Автор: Наталия Георгиевна Бугай
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКУ РС (Я) "Алданский ЦПДС"
Населённый пункт: город Алдан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: логопедический проект "Давайте правильно дышать"
Раздел: дошкольное образование
Логопедический проект
«
Давайте правильно дышать
»
по теме «Развитие правильного речевого дыхания
у детей с нарушениями речи – основа правильного произношения"
Длительность проект 1 учебный год
Подготовила: учитель-логопед Бугай Н.Г.
Оглавление
1.
Пояснительная записка
2.
Цели и задачи проекта
3.
Этапы реализации проекта
4.
Использованная литература
5.
Приложение: картотека игр и упражнений для правильного речевого
дыхания
Пояснительная записка.
Известно, что дыхание – одна из самых важных функций организма. Создано
Международное сообщество специалистов по дыхательным практикам. Благотворная сила
дыхания
используется
для
укрепления
здоровья,
нормализации
психики,
омоложения
организма, развития творческих способностей человека и его личностного роста. Целый ряд
дыхательных практик направлен чисто на развитие способностей, использования резервов
организма, раскрытие потенциала, повышение работоспособности.
Однако в специальной литературе представлено недостаточно того, как и что мы можем
изменить, используя различные приемы осознанного управления дыхательными процессами.
Работа
над
развитием
речевого
дыхания
является
важнейшим
разделом
в
системе
коррекционной работы практически при любой речевой патологии: зпикании, дизартрии,
ринолалии, нарушения голоса, дислалии.
И хотя при каждом речевом нарушении имеется своя специфика работы, общим является
воспитание навыков плавного, длительного, целенаправленного выдоха, борьба с дыхательной
недостаточностью, оздоровление всего организма, увеличение жизненной емкости легких.
По результатам логопедического обследования, проводимого в начале учебного года, на
логопункт зачислены дети, имеющие общее недоразвитие речи, нередко осложненное
дизартрическим компонентом. От 50 до 70% имеют легкую или среднюю степень дизартрии.
Дети в общей массе плохо говорят, искажают согласные звуки, дефекты их носят стойкий
характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма.
Поэтому эта тема актуальна и определила мой выбор для создания краткосрочного проекта.
В своей практической деятельности я провожу работу, направленную на развитие речевого
дыхания с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, с целью активизации их мыслительной
деятельности, развития мелодико-интонационной стороны речи, закрепления лексических тем и
грамматических категорий, а также для стимуляции интереса к занятиям.
Работа над развитием речевого дыхания должна проводиться систематически, последовательно,
с учетом речевой патологии, с детьми дошкольного возраста в игровой форме, т.к. игра
является для дошкольников основным видом деятельности.
В своей работе я попыталась собрать и систематизировать материал по вопросу речевого
дыхания, а также использовать свой опыт практики в работе с детьми, имеющими различную
речевую патологию.
Цель проекта:
формирование у детей умения управлять органами дыхания, развивать
нижнедиафрагмальное дыхание
Задачи:
-формирование правильного речевого дыхания
-укрепление мышц лица и грудной клетки
- профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы
-повышение умственной работоспособности детей
-нормализация звукопроизношения и просодических компонентов речи
-закрепление лексических тем и грамматических категорий
-стимуляция интереса к занятиям
Ожидаемый результат:
- дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет более четкой,
разборчивой
- будет разработана картотека игр на дыхание и перспективный план на учебный год
Работа по развитию речевого дыхания делится на два этапа:
1 этап выработка нормальной воздушной струи, необходимой для правильного произношения
звуков
2 этап тренировка продолжительности речевого дыхания и умение на одном выдохе
произнести фразу, состоящую из 3-6 слов
Работа проводится в игровой форме для детей дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта
№
Мероприятия
Сроки
Ответственные
Организационный этап
1
Изучение литературы по вопросу
развития речевого дыхания
сентябрь
логопед
2
Составление перспективного плана
работы над дыханием
сентябрь
логопед
3
Планирование работы с
воспитателями, медиками, муз
работником, психологом по вопросу
формирования правильного дыхания
октябрь
Специалисты,
логопед
2 этап ( работа с детьми)
1
Выработка сильного направленного
выдоха ,дифференциация ротового и
носового выдоха
Сентябрь,
октябрь
Логопед
воспитатели
2
Выработка нижнедиафрагмального
дыхания
ноябрь
логопед
3
Формирование дыхания, развитие
его силы
декабрь
логопед
4
закрепление диафрагмального
дыхания
декабрь
Логопед
воспитатели
5
закрепление диафрагмального
дыхания на материале гласных и
согласных звуков
январь
Логопед
воспитатели
6
закрепление диафрагмального
дыхания на материале слогов, слов,
предложений
Январь,
февраль
Воспитатели,
логопед
7
Участие детей в конкурсе чтецов
среди воспитанников
март
специалисты
Работа с педагогами
1
Консультация-тренинг «Развитие
речевого дыхания дошкольников»
октябрь
логопед
2
Оформление папки в группы
«Упражнения на развитие речевого
дыхания»
Октябрь-
ноябрь
Воспитатели,
логопед
3
Презентация игр и пособий по
развитию речи детей
декабрь
логопед
4
Индивидуальные консультации
В течение года
логопед
5
Посещение занятий по развитию
Воспитатели,
логопед
звуковой стороны речи у
воспитанников старших групп
3 этап Итоговый
1
Участие детей в весенних утренниках
Март, май
логопед
2
Создание картотеки игр на дыхание
апрель
Литература
1.
Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей
М., «Просвещение», 1973
2.
Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников
М., «Просвещение», 1983
Выгодская И.Г., Пелпингер Е.А., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в
игре, М., «Просвещение», 1984
3.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия Екатеринбург «АРД ЛТГ»,1990
4.
Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и словами М., «Гном-Пресс» 1990
5.
Никольская С.Т. Техника речи «Знание», 1988
6.
Селиверстова В.И. Игры в логопедической работе с детьми М., «Просвещение», 1979
7.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения М., «Просвещение»
1989