Автор: Москалева Галина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа 218
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание как необходимая сторона развития дошкольника в условиях ДОУ.
Раздел: дошкольное образование
Москалева Галина Владимировна.
Москва.
ГБОУ школа 218.
Патриотическое
воспитание
как
необходимая
сторона
развития
дошкольника в условиях ДОУ.
Добрый день всем педагогам и родителям, всем читателям моей статьи,
позвольте представиться, я Москалева Галина Владимировна, педагог с
многолетним стажем, работаю в ГБОУ школа номер 218, воспитателем в
дошкольном отделении, и моя деятельность играет большую роль в
патриотическом воспитании нашего подрастающего поколения. Почему это
необходимо сегодня?
Федеральные государственные образовательные стандарты подчеркивают
упрямую необходимость укрепления процесса патриотического воспитания у
дошкольников. В этом периоде дети очень любознательны, отзывчивы,
восприимчивы. Они легко отвечают на различные предложения, искренне
испытывают сочувствие и сострадание.
Для нас – воспитателей, это время благоприятное, поскольку открывается
широкий потенциал для систематической и последовательной нравственной
подготовки детей. В этом возрасте формируются духовные скрепы ребенка,
его эмоции, ощущения, мышление и процессы социальной адаптации.
Начинается осознание своего Я в мире окружающем мире. Именно данный,
дошкольный этап человеческой жизни, является наиболее подходящим для
воздействия эмоционального и психологического воздействия, так как
образы, формируемые в этом возрасте, являются очень яркими и сильными,
сохраняются в памяти долгое время, а порой и на протяжении всей жизни.
Это играет очень важную роль в формировании патриотического воспитания.
Патриотическое
воспитание
детей
–
основа
формирования
будущего
гражданина. Педагогические принципы всем известны, например, любовь к
Родине. Любовь начинается с теплых отношений к самым близким людям: к
матери, отцу, деду, бабушке, и с привязанностью к своему дому, улице, где
живет малыш, детском саду, школам и городам.
Патриотическое воспитание и патриотизм.
Патриотизм - это любовь к Родине, вера в Отечество, желание служить его
интересам, готовность защитить его, даже жертвуя своей жизнью.
Патриотическое воспитание является систематической, целенаправленной
работой органов государственной власти и общественной организации,
направленной
на
образование
у
граждан
всех
возрастов
высоких
патриотических чувств и чаяний.
Верность в свое Отечество, готовность выполнять гражданские обязанности
и Конституционные обязанности, защищать интересы Родины, являются
основой концепции патриотического воспитания самых юных граждан РФ.
В основные задачи воспитания патриотизма дошкольников входят:
- Развивать любовь к родным краям, осознавать принадлежность к родным
домам, семьям, детским садам и городам.
- формирование духовных и нравственных взаимоотношений.
- Развивать любовь к культурному наследию своих народов.
- Толерантность к национальным особенностям.
- формирование чувства своего достоинства в качестве представителя своих
народов.
- уважительное отношение к другим народам, родным, родителям и соседям.
В систему патриотического воспитания детей входит:
- Объяснение предметов ближайшей среды.
-
Повышение
уважения
к
трудовому
народу,
предметам
народного
творчества и художественным произведениям народов РФ;
- Знание людей, прославивших Россию,
- Знакомство с людьми разных национальностей и профессий;
- Образование дружбы с другими народами.
- ознакомление с общественными явлениями.
- формирование чувства соприкосновенности с жизнью государства через
праздничные дни и праздничные дни.
- бережное отношение ко всему, созданному человеком.
- воспитание любви к Родине и родному краю, ознакомление с символами
государства,
городскими
достопримечательностями
и
архитектурными
памятниками.
- Ознакомиться с природой родного края, воспитать любовь к ней.
- Развивать бережное отношение к природе, учить осознавать необходимость
трудового участия в охране природы.
В число форм работы патриотического воспитания входят:
- Создать развивающую среду для патриотического воспитания граждан.
- Тематическое занятие и обсуждение культуры Родины, родного города и ее
природы;.
- Чтение детских книг по патриотическим темам, подбор песен и стихов для
ознакомления, просмотр кинофильмов и телевизионных передач для детей и
целенаправленные игры.
- Сотрудничество с родителями, социумом, путем экскурсий в город, район,
посещения музеев, выставочных заведений.
В процессе воспитания нравственного и патриотического характера важно
приводить примеры взрослых людей, в особенности близких. На примерах
жизни старших родственников семьи, например, дедушек и бабушек,
которые участвовали в войне, фронте и труде, необходимо привить детям
важные представления о «долге перед Родиной», «любови к Родине»,
«ненависти к врагам», «трудовых подвигах» и других.
Очень важно, чтобы ребёнок понял, что достижение победы было достигнуто
благодаря любови к своему государству. Родина почитает своих Героев,
которые отдавали жизнь благополучию народа, имена их увековечены
названиями городов, улиц, площадей, а памятники возводятся в честь них.
Продолжение этой работы – знакомство детей со всеми городами Российской
Федерации, столицей Российской Федерации, гимном, флагом и гербом
страны. Нельзя полагать, что любовь к семье означает автоматически
привлечение любви к родине.
Впрочем, бывает, что привязанность к родному дому сочетается в
равнодушии к судьбе государства, а порой даже в предательстве оного.
Таким образом, важно детям как можно скорее увидеть «гражданский образ»
своей семьи. Они знают, за что дед и бабушка получили медали? Они знают
известных предков?
Ребенок должен быть ознакомлен с современной жизнью своей Родины.
Примеры
трудового
достижения
людей,
которые
совершаются
ради
благосостояния, славы и благополучия страны, традиции, прививающие
педагогам детей, помогают осознать, что патриотическое чувство - чувство,
которое проявляется каждый день, и должно проявляться.
Исторические знания играют важную роль в формировании патриотических
чувств. Обращение в литературу и искусство прошлого времени, как и в
историю - это обращение к наследию народа своего. Только любящий,
ценящий
и
уважающий
накопленный
и
сохраненный
предыдущим
поколением
исторический
богатый
человек
может
стать
настоящим
патриотом.
Так как мы уже с вами говорили выше, что патриотическое воспитание это
процесс разносторонний, роль семьи, несомненно, является одной из
главенствующих в данном вопросе, но и роль образовательного учреждения,
которое посещает ребенок, должна вносить немалую лепту в его развитие.
Поэтому мной задуман дополнительный к основной программе курс «Мы –
Россия, Мы – Едины!», который является патриотическим кружком в рамках
дошкольного образовательного учреждения. Мною составлена обширная
образовательная
программа
на
весь
учебный
год,
благодаря
чему
патриотическое воспитание наших дошколят будет всегда неотъемлемой
частью всего педагогического процесса в течение посещения детьми ДОУ.