Напоминание

логопедический проект "Давайте правильно дышать"


Автор: Наталия Георгиевна Бугай
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКУ РС (Я) "Алданский ЦПДС"
Населённый пункт: город Алдан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: логопедический проект "Давайте правильно дышать"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Логопедический проект

«

Давайте правильно дышать

»

по теме «Развитие правильного речевого дыхания

у детей с нарушениями речи – основа правильного произношения"

Длительность проект 1 учебный год

Подготовила: учитель-логопед Бугай Н.Г.

Оглавление

1.

Пояснительная записка

2.

Цели и задачи проекта

3.

Этапы реализации проекта

4.

Использованная литература

5.

Приложение: картотека игр и упражнений для правильного речевого

дыхания

Пояснительная записка.

Известно, что дыхание – одна из самых важных функций организма. Создано

Международное сообщество специалистов по дыхательным практикам. Благотворная сила

дыхания

используется

для

укрепления

здоровья,

нормализации

психики,

омоложения

организма, развития творческих способностей человека и его личностного роста. Целый ряд

дыхательных практик направлен чисто на развитие способностей, использования резервов

организма, раскрытие потенциала, повышение работоспособности.

Однако в специальной литературе представлено недостаточно того, как и что мы можем

изменить, используя различные приемы осознанного управления дыхательными процессами.

Работа

над

развитием

речевого

дыхания

является

важнейшим

разделом

в

системе

коррекционной работы практически при любой речевой патологии: зпикании, дизартрии,

ринолалии, нарушения голоса, дислалии.

И хотя при каждом речевом нарушении имеется своя специфика работы, общим является

воспитание навыков плавного, длительного, целенаправленного выдоха, борьба с дыхательной

недостаточностью, оздоровление всего организма, увеличение жизненной емкости легких.

По результатам логопедического обследования, проводимого в начале учебного года, на

логопункт зачислены дети, имеющие общее недоразвитие речи, нередко осложненное

дизартрическим компонентом. От 50 до 70% имеют легкую или среднюю степень дизартрии.

Дети в общей массе плохо говорят, искажают согласные звуки, дефекты их носят стойкий

характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма.

Поэтому эта тема актуальна и определила мой выбор для создания краткосрочного проекта.

В своей практической деятельности я провожу работу, направленную на развитие речевого

дыхания с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, с целью активизации их мыслительной

деятельности, развития мелодико-интонационной стороны речи, закрепления лексических тем и

грамматических категорий, а также для стимуляции интереса к занятиям.

Работа над развитием речевого дыхания должна проводиться систематически, последовательно,

с учетом речевой патологии, с детьми дошкольного возраста в игровой форме, т.к. игра

является для дошкольников основным видом деятельности.

В своей работе я попыталась собрать и систематизировать материал по вопросу речевого

дыхания, а также использовать свой опыт практики в работе с детьми, имеющими различную

речевую патологию.

Цель проекта:

формирование у детей умения управлять органами дыхания, развивать

нижнедиафрагмальное дыхание

Задачи:

-формирование правильного речевого дыхания

-укрепление мышц лица и грудной клетки

- профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы

-повышение умственной работоспособности детей

-нормализация звукопроизношения и просодических компонентов речи

-закрепление лексических тем и грамматических категорий

-стимуляция интереса к занятиям

Ожидаемый результат:

- дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет более четкой,

разборчивой

- будет разработана картотека игр на дыхание и перспективный план на учебный год

Работа по развитию речевого дыхания делится на два этапа:

1 этап выработка нормальной воздушной струи, необходимой для правильного произношения

звуков

2 этап тренировка продолжительности речевого дыхания и умение на одном выдохе

произнести фразу, состоящую из 3-6 слов

Работа проводится в игровой форме для детей дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Организационный этап

1

Изучение литературы по вопросу

развития речевого дыхания

сентябрь

логопед

2

Составление перспективного плана

работы над дыханием

сентябрь

логопед

3

Планирование работы с

воспитателями, медиками, муз

работником, психологом по вопросу

формирования правильного дыхания

октябрь

Специалисты,

логопед

2 этап ( работа с детьми)

1

Выработка сильного направленного

выдоха ,дифференциация ротового и

носового выдоха

Сентябрь,

октябрь

Логопед

воспитатели

2

Выработка нижнедиафрагмального

дыхания

ноябрь

логопед

3

Формирование дыхания, развитие

его силы

декабрь

логопед

4

закрепление диафрагмального

дыхания

декабрь

Логопед

воспитатели

5

закрепление диафрагмального

дыхания на материале гласных и

согласных звуков

январь

Логопед

воспитатели

6

закрепление диафрагмального

дыхания на материале слогов, слов,

предложений

Январь,

февраль

Воспитатели,

логопед

7

Участие детей в конкурсе чтецов

среди воспитанников

март

специалисты

Работа с педагогами

1

Консультация-тренинг «Развитие

речевого дыхания дошкольников»

октябрь

логопед

2

Оформление папки в группы

«Упражнения на развитие речевого

дыхания»

Октябрь-

ноябрь

Воспитатели,

логопед

3

Презентация игр и пособий по

развитию речи детей

декабрь

логопед

4

Индивидуальные консультации

В течение года

логопед

5

Посещение занятий по развитию

Воспитатели,

логопед

звуковой стороны речи у

воспитанников старших групп

3 этап Итоговый

1

Участие детей в весенних утренниках

Март, май

логопед

2

Создание картотеки игр на дыхание

апрель

Литература

1.

Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей

М., «Просвещение», 1973

2.

Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников

М., «Просвещение», 1983

Выгодская И.Г., Пелпингер Е.А., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в

игре, М., «Просвещение», 1984

3.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия Екатеринбург «АРД ЛТГ»,1990

4.

Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и словами М., «Гном-Пресс» 1990

5.

Никольская С.Т. Техника речи «Знание», 1988

6.

Селиверстова В.И. Игры в логопедической работе с детьми М., «Просвещение», 1979

7.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения М., «Просвещение»

1989



В раздел образования