Автор: Ирина Ивановна Белоконь
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №226 "Капитошка"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Введение
Дошкольный возраст, самый благоприятный для педагогов в плане развития детей, а если быть точнее
всестороннего и гармоничного развития. Как говорится в книге по возрастной психологии Мухиной, этот
возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой
неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным
пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и
реальные отношения со сверстниками.
Детство любого ребенка состоит из определенных периодов, в процессе которых дети едва ли не
ежедневно открывают для себя все новые возможности и горизонты. Каждый из таких периодов отличается
своими особенностями. В том числе и промежуток времени, к которому относится дошкольного
возраста (3-7 лет), когда ребенок наиболее активно расширяет границы своего мировоззрения: перед ним
открывается мир человеческих отношений и различных видов деятельности людей. В этот период его мир
перестает существовать только в рамках семьи и малыш постепенно "вливается" в жизнь общества.
В чем же особенность именно этого периода развития ребенка? Именно в дошкольном возрасте проходят
два самых важных кризиса, это кризис 3 и 7 лет. Начинается дошкольный возраст с так называемого
«кризиса трех лет». Как правило, это тяжелый для родителей период: ребенок становится упрямым,
непослушным, делает все наоборот, противоречит сам себе. Но родители не должны отчаиваться. Ведь это
закономерный этап развития, и он позволяет ребенку осознать себя как отдельное от родителей существо и
учиться принимать самостоятельные решения. Главным качеством, которым должны овладеть родители,
это терпение.
Да, ребенок дошкольного возраста еще не может принимать непосредственного и активного участия в
жизни взрослых. Но ему очень хочется. Отсюда первые стремления к самостоятельности (пресловутое "Я
сам"), неуемное любопытство (хорошо знакомое каждому родителю "почему") и активные проявления
инициативы (в том числе, подражание взрослым и попытки помочь родителям по дому: порезать хлеб,
помыть посуду, натереть морковку и т.д.). В развитии малышей дошкольного возраста обязательно нужно
учитывать огромное количество разнообразных аспектов. Однако специалисты выделяют пять основных
элементов, на которые родителям нужно обратить наиболее пристальное внимание и гармонично развивать
их как на протяжении всего этапа подготовки ребенка к школе.
Развитие детей дошкольного возраста. Основные аспекты деятельности
Дети дошкольного возраста все время вовлечены в какую-то деятельность. Они бегают, играют,
рассматривают картинки и книжки, хотят мыть посуду, как мама, или постучать молотком, как папа… Виды
деятельности дошкольников разнообразны, и все они жизненно необходимы. Так в детстве протекают три
взаимосвязанных процесса: развитие познавательной сферы, освоение деятельности и формирование
личности.
Различные виды деятельности дают возможность детям дошкольного возраста активно познавать
окружающий мир, пробовать свои силы, приобретать первый опыт.
Под детской деятельностью понимают процесс, образованный потребностью и конкретными действиями.
В идеале еще важен результат, сверенный с начальным желанием (получилось то, к чему стремился, или
нет). Но дети дошкольного возраста далеко не всегда ориентированы на результат, им полезны
непосредственные действия, к которым они испытывают интерес.
Особая ценность деятельности состоит в том, что идет двухсторонний процесс. Развиваясь, дошкольник
научается выполнять более сложные действия, а включаясь в деятельность, он погружается в условия,
стимулирующие его развитие.
Создаются условия для речевого развития дошкольников через различные виды деятельности. Чем бы ни
занимался ребенок, он сопровождает свое занятие словами. С помощью речи дети раскрывают причины
поведения, выражает цели своих действий: «строю дом», «буду причесывать кукол» и т.д.
Игровая деятельность
Большую часть времени дошкольник занят играми. Игра развивает и является ведущей деятельностью в
этом возрасте. За период от 3 до 7 лет игровая деятельность сильно меняется, обогащается новыми
формами и содержанием. Трехлетка может играть в одиночку, увлекшись предметом. Интерес к тому, как
играются сверстники, возникает несколько позднее. Младшие дошкольники начинают подражать друг
другу, показывать свои игрушки, могут просто бегать вместе, и для них это уже игра.
Наиболее распространены в дошкольном детстве подвижные, сюжетно-ролевые игры и дидактические
игры. Подвижные игры, такие как прятки или догонялки, направлены на развитие двигательных
способностей.
Они отличаются строгими правилами – иначе игры не будет. Интересно, что до 4-х лет ребенок не
понимает, зачем он убегает или прячется, но правило выполняет. Даже в такой простой деятельности
закладывается формирование представлений о правилах и нормах. Особо значимой для дошкольника
является ролевая игра. Действуя по правилам роли, ребенок развивает воображение, осваивает нормы
общения, учится контролировать свое поведение.
Сюжетно-ролевые игры — это возможность детей самостоятельно распределять роли, обогащать
социальный опыт, общаться. Сюда же можно отнести после игровое влияние данной игры на ребенка:
впечатления, обсуждение, выяснение заинтересовавшегося или неясного. Желание организовать подобную
игру дома, во дворе и т. п.
Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и
игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной
игровой
деятельностью,
и
средством
всестороннего
воспитания
ребенка.
Дидактические
игры
способствуют: - развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их
обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях
природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению
высказывать свои суждения, делать умозаключения. - развитию речи детей: пополнению и активизации
словаря. - социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание
взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок
проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,
учится сочувствовать и т.д.
Игра подготавливает дошкольника к следующему виду приложения своих сил – к художественной
продуктивной деятельности.
Творческая деятельность
Художественная или творческая деятельность дошкольника развивается в соответствии с принципом «от
простого к более сложному». В детском творчестве многое зависит от того, в какой степени ребенок
владеет средствами и способами преобразовывать в образы и модели все то, что он видит, слышит и
чувствует. В распоряжении младшего дошкольника таких способов и средств крайне мало. К 6-7 годам
дошкольник научается многому: рисовать и вырезать из бумаги, представлять образы до воплощения их в
рисунке или модели, удерживать замысел задуманной композиции и последовательно ее создавать.
Художественная деятельность, в свою очередь, представлена несколькими видами:
Изобразительная деятельность ребенка включает рисование, лепку, изготовление аппликаций. Занятия
полезны в любом возрасте, поскольку детей чаще привлекает сам процесс, а не результат. Не важно, что у
малыша получаются только хаотичные линии да кружочки. В этих неумелых действиях развивается рука и
техника рисовальных движений, зрительное восприятие, формируется чувство цвета и гармоничных
цветовых сочетаний.
Практикуясь в рисовании, дошкольник осваивает пространство листа. В 5 лет он уже не станет рисовать
все подряд на одном листе, а станет требовать новый – один для Снеговика, а другой для луга с
цветочками. К ребенку приходит понимание, что создание рисунка требует соответствия единой
композиции. Изготовление аппликаций дает ребенку первые представления о симметрии. Симметрия
становится открытием для дошкольника, когда из сложенного листа бумаги вырезают снежинки, листочки
и другие элементы аппликативного сюжета. После такой практики у детей формируется умение видеть
симметрию в окружающем мире.
Конструктивная деятельность дошкольника – это сооружение разных построек и создание моделей из
деталей «Лего» и других пластмассовых или деревянных наборов. К этому же виду относится
конструирование из бумаги.
В практических действиях дошкольник раскрывает существующие закономерности. Появляется осознание,
какие формы и размеры должны быть у деталей, чтобы они подошли друг другу. Экспериментируя, дети
приходят к пониманию, что при строительстве башни нужно сделать основание по шире, чтобы она была
устойчивее – так формируется понятие устойчивости и равновесия. Конструирование развивает
способность воспринимать предмет в целом. Дошкольник научается планировать на несколько шагов
вперед, а потом воплощать задуманное. В такой деятельности развивается конструктивное мышление.
Музыкально-танцевальная деятельность
О музыкальной деятельности упоминают нечасто в контексте развития дошкольника. В то же время, это
активно присутствующая и важная тема в жизни ребенка. Дети рано начинают откликаться на музыку,
формируется восприятие музыкальных звуков и ритма. Дошкольники любого возраста с удовольствием
выполняют танцевальные движения под музыку, развиваются музыкальные способности и музыкальный
слух.
Танцевальные занятия оказывают существенное влияние на двигательное и общее развитие ребенка. Он
запоминает и выполняет движения в заданном порядке, учится распределять внимание между
непосредственным выполнением движений и наблюдением за тренером или партнерами по танцу. При
этом развивается умение воспринимать зрительно-двигательный образ. По мере освоения танцевальных
движений, дошкольник может проявлять творчество и создавать свой танец.
Познавательно исследовательская деятельность
Познавательная активность дошкольника способствует развитию умственной деятельности и мышления.
Такая активность может проявляться в практической и умственной форме. В том случае, когда ребенок
проводит простейшие опыты, имеет место познавательно исследовательская деятельность. Дошкольник
включается в экспериментирование не ради забавы. Он сталкивается с неизвестным ему ранее свойством
предмета и стремится понять это свойство, обнаружить аргументацию. Ребенок проверяет, как плавает
бумажный кораблик, и что происходит, когда бумага полностью пропитывается водой. Экспериментирует,
что можно выше подбросить — мячик или воздушный шар.
В подобной деятельности дошкольник открывает существенные признаки предметов и явлений. Он не
может их объяснить, и далее следует цепочка вопросов взрослому. Познавательный интерес усиливается и
подталкивает к новым опытам. Ценность детской исследовательской деятельности заключается в том, что
она является способом познания окружающего мира.
Трудовая деятельность
Начиная с раннего возраста, у детей формируют навыки труда, направленные на удовлетворение личных
потребностей, они связаны с процессами одевания, раздевания, приема пищи и с соблюдением
элементарных навыков личной гигиены. В совместной со взрослыми деятельностью детей знакомят с
новыми трудовыми операциями: поставить посуду, протереть стол, убрать игрушки. На прогулке дети
могут помочь взрослому убрать на дорожках и скамеечках листву, собрать лопаткой снег. В уголке природы
вместе со взрослыми поливают цветы
Физическое развитие
Физическое развитие детей дошкольного возраста — это тот период, когда у детей активно развиваются и
формируются мышцы, становятся крепче кости скелета. Бурно развиваются все остальные системы
организма. Нужно помнить, что физическая активность с умеренными нагрузками способствуют
правильному умственному и эмоциональному развитию. Родителям, воспитывающим дошкольника, нужно
видеть в своем ребенке уже взрослеющую личность. В связи с этим, следует уделять больше внимания
каждому моменту жизни подрастающего человека.
Вывод
Дошкольный возраст, это возраст, который пролетит незаметно, как для родителей так и для педагогов,
поэтому нужно использовать каждый момент в общении с ребенком, чтобы успеть заложить прочный
фундамент здоровой личности ребенка. Вскоре ребенок начнет задаваться вопросами о морали,
нравственности и устройстве окружающего мира, ответы на которые должны дать родители. Важно
понимать, что нельзя просто так отмахнуться от ребенка, нужно найти понятные и доступные объяснения
тому, что его интересует.
Таким образом, именно дошкольный возраст является той стартовой площадкой, с которой в современное
общество могут выйти гармоничные и полноценные личности, о чем нужно помнить и родителям и
педагогам.