Автор: Маслова Маргарита Борисовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Средняя общеобразовательная школа №10
Населённый пункт: г. Реутов
Наименование материала: статья
Тема: «Характерные черты для детей с РАС».
Раздел: дошкольное образование
«Характерные черты для детей с РАС».
Что такое расстройство аутистического спектра?
Расстройство
аутистического
спектра
(далее
РАС)
–
это
нарушение
нервного
развития, характеризующееся проблемами социального взаимодействия, двигательными и
поведенческими стереотипами. Это расстройство встречается все чаще, при этом РАС
диагностируется во всех этнических, расовых и социально-экономических группах.
РАС характеризуется уникальной смесью симптомов, которые зависят от степени
нарушения и того, как именно оно влияет на поведение ребенка.
РАС могут различаться по степени тяжести и по патогенетическим механизмам, что
сильно влияет на клиническую картину, прогноз и социальную адаптацию.
Ранняя диагностика.
Ощущение того, что с ребенком «что-то не то», может возникать у родителей, когда
ребенок еще совсем маленький (до года). Слабость глазного контакта и чрезмерная
фиксация на самом себе являются первыми признаками РАС. До 18 месяцев нельзя
определить, разовьется ли у малыша символическая игра. Очень важные диагностические
критерии при определении РАС по достижении 18 месяцев – указательный жест и
совместное внимание, когда ребенок сам показывает что-то интересное и смотрит в том
же направлении, что и взрослый. Также важно учитывать то, как развивается речь
ребенка.
В 0-1 года необходимо оценить:
Визуальный контакт;
Есть ли ответная улыбка;
Стремится ли ребенок к тактильному контакту;
Реагирует ли ребенок на свое имя;
Лепет;
Использует ли социальные жесты (например, «пока-пока»).
В 1-2 года:
Есть ли у ребенка отдельные слова;
Понимает ли ребенок речь;
Понимает ли жесты;
Указательный жест, совместное внимание (к 18 мес.);
Проявляет ли интерес к другим детям;
Проявляет ли необычные реакции на сенсорные стимулы (закрывание ушей от звуков,
странные привычки в пище, обнюхивание предметов и т.д.);
Двигательные стереотипии (повторяющиеся действия, например, выстраивание кубиков в
ряд).
В 2-3 года:
Произносит ли простую фразу из 2 слов;
Есть ли эхолалии;
Символическая игра;
Наличие стереотипий.
В 3 года:
Направлена ли речь ребенка на общение;
Играет ли с другими детьми;
Может ли пожалеть кого-то (проявления эмпатии);
Оценка мимики и жестов, выражения эмоций;
Реакция на изменения обстановки.
Признаки аутизма в 4 года и старше:
Ребенок понимает речь слишком буквально;
Путает личные местоимения;
Не способен поддерживать дружеские отношения;
Упрямство (ригидность);
Не играет в сюжетные игры (в школу, в доктора, в магазин).
За единичными проявлениями не обязательно стоит диагноз в целом. Важна целостная
клиническая картина. Достоверно диагноз может быть поставлен врачом-психиатром с 2
лет.
Характерные черты детей с РАС:
1.
Нарушение эмоционального контакта в общении с другими людьми. Данная особенность
связана с несколькими механизмами, а именно:
«Социальная агнозия» — расстройство восприятия выражений лица, интонаций
людей. Несмотря на то, что у детей с РАС нет первичных проблем со зрительным
восприятием, они обращаются с окружающими больше, как с объектами, не имея
способности испытывать эмпатию. В исследованиях было установлено, что при
опознании человеческих лиц в мозге ребенка с РАС активируются зоны, отвечающие
за восприятие неодушевленных объектов, в отличие от здоровых людей.
Нарушение «центрального связывания». Вследствие нарушений восприятия дети с
РАС хорошо «ловят» разнообразные мелкие детали, но целостную картину «собрать»
не могут. Именно поэтому они всё воспринимают буквально, не способны воспринять
контекст, уместность поведения в той или иной ситуации, не понимают переносного
смысла и язык жестов.
Расстройство собственной мимики, интонирования речи и экспрессии. Даже если
человек с РАС смог воспринять эмоции другого человека (как правило, базовые
эмоции они могут почувствовать – гнев, страх, радость), установление адекватного
контакта осложняется тем, что ответная реакция со стороны человека с РАС
осложнена. Это связано с дисфункцией премоторных отделов коры головного мозга и
лобно-лимбических
связей.
Вследствие
данных
нарушений
возникает
лицевая
диспраксия (нарушение произвольного управления мимикой) и генерация эмоций.
Мимические и телесные выражения эмоций у таких детей бедны, нечетки и
неадекватны по своему характеру. Речь механистическая (если она есть).
Отсутствие так называемой «модели психического». Дети с РАС не испытывают
затруднений с пониманием непосредственно наблюдаемых физических событий,
однако не способны представить и понять, что чувствует и хочет сделать другой
ребенок или интерпретировать собственные поступки и намерения. Дело в том, что это
явления более высокого репрезентативного порядка, они абстрактные по сравнению с
физическими предметами. Модель психического имеет отношение не только к
осознанию мыслей, но и осознанию тела, а оно, в свою очередь, базируется на схеме
тела (которая происходит из раннего сенсорного опыта ребенка). Поскольку схема и
осознание тела у детей с РАС также нарушены, то физический контакт с другими
людьми (прикосновения, поглаживания, объятия) аналогично затруднен. Такие дети
чаще всего не испытывают потребности в телесном соприкосновении, поскольку не
понимают коммуникативного смысла данных действий. Кроме того, физический
контакт может быть неприятным и болезненным вследствие нарушения сенсорной
обработки тактильных и проприоцептивных (мышечных, сухожильных) сигналов.
2.
Семантико-прагматическое нарушение речи или ее отсутствие. Более половины детей с
РАС либо не говорят, либо говорят очень плохо. В недавних исследованиях было
доказано, что возраст, в котором у ребенка начинает развиваться речь, влияет на тяжесть
проявлений расстройств аутистического спектра и на прогноз относительно того, когда у
ребенка
сформируется
беглая
разговорная
речь.
Признаки семантико-прагматического нарушения:
Трудности связного изложения мыслей (нарушена целостность, «центральное
связывание», о котором упоминалось выше);
Несоответствие использования речи социальному контексту ситуации;
Ограничение в понимании речевых оборотов, сарказма, иронии и шуток,
переносного смысла. Слишком буквальное понимание речи.
Речь не служит для взаимодействия и является эгоцентрической.
У детей очень часто присутствуют эхолалии, в том числе отсроченные, когда
ребенок может механистически воспроизводить целые предложения и диалоги,
например, из мультфильмов. Также для детей характерны замены местоимений
«Я»-«Ты» или упоминание о себе в третьем лице. Они практически не употребляют
указательные жесты.
При этом вербальная память у ребенка с РАС может быть очень хорошей, а
артикуляция – четкой. Сам по себе это пункт не является нарушением, но все эти
моменты относятся к общему синдрому семантико-прагматического нарушения
речи, описывая его целиком.
3.
Дополнительные симптомы, часто сопутствующие расстройству аутистического спектра.
Перечисленные ниже симптомы очень часто отождествляют с РАС, но это неверно, они не
являются специфическими и могут встречаться и при иных нарушениях:
Когнитивная
ригидность,
нарушение
подвижности
психических
процессов,
переключения. Легко заметить, что дети с РАС склонны «застревать» на тех или
иных предметах, зачастую не интересных нормотипичным детям. Эта особенность
связана с дисфункцией префронтальных отделов коры головного мозга и мозжечка.
Дети с РАС часто обнаруживают неприятие каких-либо изменений в своей жизни и
окружающей обстановке. Если что-то нарушилось в привычном укладе, они
пугаются вплоть до состояния паники.
Стереотипное поведение. Дети с РАС могут часами играть с одной и той же
игрушкой, разглядывать один и тот же предмет. Они могут однообразно двигаться
(например, бегать по кругу, раскачиваться, открывать и закрывать дверцы мебели),
повторять одни и те же слова и выражения, совершать воздействия на собственное
тело. С одной стороны, такое поведение содержит сенсорную самостимуляцию,
связанную с нарушением сенсорной обработки. С другой стороны, такие
повторяющиеся действия и ритуалы помогают ребенку с РАС структурировать
реальность для того, чтобы воспринять ее, совершить когнитивную обработку.
Сенсорное своеобразие, а именно гипо- или гиперчувствительность к сенсорным
воздействиям. Очень часто при исследовании процессов обработки стимулов
различной модальности у детей с РАС диагностируется так называемое нарушение
сенсорной интеграции. Такие дети могут впадать в истерику при звуке блендера
или пылесоса, есть несъедобные предметы, проявлять пищевую избирательность,
бояться
качелей
или
наоборот,
часами
на
них
качаться.
Помимо
не
сформированности обработки акустических стимулов у детей с РАС часто
обнаруживаются трудности интеграции проприоцептивных, вестибулярных и
тактильных стимулов.
Нарушение праксиса (диспраксия) – расстройство произвольных движений. Имеет
прямое отношение к расстройству сенсорной обработки, нарушению схемы тела, а
также нарушениям управляющих функций. При РАС нарушаются различные виды
праксиса,
в
том
числе
кинестетический,
динамический,
конструктивный,
мимический. На практике нарушение произвольных движений проявляется
неловкостью,
трудностями
координации,
нерешительностью
в
движениях,
неумением сделать простые моторные действия по своему возрасту (кинуть и
поймать мяч, проехать на велосипеде, вдеть нитку в иголку).
Нарушение проксемии (степени близости в социальном взаимодействии). Дети с
РАС не обладают чувством дистанции, поэтому могут, например, обнюхать
человека, подойти чрезмерно близко, чем позволяет того социальный контекст.
Такое поведение также встречается при других нарушениях, к примеру, у детей с
СДВГ. Другая крайность – полное избегание контакта, в том числе тактильного.
Это как раз специфично для детей с РАС.
Символическая игра, игра «понарошку», с воображаемым объектом у детей с РАС
либо отсутствует, либо развита очень слабо, что становится очевидным к возрасту
18 месяцев. Основой для символической игры служат зрительные представления,
которые
страдают
при
расстройствах
аутистического
спектра.
Поэтому
воображение развивается дисфункционально.