Напоминание

"Иновационные образовательные технологии и современные направления в обучении литературы"


Автор: Самопалова Татьяна Константиновна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: Филиал Саратовского колледжа искусств в городе Маркс
Населённый пункт: Маркс
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Иновационные образовательные технологии и современные направления в обучении литературы"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»

(филиал государственного образовательного учреждения среднего

профессионального образования «САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ

ИСКУССТВ» в г. Марксе)

Инновационные образовательные технологии и современные

направления в обучении литературы.

Прподаватель русского языка

и литературы Самопалова

Татьяна Константиновна.

Маркс 2016г.


«По страницам любимой книги…»

(заключительный урок – викторина по роману Л.Н.Толстого «Война и

мир»).

Цель урока:
 вовлечь студентов в решение поставленных в произведении нравственных проблем,  помочь понять и объяснить авторскую позицию,  развивать умение видеть художественные детали, понимать подтекст и общую идею произведения
Задачи урока:

Образовательные:
 формирование навыков работы с художественным текстом.
Развивающие
:  развитие умений анализировать - устанавливать причинно- следственные связи, сравнивать;  развитие умений проводить наблюдения, графически оформлять результаты деятельности;  развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа самостоятельной работы;  развитие коммуникативных умений студентов через организацию групповой и фронтальной работы на уроке.
Воспитательные:
 воспитание эстетического отношения к художественной литературе;  воспитание культуры речи;  воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности, познавательного интереса, активности, целеустремленности, наблюдательности, способности к самооценке;
 привлечение внимания студентов к проблемам семьи, воспитание уважительного отношения к положительному опыту семейной жизни Л.Н. Толстого и толстовских героев;  развитие у студентов чувства нравственности, ответственности перед другими.
Оборудование урока:
проектор, экран для проектора, компьютер.
Оснащение занятия:
Афиша; портрет Л.Н.Толстого, свечи, стол с произведениями писателя; выставка с зарисовками из романа, выполненная студентами 1 курса отделения «Живопись»; Картины о войне 1912 года, выполненные студентами старших курсов;
Эпиграф урока:
Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература. М.Горький
Ход урока.

1.Слово

учителя
Сегодня на уроке мы проведём викторину по страницам великой книги Л.Н.Толстого «Война и мир». Она будет немного необычной, так как за каждый правильный ответ вы получаете балл, а за каждый неправильный – я получаю балл, то есть команда студентов соревнуется с преподавателем. В случае победы студентов жюри называет 3-х самых активных для продолжения конкурса.
Литературная страничка.
Писатель, если только он Волна, а океан – Россия, Не может быть не возмущён, Когда возмущена стихия. Писатель, если только он
Есть нерв великого народа, Не может быть не поражён, Когда поражена свобода. Я.Полонский
ВИКТОРИНА.

1.Публикация «Войны и мира» совпала с выходом в свет другого

известного романа. Какого?
 «Подросток»  «Степной король Лир»  «Преступление и наказание»
2. Под каким названием печаталось начало «Войны и мира» в журнале

«Русский вестник» (1865 – 1866)?
 «Война и мир»  «Июль 1805 года»  «1805 год, роман графа Л.Н.Толстого»
3. Сколько лет охватывает действие в романе-эпопее «Война и мир»?
 Пять лет  Семь лет 1805-1812  Восемь лет  Десять лет
4. К какому году относятся события в эпилоге?
 к 1805 г.  к 1812 г.  к 1827 г.  к 1825 г.

5. Кого из исторических лиц не вывел Л.Н.Толстой в романе?
 Кутузов  Наполеон  Сперанский  Александр II
6. Тогда он мечтал о подвиге, о славе ( « Есть вещи, которые я люблю

больше добра – славу»). Кому из своих героев передаёт он свои мечты?
 Пете Ростову  Капитану Тушину  Василию Денисову  Андрею Болконскому
7. Почему Безухова зовут не Пётр, а Пьер?
 Так хотела его мать  Он воспитывался во Франции  По матери он принадлежал к высшему свету
8. Какую «мысль» любил Толстой, по его словам, в «Войне и мире» и

«Анне Карениной»?
 «Народную» и «героическую»  «Народную» и «семейную»  «Военную» и «героическую»
9. Какая семья показана в «Войне и мире»: благородно-наивная, чуждая

расчёта, «дурацкая порода»?
 Семья Болконских  Семья Ростовых  Семья Курагиных

10. Какая семья в «Войне и мире»: «бессердечная, подлая порода»?
 Семья Болконских  Семья Ростовых  Семья Курагиных
11. Чей это портрет?

«Тяжёлая

походка,

слабый

голос,

пухлое,

изуродованное

лицо,

отрицательное отношение к войне и стремление удержать армию от

сражений, любовь к русскому солдату»
 Кутузов  Болконский  Ростов
12. В каком сражении Толстой показывает поведение воина в бою? Что

такое трусость и героизм, подвиг и воинский долг?
(Шенграбенское сражение)
Презентация

Стороженко

Анны

«Анализ

эпизода.

Герои

романа

Л.Н.Толстого на войне 1805 года. Шенграбенское сражение»
- Так кто же настоящий герой? Долохов, который первый взял в плен французского офицера или Тушин, не умеющий постоять за себя? Вывод. Более тяжёлой обстановки в Шенграбенском сражении ни у кого не было. Скромность, самоотверженность, с одной стороны, решительность, мужество, с другой, основывающееся на чувстве долга, это и есть толстовская норма поведения человека в бою, которая определяет истинный патриотизм.
2-я страничка. «Я поведу тебя в музей…»
Здесь нас встречает экскурсовод Жильцова Дарья.
Первый зал.
Даша рассказывает о работах студентов 4 курса на историческую тему. (Бородинское сражение)

Переходим во второй зал.
(здесь находится выставка рисунков студентов 1 курса к роману «Война и мир». Ребята запечатлели наиболее запомнившийся им момент из произведения и должны будут оживить свой рисунок с помощью художественного текста или театрализованного представления.
1-й рисунок –
автор Жильцова Дарья (портрет Пьера –зачитывается отрывок из текста)
2-й рисунок
– автор Кондратьев Александр (князь Андрей на Аустерлицком сражении, читают по ролям с Кашковской Миланой)
3-й рисунок
- автор Стороженко Анна ( отрывок наизусть читает Кондратьев Александр)
4-й рисунок
– автор Жильцова Дарья (сценка «Соня и Наташа в Отрадном», исполняют Хисамова Дина, Феоктисова Анастасия)
5-й рисунок
– автор Хисамова Дина (наизусть читает Стрижко Наталья)
6-й рисунок
– автор Капустина Алина («Первый бал Наташи Ростовой»)
Инсценировка

«Первый

бал

Наташи

Ростовой»Музыкальное

сопровождение

Шведов

Андрей.

Роль

Наташи

исполняет

Пудашкина

Мария)

7-й

рисунок


автор Феоктистова Анастасия 9 танец Андрея и Наташи. Читает Букаров Сергей) Экскурсовод приглашает всех вернуться в первый зал и задерживается у картины
«Охота». Как вы думаете, что объединяет людей на охоте?

Театрализованная

зарисовка

«В

гостях

у

дядюшки»
(дядя- Букаров Сергей, Наташа – Пудашкина Мария, исполняет танец под народную песню в исполнении преподавателей и студентов) Экскурсовод. На этом наша экскурсия по музею подошла к концу. Спасибо за внимание. Предоставляю слово жюри (жюри объявляет победителей)
3-я страничка «Эрудиты»
(участвуют самые активные участники)
1.Какой

храм

был

построен

в

Москве

в

честь

победы

над

армией

Наполеона? На какие средства он строился?
(Храм Христа Спасителя. На народные).
2.

Бородинская

битва

нашла

отражение

и

в

поэзии.

Кто

из

поэтов

обращался к данной теме?

(М.Ю.Лермонтов впервые обратился к данной теме в стихотворении «Два великана»). Читает Шагинян Роза. ( Россия и Франция).
4. Что означает последнее четверостишие?
Но упал он в дальнем море На неведомый гранит, Там, где буря на просторе Под пучиною шумит. (Речь идёт о Наполеоне, который провёл последние дни жизни на острове Святой Елены, там же скончался).
5. В каком из стихотворений Лермонтов изображает Бородинскую битву?

(
в стихотворении «Бородино» автор испытывает чувство гордости за родинуи за русский народ).
Звучит стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» в исп. Назаренко

Валерии.

6. Бородинская битва привлекла внимание не только поэтов, писателей,

историков, но и художников. Кто автор картины «Бородинская битва»?

К какой дате она написана?
(Франц Рубо. К 100-летию Бородинской битвы)
7. Кто из художников чаще других обращается к теме Отечественной

войны 1812 года?
(Василий Васильевич Верещагин)
8. Назовите создателя оперы «Война и мир».
(Сергей Прокофьев)
Жюри подводит итоги.
Кашковская Милана исполняет романс.
Слово предоставляется жюри. Награждение победителей.

Итог

урока:
А теперь еще раз вернемся к эпиграфу урока, словам М Горького: «Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература». Как вы теперь понимаете это высказывание?

Рефлексия.
· Что нового вы узнали сегодня на уроке? · Что было интересно для вас? · Понравился ли вам урок?
Домашнее задание:
напишите небольшое эссе по одному из высказываний Толстого (по выбору). • “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать. И вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость”. • “Каждый человек— алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя” • «Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что он о себе думает, в числителе - то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.»


В раздел образования