009. – 208 с.
5. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у
дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет [текст] / Новикова И. М. - М.: Мозаика –
Синтез, 2009. – 96 с.
6. Гришина Г. Н. Игры для детей на все времена [текст] / Гришина Г.Н. – М.:ТЦ Сфера,
2008. – 96 с.
7. Никонорова Т. С., Сергиенко Е. М. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников
[текст] / Т. С. Никонорова, Е. М. Сергиенко. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С.,2007. – 96 с.
8. Свирская Л. И. Утро радостных встреч [методическое пособие] / Л. И. Свирская. - М.:
Издательство «Линка – Пресс», 2010. – 204 с.
9. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье [методическое пособие] / Шорыгина Т. А. - М.: ТЦ
Сфера, 2008. – 64 с.
10. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении [текст] / Шорыгина Т. А. –
М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.