"Иновационные образовательные технологии и современные направления в обучении литературы"
Автор: Самопалова Татьяна Константиновна Должность: преподаватель русского языка и литературы Учебное заведение: Филиал Саратовского колледжа искусств в городе Маркс Населённый пункт: Маркс Наименование материала: методическая разработка Тема: "Иновационные образовательные технологии и современные направления в обучении литературы" Раздел: среднее профессиональное
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»
(филиал государственного образовательного учреждения среднего
профессионального образования «САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ
ИСКУССТВ» в г. Марксе)
Инновационные образовательные технологии и современные
направления в обучении литературы.
Прподаватель русского языка
и литературы Самопалова
Татьяна Константиновна.
Маркс 2016г.
«По страницам любимой книги…»
(заключительный урок – викторина по роману Л.Н.Толстого «Война и
мир»).
Цель урока:
вовлечь
студентов
в
решение
поставленных
в
произведении
нравственных проблем,
помочь понять и объяснить авторскую позицию,
развивать умение видеть художественные детали, понимать подтекст и
общую идею произведения
Задачи урока:
Образовательные:
формирование навыков работы с художественным текстом.
Развивающие :
развитие
умений
анализировать - устанавливать
причинно-
следственные связи, сравнивать;
развитие
умений
проводить
наблюдения,
графически
оформлять
результаты деятельности;
развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов
урока и самоанализа самостоятельной работы;
развитие
коммуникативных
умений
студентов
через
организацию
групповой и фронтальной работы на уроке.
Воспитательные:
воспитание эстетического отношения к художественной литературе;
воспитание культуры речи;
воспитание
личностных
качеств,
обеспечивающих
успешность
творческой
деятельности,
познавательного
интереса,
активности,
целеустремленности, наблюдательности, способности к самооценке;
привлечение
внимания
студентов
к
проблемам
семьи,
воспитание
уважительного отношения к положительному опыту семейной жизни
Л.Н. Толстого и толстовских героев;
развитие у студентов чувства нравственности, ответственности перед
другими.
Оборудование урока: проектор, экран для проектора, компьютер.
Оснащение занятия:
Афиша; портрет Л.Н.Толстого, свечи, стол с произведениями писателя;
выставка с зарисовками из романа, выполненная студентами 1 курса
отделения «Живопись»;
Картины о войне 1912 года, выполненные студентами старших курсов;
Эпиграф урока:
Толстой рассказал нам о русской жизни почти
столько же, как и вся остальная наша
литература.
М.Горький
Ход урока.
1.Слово
учителя Сегодня на уроке мы проведём викторину по страницам
великой книги Л.Н.Толстого «Война и мир». Она будет немного необычной,
так
как
за
каждый
правильный
ответ
вы
получаете
балл,
а
за
каждый
неправильный – я получаю балл, то есть команда студентов соревнуется с
преподавателем.
В
случае
победы
студентов
жюри
называет
3-х
самых
активных для продолжения конкурса.
Литературная страничка.
Писатель, если только он
Волна, а океан – Россия,
Не может быть не возмущён,
Когда возмущена стихия.
Писатель, если только он
Есть нерв великого народа,
Не может быть не поражён,
Когда поражена свобода.
Я.Полонский
ВИКТОРИНА.
1.Публикация «Войны и мира» совпала с выходом в свет другого
известного романа. Какого?
«Подросток»
«Степной король Лир»
«Преступление и наказание»
2. Под каким названием печаталось начало «Войны и мира» в журнале
«Русский вестник» (1865 – 1866)?
«Война и мир»
«Июль 1805 года»
«1805 год, роман графа Л.Н.Толстого»
3. Сколько лет охватывает действие в романе-эпопее «Война и мир»?
Пять лет
Семь лет 1805-1812
Восемь лет
Десять лет
4. К какому году относятся события в эпилоге?
к 1805 г.
к 1812 г.
к 1827 г.
к 1825 г.
5. Кого из исторических лиц не вывел Л.Н.Толстой в романе?
Кутузов
Наполеон
Сперанский
Александр II
6. Тогда он мечтал о подвиге, о славе ( « Есть вещи, которые я люблю
больше добра – славу»). Кому из своих героев передаёт он свои мечты?
Пете Ростову
Капитану Тушину
Василию Денисову
Андрею Болконскому
7. Почему Безухова зовут не Пётр, а Пьер?
Так хотела его мать
Он воспитывался во Франции
По матери он принадлежал к высшему свету
8. Какую «мысль» любил Толстой, по его словам, в «Войне и мире» и
«Анне Карениной»?
«Народную» и «героическую»
«Народную» и «семейную»
«Военную» и «героическую»
9. Какая семья показана в «Войне и мире»: благородно-наивная, чуждая
расчёта, «дурацкая порода»?
Семья Болконских
Семья Ростовых
Семья Курагиных
10. Какая семья в «Войне и мире»: «бессердечная, подлая порода»?
Семья Болконских
Семья Ростовых
Семья Курагиных
11. Чей это портрет?
«Тяжёлая
походка,
слабый
голос,
пухлое,
изуродованное
лицо,
отрицательное отношение к войне и стремление удержать армию от
сражений, любовь к русскому солдату»
Кутузов
Болконский
Ростов
12. В каком сражении Толстой показывает поведение воина в бою? Что
такое трусость и героизм, подвиг и воинский долг?
(Шенграбенское сражение)
Презентация
Стороженко
Анны
«Анализ
эпизода.
Герои
романа
Л.Н.Толстого на войне 1805 года. Шенграбенское сражение»
- Так кто же настоящий герой? Долохов, который первый взял в плен
французского офицера или Тушин, не умеющий постоять за себя?
Вывод. Более тяжёлой обстановки в Шенграбенском сражении ни у кого не
было. Скромность, самоотверженность, с одной стороны, решительность,
мужество,
с
другой,
основывающееся
на
чувстве
долга,
это
и
есть
толстовская норма поведения человека в бою, которая определяет истинный
патриотизм.
2-я страничка. «Я поведу тебя в музей…»
Здесь нас встречает экскурсовод Жильцова Дарья.
Первый зал.
Даша
рассказывает
о
работах
студентов
4
курса
на
историческую
тему.
(Бородинское сражение)
Переходим во второй зал. (здесь находится выставка рисунков студентов 1
курса к роману «Война и мир». Ребята запечатлели наиболее запомнившийся
им
момент
из
произведения
и
должны
будут
оживить
свой
рисунок
с
помощью художественного текста или театрализованного представления.
1-й рисунок – автор Жильцова Дарья (портрет Пьера –зачитывается отрывок
из текста)
2-й рисунок – автор Кондратьев Александр (князь Андрей на Аустерлицком
сражении, читают по ролям с Кашковской Миланой)
3-й рисунок - автор Стороженко Анна ( отрывок наизусть читает Кондратьев
Александр)
4-й рисунок – автор Жильцова Дарья (сценка «Соня и Наташа в Отрадном»,
исполняют Хисамова Дина, Феоктисова Анастасия)
5-й рисунок – автор Хисамова Дина (наизусть читает Стрижко Наталья)
6-й рисунок – автор Капустина Алина («Первый бал Наташи Ростовой»)
Инсценировка
«Первый
бал
Наташи
Ростовой»Музыкальное
сопровождение
Шведов
Андрей.
Роль
Наташи
исполняет
Пудашкина
Мария)
7-й
рисунок
– автор
Феоктистова
Анастасия
9
танец
Андрея
и
Наташи.
Читает Букаров Сергей)
Экскурсовод приглашает всех вернуться в первый зал и задерживается у
картины «Охота». Как вы думаете, что объединяет людей на охоте?
Театрализованная
зарисовка
«В
гостях
у
дядюшки»
(дядя-
Букаров
Сергей, Наташа – Пудашкина Мария, исполняет танец под народную песню в
исполнении преподавателей и студентов)
Экскурсовод. На этом наша экскурсия по музею подошла к концу. Спасибо за
внимание. Предоставляю слово жюри (жюри объявляет победителей)
3-я страничка «Эрудиты» (участвуют самые активные участники)
1.Какой
храм
был
построен
в
Москве
в
честь
победы
над
армией
Наполеона? На какие средства он строился?
(Храм Христа Спасителя. На народные).
2.
Бородинская
битва
нашла
отражение
и
в
поэзии.
Кто
из
поэтов
обращался к данной теме?
(М.Ю.Лермонтов впервые обратился к данной теме в стихотворении «Два
великана»). Читает Шагинян Роза.
( Россия и Франция).
4. Что означает последнее четверостишие?
Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Под пучиною шумит.
(Речь идёт о Наполеоне, который провёл последние дни жизни на острове
Святой Елены, там же скончался).
5. В каком из стихотворений Лермонтов изображает Бородинскую битву?
( в стихотворении «Бородино» автор испытывает чувство гордости за родинуи
за русский народ).
Звучит стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» в исп. Назаренко
Валерии.
6. Бородинская битва привлекла внимание не только поэтов, писателей,
историков, но и художников. Кто автор картины «Бородинская битва»?
К какой дате она написана?
(Франц Рубо. К 100-летию Бородинской битвы)
7. Кто из художников чаще других обращается к теме Отечественной
войны 1812 года?
(Василий Васильевич Верещагин)
8. Назовите создателя оперы «Война и мир». (Сергей Прокофьев)
Жюри подводит итоги. Кашковская Милана исполняет романс.
Слово предоставляется жюри. Награждение победителей.
Итог
урока:
А
теперь
еще
раз
вернемся
к
эпиграфу
урока,
словам
М
Горького: «Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, как
и
вся
остальная
наша
литература».
Как
вы
теперь
понимаете
это
высказывание?
Рефлексия.
·
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
·
Что было интересно для вас?
·
Понравился ли вам урок?
Домашнее задание:
напишите небольшое эссе по одному из высказываний
Толстого (по выбору).
• “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и
бросать, и опять начинать и опять бросать. И вечно бороться и лишаться. А
спокойствие — душевная подлость”.
• “Каждый человек— алмаз, который может очистить и не очистить себя. В
той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть,
дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя”
• «Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что он о себе думает, в
числителе - то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем
меньше дробь.»