Напоминание

"Методы диагностики дошкольников для выявления трудностей с дружбой"


Автор: Краснова Ксения Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР "Улыбка"
Населённый пункт: город Таганрог
Наименование материала: "Диагностика выявления трудностей с дружбой"
Тема: "Методы диагностики дошкольников для выявления трудностей с дружбой"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Краснова Ксения Михайловна

«Диагностика выявления трудностей»

Тема: «Методы диагностики для выявления трудностей с

дружбой»

!!! Важность диагностики для выявления трудностей в дружбе

Не все дети легко устанавливают дружеские связи. Кто-то может испытывать

сложности в общении из-за стеснительности, недостатка навыков общения,

повышенной эмоциональности или особенностей поведения. Для педагогов

важно уметь выявлять таких детей, понимать причины их трудностей и

использовать специальные методы для диагностики. Это позволяет

разработать индивидуальные подходы к поддержке детей, помогая им

развивать социальные навыки и интегрироваться в коллектив.

Использование ролевых игр для оценки навыков общения

Ролевые игры — это отличный инструмент для диагностики социальных

навыков детей. В процессе игры дети могут естественно демонстрировать

свои коммуникативные способности, эмоциональные реакции и поведение в

различных социальных ситуациях. Педагог может наблюдать за тем, как дети

устанавливают контакт с другими, как решают конфликты и как

распределяют роли в игре.

Как проводить ролевые игры:

Педагог может предложить детям разыграть сценарии, связанные с дружбой,

например: "Как два друга решают, чем заняться", "Как попросить друга

поиграть вместе", "Что делать, если друг обиделся". Такие игры дают

возможность увидеть, как дети проявляют инициативу в общении и

справляются с конфликтными ситуациями.

Что наблюдать:

Кто активно участвует в игре, а кто остается в стороне.

Кто проявляет лидерские качества, а кто избегает взаимодействия.

Как дети договариваются и решают проблемы.

Как дети выражают свои эмоции и реагируют на поведение других.

Пример диагностики:

В игре "Празднуем день рождения друга" педагог наблюдает за тем, кто

предлагает идеи для праздника, кто помогает готовить подарки, а кто

держится в стороне. Дети, которые избегают участия, могут испытывать

трудности с дружбой из-за неуверенности или замкнутости.

Роль педагога:

Педагог направляет игру, помогая детям выразить свои идеи и чувства, но не

вмешивается в естественный ход событий. Педагог также может

поддерживать замкнутых детей, предлагая им небольшие задания, чтобы они

постепенно включались в игру.

Использование игровых диагностических методик

Игровые диагностические методики — это специально разработанные тесты

и упражнения, которые позволяют выявить трудности в общении у детей.

Эти методики могут включать простые игровые задания, направленные на

оценку уровня эмпатии, способности к сотрудничеству и умения решать

конфликтные ситуации.

Примеры методик:

Методика "Заведи друга": Педагог предлагает детям выбрать

игрушку и рассказать, как они могли бы с ней подружиться. Дети

описывают, что они могут сделать, чтобы игрушка стала их другом, как

они могут общаться с ней, что сделать для неё хорошего. Это помогает

выявить, как дети понимают процесс установления дружбы.

Методика "Закончи историю": Педагог начинает историю,

связанную с конфликтом между друзьями, и предлагает детям

завершить её. Например: "Два друга поссорились из-за игрушки. Как

они могут помириться?" Это помогает оценить способность детей

находить решения в сложных ситуациях.

Что наблюдать:

Как дети понимают дружбу и социальные взаимодействия.

Как дети предлагают решать конфликтные ситуации.

Уровень эмпатии и способности к взаимопомощи.

Роль педагога:

Педагог должен внимательно слушать ответы детей и поощрять их к

развитию идей. Важно также отметить, какие дети предлагают

конструктивные решения, а кто испытывает трудности в понимании

социального взаимодействия.

Наблюдение за невербальными проявлениями в коллективе

Некоторые дети могут испытывать трудности с вербальным выражением

своих мыслей и чувств, но проявлять их невербально. Педагог может

наблюдать за тем, как дети выражают свои эмоции через жесты, мимику и

поведение. Это помогает выявить, кто из детей испытывает дискомфорт в

общении или избегает взаимодействия из-за замкнутости или неуверенности.

Что наблюдать:

Жесты, указывающие на тревогу или дискомфорт (скрещенные руки,

избегание зрительного контакта).

Поведение детей в групповых играх (избегание активности, уход в

сторону).

Мимические выражения в ответ на взаимодействие с другими (улыбка,

нахмуренность, грусть).

Пример наблюдения:

Во время коллективной игры один ребенок стоит в стороне, не участвует в

активности и смотрит на других с беспокойством. Педагог фиксирует

невербальные проявления, которые могут указывать на трудности в общении.

Роль педагога:

Педагог может мягко вовлекать таких детей в игру, предлагая им роли,

которые требуют минимального взаимодействия на начальном этапе. Важно

дать ребенку возможность чувствовать себя комфортно и постепенно

интегрироваться в коллектив.

Использование тестов и опросников для оценки социальных навыков

Тесты и опросники могут использоваться для оценки уровня развития

социальных навыков у детей. Это могут быть простые анкеты, где дети

отвечают на вопросы о своих друзьях, об общении с другими детьми и о том,

как они чувствуют себя в коллективе. Эти инструменты позволяют педагогам

получить дополнительную информацию о трудностях, с которыми дети

сталкиваются в установлении дружеских связей.

Примеры вопросов:

"Кто твой лучший друг и почему?"

"Как ты чувствуешь себя, когда играешь с другими детьми?"

"Что ты делаешь, если кто-то из друзей тебя обидел?"

Что оценивать:

Насколько ребенок осознает свои дружеские связи.

Как ребенок описывает процесс общения и его важность.

Как ребенок относится к разрешению конфликтов и сотрудничеству.

Роль педагога:

Педагог может использовать ответы детей для анализа их социальных

навыков и выявления трудностей. Это помогает понять, кто из детей

нуждается в дополнительной поддержке в развитии дружеских отношений.

Регулярное наблюдение за динамикой дружеских связей

Педагогу важно проводить регулярное наблюдение за динамикой дружеских

связей в группе, чтобы отслеживать изменения в поведении детей и

понимать, кто испытывает трудности с дружбой. Например, дети, которые

часто меняют друзей или избегают общения, могут иметь проблемы с

социальной адаптацией. Регулярные наблюдения помогают выявить, у кого

из детей возникают сложности в установлении постоянных связей.

Что наблюдать:

Стабильность или изменчивость дружеских отношений.

Кто из детей часто остается один или меняет партнеров для игры.

Кто часто участвует в конфликтах или наоборот избегает их.

Пример наблюдения:

Один ребенок меняет друзей каждую неделю, никогда не задерживаясь в

одной группе. Это может указывать на трудности в установлении

постоянных дружеских связей.

Роль педагога:

Педагог должен анализировать такие изменения и поддерживать детей в

поиске более устойчивых отношений, предлагая им задачи, где необходимо

длительное сотрудничество и поддержка друг друга.



В раздел образования