Напоминание

"Развитие детей дошкольного возраста"


Автор: Ирина Ивановна Белоконь
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №226 "Капитошка"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Введение

Дошкольный возраст, самый благоприятный для педагогов в плане развития детей, а если быть точнее

всестороннего и гармоничного развития. Как говорится в книге по возрастной психологии Мухиной, этот

возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой

неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным

пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и

реальные отношения со сверстниками.

Детство любого ребенка состоит из определенных периодов, в процессе которых дети едва ли не

ежедневно открывают для себя все новые возможности и горизонты. Каждый из таких периодов отличается

своими особенностями. В том числе и промежуток времени, к которому относится дошкольного

возраста (3-7 лет), когда ребенок наиболее активно расширяет границы своего мировоззрения: перед ним

открывается мир человеческих отношений и различных видов деятельности людей. В этот период его мир

перестает существовать только в рамках семьи и малыш постепенно "вливается" в жизнь общества.

В чем же особенность именно этого периода развития ребенка? Именно в дошкольном возрасте проходят

два самых важных кризиса, это кризис 3 и 7 лет. Начинается дошкольный возраст с так называемого

«кризиса трех лет». Как правило, это тяжелый для родителей период: ребенок становится упрямым,

непослушным, делает все наоборот, противоречит сам себе. Но родители не должны отчаиваться. Ведь это

закономерный этап развития, и он позволяет ребенку осознать себя как отдельное от родителей существо и

учиться принимать самостоятельные решения. Главным качеством, которым должны овладеть родители,

это терпение.

Да, ребенок дошкольного возраста еще не может принимать непосредственного и активного участия в

жизни взрослых. Но ему очень хочется. Отсюда первые стремления к самостоятельности (пресловутое "Я

сам"), неуемное любопытство (хорошо знакомое каждому родителю "почему") и активные проявления

инициативы (в том числе, подражание взрослым и попытки помочь родителям по дому: порезать хлеб,

помыть посуду, натереть морковку и т.д.). В развитии малышей дошкольного возраста обязательно нужно

учитывать огромное количество разнообразных аспектов. Однако специалисты выделяют пять основных

элементов, на которые родителям нужно обратить наиболее пристальное внимание и гармонично развивать

их как на протяжении всего этапа подготовки ребенка к школе.

Развитие детей дошкольного возраста. Основные аспекты деятельности

Дети дошкольного возраста все время вовлечены в какую-то деятельность. Они бегают, играют,

рассматривают картинки и книжки, хотят мыть посуду, как мама, или постучать молотком, как папа… Виды

деятельности дошкольников разнообразны, и все они жизненно необходимы. Так в детстве протекают три

взаимосвязанных процесса: развитие познавательной сферы, освоение деятельности и формирование

личности.

Различные виды деятельности дают возможность детям дошкольного возраста активно познавать

окружающий мир, пробовать свои силы, приобретать первый опыт.

Под детской деятельностью понимают процесс, образованный потребностью и конкретными действиями.

В идеале еще важен результат, сверенный с начальным желанием (получилось то, к чему стремился, или

нет). Но дети дошкольного возраста далеко не всегда ориентированы на результат, им полезны

непосредственные действия, к которым они испытывают интерес.

Особая ценность деятельности состоит в том, что идет двухсторонний процесс. Развиваясь, дошкольник

научается выполнять более сложные действия, а включаясь в деятельность, он погружается в условия,

стимулирующие его развитие.

Создаются условия для речевого развития дошкольников через различные виды деятельности. Чем бы ни

занимался ребенок, он сопровождает свое занятие словами. С помощью речи дети раскрывают причины

поведения, выражает цели своих действий: «строю дом», «буду причесывать кукол» и т.д.

Игровая деятельность

Большую часть времени дошкольник занят играми. Игра развивает и является ведущей деятельностью в

этом возрасте. За период от 3 до 7 лет игровая деятельность сильно меняется, обогащается новыми

формами и содержанием. Трехлетка может играть в одиночку, увлекшись предметом. Интерес к тому, как

играются сверстники, возникает несколько позднее. Младшие дошкольники начинают подражать друг

другу, показывать свои игрушки, могут просто бегать вместе, и для них это уже игра.

Наиболее распространены в дошкольном детстве подвижные, сюжетно-ролевые игры и дидактические

игры. Подвижные игры, такие как прятки или догонялки, направлены на развитие двигательных

способностей.

Они отличаются строгими правилами – иначе игры не будет. Интересно, что до 4-х лет ребенок не

понимает, зачем он убегает или прячется, но правило выполняет. Даже в такой простой деятельности

закладывается формирование представлений о правилах и нормах. Особо значимой для дошкольника

является ролевая игра. Действуя по правилам роли, ребенок развивает воображение, осваивает нормы

общения, учится контролировать свое поведение.

Сюжетно-ролевые игры — это возможность детей самостоятельно распределять роли, обогащать

социальный опыт, общаться. Сюда же можно отнести после игровое влияние данной игры на ребенка:

впечатления, обсуждение, выяснение заинтересовавшегося или неясного. Желание организовать подобную

игру дома, во дворе и т. п.

Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и

игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной

игровой

деятельностью,

и

средством

всестороннего

воспитания

ребенка.

Дидактические

игры

способствуют: - развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их

обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях

природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению

высказывать свои суждения, делать умозаключения. - развитию речи детей: пополнению и активизации

словаря. - социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание

взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок

проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,

учится сочувствовать и т.д.

Игра подготавливает дошкольника к следующему виду приложения своих сил – к художественной

продуктивной деятельности.

Творческая деятельность

Художественная или творческая деятельность дошкольника развивается в соответствии с принципом «от

простого к более сложному». В детском творчестве многое зависит от того, в какой степени ребенок

владеет средствами и способами преобразовывать в образы и модели все то, что он видит, слышит и

чувствует. В распоряжении младшего дошкольника таких способов и средств крайне мало. К 6-7 годам

дошкольник научается многому: рисовать и вырезать из бумаги, представлять образы до воплощения их в

рисунке или модели, удерживать замысел задуманной композиции и последовательно ее создавать.

Художественная деятельность, в свою очередь, представлена несколькими видами:

Изобразительная деятельность ребенка включает рисование, лепку, изготовление аппликаций. Занятия

полезны в любом возрасте, поскольку детей чаще привлекает сам процесс, а не результат. Не важно, что у

малыша получаются только хаотичные линии да кружочки. В этих неумелых действиях развивается рука и

техника рисовальных движений, зрительное восприятие, формируется чувство цвета и гармоничных

цветовых сочетаний.

Практикуясь в рисовании, дошкольник осваивает пространство листа. В 5 лет он уже не станет рисовать

все подряд на одном листе, а станет требовать новый – один для Снеговика, а другой для луга с

цветочками. К ребенку приходит понимание, что создание рисунка требует соответствия единой

композиции. Изготовление аппликаций дает ребенку первые представления о симметрии. Симметрия

становится открытием для дошкольника, когда из сложенного листа бумаги вырезают снежинки, листочки

и другие элементы аппликативного сюжета. После такой практики у детей формируется умение видеть

симметрию в окружающем мире.

Конструктивная деятельность дошкольника – это сооружение разных построек и создание моделей из

деталей «Лего» и других пластмассовых или деревянных наборов. К этому же виду относится

конструирование из бумаги.

В практических действиях дошкольник раскрывает существующие закономерности. Появляется осознание,

какие формы и размеры должны быть у деталей, чтобы они подошли друг другу. Экспериментируя, дети

приходят к пониманию, что при строительстве башни нужно сделать основание по шире, чтобы она была

устойчивее – так формируется понятие устойчивости и равновесия. Конструирование развивает

способность воспринимать предмет в целом. Дошкольник научается планировать на несколько шагов

вперед, а потом воплощать задуманное. В такой деятельности развивается конструктивное мышление.

Музыкально-танцевальная деятельность

О музыкальной деятельности упоминают нечасто в контексте развития дошкольника. В то же время, это

активно присутствующая и важная тема в жизни ребенка. Дети рано начинают откликаться на музыку,

формируется восприятие музыкальных звуков и ритма. Дошкольники любого возраста с удовольствием

выполняют танцевальные движения под музыку, развиваются музыкальные способности и музыкальный

слух.

Танцевальные занятия оказывают существенное влияние на двигательное и общее развитие ребенка. Он

запоминает и выполняет движения в заданном порядке, учится распределять внимание между

непосредственным выполнением движений и наблюдением за тренером или партнерами по танцу. При

этом развивается умение воспринимать зрительно-двигательный образ. По мере освоения танцевальных

движений, дошкольник может проявлять творчество и создавать свой танец.

Познавательно исследовательская деятельность

Познавательная активность дошкольника способствует развитию умственной деятельности и мышления.

Такая активность может проявляться в практической и умственной форме. В том случае, когда ребенок

проводит простейшие опыты, имеет место познавательно исследовательская деятельность. Дошкольник

включается в экспериментирование не ради забавы. Он сталкивается с неизвестным ему ранее свойством

предмета и стремится понять это свойство, обнаружить аргументацию. Ребенок проверяет, как плавает

бумажный кораблик, и что происходит, когда бумага полностью пропитывается водой. Экспериментирует,

что можно выше подбросить — мячик или воздушный шар.

В подобной деятельности дошкольник открывает существенные признаки предметов и явлений. Он не

может их объяснить, и далее следует цепочка вопросов взрослому. Познавательный интерес усиливается и

подталкивает к новым опытам. Ценность детской исследовательской деятельности заключается в том, что

она является способом познания окружающего мира.

Трудовая деятельность

Начиная с раннего возраста, у детей формируют навыки труда, направленные на удовлетворение личных

потребностей, они связаны с процессами одевания, раздевания, приема пищи и с соблюдением

элементарных навыков личной гигиены. В совместной со взрослыми деятельностью детей знакомят с

новыми трудовыми операциями: поставить посуду, протереть стол, убрать игрушки. На прогулке дети

могут помочь взрослому убрать на дорожках и скамеечках листву, собрать лопаткой снег. В уголке природы

вместе со взрослыми поливают цветы

Физическое развитие

Физическое развитие детей дошкольного возраста — это тот период, когда у детей активно развиваются и

формируются мышцы, становятся крепче кости скелета. Бурно развиваются все остальные системы

организма. Нужно помнить, что физическая активность с умеренными нагрузками способствуют

правильному умственному и эмоциональному развитию. Родителям, воспитывающим дошкольника, нужно

видеть в своем ребенке уже взрослеющую личность. В связи с этим, следует уделять больше внимания

каждому моменту жизни подрастающего человека.

Вывод

Дошкольный возраст, это возраст, который пролетит незаметно, как для родителей так и для педагогов,

поэтому нужно использовать каждый момент в общении с ребенком, чтобы успеть заложить прочный

фундамент здоровой личности ребенка. Вскоре ребенок начнет задаваться вопросами о морали,

нравственности и устройстве окружающего мира, ответы на которые должны дать родители. Важно

понимать, что нельзя просто так отмахнуться от ребенка, нужно найти понятные и доступные объяснения

тому, что его интересует.

Таким образом, именно дошкольный возраст является той стартовой площадкой, с которой в современное

общество могут выйти гармоничные и полноценные личности, о чем нужно помнить и родителям и

педагогам.



В раздел образования