Автор: Яцкова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОКУ ЦППМСП
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Вот и к нам пришла зимушка-зима"
Раздел: дошкольное образование
Отделения развития и реабилитации детей раннего и
дошкольного возраста «От колыбели до школы»
Педагогический проект на тему:
«Вот и к нам пришла Зимушка-зима»
Воспитатель группы кратковременного пребывания
Яцкова Т.Н.
г. Курск
2023 -2024 уч. год.
Педагогический проект на тему:
«Вот и к нам пришла Зимушка-зима»
(для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата)
I. Введение.
1.1. Обоснование актуальности.
Окружающий мир является неотъемлемой частью жизни каждого
ребенка; природа, растения и животный мир привлекают внимание,
пробуждают чувства, предоставляют возможности для совершенствования
способностей детей, проявления эмоций и активных действий. Но это в
идеале, когда ребёнок не ограничен в своих возможностях.
Группу, в которой я работаю, посещают дети с ОВЗ, имеющие
нарушения ОДА с сопутствующими заболеваниями, которые уже повлияли
на возможности детей активно познавать окружающий мир, осознанно
понимать происходящие события. Также дети посещают группу вместе с
родителями.
Дети с ОВЗ воспринимают окружающий мир и предметы вокруг себя
немного по-другому, поэтому приходится использовать нестандартные
способы:
нетрадиционные
технологии
в
продуктивной
деятельности,
эксперименты
с
различными
предметами
тактильного
свойства,
малоподвижные игры, специально подбирать музыкальные произведения,
которые часто не входят в программу, так как у ребёнка они вызывают
негативные реакции.
Данный проект, в условиях образовательного процесса, позволяет
сформировать и расширить представления детей о сезонных изменениях в
природе и в быту людей в зимнее время года, познакомить с зимними
праздниками и
особенностями их празднования; исследовать разные
состояния воды, используя снег и лёд.
Содействовать развитию партнёрства и сотрудничества в совместной
деятельности между родителями и дети, а
также между
педагогом и
родителями, с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании
детей с ОВЗ.
Данный
проект
«Вот
и
к
нам
пришла
зимушка-
зима!» предоставляет
самые
широкие
возможности
для
творчества,
позволяет на простых действиях приблизить обучение к реальной жизни,
развивает активность, самостоятельность, умение работать в коллективе.
1.2. Паспорт проекта.
Тип
проекта:
познавательный,
творчески-исследовательский,
краткосрочный.
Масштаб проекта:
Краткосрочный - с 04.12. 2023г. по 27.12. 2023г.
Территориальный - ОКУ ЦППМСП Отделение «От колыбели до школы»
Субъекты проекта:
дети (от 3до 6 лет) ОВЗ, имеющие инвалидность;
воспитатель;
родители.
Актуальность проекта.
Цель: Формирование представлений детей о сезонных изменениях, которые
произошли в природе с приходом зимы; создание условий для развития
познавательных, исследовательских и творческих способностей детей.
Задачи проекта:
коррекционно-развивающие:
расширять представления детей о зимних природных явлениях через
опытно-исследовательскую, творческую, музыкальную деятельноcть;
развивать речевую и продуктивную активность детей в процессе
проекта;
уточнять и расширять представления детей о живой и неживой природе
зимой;
пополнить пассивный и активный словарь детей (словарь признаков,
глаголов, родственные слова);
создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда,
Познакомить с процессом превращения снега и льда в воду и наоборот.
воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе, животным, поощрять
желание заботиться о птицах зимой.
приобщать к культуре и традициям празднования зимних праздников.
Приоритетные направления
Создание условий для систематического, постепенного
усвоения
детьми представлений о зиме, её признаках, отличиях от других времён года,
с использованием исследовательской и продуктивной деятельности.
Совместная деятельность педагога и воспитанников.
Просвещение и педагогическое сотрудничество с родителями.
Методическое обеспечение проекта:
Материально – техническое:
ППС, дидактические игры, настольно – печатные игры, познавательная
литература,
мультимедийное
оборудование,
телевизор,
магнитофон,
фотоаппарат.
Методическое обеспечение.
Рабочая программа воспитателя группы кратковременного
пребывания№1
Леонова Н. Творческое развитие детей с ОВЗ в процессе
изобразительной деятельности. Методическое пособие. ФГОС
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей - Ярославль, 1996
Окоряк Е.В. Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей с
ограниченными возможностями развития (ОВЗ) (методические
рекомендации), 2017
Интернет ресурс
Технологии:
Здоровьесберегающие педагогические технологии
Информационно-коммуникативные технологии
Игровые технологии
Нетрадиционные техники рисования
Техника пластилинографии
II. Разработка проекта.
2.1. Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап
Изучение и подбор необходимой литературы.
Подбор методик, составление плана работы.
Беседы с детьми, для выявления знаний о зимних изменениях в
природе.
Подготовка атрибутов для игр, занятий, дидактического материала.
Проведение
информационно-просветительской
работы
среди
родителей дошкольников.
Ожидаемый результат:
Дети, участвующие в проектной деятельности :
расширяют представления о зимнем времени года, её особенностях, о
том, как зимуют птицы и животные, в какие зимние игры можно
играть, расширяют словарный запас;
формируют исследовательский интерес к природе;
проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
учатся взаимодействовать в детском коллективе в творчестве, играх и
доброжелательном отношении к друг другу;
начинают воспринимать мир природы, его красоту.
Родители,
принимающие
участие
в проектной деятельности
группы:
получили
знания,
как
можно
в
простой
форме
преподнести
информацию своим детям, чтобы она была интересна;
узнали, как использовать нетрадиционные техники рисования, чтобы
не рисующий малыш захотел заниматься творчеством;
смогли реализовать свои творческие способности;
приняли
участие
в
оформление
выставки
работ
родители-дети
«Новогодние чудеса».
Основной этап
Тематика и содержание
Цели,
задачи
Интеграция
ОО
Форма отчётности
Утренний круг:
«Зима»
«Зимние забавы»
«Новый год у ворот»
(Подвижные
и
малоподвижные
игры на данную тему;
описание
утренней
природы
и
погоды,
увиденной
по
дороге
в
сад;
рассматривание
картинок
и
соотнесение с действиями детей с
этими предметами)
Развивать зрительное и
тактильное восприятие, учить
детей действовать совместно со
взрослым ,
Формировать начальные
знания о зиме, её признаках,
умение их выделять
Социально-
коммуникативное,
познавательное,
речевое,
физическое
развитие.
Фотоотчёт
Динамическая пауза
«Снежок»
Пальчиковая гимнастика
«Мы во двор пришли гулять»
(выполнение
по
инструкции
воспитателя
или
совместно
с
родителями)
Снятие утомления;
активизация мышления детей;
повышение
умственной работоспо-
собности; укрепление
физического здоровья.
Социально-
коммуникативное,
речевое,
физическое
развитие.
Картотека динамических
пауз и пальчиковых игр
Дыхательная гимнастика
«Снежинка»
(сдувание снежинки с ладошки)
Развитие дыхательной
мускулатуры, увеличение
подвижности грудной
клетки и диафрагмы.
Речевое,
физическое
развитие
Картотека дыхательной
гимнастики
«Снег - его свойства»
«Сосулька»
«Разноцветный снег»
«Какой бывает снег?»
Наблюдение за снегом (сыпучий,
мягкий, липкий, мокрый, тает).
Познакомить детей с
физическими свойствами
снега и льда.
Способствовать развитию
наблюдательности и интереса к
экспериментальной
Коммуникативное,
познавательное,
речевое
развитие.
Результаты опытов
Фотоотчёт в группе вVK
«Звёздочки»
Опыты со снегом и льдом,
раскрашивание снега.
деятельности.
Беседы:
«Когда
приходит
зима.
Её
признаки»
«Зима и дети. Зимние забавы»
«Пришла зима – шубы всем нам
принесла»
«Животные и птицы зимой»
Рассматривание
сюжетных
картин и иллюстраций: «Зимний
лес»,
«Зимние
развлечения»,
«Зимний пейзаж».
Чтение
художественных
произведений:
И. Суриков «Зима»
В. Бианки. «Лес зимой»
Я. Аким «Ёлка»; К. Чуковский
«Ёлка»
А. Босев «Трое»,
М.
Познанская
«Снег
идет»,
«Снежинки»,
А. Яшин «Покормите птиц зимой»,
А. Барто «Снег сегодня белый-
белый…»;
Сказки:
«Зимовье зверей», «Рукавичка»
Формировать представление
детей о зиме, уметь выделять
её особенности и соотносить с
реальными признаками;
развить эстетическое
восприятие и формирование
интереса к искусству,
через ознакомление
с иллюстрациями и
музыкальные произведения.
Социально-
коммуникативное,
познавательное,
речевое
развитие.
Подбор
художественной
литературы по теме,
иллюстрации,
художественные
картины.
Дидактические игры
:
«Времена года», «Одежда зимой»,
«Кто, где живет?», «Зима - лето»,
«Назови (укажи) птиц, «Камешки
Марблс «Украшаем ёлку»
Обучать умению действовать
в дидактической игре по
заданному правилу, учить
понимать и выполнять задание.
Социально-
коммуникативное,
познавательное,
речевое
развитие.
Дидактические,
настольно-печатные
игры.
Настольно-печатные игры:
«Лото «Признаки зимы», «Чей
домик?», «Где зимуют дикие
звери», «Картинки половинки»
«Зимние забавы»
Интегрированное
занятие:
с
элементами
рисования
«В
ледяной карете мчится зимушка-
зима»
Формировать представления о
временах года (зима), связях
между временами года и
погодой; называть основные
приметы зимнего периода.
Коммуникативное,
познавательное,
речевое
развитие.
Открытое занятие,
выставка творческих
работ.
Музыкальное
развлечение:
«В
гостях у зимнего леса»
Расширять и углублять
представление детей о жизни
зверей в лесу зимой, их
приспособленности к зимнему
периоду.
Познавательное
развитие
«Весёлый праздник - Новый год»»
Уточнить и обогатить пред-
ставления детей о предстоящем
событии – новогоднем
празднике. Учить рассмат-
ривать предметы (ёлку,
ёлочные украшения) и отвечать
на вопросы в ходе рас-
сматривания.
Развитие речи «Зимний лес страна
чудес»
Закреплять представления об
образе жизни диких животных
и птиц зимой.
Музыкальные
произведения
и
музыкальные
развивающие
мультфильмы:
Р/м:
«Раз
морозною
зимой»,
«Снежинки»
Формировать у детей
музыкальную восприимчивость
способность эмоционально
откликаться на музыку,
сопереживать выраженным
Социально-
коммуникативное,
познавательное,
художественно-
эстетическое
Аудиозаписи
Песня «Кабы не было зимы...»
Музыка: «Весёлая зима»
«Новогодний ветер»
«Вальс снежных хлопьев» из балета
«Щелкунчик», муз.
П.И. Чайковского
в ней чувствам.
,речевое
развитие.
Подвижные
игры:
«Весёлые
снежки»,
«Мы снежинки», «Снежные кочки»,
«Украшаем ёлочку, самодельными
игрушками».
Игровые упражнения: «Снежинки
кружатся»,
«Птичка
по
небу
летала», «Снежные домики».
Музыкальные игры:
М/и «Зимушка – Зима» (под пес-
ню З. Я. Роот "Зимушка-Зима");
«Зимние
забавы»(под
музыку
«Турецкий
марш»
В.
Моцарт,
«Полька-пиццикато»
И.
Штраус,
«Катание на санях» Моцарт,
П.
Чайковский
"Вальс
снежных
хлопьев)
Учить согласовывать свои
действия с действиями своих
товарищей, развивать
координацию движений.
Формировать чувство ритма.
Развивать музыкальный слух.
Социально-
коммуникативное,
физическое, речевое,
развитие.
Картотека подвижных
игр
Использование нетрадиционных
техник
Аппликация:
«Снеговик», «Снег
идёт»
(использование ватных дисков и
ваты)
Знакомство с
нетрадиционными техниками
рисования и аппликации по
созданию зимних образов.
Коммуникативное,
познавательное,
художественно-
эстетическое
развитие.
Выставка детских работ
Рисование:
«Вьюга,
метель,
завируха»,
«Зимние
узоры»,
«Новогодние
игрушки»
(использование
ватных
палочек,
соли, манной крупы)
Лепка
с
элементами
пластилинографии
«Рукавичка
для Маши», «Игрушка на ёлку»
Осваивать способ создания
знакомого образа с помощью
нетрадиционной техники
пластиллинографии
на горизонтальной плоскости.
Открытое занятие «Ёлочка»
Освоение приёмов
отщипывания, скатывния,
раскатывания, сплющивания,
размазывания, налепливания
пластилина по шаблонам с
крупными элементами.
Буклет «Любознательный малыш.
Опыты на дому»
Консультации: «Игры с ребенком
зимой»,
«Совместное творчество - залог
понимания»
Домашние
посиделки.
Чаепитие
«Встречаем Новый год»
Выставка детских поделок на тему
«зимушка - зима».
Формирование родительской
компетентности в вопросах
воспитания детей.
Взаимодействие с
родителями.
Консультации,
буклеты,
выставка
творческих работ.
Завершающий этап
Презентация проекта
Домашние посиделки. Чаепитие «Встречаем Новый год»
Открытое занятие «Ёлочка»
III. Результаты реализации проекта
Углубленные знания детей о сезонных изменениях в природе в зимнее время
года
Развитие исследовательской деятельности в ходе совместной практической
работы детей с педагогом.
Развитие творческих способностей детей.
Формирование словарного запаса детей, посредством чтения художественной
литературы, просмотра развивающих мультфильмов, слушания песен о зиме.
Приобщение родителей в творческую работу с детьми.
Укрепление детско-родительских отношений
IV. Внедрение и распространение опыта работы по теме проекта.
Выставка совместных работ детей и родителей «Зимушка-зима».
Выступление на МО с презентацией проекта «Вот и к нам пришла
зимушка-зима»