Напоминание

Морфемика. Окончание и основа слова.


Автор: Васильева Светлана Степановна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 20"
Населённый пункт: Чебоксары
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Морфемика. Окончание и основа слова.
Раздел: среднее образование





Назад




РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ: "МОРФЕМИКА. ОКОНЧАНИЕ И

ОСНОВА СЛОВА. 5 КЛАСС"

Цель урока:

Познакомить

учащихся

с

понятием

морфемики,

основой

и

окончанием слова.

Развить навыки нахождения основы и окончания в словах.

Формировать умение анализировать слова по составу.

Задачи урока:

Объяснить понятие "основа" и "окончание" в словах.

Научить выделять основу и окончание в разных частях речи.

Развивать навыки определения морфемного состава слова.

Повторить и закрепить правила работы с морфемами.

Оборудование:

Таблицы, схемы, карточки с заданиями.

Мультимедийная презентация (при наличии).

Ход урока:

I. Организационный момент (2 минуты)

Приветствие.

Подготовка

класса

к

работе

(проверка

наличия

тетрадей,

учебников).

II. Актуализация знаний (5 минут)

Вопросы для учащихся:

Что такое слово?

Какие

части

слова

вы

знаете?

(Основные

ответы:

корень,

приставка, суффикс, окончание).

Введение в тему урока.

"Сегодня на уроке мы будем изучать два важнейших элемента

в составе слова: основу и окончание. Мы узнаем, как правильно

их находить и отличать."

III. Изучение нового материала (15 минут)

Пояснение нового материала:

Основа слова — это та часть слова, которая остается неизменной в

разных формах (например, в слове "книга" основа — "книг").

Окончание

это

изменяемая

часть

слова,

которая

зависит

от

грамматического значения (например, в слове "книги" окончание — "и").

Примеры на доске:

Пишем на доске несколько слов: "лес", "стол", "учитель".

Объясняем: "В этих словах основа не меняется, а окончания будут

зависеть от грамматической формы, в которой слово употребляется."

Схема "Состав слова":

Поделить слова на части: корень, приставка, суффикс, окончание.

Пример: "работник" (основа: работ-, окончание: -ник).

Определение основы и окончания:

Пример: "берёза", "бежит", "книга", "собаки" — анализируем каждое

слово, выделяя основу и окончание.

IV. Закрепление материала (10 минут)

Упражнение 1:

Раздать

карточки

с

различными

словами,

попросить

учеников

выделить

основу

и

окончание.

Примеры

слов:

"обруч",

"полет",

"пришёл", "читаем".

Ответы:

"обруч"

основа

"обруч",

окончание

"0"

(существительное

в

именительном падеже).

"полет" — основа "полет", окончание "0".

"пришёл" — основа "пришл", окончание "-ёл".

"читаем" — основа "чит", окончание "-аем".

Упражнение 2:

Работать с текстом. Ученики читают короткий текст и выделяют в нём

слова, разбивая их на морфемы (основа + окончание).

V. Подведение итогов урока (5 минут)

Вопросы:

Как определить основу слова?

Что такое окончание? Как его найти в слове?

Можете ли вы привести примеры слов с разными окончаниями?

VI. Домашнее задание (3 минуты)

Задание: Найти и записать 10 слов, выделяя основу и окончание.

Пример: "школа" — основа "школ", окончание "0".

Примечание:

На уроке важно повторить правила морфемного анализа слов, чтобы

ученики лучше понимали структуру языка и грамматические изменения

в словах.



В раздел образования