Напоминание

«Характерные черты для детей с РАС».


Автор: Маслова Маргарита Борисовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Средняя общеобразовательная школа №10
Населённый пункт: г. Реутов
Наименование материала: статья
Тема: «Характерные черты для детей с РАС».
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Характерные черты для детей с РАС».

Что такое расстройство аутистического спектра?

Расстройство

аутистического

спектра

(далее

РАС)

это

нарушение

нервного

развития, характеризующееся проблемами социального взаимодействия, двигательными и

поведенческими стереотипами. Это расстройство встречается все чаще, при этом РАС

диагностируется во всех этнических, расовых и социально-экономических группах.

РАС характеризуется уникальной смесью симптомов, которые зависят от степени

нарушения и того, как именно оно влияет на поведение ребенка.

РАС могут различаться по степени тяжести и по патогенетическим механизмам, что

сильно влияет на клиническую картину, прогноз и социальную адаптацию.

Ранняя диагностика.

Ощущение того, что с ребенком «что-то не то», может возникать у родителей, когда

ребенок еще совсем маленький (до года). Слабость глазного контакта и чрезмерная

фиксация на самом себе являются первыми признаками РАС. До 18 месяцев нельзя

определить, разовьется ли у малыша символическая игра. Очень важные диагностические

критерии при определении РАС по достижении 18 месяцев – указательный жест и

совместное внимание, когда ребенок сам показывает что-то интересное и смотрит в том

же направлении, что и взрослый. Также важно учитывать то, как развивается речь

ребенка.

В 0-1 года необходимо оценить:

Визуальный контакт;

Есть ли ответная улыбка;

Стремится ли ребенок к тактильному контакту;

Реагирует ли ребенок на свое имя;

Лепет;

Использует ли социальные жесты (например, «пока-пока»).

В 1-2 года:

Есть ли у ребенка отдельные слова;

Понимает ли ребенок речь;

Понимает ли жесты;

Указательный жест, совместное внимание (к 18 мес.);

Проявляет ли интерес к другим детям;

Проявляет ли необычные реакции на сенсорные стимулы (закрывание ушей от звуков,

странные привычки в пище, обнюхивание предметов и т.д.);

Двигательные стереотипии (повторяющиеся действия, например, выстраивание кубиков в

ряд).

В 2-3 года:

Произносит ли простую фразу из 2 слов;

Есть ли эхолалии;

Символическая игра;

Наличие стереотипий.

В 3 года:

Направлена ли речь ребенка на общение;

Играет ли с другими детьми;

Может ли пожалеть кого-то (проявления эмпатии);

Оценка мимики и жестов, выражения эмоций;

Реакция на изменения обстановки.

Признаки аутизма в 4 года и старше:

Ребенок понимает речь слишком буквально;

Путает личные местоимения;

Не способен поддерживать дружеские отношения;

Упрямство (ригидность);

Не играет в сюжетные игры (в школу, в доктора, в магазин).

За единичными проявлениями не обязательно стоит диагноз в целом. Важна целостная

клиническая картина. Достоверно диагноз может быть поставлен врачом-психиатром с 2

лет.

Характерные черты детей с РАС:

1.

Нарушение эмоционального контакта в общении с другими людьми. Данная особенность

связана с несколькими механизмами, а именно:

«Социальная агнозия» — расстройство восприятия выражений лица, интонаций

людей. Несмотря на то, что у детей с РАС нет первичных проблем со зрительным

восприятием, они обращаются с окружающими больше, как с объектами, не имея

способности испытывать эмпатию. В исследованиях было установлено, что при

опознании человеческих лиц в мозге ребенка с РАС активируются зоны, отвечающие

за восприятие неодушевленных объектов, в отличие от здоровых людей.

Нарушение «центрального связывания». Вследствие нарушений восприятия дети с

РАС хорошо «ловят» разнообразные мелкие детали, но целостную картину «собрать»

не могут. Именно поэтому они всё воспринимают буквально, не способны воспринять

контекст, уместность поведения в той или иной ситуации, не понимают переносного

смысла и язык жестов.

Расстройство собственной мимики, интонирования речи и экспрессии. Даже если

человек с РАС смог воспринять эмоции другого человека (как правило, базовые

эмоции они могут почувствовать – гнев, страх, радость), установление адекватного

контакта осложняется тем, что ответная реакция со стороны человека с РАС

осложнена. Это связано с дисфункцией премоторных отделов коры головного мозга и

лобно-лимбических

связей.

Вследствие

данных

нарушений

возникает

лицевая

диспраксия (нарушение произвольного управления мимикой) и генерация эмоций.

Мимические и телесные выражения эмоций у таких детей бедны, нечетки и

неадекватны по своему характеру. Речь механистическая (если она есть).

Отсутствие так называемой «модели психического». Дети с РАС не испытывают

затруднений с пониманием непосредственно наблюдаемых физических событий,

однако не способны представить и понять, что чувствует и хочет сделать другой

ребенок или интерпретировать собственные поступки и намерения. Дело в том, что это

явления более высокого репрезентативного порядка, они абстрактные по сравнению с

физическими предметами. Модель психического имеет отношение не только к

осознанию мыслей, но и осознанию тела, а оно, в свою очередь, базируется на схеме

тела (которая происходит из раннего сенсорного опыта ребенка). Поскольку схема и

осознание тела у детей с РАС также нарушены, то физический контакт с другими

людьми (прикосновения, поглаживания, объятия) аналогично затруднен. Такие дети

чаще всего не испытывают потребности в телесном соприкосновении, поскольку не

понимают коммуникативного смысла данных действий. Кроме того, физический

контакт может быть неприятным и болезненным вследствие нарушения сенсорной

обработки тактильных и проприоцептивных (мышечных, сухожильных) сигналов.

2.

Семантико-прагматическое нарушение речи или ее отсутствие. Более половины детей с

РАС либо не говорят, либо говорят очень плохо. В недавних исследованиях было

доказано, что возраст, в котором у ребенка начинает развиваться речь, влияет на тяжесть

проявлений расстройств аутистического спектра и на прогноз относительно того, когда у

ребенка

сформируется

беглая

разговорная

речь.

Признаки семантико-прагматического нарушения:

Трудности связного изложения мыслей (нарушена целостность, «центральное

связывание», о котором упоминалось выше);

Несоответствие использования речи социальному контексту ситуации;

Ограничение в понимании речевых оборотов, сарказма, иронии и шуток,

переносного смысла. Слишком буквальное понимание речи.

Речь не служит для взаимодействия и является эгоцентрической.

У детей очень часто присутствуют эхолалии, в том числе отсроченные, когда

ребенок может механистически воспроизводить целые предложения и диалоги,

например, из мультфильмов. Также для детей характерны замены местоимений

«Я»-«Ты» или упоминание о себе в третьем лице. Они практически не употребляют

указательные жесты.

При этом вербальная память у ребенка с РАС может быть очень хорошей, а

артикуляция – четкой. Сам по себе это пункт не является нарушением, но все эти

моменты относятся к общему синдрому семантико-прагматического нарушения

речи, описывая его целиком.

3.

Дополнительные симптомы, часто сопутствующие расстройству аутистического спектра.

Перечисленные ниже симптомы очень часто отождествляют с РАС, но это неверно, они не

являются специфическими и могут встречаться и при иных нарушениях:

Когнитивная

ригидность,

нарушение

подвижности

психических

процессов,

переключения. Легко заметить, что дети с РАС склонны «застревать» на тех или

иных предметах, зачастую не интересных нормотипичным детям. Эта особенность

связана с дисфункцией префронтальных отделов коры головного мозга и мозжечка.

Дети с РАС часто обнаруживают неприятие каких-либо изменений в своей жизни и

окружающей обстановке. Если что-то нарушилось в привычном укладе, они

пугаются вплоть до состояния паники.

Стереотипное поведение. Дети с РАС могут часами играть с одной и той же

игрушкой, разглядывать один и тот же предмет. Они могут однообразно двигаться

(например, бегать по кругу, раскачиваться, открывать и закрывать дверцы мебели),

повторять одни и те же слова и выражения, совершать воздействия на собственное

тело. С одной стороны, такое поведение содержит сенсорную самостимуляцию,

связанную с нарушением сенсорной обработки. С другой стороны, такие

повторяющиеся действия и ритуалы помогают ребенку с РАС структурировать

реальность для того, чтобы воспринять ее, совершить когнитивную обработку.

Сенсорное своеобразие, а именно гипо- или гиперчувствительность к сенсорным

воздействиям. Очень часто при исследовании процессов обработки стимулов

различной модальности у детей с РАС диагностируется так называемое нарушение

сенсорной интеграции. Такие дети могут впадать в истерику при звуке блендера

или пылесоса, есть несъедобные предметы, проявлять пищевую избирательность,

бояться

качелей

или

наоборот,

часами

на

них

качаться.

Помимо

не

сформированности обработки акустических стимулов у детей с РАС часто

обнаруживаются трудности интеграции проприоцептивных, вестибулярных и

тактильных стимулов.

Нарушение праксиса (диспраксия) – расстройство произвольных движений. Имеет

прямое отношение к расстройству сенсорной обработки, нарушению схемы тела, а

также нарушениям управляющих функций. При РАС нарушаются различные виды

праксиса,

в

том

числе

кинестетический,

динамический,

конструктивный,

мимический. На практике нарушение произвольных движений проявляется

неловкостью,

трудностями

координации,

нерешительностью

в

движениях,

неумением сделать простые моторные действия по своему возрасту (кинуть и

поймать мяч, проехать на велосипеде, вдеть нитку в иголку).

Нарушение проксемии (степени близости в социальном взаимодействии). Дети с

РАС не обладают чувством дистанции, поэтому могут, например, обнюхать

человека, подойти чрезмерно близко, чем позволяет того социальный контекст.

Такое поведение также встречается при других нарушениях, к примеру, у детей с

СДВГ. Другая крайность – полное избегание контакта, в том числе тактильного.

Это как раз специфично для детей с РАС.

Символическая игра, игра «понарошку», с воображаемым объектом у детей с РАС

либо отсутствует, либо развита очень слабо, что становится очевидным к возрасту

18 месяцев. Основой для символической игры служат зрительные представления,

которые

страдают

при

расстройствах

аутистического

спектра.

Поэтому

воображение развивается дисфункционально.



В раздел образования