Напоминание

Управление процессом формирования УУД на уроках биологии


Автор: Уразгильдина Гульнар Наилевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 129"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: Управление процессом формирования УУД на уроках биологии
Раздел: среднее образование





Назад




1
Управление процессом формирования УУД на уроках биологии
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний , умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную жизненную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. По сути происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями. Этот переход обусловлен сменой ценностных ориентиров образования. Ценностные ориентиры образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают целевые установки системы образования: • формирование основ гражданской идентичности личности, • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества, • развитие ценностно- смысловой сферы личности, • развитие умения учиться, • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности. Принципиальным отличием этих стандартов является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Происходит смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний – РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности» Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности. В соответствии со Стандартом осуществляется :  становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;  формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;  духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;  укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. В качестве методологической основы стандартов общего образования выбран системно-деятельностный подход. Деятельностный подход − позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности. Системно-деятельностный подход − деятельностный подход, основывающийся на общих законах теории деятельности. Он базируется на теоретических положениях концепций Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова.
2 Системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. Через него мы дадим ребёнку «перпетууммобиле» развития, стремясь научить ребёнка учиться, а не превращать его в славного хомяка, который держит запас знаний, умений и навыков в своих защёчных пазухах. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: • Принцип деятельности • Принцип непрерывности • Принцип целостности • Принцип психологической комфортности • Принцип вариативности • Принцип творчества Принцип
деятельности
- заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному и успешному формированию универсальных учебных действий, а также его общекультурных и деятельностных способностей. Принцип
непрерывности
– означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. Принцип
целостности
– предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). П р и н ц и п
психологической

комфортности
– п р е д п о л а г а е т с н я т и е в с е х стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. Принцип
вариативности
– предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. Принцип
творчества
– означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Принцип
минимакса
– заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). Собственная учебная деятельность придаёт образовательному процессу личностный характер, усиливает личностную составляющую системно-деятельностного подхода, то есть реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Недаром китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и
формирования универсальных способов учебных и познавательных действий.
Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает
умение

учиться,
т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
3 В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как
совокупность способов действия учащегося
(а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний,
Личностные УУД:
 внутренняя позиция;  мотивация;  нравственно-этическая оценка.
Регулятивные УУД:
 целеполагание;  планирование;  прогнозирование;  контроль;  коррекция;  оценка;  волевая саморегуляция.
Познавательные УУД
 общеучебные  логические  постановка и решение проблем
Общеучебные
 Смысловое чтение  Выделение познавательной цели  Поиск информации  Структурирование знаний  Выбор способов решения задач  Решение проблем  Контроль и оценка процесса  знаково-символические действия  моделирование  преобразование модели
Логические
 Анализ объектов с целью выделения  признаков (существенных, несущественных).  Синтез – составление целого из частей.  Выбор оснований и критериев для сравнения,  классификации.  Подведение под понятие, выведение  следствий.  Установление причинно-следственных связей.  Построение логической цепи рассуждений.  Доказательство.  Выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД
 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками  постановка вопросов  разрешение конфликтов  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  управление поведением партнёра Формы применения УУД на уроках биологии.
4  Работа с текстом учебника. 1) Выделение существенного, главного (например, значение вирусов). 2) Смысловая группировка (например, сгруппировать мышцы скелета по отделам) 3) Составление планов 4) Составление схем, графиков 5) Формулировка выводов (при выполнении лабораторных и практических работ). 6) Чтение - поиск (ответить на вопросы в конце параграфа). 7) Составление вопросов 8) Описание биологических объектов (инфузория).  Работа учащихся в группах: 1) Решение биологических, экологических задач (причины экологических катастроф в разных регионах Земли, альтернативные источники энергии, составление договора «О правах природы»). 2) Выполнение лабораторных и практических работ. 3) Сравнение биологических объектов (естественный и искусственный биогеоценоз). 4) Описание видов по морфологическому критерию (растения, животные). 5) Веселая эстафета 6) Составление проектов Работа с тестами помогают осуществлять познавательную учебную деятельность 1) Биологический диктант. 2) Задания с одним или несколькими правильными ответами. 3) Задание на соответствие. 4) Задание на последовательность биологических явлений, структур. 5) Графический диктант. Таким образом, формирование УУД при изучении курса биологии в основной школе, позволит подготовить обучающихся к восприятию системной организации живой природы в средней (полной) школе на более глубоком уровне, к самостоятельной познавательной деятельности, к применению знаний в практической, измененной и новой ситуациях и получить более высокие результаты по ЕГЭ.


В раздел образования