Автор: Круглова Наталья Александровна
Должность: Воспитатель детей дошкольного возраста
Учебное заведение: МБДОУ 16 "Родничок"
Населённый пункт: Красноярский край, г. Канск
Наименование материала: Нетрадиционные техники рисования
Тема: Нетрадиционные техники рисования раннего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Статья: «Нетрадиционные техники рисования раннего дошкольного
возраста»
Нетрадиционное
рисование
вызывает
у
детей
множество
положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования
хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов,
удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и
карандаша раскрепощает ребенка, позволяет почувствовать краски, их
характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать,
фантазировать.
Таким образом, развивается творческая личность, способная применять
свои знания и умения в различных ситуациях.
Основная цель этого направления работы — развитие у детей
творческих
способностей,
фантазии,
воображения
средствами
нетрадиционного рисования.
Задачи:
1. Формировать умение детей выбирать материал для нетрадиционного
рисования и умело его использовать.
2. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при
работе нетрадиционными техниками.
3. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
4. Развивать творчество, фантазию.
5. Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти
на помощь друг другу.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность
состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого
результата. Каждому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать
рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать
забавный рисунок.
Рассмотрим некоторые широко известные нетрадиционные техники
рисования, которые рекомендуется использовать в работе с детьми.
ПЕЧАТКА.
Эта
техника
позволяет
младшему
дошкольнику
многократно изображать один и тот же предмет, составлять из его отпечатков
разные композиции, украшая ими открытки, пригласительные билеты,
салфетки.
Формы печаток можно разделить на два вида: предметные и
геометрические. Предметные –это изображения цветов, птиц, животных и др.
Геометрические выполняются в форме круга, треугольника, ромба, овала и
других геометрических фигур.
Вначале необходимо изготовить печатки. Сделать это можно по-
разному:
1. Штампы и печатки несложно сделать из овощей: картофеля, моркови.
Печатку прижимают к подушечке с краской, а затем к бумаге. Для
каждого нового оттиска на поверхность формы нужно снова наносить краску.
ПАЛЬЦЕВАЯ ЖИВОПИСЬ. Очень простая техника рисования. Детям
младшего дошкольного возраста еще трудно хорошо владеть кистью и
карандашом, но им свойственно все исследовать пальчиками, поэтому нужно
использовать эту природную способность детей. Пальчиковый прием
помогает ребенку органично почувствовать материал (гуашь, акварель, ее
свойства - вязкость, бархатистость красочного слоя, яркость, фантазия
отпечатка).
Гуашевые краски наливают в плоские тарелочки, обмакивают пальцы и
рисуют.
ПЕЧАТЬ ОТ РУКИ. Очень интересный игровой прием. Рисование с
помощью ладошек одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит
радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей в
том, что их ладошки необыкновенные, волшебные.
Всю ладонь обмакивают в краску и на бумаге ставят отпечаток. К
отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в
разных комбинациях.
МОНОТИПИЯ. Одна из наиболее распространенных и простейших
техник. Количество красок в монотипии – любое. Результат – неожиданный
эффект,
при
котором
оттиск
живописного
изображения
приобретает
специфическую
фактуру,
отличающуюся
мягкостью
и
легкой
расплывчатостью очертаний, что придает ему особую прелесть.
Лист бумаги складывают пополам. На одну из половин листа наносят
яркие пятна жидкой краской, затем вторую половину прижимают к первой,
тщательно разглаживают в разные стороны и разворачивают лист. На
развороте получается зеркальное изображение (симметричное изображение).
Остается только догадаться, на что оно похоже, и дорисовать недостающие
детали.
ТАМПОНИРОВАНИЕ. Увлекательная техника! Для ее применения
необходим тампон из марли, внутри которой вата или поролон. Легким
прикосновением к бумаге, после того как набрали краску на тампон, дети
будут рисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное (облако, одуванчики,
сугробы, волны на море и др.). Отпечаток, состоящий из мелких пятен,
создает ощущение бархатистой поверхности изображения, а при нанесении
мазка получаются и нежные ветки с едва распустившимися листочками, и
шелковая трава, наклоняющаяся от ветра, и ажурные кроны заснеженных
деревьев.
МЕТОД ТЫЧКА. Увлекательный способ рисования. При рисовании
этим способом, гуашь должна быть густой, кисточка жесткой, подрезанной на
2-3мм. Самое главное - кисть не нужно окунать в воду перед началом
рисования. Она должна быть сухой. При нанесении тычка кисточка должна
находится в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается и
получается большая «пушистая» точка.
ФОТОКОПИЯ (рисование свечой). Этот способ издавна использовался
народными мастерами при расписывании пасхальных яиц. Суть техники в
том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым
мелком или свечой. Наносят свечой рисунок, заполняя поверхность листа.
Каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его
творческие способности находятся в скрытом состоянии и не всегда
полностью
реализуются.
Создавая
условия,
побуждающие
ребенка
к
занятиям искусством, возможно разбудить эти дремлющие, до поры до
времени, творческие наклонности.